Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зебзеев В. В., Зданович О. С., Мальцев Г. С., Иванов Д. И.

Цель исследования - разработка методики индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье. Результаты исследования и выводы. Разработанная методика индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье состоит из ряда ключевых процессуальных и содержательных компонентов: организации системного педагогического контроля за подготовленностью спортсменов; создания формулы для расчета индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей двоеборцев; определения влияния каждого вида подготовленности двоеборцев; включения в формулу дополнительных переменных с соответствующими коэффициентами; разработки формализованной таблицы для определения уровня индивидуально-интегральной оценки подготовленности и потенциальных возможностей двоеборцев; определения оценочных критериев каждого вида подготовленности и итогового коэффициента потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зебзеев В. В., Зданович О. С., Мальцев Г. С., Иванов Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-INTEGRAL ASSESSMENT OF PREPAREDNESS AND POTENTIAL CAPABILITIES OF A SPORTS RESERVE IN NORDIC COMBINED

Objective of the study was to to develop a methodology for individual-integral assessment of readiness and determination of the potential capabilities of a sports reserve in Nordic combined.Results and conclusions. The developed methodology for individual-integral assessment of preparedness and determination of the potential capabilities of a sports reserve in Nordic Combined consists of a number of key procedural and substantive components: organization of systemic pedagogical control over the preparedness of athletes; creation of a formula for calculating the individual-integral assessment of readiness and determining the potential capabilities of combined athletes; determination of the influence of each type of preparedness of the biathletes; inclusion in the formula of additional variables with the appropriate coefficients; development of a formalized table to determine the level of individual-integral assessment of preparedness and potential capabilities of Nordic athletes; determining the evaluation criteria for each type of preparedness and the final coefficient of the potential capabilities of Nordic skiers

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ»

индивидуально-интегральная оценка подготовленности и потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье

УДМ^С 796.925 Поступила в редакцию 28.02.2022 г.

Доктор педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1 Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Зданович1 Кандидат педагогических наук Г.С. Мальцев1 Д.И. Иванов1

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

individual-integral assessment of preparedness AND poTENTiAL capables of a sports reserve in nordic combined

Dr. Hab., Associate Professor V.V. Zebzeev1 PhD, Associate Professor O.S. Zdanovich1 PhD G.S. Maltsev1 D.I. Ivanov1

1 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Аннотация Abstract

Цель исследования - разработка методики индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье.

Результаты исследования и выводы. Разработанная методика индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье состоит из ряда ключевых процессуальных и содержательных компонентов: организации системного педагогического контроля за подготовленностью спортсменов; создания формулы для расчета индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей двоеборцев; определения влияния каждого вида подготовленности двоеборцев; включения в формулу дополнительных переменных с соответствующими коэффициентами; разработки формализованной таблицы для определения уровня индивидуально-интегральной оценки подготовленности и потенциальных возможностей двоеборцев; определения оценочных критериев каждого вида подготовленности и итогового коэффициента потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев.

Ключевые слова: мониторинг подготовленности, оценка потенциальных возможностей, подготовка спортивного резерва, лыжное двоеборье.

Информация для связи с автором: [email protected]

Objective of the study was to to develop a methodology for individual-integral assessment of readiness and determination of the potential capabilities of a sports reserve in Nordic combined.

Results and conclusions. The developed methodology for individual-integral assessment of preparedness and determination of the potential capabilities of a sports reserve in Nordic Combined consists of a number of key procedural and substantive components: organization of systemic pedagogical control over the preparedness of athletes; creation of a formula for calculating the individual-integral assessment of readiness and determining the potential capabilities of combined athletes; determination of the influence of each type of preparedness of the biathletes; inclusion in the formula of additional variables with the appropriate coefficients; development of a formalized table to determine the level of individual-integral assessment of preparedness and potential capabilities of Nordic athletes; determining the evaluation criteria for each type of preparedness and the final coefficient of the potential capabilities of Nordic skiers.

Keywords: fitness monitoring, potential assessment, sports reserve training, Nordic Combined.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В последние 10-15 лет значительно возросла роль контроля за подготовленностью и состояниями спортсменов на каждом этапе многолетней подготовки, который в последнее время ориентирован на получение объективной информации о двигательном потенциале того или иного спортсмена [1].

Принято считать, что спортивный результат является квинтэссенцией или интегральным показателем тренированности спортсменов. Тем не менее, оценивая атлета исключительно по спортивному результату, невозможно определить вклад каждого вида подготовленности в достижение конкретного места на соревнованиях.

Цель исследования - разработка методики индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье.

Результаты исследования и их обсуждение. Систематизация результатов ранее проведенных исследований [1-3] позволила разработать инновационную методику индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев, которая состояла из важнейших компонентов.

Первый ключевой компонент экспериментальной методики получил название «Организация системного педагогического контроля за подготовленностью спортсменов». Данный компонент рассматривался как важнейший предпосылочный фактор создания системы объективного определения индивидуально-интегральной оценки подготовленности и потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев. Для этого следует определить средства, методы педагогического контроля, сформировать батареи тестов и показателей, характеризующих наибо-

лее важные виды подготовленности спортивного резерва в лыжном двоеборье.

Далее необходимо определиться с программой оперативных, текущих, этапных обследований спортсменов и обследований соревновательной деятельности, а также с научными работниками, которые будут их проводить.

После проведения любого из видов обследований следует как можно быстрее обработать полученную информацию о подготовленности спортсменов и передать ее тренеру или заказчику мероприятия.

Следующим содержательным компонентом разработанной методики являлось «Создание формулы для расчета индивидуально-интегральной оценки подготовленности и определения потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев». Первым фундаментальным исследованием в этом направлении в лыжном двоеборье стало научное обоснование сотрудниками сектора зимних видов спорта Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры (далее - ЛНИИФКа) формулы по определению комплексной подготовленности и потенциальных возможностей атлетов в лыжном двоеборье [2].

В результате этого исследования научными работниками ЛНИИФКа была разработана формула, основанная на специальных номограммах для каждого вида подготовленности. Описываемая формула выглядела следующим образом:

Кофп + Ксфп + + Кфп + Кпп

ИКпв = ■

N

(1)

к

ИКпв =

офп

к

сфп

к

1С + к

лтп фссдс

к

фснмс

N

каждого вида подготовленности, использованных в формуле в качестве переменных, имели существенные отличия у сравниваемых друг с другом спортсменов, а значения индивидуально-интегрального коэффициента потенциальных возможностей (далее - ИКПВ) были равными.

Для наглядности в качестве примера приведем результаты двух двоеборцев одинакового возраста и этапа спортивной подготовки.

Результаты первого лыжника-двоеборца:

= 0,6 (3)

Результаты второго лыжника-двоеборца:

Кофп0,5 + Ксфп0,7 +К11Ш0,5 + Клта0,7 + Кфссдс0,7 + Кфснмс0,5

икпв = ■

= 0,6 (4)

Основными переменными в данной формуле являлись индивидуально-интегральный коэффициент потенциальных возможностей (ИКПВ), коэффициент общей физической подготовленности (КОФП), коэффициент специальной физической подготовленности (КСФП), коэффициент технической подготовленности (КТП), коэффициент функциональной подготовленности (КФП), коэффициент психологической подготовленности (КПП), количество коэффициентов, использованных в числителе формулы

Однако научные сотрудники Чайковской государственной академии физической культуры и спорта (далее - ЧГАФКиС) продолжили исследования в данном направлении [1], что позволило модернизировать формулу, разработанную специалистами ЛНИИФКа.

Сотрудниками ЧГАФКиС обосновано, что эффективность педагогического контроля возрастает, если техническую подготовленность спортсменов подразделять на прыжковую (КПТП) и лыжегоночную (КЛТП), а функциональную подготовленность - на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем (КФССДС) и функциональное состояние нервно-мышечной системы (КФСНМС).

Вследствие этих нововведений формула по определению интегрального коэффициента потенциальных возможностей приняла следующий вид:

(2)

Как видно из примера, первый двоеборец имел преимущественно прыжковый тип соревновательной подготовленности, второй - преимущественно лыжегоночный. Однако величины ИКПВ у обоих спортсменов оказались одинаковыми.

Учитывая результаты ряда авторов [4, 5], сотрудники ЧГАФКиС задались вопросом: насколько модернизированная формула точно определяет потенциальные возможности двоеборцев?

Вследствие этого сотрудниками ЧГАФКиС было проведено факторное исследование с определением влияния каждого вида подготовленности (фактора) на итоговый спортивный результат [1]. Результаты этого исследования показали, что наибольший вклад в дисперсию (22,1 %) был отмечен у фактора «лыжегоночная техническая подготовленность», значительный вклад в дисперсию (19,7 %) зафиксирован у фактора «прыжковая техническая подготовленность». Величины влияния остальных факторов на спортивный результат оказались ниже. Так, фактор функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем оказывал влияние на спортивный результат на 17,6 %, а фактор функционального состояния нервно-мышечной системы - на 16,8 %. Факторами с наименьшим влиянием на спортивный результат в лыжном двоеборье оказались специальная физическая подготовленность - 14,6 %, общая физическая подготовленность - 9,2 %.

Включение в формулу дополнительных переменных с соответствующими коэффициентами. Результаты проведенного факторного исследования указывали на целесообразность новой модернизации формулы по определению ИКПВ посредством включения факторной нагрузки каждого вида подготовленности в качестве дополнительных переменных. В этой связи проценты вклада в дисперсию каждого фактора были переведены в числовой формат с округлением до двух знаков после запятой.

После выполнения перечисленных операций повторно модернизированная формула по определению ИКПВ стала выглядеть следующим образом:

(К* X Фой + (V Фф) + (К||П1Х Ф™) + (К^Х Ф.™) + (К^Х Ффсгдс) + (К^Х Ф*™

ИК„В=-

N

(5)

При этом научные сотрудники ЧГАФКиС предложили исключить из формулы коэффициент психологической подготовленности, аргументируя это тем, что для определения двигательных возможностей спортсменов достаточно опираться только на результаты психофизиологических показателей.

Определение влияния каждого вида подготовленности, задействованного при расчете индивидуально-интегральной оценки подготовленности и потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев. Сотрудники ЧГАФКиС регулярно фиксировали случаи, когда величины коэффициентов

К уже имевшимся переменным в данную формулу были добавлены следующие: факторная величина ОФП (ФОФП) с постоянной величиной коэффициента - 0,92, факторная величина СФП (ФСФП) - 1,46, факторная величина ПТП (ФПТП) - 1,97, факторная величина ЛТП (ФЛТП) - 2,21, факторная величина ФССДС (ФФССДС) - 1,76, факторная величина ФСНМС (Ффснмс) - 1,68.

Результаты первого лыжника-двоеборца после повторного применения формулы:

(0,7* 0,92) + (0,6x1,46) + (0,7x1,97) + (0,5x2,21) + (0,5x1,76) + (0,6x1,68) ИКП11=-= 0,98 (6)

№5 • 2022 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

Результаты второго двоеборца:

(0,5x0,92)+ (0,7x1,46) +(0,5x1,97) + (0,7x2,21) + (0,7x1,76) + (0,5x1,68)

Повторное применение модернизированной формулы показало, что результаты второго двоеборца, имеющего преимущественно лыжегоночный тип соревновательной подготовленности, оказались хоть и ненамного, но выше, чем у первого спортсмена с преимущественно прыжковым типом соревновательной подготовленности. Проводя сопоставление полученных результатов с соответствующей формализованной оценочной таблицей (номограммой), установлено, что потенциал первого двоеборца соответствует среднему уровню, а результат второго - выше среднего уровня.

Таким образом, проведенные исследования, направленные на модернизацию формулы по определению ИКПВ, позволили повысить точность расчетов.

Разработка формализованной таблицы для определения уровня индивидуально-интегральной оценки подготовленности и потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев. Для разработки формализованных таблиц следует использовать методику построения вариационного ряда с определением количества и ширины интервалов. После чего следует определить частоту попадания результатов в каждый интервал. Таким образом, шкала может иметь разное количество интервалов.

Определение оценочных критериев каждого вида подготовленности спортсменов. Для использования данной формулы необходимо было найти фактические результаты спортсмена в каждом из показателей, значения которых соответствовали величинам определенных коэффициентов (от 1,0 до 0,1), после чего становится понятно, на каком уровне развития - модельном, высоком, среднем, низком (или с использованием другой шкалы) - находится изучаемое качество или способность [1].

Итоговое определение интегрального коэффициента потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев. Завершающей операцией методики являлся итоговый расчет индивидуально-интегрального коэффициента потенциальных возможностей лыжников-двоеборцев, величина и уровень

которого определялись по специально разработанной формализованной оценочной таблице.

Вывод. Разработанная методика позволяет с большей эффективностью оценивать подготовленность и определять потенциальные возможности лыжников-двоеборцев на этапах многолетней спортивной тренировки, позволяя осуществлять направленную коррекцию и программирование тренировочного процесса спортивного резерва в лыжном двоеборье.

Литература

1. Зебзеев, В.В. Система педагогического контроля в лыжном двоеборье / В.В. Зебзеев. - Пермь: От и До, 2020. - 182 с.

2. Сергеев, Г.А. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев,

A.А. Яковлев [и др.]. - СПб.: НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта [б.и.], 2013. - 132 с.

3. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Л.П. Сер-гиенко. - М.: Советский спорт, 2013. - 1048 с.

4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.: Лань, 2005. - 378 с.

5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: в 2-х кн. /

B.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - 1431 с.

References

1. Zebzeev V.V. Sistema pedagogicheskogo kontrolya v lyzhnom dvoebore [Pedagogical control system in Nordic combined]. Perm: Ot i Do publ., 2020. 182 p.

2. Sergeev G.A., Zlydnev A.A., Yakovlev A.A. et al. Metodika razrabotki kompleksnyh celevyh programm podgotovki regionalnyh sbornyh komand kvalificirovannyh sportsmenov na chetyrekhletnij cikl podgotovki (na primere lyzhnikov-dvoeborcev RF) [Methodology for the development of complex target programs for the training of regional teams of qualified athletes for a four-year training cycle (on the example of Nordic Nordic skiers of the Russian Federation)]. St. Petersburg: NGUFKSiZ im. P.F. Lesgafta publ., 2013. 132 p.

3. Sergienko L.P. Sportivnyj otbor: teoriya i praktika [Sports selection: theory and practice]. Moscow: Sovetskij sport publ., 2013. 1048 p.

4. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General theory of sports and its applied aspects]. Moscow: Lan publ., 2005. 378 p.

5. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [The system of training athletes in Olympic sports]. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya: v 2-h kn. Kiev: Olimpijskaya literature publ., 2015. 1431 p.

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

В марте 2022 г. в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва) состоялась защита кандидатской диссертации Илюхиной Ксенией Александровной на тему: «Организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта» по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент Левченкова Татьяна Викторовна.

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, доцент Пушкарева Татьяна Владимировна и доктор педагогических наук, профессор Правдюк Валентина Николаевна.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- на основании логико-содержательного анализа научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов, учета особенностей обучения в вузах физической культуры и спорта студентов, сочетающих учебную, внеучебную и спортивную деятельность, теоретически обоснована необходимость проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов;

- определены необходимые организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образо-

вательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта, которые заключаются в: социальном партнерстве - оказание комплексной педагогической поддержки студентам профессорско-преподавательским, учебно-вспомогательным и административно-управленческим составом вуза; методическом и материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса, регулярном обновлении учебно-методических материалов в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и с учетом переориентации системы образования на новые результаты в условиях дистанционного режима обучения; педагогическом стимулировании - создании ситуаций, побуждающих к учебной деятельности и участию во внеучеб-ной деятельности;

- доказано и экспериментально обосновано, что созданные организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта эффективны и позволяют повысить академическую успеваемость обучающихся, способствуют персональным спортивным достижениям студентов, повышают удовлетворенность обучающихся от учебно-воспитательного процесса и способствуют росту личностного потенциала.

Поздравляем с успешной защитой!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.