Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL CONTROL / STABILOMETRY / MODEL CHARACTERISTICS / SKI JUMPING / NORDIC COMBINED / MULTI-YEAR ATHLETIC TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / СТАБИЛОМЕТРИЯ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА / ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ / МНОГОЛЕТНЯЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зебзеев В.В., Зданович О.С., Баринов М.В., Жарушкина Э.К.

Цель исследования - разработка модельных характеристик для прыгунов с трамплина и лыжников-двоеборцев различных этапов многолетней спортивной подготовки на основе анализа стабилометрических показателей. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 189 прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев различного возраста, пола и квалификации, представлявших разные этапы многолетней спортивной подготовки. Для определения стабилометрических показателей использован стабилоанализатор с биологической обратной связью «Стабилан-01-02». Исследование проводилось с 10 по 15 июня 2019 г. на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А.А. Данилова ФГБОУ ВО «ЧГИФК». Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показателя «качество функции равновесия» продемонстрировал, что у спортсменов, имевших результаты КФР в пробе с открытыми глазами, выше, чем в пробе с закрытыми, преобладает влияние зрительного анализатора при освоении двигательных действий. Если результаты КФР у спортсменов в пробе с закрытыми глазами выше, чем с открытыми, то данный факт свидетельствует о преобладании сенсомоторного анализатора. Исследование результатов коэффициента резкого изменения направления движения позволяет судить о влиянии различных анализаторов на экономичность движений прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев. Изучение изменений коэффициента Ромберга позволило определить степень влияния зрительного анализатора на сохранение равновесия спортсменами во время движений. Для повышения качества интерпретации результатов стабилометрических исследований в спортивной подготовке прыгунов с трамплина и лыжного двоеборья были определены модельные характеристики качества функции равновесия, коэффициента резкого изменения направления движения и коэффициента Ромберга. Системное применение результатов стабилометрических измерений в спортивной подготовке прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев позволяет получить информацию о преимущественном влиянии различных анализаторов каждого спортсмена на освоение сложных двигательно-координационных действий, которые могут быть использованы тренерами для коррекции индивидуального тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зебзеев В.В., Зданович О.С., Баринов М.В., Жарушкина Э.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical control over stabilometric indicators in ski jumping and Nordic Combined

Objective of the study was to develop model characteristics for ski jumpers and Nordic combined skiers at various stages of multi-year athletic training based on the analysis of the stabilometric indicators. Methods and structure of the study. The study involved 189 ski jumpers and Nordic combined skiers of various ages, sexes and skill levels, representing different stages of multi-year athletic training. Their stabilometric indicators were obtained by means of the stabilographic analyzer "Stabilan 01-02". The study was conducted from June 10 to June 15, 2019 at the premises of the Federal Training Center for Winter Sports "Snezhinka" at FSBEI HE Tchaikovsky State Institute of Physical Culture. Results of the study and conclusions. The analysis of the equilibrium function quality revealed that in the athletes, whose rates of the equilibrium function quality in the test with eyes open were higher than those in the test with eyes closed, it was the visual analyzer that predominated when mastering motor actions. The higher equilibrium function quality in the test with eyes closed indicated the predominance of the sensorimotor analyzer. The study of the coefficient of a sharp change in the direction of movement suggested that the economic cost of movement in ski jumping and biathlon was affected by various analyzers. The analysis of the dynamics of changes in the Romberg coefficient made it possible to determine the degree of influence of visual analyzer on equilibrium function quality of the athletes during movements. In order to improve the quality of interpretation of the stabilometric rates of the ski jumpers and Nordic combined skiers, we determined the model characteristics of equilibrium function quality, coefficient of a sharp change of direction and Romberg coefficient. The systematic application of the results of stabilometric measurements in the process of sports training of ski jumpers and Nordic combined skiers enables to collect data on the effects of various analyzers of each athlete on the development of complex motor-coordination actions that can be used by coaches to adjust an individual training process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ»

педагогический контроль стабилометрических показателей в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 11.12.2019 г.

Информация для связи с автором: zebzeev85@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1 Кандидат педагогических наук О.С. Зданович1 Аспирант М.В. Баринов1 Э.К. Жарушкина1

Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

PEDAGOGICAL CONTROL OVER STABILOMETRIC INDICATORS IN SKI JUMPING AND NORDIC COMBINED

PhD, Associate Professor V.V. Zebzeev1 PhD O.S. Zdanovich1 Postraduate student M.V. Barinov1 E.K. Zharushkina1

Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Аннотация

Цель исследования - разработка модельных характеристик для прыгунов с трамплина и лыжников-двоеборцев различных этапов многолетней спортивной подготовки на основе анализа стабилометрических показателей. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 189 прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев различного возраста, пола и квалификации, представлявших разные этапы многолетней спортивной подготовки. Для определения стабилометрических показателей использован стабилоанализатор с биологической обратной связью «Стабилан-01-02». Исследование проводилось с 10 по 15 июня 2019 г. на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А.А. Данилова ФГБОУ ВО «ЧГИФК». Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показателя «качество функции равновесия» продемонстрировал, что у спортсменов, имевших результаты КФР в пробе с открытыми глазами, выше, чем в пробе с закрытыми, преобладает влияние зрительного анализатора при освоении двигательных действий. Если результаты КФР у спортсменов в пробе с закрытыми глазами выше, чем с открытыми, то данный факт свидетельствует о преобладании сенсомоторного анализатора. Исследование результатов коэффициента резкого изменения направления движения позволяет судить о влиянии различных анализаторов на экономичность движений прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев. Изучение изменений коэффициента Ромберга позволило определить степень влияния зрительного анализатора на сохранение равновесия спортсменами во время движений. Для повышения качества интерпретации результатов стабилометрических исследований в спортивной подготовке прыгунов с трамплина и лыжного двоеборья были определены модельные характеристики качества функции равновесия, коэффициента резкого изменения направления движения и коэффициента Ромберга. Системное применение результатов стабилометрических измерений в спортивной подготовке прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев позволяет получить информацию о преимущественном влиянии различных анализаторов каждого спортсмена на освоение сложных двигательно-координационных действий, которые могут быть использованы тренерами для коррекции индивидуального тренировочного процесса.

Ключевые слова: педагогический контроль, стабилометрия, модельные характеристики, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, многолетняя спортивная подготовка.

Annotation

Objective of the study was to develop model characteristics for ski jumpers and Nordic combined skiers at various stages of multi-year athletic training based on the analysis of the stabilometric indicators.

Methods and structure of the study. The study involved 189 ski jumpers and Nordic combined skiers of various ages, sexes and skill levels, representing different stages of multi-year athletic training. Their stabilometric indicators were obtained by means of the stabilographic analyzer "Stabilan 01-02". The study was conducted from June 10 to June 15, 2019 at the premises of the Federal Training Center for Winter Sports "Snezhinka" at FSBEI HE Tchaikovsky State Institute of Physical Culture.

Results of the study and conclusions. The analysis of the equilibrium function quality revealed that in the athletes, whose rates of the equilibrium function quality in the test with eyes open were higher than those in the test with eyes closed, it was the visual analyzer that predominated when mastering motor actions. The higher equilibrium function quality in the test with eyes closed indicated the predominance of the sensorimotor analyzer.

The study of the coefficient of a sharp change in the direction of movement suggested that the economic cost of movement in ski jumping and biathlon was affected by various analyzers.

The analysis of the dynamics of changes in the Romberg coefficient made it possible to determine the degree of influence of visual analyzer on equilibrium function quality of the athletes during movements.

In order to improve the quality of interpretation of the stabilometric rates of the ski jumpers and Nordic combined skiers, we determined the model characteristics of equilibrium function quality, coefficient of a sharp change of direction and Romberg coefficient.

The systematic application of the results of stabilometric measurements in the process of sports training of ski jumpers and Nordic combined skiers enables to collect data on the effects of various analyzers of each athlete on the development of complex motor-coordination actions that can be used by coaches to adjust an individual training process.

Keywords: pedagogical control, stabilometry, model characteristics, ski jumping, Nordic combined, multi-year athletic training.

Введение. В настоящий момент педагогический контроль рассматривается большинством специалистов как важнейшая функция управления спортивной подготовкой, позволяю-

щая оценивать оперативные, текущие и этапные состояния организма спортсменов на тренировочную и соревновательную нагрузки, предоставляющая возможность тренеру опре-

делить эффективность влияния собственных педагогических воздействий и принять решение о целесообразности коррекции действующего тренировочного плана в рамках микро-, мезо- и макроструктуры [3-5].

Впервые педагогический контроль был системно применен в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье Е. А. Грозиным [2], которым была разработана программа педагогического контроля, успешно апробированная в условиях спортивной подготовки. Для разносторонней оценки двигательных способностей и спортивного мастерства прыгунов с трамплина и лыжников-двоеборцев применялись показатели, характеризующие физическую, техническую, функциональную, психологическую подготовленность и соревновательную деятельность спортсменов.

Однако тенденцией последних 10-15 лет является использование в педагогическом контроле большого количества современных инструментальных методов, не применявшихся в 80-е и 90-е гг. прошлого столетия и позволяющих в XXI в. получать новую информацию о состоянии и подготовленности спортсменов. Одним из них является метод стабилометрии, который с развитием стабилографических платформ и разработкой более совершенного программного обеспечения в последнее время активно применяется в спорте для оценки двигательно-координационных способностей спортсменов [1, 6, 7].

Следует отметить, что способность к быстрому освоению новых движений, поддержанию устойчивой динамической позы, своевременному реагированию и перестроению двига-

тельной деятельности в зависимости от спортивной ситуации является важнейшим условием совершенствования техники соревновательных упражнений в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье [3, 5].

Таким образом, вышеуказанные факты свидетельствуют о необходимости включения в программу педагогического контроля метода стабилометрии и его использования в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье.

Цель исследования - разработка модельных характеристик для прыгунов с трамплина и лыжников-двоеборцев различных этапов многолетней спортивной подготовки на основе анализа стабилометрических показателей.

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование было реализовано в рамках государственного научного гранта «Спорт - движение к победе» и проведено с 10 по 15 июня 2019 г. на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А. А. Данилова ФГБОУ ВО «ЧГИФК». В качестве испытуемых выступило 189 прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев различного возраста, пола и квалификации, занимавшихся на разных этапах многолетней спортивной подготовки.

Исследование проводилось с помощью стабилоанализа-тора с биологической обратной связью «Стабилан-01-02» по методике «Допусковый контроль». Фиксировались следующие показатели: качество функции равновесия с открытыми и закрытыми глазами, коэффициент резкого изменения направления движения с открытыми и закрытыми глазами,

Таблица 1. Модельные характеристики стабилометрических показателей прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев, п=106

№ п/п Показатели, % Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Этап НП, 9-11 лет (п=25)

1 КФР ОГ 86,27 83,41 80,55 77,69 74,84

2 КФР ЗГ 84,85 69,71 54,57 39,43 24,29

3 КРИНД ОГ 26,01 19,24 12,47 5,70 -1,07

4 КРИНД ЗГ 25,04 18,26 11,48 4,70 -2,08

5 Коэф. Ромберга 832,25 500,42 168,58 -163,25 -495,08

Этап Т до двух лет, 12-13 лет (п=22)

1 КФР ОГ 97,45 86,13 74,82 63,51 52,19

2 КФР ЗГ 79,33 62,93 46,53 30,13 13,73

3 КРИНД ОГ 19,30 15,48 11,67 7,85 4,04

4 КРИНД ЗГ 25,78 18,46 11,14 3,82 -3,51

5 Коэф. Ромберга 258,93 189,91 120,89 51,87 -17,15

Этап Т свыше двух лет, 14-16 лет (п=32)

1 КФР ОГ 97,00 87,01 77,02 67,03 57,05

2 КФР ЗГ 92,40 74,49 56,57 38,65 20,74

3 КРИНД ОГ 32,86 24,17 15,47 6,77 -1,93

4 КРИНД ЗГ 30,65 22,27 13,90 5,52 -2,86

5 Коэф. Ромберга 399,18 269,18 139,19 9,20 -120,80

Этап ССМ, 17-19 лет (п=20)

1 КФР ОГ 99,18 85,41 71,63 57,85 44,07

2 КФР ЗГ 90,19 67,99 45,79 23,59 1,40

3 КРИНД ОГ 35,05 26,07 17,08 8,10 -0,89

4 КРИНД ЗГ 32,75 23,53 14,32 5,10 -4,11

5 Коэф. Ромберга 388,47 260,29 132,11 3,93 -124,25

Этап ВСМ, старше 20 лет (п=7)

1 КФР ОГ 96,33 89,91 83,48 77,05 70,63

2 КФР ЗГ 88,27 72,09 55,90 39,72 23,53

3 КРИНД ОГ 24,38 18,40 12,41 6,43 0,44

4 КРИНД ЗГ 22,20 15,33 8,45 1,58 -5,29

5 Коэф. Ромберга 699,85 452,71 205,57 -41,56 -288,70

Примечание. Здесь и в табл. 2: КФР ОГ - качество функции равновесия в пробе с открытыми глазами, КФР ЗГ - качество функции равновесия в пробе с закрытыми глазами, КРИНД ОГ - коэффициент резкого изменения направления движения в пробе с открытыми глазами, КРИНД ЗГ -коэффициент резкого изменения направления движения в пробе с закрытыми глазами

Таблица 2. Модельные характеристики стабилометрических показателей прыгуний на лыжах с трамплина и лыжниц-двоеборок, п=83

№ п/п Показатели, % Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Этап НП, 9-11 лет (n=17)

1 КФР ОГ 93,29 87,49 81,70 75,90 70,10

2 КФР ЗГ 87,83 72,04 56,25 40,46 24,67

3 КРИНД ОГ 24,98 18,58 12,18 5,78 -0,62

4 КРИНД ЗГ 25,72 17,82 9,92 2,02 -5,88

5 Коэф. Ромберга 347,01 245,77 144,52 43,28 -57,97

Этап Т до двух лет, 12-13 лет (n=18)

1 КФР ОГ 96,95 87,39 77,83 68,26 58,70

2 КФР ЗГ 88,24 74,35 60,46 46,58 32,69

3 КРИНД ОГ 26,27 19,10 11,93 4,76 -2,41

4 КРИНД ЗГ 31,26 21,01 10,77 0,52 -9,73

5 Коэф. Ромберга 320,46 213,24 106,01 -1,21 -108,43

Этап Т свыше двух лет, 14-16 лет (n=25)

1 КФР ОГ 100,12 90,61 81,09 71,57 62,06

2 КФР ЗГ 97,14 79,07 61,01 42,94 24,88

3 КРИНД ОГ 24,61 18,18 11,75 5,32 -1,11

4 КРИНД ЗГ 24,48 18,01 11,53 5,05 -1,43

5 Коэф. Ромберга 558,46 355,41 152,35 -50,70 -253,76

Этап ССМ, 17-19 лет (n=15)

1 КФР ОГ 96,73 92,39 88,05 83,71 79,36

2 КФР ЗГ 94,95 83,25 71,55 59,86 48,16

3 КРИНД ОГ 27,43 21,24 15,06 8,87 2,68

4 КРИНД ЗГ 25,19 18,50 11,81 5,11 -1,58

5 Коэф. Ромберга 678,88 423,11 167,35 -88,42 -344,18

Этап ВСМ, старше 20 лет (n=8)

1 КФР ОГ 94,82 89,27 83,72 78,18 72,63

2 КФР ЗГ 85,72 77,90 70,08 62,27 54,45

3 КРИНД ОГ 20,00 15,10 10,20 5,30 0,39

4 КРИНД ЗГ 15,13 12,09 9,05 6,01 2,96

5 Коэф. Ромберга 360,23 266,08 171,92 77,77 -16,38

коэффициент Ромберга. Все участники исследования выполняли стабилографические пробы в состоянии относительного покоя.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ стабилометрических показателей позволил выявить некоторые специфические особенности двигатель-но-координационных способностей прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев.

В показателе «качество функции равновесия» (КФР), позволяющем оценивать динамический компонент поддержания вертикальной позы тела, выявлены закономерности, связанные с интерпретацией результатов данного показателя с открытыми и закрытыми глазами. В частности, если результат КФР спортсмена оказывался выше в пробе с открытыми глазами в сравнении с закрытыми, то это свидетельствовало о том, что у данного спортсмена преобладает влияние зрительного анализатора при освоении двигательных действий. Если же результаты в КФР были, наоборот, выше с закрытыми глазами, чем с открытыми, то у таких спортсменов ведущим являлся сенсомо-торный анализатор, позволяющий им лучше выполнять двигательные действия за счет мышечных ощущений.

Изучение результатов коэффициента резкого изменения направления движения (КРИНД) позволило оценить количество колебательных движений, совершаемых спортсменами при выполнении технического действия. Другими словами, результаты КРИНД позволяют судить об экономичности движений прыгунов с трамплина и двоеборцев. Если колебательных движений много, то это свидетельствует о неэкономном вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полнении технического действия, что, скорее всего, приведет к более быстрому исчерпанию энергетических ресурсов организма. Наблюдения за изменением результатов КРИНД в пробе с открытыми и закрытыми глазами показали, что если результаты спортсмена в пробе с открытыми глазами ниже, чем с закрытыми, то его экономичность движений будет выше при участии зрительного анализатора, чем тактильного, и наоборот.

Анализ результатов коэффициента Ромберга, применявшегося для определения степени влияния зрительного анализатора в процессе поддержания функции равновесия, показал, что если результаты соответствовали уровням выше среднего или высокого (табл. 1, 2), то такие испытуемые осуществляют равновесие преимущественно за счет зрения. В свою очередь, если результаты спортсменов соответствовали значениям уровней ниже среднего или низкого, то это свидель-ствует о том, что наблюдается отрицательное влияние зрения на поддержание вертикальной позы во время движений.

Выводы. Результаты исследования стабилометрических показателей позволили определить модельные характеристики, используя которые можно судить о влиянии различных анализаторов на процесс формирования двигательных навыков спортсменов на разных этапах становления спортивного мастерства.

Стабилометрические исследования должны стать обязательной частью педагогического контроля в прыжках на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья, поскольку позволяют получить информацию о влиянии различных анализаторов на сохранение равновесия при выполнении двигательных действий спортсменов.

Системное сравнение фактических результатов стабилометрических показателей прыгунов на лыжах с трамплина

и лыжников-двоеборцев различных этапов спортивной подготовки с модельными характеристиками позволит сделать

тренировочный процесс более эффективным.

Литература

1. Абрамова Т.Ф. Особенности поддержания вертикальной стойки у спортсменов различных специализаций / Т.Ф. Абрамова, В.В. Арь-ков, В.В. Иванов и др. // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 64-69.

2. Грозин Е.А. Педагогический контроль - основа управления процессом подготовки в прыжках на лыжах с трамплина / Е.А. Грозин, B.C. Селезнев, А.А. Злыднев // Сб. материалов научно-практической конференции «Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов». - Л.: ЛНИИФК, 1985. - С. 52-61.

3. Зебзеев В.В. Педагогический контроль в системе подготовки лыжников-двоеборцев / Вл.В. Зебзеев, О.С. Зданович, Вик.В. Зебзеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 24-27.

4. Лисовский А.Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Ф. Лисовский. - Малаховка: МГАФК, 1997. - 44 с.

5. Сергеев Г.А. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев и др.; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2013. - 132 с.

6. Слива С.С. Отечественная компьютерная стабилография: технический уровень, функциональные возможности и области применения / С.С. Слива // Медицинская техника. Вып. 1. - М.: Медицина, 2005. - C. 32-36.

7. Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте / М.П. Ше-стаков. - М.: ТВТ Дивизион, 2007. - 112 с.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ

классификация методов построения тренировочного процесса студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Соколов1 А.Н. Толстых1

Кандидат технических наук, доцент В.В. Бронникова1 Российский университет кооперации, Мытищи, Московская область

УДК/UDC 796.015

Ключевые слова: студенты, баскетбол, классификация, методы тренировочного процесса.

Введение. Спортивная тренировка в баскетболе студентов непрофильных вузов представляет собой многолетний специализированный процесс, целью которого является воспитание игроков и игровых коллективов, достижение индивидуальных и коллективных максимальных возможностей и оптимальных результатов в соревнованиях. Основа этого процесса - обучение игровым действиям и их совершенствование благодаря эффективным методам тренировки с целью достижения максимальных спортивных результатов.

Цель исследования - теоретически обосновать классификацию методов эффективной подготовки студентов непрофильных вузов в процессе занятий баскетболом.

Результаты исследования и их обсуждение. Проводимые на протяжении многих лет исследования [1, 2] позволили установить, что наиболее эффективными методами построения тренировочного процесса студентов-баскетболистов непрофильного вуза являются:

• последовательный - построение тренировки - характеризуется последовательным включением средств с более высокой скоростью передвижений;

• параллельный - одновременное использование широкого арсенала тренировочных средств с целью одновременного развития всех качеств, необходимых баскетболисту;

References

1. Abramova T.F., V.V. Arkov, V.V. Ivanov et al.Osobennosti podderzhaniya vertikalnoy stoyki u sportsmenov razlichnyih spetsializatsiy [Features of maintaining vertical stance in athletes of various specializations]. Vest-nik sportivnoy nauki. 2008. # 4. pp. 64-69.

2. Grozin E.A., Seleznev V.S., Zlydnev A.A. Pedagogicheskiy kontrol - os-nova upravleniya protsessom podgotovki v pryizhkah na lyizhah s tramplina [Pedagogical control - basis of management of training process in ski jumping]. «Pedagogicheskiy kontrol v sisteme podgotovki sportsmenov» [Pedagogical control in athletic training syste]. Res.-practical conference. Leningrad: LNIIFK publ., 1985. pp. 52-61.

3. Zebzeev V.V., O.S. Zdanovich, V.V. Zebzeev Pedagogicheskiy kontrol v sisteme podgotovki lyizhnikov-dvoebortsev [Progress tests in Nordic combined training systems]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazo-vanie, trenirovka. 2019. no.1. pp. 24-27.

4. Lisovskiy A.F. Teoriya i praktika pedagogicheskogo kontrolya sport-ivnoy podgotovlennosti gornolyizhnikov [Theory and practice of pedagogical control of skiers' fitness]. Doct. diss.. abstr. (Hab.). Malakhov-ka: MSAPC publ., 1997. 44 p.

5. Sergeev G.A., A.A. Zlydnev, A.A. Yakovlev et al. Metodika razrabotki kompleksnyih tselevyih programm podgotovki regionalnyih sbornyih komand kvalifitsirovannyih sportsmenov na chetyirehletniy tsikl podgotovki (na primere lyizhnikov-dvoebortsev RF) [Methodology to develop comprehensive targeted training programs for regional teams of qualified athletes for four-year training cycle (case study of Russian Nordic combined skiers)]. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg: [s,n.], 2013. 132 p.

6. Sliva S.S. Otechestvennaya kompyuternaya stabilografiya: tehniches-kiy uroven, funktsionalnyie vozmozhnosti i oblasti primeneniya [Domestic computer stabilography: technical level, functionality and applications]. Meditsinskaya tehnika. no. 1. M.: Meditsina publ., 2005. pp. 32-36.

7. Shestakov M.P. Ispolzovanie stabilometrii v sporte [Stabilometry in sports]. M.: TVT Divizion publ., 2007. 112 p.

РЕДАКЦИИ

cLAssiFicATioN oF TRAiNiNG PRocEss DEsiGN METHoDs for students oF N0N-SPECiALiZED universities involved

iN basketball

PhD, Associate Professor A.M. Sokolov1 A.N. Tolstoy1

PhD, Associate Professor V.V. Bronnikova1 1Russian University of Cooperation, Mytishchi, Moscow Region

Поступила в редакцию 18.09.2019 г.

• последовательно-вариативный - предусматривает эпизодическое использование тренировочных нагрузок, по форме, продолжительности или скоростным режимам значительно отличающихся от применяемых на данном этапе;

• контрастный - предусматривает использование этапов концентрации средств тренировки, направленной на развитие какого-то одного качества игрока;

• модельный - оценка эффективности того или иного варианта и специфических закономерностей становления спортивного мастерства.

Вывод. Анализ эффективности методов построения тренировочного процесса студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом, свидетельствует о целесообразности включения специализированных заданий, которые обеспечивают повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов в соревновательной деятельности.

Литература

1. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): научно-метод. пособие / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.

2. Родин А.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / А.В. Родин, Д.В. Губа. - М.: Советский спорт, 2009. - 168 с.

Информация для связи с автором: sokolov_am@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.