Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зебзеев В.В., Прокопьев Н.Я., Зданович О.С., Козырева А.П.

Цель исследования - разработка методики управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье с использованием информационно-коммуникативной среды. Результаты исследования и выводы. Разработана методика управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье на основе информационно-коммуникативной среды, реализуемая в рамках концептуального блока, определяющего теоретико-методические основания управления многолетней спортивной тренировкой, диагностического блока, позволяющего определять текущий уровень подготовленности спортсменов и особенности их морфофункционального и физического развития, блока управленческих воздействий, направленного на принятие решений тренером о целесообразности внесения изменения в действующий план спортивной подготовки и тренировочную программу лыжников-двоеборцев, контрольного блока, оценивающего эффективность предложенных тренером педагогических воздействий в системе этапной многолетней подготовки лыжников-двоеборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зебзеев В.В., Прокопьев Н.Я., Зданович О.С., Козырева А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE TRAINING OF A SPORTS RESERVE IN NORDIC COMBINED IN THE CONDITIONS INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Objective of the study was to develop a methodology for managing the training of a sports reserve in Nordic combined with the use of an information and communication environment. Results and conclusions. A technique for managing the training of a sports reserve in Nordic combined based on an information and communication environment has been developed, implemented within the framework of a conceptual block that determines the theoretical and methodological foundations for managing long-term sports training, a diagnostic block that allows determining the current level of preparedness of athletes and features from morphofunctional and physical development, a block managerial influences aimed at making decisions by the coach on the advisability of making changes to the current plan of sports training and the training program of Nordic skiers, a control block that evaluates the effectiveness of the pedagogical influences proposed by the coach in the system of staged long-term training of Nordic skiers.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ»

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ

УДК/UDC 796.925

Поступила в редакцию 15.12.2022 г.

Информация для связи с автором: pro_nir@chgafkis.ru

Доктор педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1- 2 Доктор педагогических наук, профессор Н.Я. Прокопьев3 Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Зданович1 А.П. Козырева1 1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород 3Тюменский государственный университет, Тюмень

MANAGING THE TRAINING OF A SPORTS RESERVE IN NORDIC COMBINED IN THE CONDITIONS INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Dr. Hab., Associate Professor V.V. Zebzeyev1- 2 Dr. Hab., Professor N.Ya. Prokopiev3 PhD, Associate Professor O.S. Zdanovich1 A.P. Kozyreva1

Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky 2National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

3University of Tyumen, Tyumen

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - разработка методики управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье с использованием информационно-коммуникативной среды.

Результаты исследования и выводы. Разработана методика управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье на основе информационно-коммуникативной среды, реализуемая в рамках концептуального блока, определяющего теоретико-методические основания управления многолетней спортивной тренировкой, диагностического блока, позволяющего определять текущий уровень подготовленности спортсменов и особенности их морфофункционального и физического развития, блока управленческих воздействий, направленного на принятие решений тренером о целесообразности внесения изменения в действующий план спортивной подготовки и тренировочную программу лыжников-двоеборцев, контрольного блока, оценивающего эффективность предложенных тренером педагогических воздействий в системе этапной многолетней подготовки лыжников-двоеборцев.

Ключевые слова: методика, управление, подготовка спортивного резерва, информационно-коммуникативная среда, лыжное двоеборье.

Abstract

Objective of the study was to develop a methodology for managing the training of a sports reserve in Nordic combined with the use of an information and communication environment.

Results and conclusions. A technique for managing the training of a sports reserve in Nordic combined based on an information and communication environment has been developed, implemented within the framework of a conceptual block that determines the theoretical and methodological foundations for managing long-term sports training, a diagnostic block that allows determining the current level of preparedness of athletes and features from morphofunctional and physical development, a block managerial influences aimed at making decisions by the coach on the advisability of making changes to the current plan of sports training and the training program of Nordic skiers, a control block that evaluates the effectiveness of the pedagogical influences proposed by the coach in the system of staged long-term training of Nordic skiers.

Keywords: methodology, management, sports reserve training, information and communication environment, Nordic combined.

Введение. Анализ теоретических материалов и обобщение практического опыта позволили выявить проблему недостаточной информатизации подготовки спортивного резерва в лыжном двоеборье [1-3]. Установленные особенности подготовки лыжников-двоеборцев обусловили необходимость их учета при разработке информационно-коммуникативной среды (далее - ИКС) в целях объективного сбора, обработки, хранения и аналитики данных о подготовленности для выявления наиболее перспективных и талантливых спортсменов на каждом этапе многолетнего

становления спортивного мастерства. ИКС была разработана научными сотрудниками и инженерами-программистами вуза в рамках соответствующей НИР в рамках государственного задания, утвержденного Министерством спорта Российской Федерации, ЧГАФКиС.

Однако только создание ИКС без соответствующей методики, основанной на системных контрольно-мониторинговых обследованиях и внесении изменений в тренировочный план и программу лыжников-двоеборцев, не может обеспечить ее интеграцию и эффективную реализацию в условиях этапной

24

http://www.teoriya.ru

№2 • 2023 Февраль | February

многолетней подготовки спортивного резерва в лыжном двоеборье.

Цель исследования - разработка методики управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье с использованием ИКС.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты наших предыдущих исследований [1], связанных с информатизацией спортивной подготовки лыжников-двоеборцев, создали благоприятные возможности для разработки методики управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье на основе информационно-коммуникативной среды (далее - ИКС), которая схематично представлена на рисунке.

Содержание методики состояло из ключевых блоков: концептуального, диагностического, управленческих воздействий и контрольного. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Концептуальный блок. В содержание данного блока методики вошли ключевые методологические компоненты исследования: цель, задачи, научно-методологические подходы и организационно-методические принципы. В целом, концептуальное содержание методики задает направление ее реализации в спортивной подготовке лыжников-двоеборцев.

Диагностический блок. Программа диагностики и контроля основана на научном потенциале лаборатории ЧГАФКиС, которая располагает современным оборудованием для проведения системных исследований в области генетики, биоимпе-дансометрии, спортивной биомеханики, тензодинамометрии, эргометрии, физиологии и психологии, а также обобщения практического опыта педагогического тестирования спортсменов в лыжном двоеборье [2].

Раздел программы контроля «Генетическая предрасположенность» реализовывался в двух направлениях: первое свя-

Схема методики управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье на основе информационно-коммуникативной среды

зано с определением у спортсмена потенциала к достижению высоких результатов в лыжном двоеборье, второе - с выявлением особенностей питания. Генетическая предрасположенность к успеху в лыжном двоеборье проводится в форме этапного контроля только для занимающихся на этапе начальной подготовки. Исследование предрасположенности к усвоению продуктов питания проводится также в форме этапного контроля, однако эта возможность предоставляется спортсменам любого возраста и квалификации.

Раздел контроля «Морфология» связан с использованием инструментальных методик: морфологического сканера Ап^сап и анализатора состава тела InBody. Определение антропометрических показателей проводится в форме этапного контроля для двоеборцев всех этапов многолетней спортивной подготовки. Однако применение биоимпедансометрии осуществляется дифференцированно в зависимости от этапа спортивной подготовки.

Раздел «Физическая подготовленность» включает в себя два направления, оценивающих показатели общей и специальной физической подготовленности лыжников-двоеборцев. Для проведения обследования спортсменов общефизической направленности используются педагогическое тестирование с апробированной батарей контрольных испытаний и изоки-нетический динамометр ВЫех, которые проводятся в форме этапного контроля. При этом изокинетический динамометр применяется только при обследовании спортсменов, начиная с тренировочного этапа. При проведении обследований специальной физической направленности педагогическое тестирование осуществляют в форме этапного контроля для спортсменов всех этапов спортивной подготовки, а тензоди-намометрия реализуется в подготовке спортсменов на завершающих этапах в форме текущего и этапного контроля.

Раздел «Техническая подготовленность» также включает в свое содержание два крупных направления, связанных с определением прыжковой и лыжегоночной подготовленности. Диагностика технической подготовленности реализуется с помощью биомеханического анализа движений спортсменов при выполнении ими специальных или соревновательных упражнений, который в полевых условиях проводится в формах текущего и этапного контроля посредством компьютерной системы видеоанализа движений, позволяющей изучать угловые и пространственно-временные характеристики спортсменов без возрастных ограничений.

Раздел «Функциональная подготовленность» также связан с реализацией контроля по двум трекам: первый - ориентирован на диагностику деятельности кардиореспираторной системы организма спортсменов, второй - оценивает работу нервно-мышечной системы. Оценка функционирования кар-диореспираторной системы осуществляется с использованием методов эргометрии и газоанализа в этапной форме контроля для спортсменов, тренирующихся на тренировочном этапе и старше.

Раздел программы контроля «Психологическая подготовленность» проводится посредством диагностики индивидуально-психологических свойств личности в форме этапного контроля без возрастных ограничений к спортсменам.

Раздел «Соревновательная деятельность» состоит из двух ключевых направлений, оценивающих прыжковую часть соревнований и лыжегоночную. Оба направления этого раздела контролируются с помощью метода оценки соревновательной деятельности в форме текущего и этапного контроля для спортсменов на каждом этапе спортивной подготовке.

Учитывая запросы тренеров и спортсменов по лыжному двоеборью, в программном обеспечении ИКС был предусмотрен и реализован целый раздел управления подготовкой спортивного резерва в лыжном двоеборье на основе занесе-

№2 • 2023 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

ния информации о результатах научных обследований спортсменов в модуль информационной базы данных, который состоял из специальных подмодулей, полностью соответствовавших разделам программы диагностики и контроля, позволяя накапливать сведения о генетической предрасположенности, морфологических особенностях строения тела, физической, технической, функциональной, психологической подготовленности и соревновательной деятельности, характеризуя обе спортивные дисциплины лыжного двоеборья: прыжки на лыжах с трамплина и лыжную гонку.

Блок управленческих воздействий. Управление спортивной подготовкой во многом осуществляется посредством заранее составленного плана и разработанной тренировочной программы, учитывающей возраст, пол, период годичного цикла, этап спортивной подготовки, а также сроки и место проведения главных, отборочных и контрольных соревнований [4, 5].

Результаты диагностики и контроля за подготовленностью лыжников-двоеборцев являются одним из оснований для внесения изменений в предложенный тренером план спортивной подготовки. Обобщение практического опыта научно-методического сопровождения спортивной подготовки двоеборцев показало, что после изучения и анализа результатов обследований спортсменов тренер может принять следующие управленческие решения: продолжить реализацию первоначально предложенного плана и тренировочной программы без внесения изменений; осуществить коррекцию предложенного плана и тренировочной программы; полностью отказаться от предложенного плана и тренировочной программы и разработать новые.

Контрольный блок являлся заключительным компонентом экспериментальной методики. Содержание данного блока было идентично содержанию диагностического блока, поскольку применялись одинаковые средства, методы, процедуры и формы контроля. Разница заключалось в том, что в диагностическом блоке спортсмены выполняли первое обследование для выявления текущего уровня подготовленности (в соответствии с разработанным планом), тогда как заключительное обследование двоеборцев проводилось с целью контроля эффективности предложенного тренером плана подготовки (с учетом внесения изменений) и относилось к контрольному блоку. После сравнения результатов спортсменов

в начале и конце педагогических воздействий с использованием ИКС тренер принимал решение о целесообразности продолжения тренировочного процесса по реализуемому плану.

Вывод. Разработанная научными работниками и специалистами ЧГАФКиС система преемственных контрольно-мониторинговых обследований подготовленностей лыжников-двоеборцев создала благоприятные условия для проведения селекции и спортивного отбора двоеборцев из числа спортивного резерва с целью определения занимающихся, обладающих действительно высоким потенциалом и большими задатками к достижению спортивного успеха в лыжном двоеборье на каждом этапе многолетней спортивной подготовки.

Литература

1. Зданович О.С. Модель научно-методического сопровождения подготовки спортивного резерва в зимних видах спорта / О.С. Зданович, В.В. Зебзеев // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 3. - С. 82-84.

2. Зебзеев В. В. Система педагогического контроля в лыжном двоеборье: монография. - Пермь: От и До, 2020. -182 с.

3. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г. А. Сергеев, А. А. Злыднев, А. А. Яковлев и др. - СПб.: НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта [б.и.], 2013. 132 с.

References

1. Zdanovich O.S., Zebzeev V.V. Model nauchno-metodicheskogo sopro-vozhdeniya podgotovki sportivnogo rezerva v zimnikh vidakh sporta [Model of scientific and methodological support for the preparation of a sports reserve in winter sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 3. pp. 82-84.

2. Zebzeev V.V. Sistema pedagogicheskogo kontrolya v lyzhnom dvoye-borye [Pedagogical control system in Nordic combined]. Perm: Ot i Do publ., 2020. 182 p.

3. Sergeev G.A., Zlydnev A.A., Yakovlev A.A. et al. Metodika razrabotki kompleksnykh tselevykh programm podgotovki regionalnykh sbornykh komand kvalifitsirovannykh sportsmenov na chetyrekhletniy tsikl podgotovki (na primere lyzhnikov-dvoyebortsev RF) [Methodology for the development of complex target programs for the training of regional teams of qualified athletes for a four-year training cycle (on the example of Nordic skiers of the Russian Federation)]. St. Petersburg: NGUFKSiZ im. P.F. Lesgafta [b.i.], 2013. 132 p.

4. McGuigan M. Monitoring training and performance in athletes Champaign. IL: Human Kinetics. 2017. 254 p.

5. Myakinchenko E.B., Kriuchkov A.S., Adodin N.V., Dikunets M.A., & M.P. Shestakov One-year periodization of training loads of Russian and Norwegian elite cross-country skiers. Journal of Human Sport and Exercise. 2020. 16 (3). pp. 1-10.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ЧЕРНОВ И.В. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ) / И.В. ЧЕРНОВ, Р.В. РЕВУНОВ. - 2-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2023. - 104 С. - ISBN 978-5-507-45905-6.

Учебное пособие разработано в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО). В теоретическом разделе представлена методика организации учебного процесса по физической культуре в соответствии с требованиями обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ФГОС СПО. В практической части отражены планы-конспекты занятий по физической культуре как дополнительные виды спорта (на примере тяжелой атлетики). Также в учебном пособии рассмотрены вопросы организации работы спортивного клуба. Издание предназначено для преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений, тренеров, спортсменов.

26

http://www.teoriya.ru

№2 • 2023 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.