Научная статья на тему 'Управление персоналом в системе государственной службы в контексте модернизационных процессов в Казахстане'

Управление персоналом в системе государственной службы в контексте модернизационных процессов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1797
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / STATE SERVICE / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF CIVIL SERVANTS / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / FORMATION OF HUMAN RESOURCE CAPACITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Досымбекова Роза Шекербековна

В статье представлены результаты исследования современной модернизации государственной службы в период административной реформы в Казахстане. В управленческом аспекте сделан акцент на кадровую составляющую в процессе реализация административной реформы, трансформации и оптимизации государственных органов. Рассмотрены вопросы организационной эффективности, новые технологические процессы в деятельности государственных служащих. Становление казахстанской государственности тесно взаимосвязано с широким спектром вопросов теоретического и практического осмысления управления персоналом в системе государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel Management in the Public Service in the Context of the Modernization Process in Kazakhstan

The article presents the results of a study of modern public service modernization in the period of administrative reform in Kazakhstan. In the administrative aspect of the emphasis on human resource component in the process of implementation of the administrative reform, transformation and optimization of state bodies. The issues of organizational effectiveness, new technological processes in the activities of civil servants. Formation of Kazakhstan’s statehood is closely linked with a wide range of issues of theoretical and practical understanding of human resource management in the public service.

Текст научной работы на тему «Управление персоналом в системе государственной службы в контексте модернизационных процессов в Казахстане»

практика управления

УДК 338.08(574) DOI 10.12737/8789

Получено 08.09.2014 Одобрено 24.09.2014 Опубликовано 17.03.2015

Досымбекова Р.Ш.

канд. юрид. наук, начальник Департамента Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

e-mail: roza313@mail.ru

Управление персоналом в системе государственной службы в контексте модернизационных процессов в Казахстане

Аннотация

В статье представлены результаты исследования современной модернизации государственной службы в период административной реформы в Казахстане. В управленческом аспекте сделан акцент на кадровую составляющую в процессе реализация административной реформы, трансформации и оптимизации государственных органов. Рассмотрены вопросы организационной эффективности, новые технологические процессы в деятельности государственных служащих. Становление казахстанской государственности тесно взаимосвязано с широким спектром вопросов теоретического и практического осмысления управления персоналом в системе государственной службы.

Ключевые слова:

государственная служба, организационно-правовые формы труда государственных служащих, управление персоналом, формирование кадрового потенциала.

Dosymbekova R.Sh.

Ph.D., Head of Departament General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan, Kazakhstan e-mail: roza313@mail.ru

Personnel Management in the Public Service in the Context of the Modernization Process in Kazakhstan

Abstract

The article presents the results of a study of modern public service modernization in the period of administrative reform in Kazakhstan. In the administrative aspect of the emphasis on human resource component in the process of implementation of the administrative reform, transformation and optimization of state bodies. The issues of organizational effectiveness, new technological processes in the activities of civil servants. Formation of Kazakhstan's statehood is closely linked with a wide range of issues of theoretical and practical understanding of human resource management in the public service.

Keywords:

State Service, organizational and legal forms of civil servants, personnel management, formation of human resource capacity.

Государственная служба в истории становления казахстанской государственности характеризуется как сложное образование, в ее структуре выделяют правовой, организационный, идеологический, политический, экономический и практический аспекты . Как социальный институт, государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства . Специфика развития и трансформация государственного управления и государственной службы в истории становления казахстанской государственности тесным образом связаны с движением государственно-политической мысли в тюркском мире

Развитие государственной службы Казахстана, в соответствии с этапами развития общества, охватывает ее постреволюционный, советский довоенный и послевоенный периоды, вплоть до образова-

ния независимости Казахстана включительно . До 1992 г. в Казахстане существовала советская модель государственного управления на местном уровне, которая отрицала принцип разделения государственной власти на ветви и основывалась на полновластии местных территориальных представительных органов . Монолитная номенклатурная государственная кадровая политика советского периода стала политическим наследием постсоветских государств, преобразовавшись в «систему государственной кадровой политики» стран Содружества .

Для современного Казахстана важным вопросом в модернизации государственной службы стало совершенствование процесса административного управления, в том числе таких ее функций, как контроль и мониторинг. Активно стали приниматься меры по решению проблемы реализации местного самоуправления в Казахстане, которые тесно взаи-

моувязаны с реформированием системы местного государственного управления . Введен и законодательно закреплен институт главы местной администрации, подотчетный главе государства либо руководителю областной администрации и подконтрольный соответствующему Совету народных депутатов, полномочия которого все более стали приобретать декларативный характер . Причиной вышеуказанному во многом стало то, что в тот момент в Казахстане впервые была закреплена единая система исполнительно-распорядительных органов от президента до глав местных администраций Имевшаяся на том этапе система государственного управления Казахстана была сильно централизованной, что обусловлено объективными обстоятельствами: в тот исторический период приоритетными задачами являлись построение основ государственности и проведение широкомасштабных рыночных преобразований

Вместе с тем задача нового государственного строительства могла осуществиться только при наличии квалифицированного корпуса управленцев, эффективной государственной службы, адекватной системы нормативных правовых актов, соответствующих критериям современности В странах с переходной экономикой требовалось осуществление фундаментальных преобразований, основанных на анализе функций действующей системы государственного управления, для которой необходимы профессионально подготовленные кадры, готовые и умеющие работать в условиях трансформаций .

С учетом транзитного периода и трансформации политического строя, экономического уклада, социальной структуры во главе угла государственного строительства в Казахстане стоит конституционная реформа Важно осмыслить новый статус государственности, определить векторы социально-политического, экономического, духовного развития и приступить к созданию организационных условий созидания общественно-политической системы . Требовалось кардинальное обновление сферы государственного управления как с точки зрения новой нормативной базы (с позиций возникновения новых институтов, соответствующих духу времени перемен), так и в плане подготовки новых профессиональных управленческих кадров В социально-политической жизни возник ряд новых проблем, связанных со становлением и функционированием системы государственного управления отраслями и сферами экономического, социального и административно-политического развития, реальной практикой разгосударствления в ситуации перехода к рыночной экономике

Данный этап проходил под знаком построения казахстанской модели государственной службы Вслед за экономическими трансформациями потребовалась политическая модернизация, поэтому Конституция Республики Казахстан, вступившая в силу 5 сентября 1995 г. [4], стала основой для осуществления нового витка реформ . На ее базе в конце 1995 г. был издан Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О государственной службе» [23].

Первым в истории Казахстана нормативным документом о государственной службе регламентированы правовые основы государственной службы в органах государственной власти и управления и четко определены цели и задачи деятельности служащих государственных органов по осуществлению политики государства по руководству обществом Указом также определены положение, права, функциональные обязанности и степень отвественности государственных служащих в том или ином органе в системе государственной власти и управления .

Вместе с тем в названном Указе Президента Республики Казахстан установлены современные понятия института государственной службы, значительно отличающиеся от определения советской эпохи В частности, в главе 1 (статья 1) установлено, что государственной службой Республики Казахстан является «профессиональная деятельность граждан в государственных органах и их аппаратах, осуществляемая на конституционной основе и направленная на осуществление государственного управления, реализацию иных задач и функций государства» . Понимание государственной службы оказалось наполненным новым смысловым (по сравнению с советской практикой) содержанием . Государственная служба в современной казахстанской законодательной практике не рассматривается в широком и узком смысле, как это делалось ранее . Современная трактовка государственной службы стала применима лишь к государственным органам, наделенным властными полномочиями, выполняющими административно-управленческие функции и осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность в органах, представляющих институты власти

Отныне к категории государственных служащих относятся лишь лица, непосредственно выполняющие управленческие функции по должностям, установленным законом Республики Казахстан В Указе законодательно прописаны статус, категории, квалификационные классы государственных служащих, что способствует стабилизации кадров и проведению единой политики оплаты труда . Указом четко очерчен круг должностных лиц, на кото-

рых распространено его действие, — это граждане Республики Казахстан, занимающие в установленном законодательством порядке государственные должности в администрации Президента Республики, аппаратах Парламента, Правительства, Верховного суда, иных судов Республики, Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии Республики, в государственных органах Республики, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, и их аппаратах, в министерствах, государственных комитетах и иных центральных исполнительных органах, не входящих в состав правительства, и их аппаратах, в местных исполнительных органах и их структурных подразделениях, аппаратах маслихатов и акимов . Указом также определены правовое положение, классификация должностей государственных служащих, вопросы поступления, прохождения, прекращения государственной службы, установлены меры социальной защиты для данной категории

Таким образом, сфера государственной службы выделена из области общего трудового права и оформлена специальным законодательством . Одними из важных нововведений Указа определены классификация должностей государственной службы и правовое положение государственных служащих, отличающие их от других работников государственных предприятий и учреждений Государственные должности, начиная от должности Премьер-министра и заканчивая должностями специалистов сельских округов, подразделены на семь категорий . Государственным служащим при приеме на работу присваиваются квалификационные классы, предусматривающие установление соответствия уровня профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям соответствующих категорий .

В содержании Указа о государственной службе иным смыслом отображено и положение о профессиональной деятельности Под профессиональной деятельностью государственных служащих подразумевается выполнение ими трудовых обязанностей за определенную плату в зависимости от ранга, категории, стажа государственной службы, в котором предусматривается возрастной и образовательный цензы, прохождение аттестации и т д Поступление на государственную службу осуществляется в порядке назначения на вакантную должность либо на условиях контракта . Указом не установлено обязательное проведение конкурса на замещение вакантной должности

Наряду с определением правового положения государственных служащих Указом предусмотрены

меры их социального обеспечения Установлена заработная плата, состоящая из должностных окладов, доплат за квалификационные классы, надбавок за выслугу лет на государственной службе, премий и др Пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Казахстан

Безусловно, появление в Казахстане Указа, имеющего силу Закона, «О государственной службе» [23] явилось важным стабилизирующим фактором в начальной стадии переходного периода не только для развития нового государственного аппарата, но и его дальнейшей реформы Реформирование государственного аппарата в условиях суверенизации, строительства государства рыночного типа с демократическими институтами должно было представить государственную службу как одну из действенных сил, выполнявшую многообразные и ответственные функции В данном контексте реформа государственной службы была одной из важных сфер административно-политической жизни Казахстана, где заметен существенный прогресс в законодательстве и правовом регулировании указанной области

Эволюция административной реформы и практика осуществления государственной службы поэтапно вносили коррективы в положения Указа, а также требовали разработки и принятия подзаконных актов . Поэтому с середины 1990-х гг. стала осуществляться интенсивная работа по реформированию государственного управления, что проявилось, в частности, в появлении названного Указа Президента

29 октября 1996 г. издан Указ Президента «О совершенствовании структур центральных исполнительных органов и сокращении численности государственных органов», 19 ноября 1996 г. утверждено распоряжение «О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению» [6]. Это распоряжение появилось вследствие недостаточности и несовершенства механизма действия норм Закона о государственной службе, предусматривавшем представление гражданином в органы налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежавшем ему на праве собственности, которые являлись объектами налогообложения, только в двух случаях — при поступлении и при продвижении по службе

4 марта 1997 г. вышел Указ Президента Республики Казахстан «Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов Республики Казахстан» [24], а 22 апреля 1997 г. — Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоох-

ранительных органов Республики Казахстан» [20]. Эти и другие правовые установления сделали возможным, во-первых, обоснование и обеспечение легитимного процесса развертывания различных видов государственной службы; во-вторых, осуществление системного видения и подхода к процессу становления государственной службы в условиях политического транзита

В апреле и мае 1997 г. большое число государственных служащих было освобождено от работы в связи с новым административно-территориальным устройством Республики Казахстан Упразднены пять областей, произведены изменения внутри областей и объединены районы . 10 октября 1997 г. издан Указ Президента «О мерах по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в Республике Казахстан» [25]

21 октября 1997 г. Президент подписал Указ «О Высшем дисциплинарном совете Республики Казахстан» [22]. 5 ноября 1997 г. вышел Указ Президента «О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» [18]. Парламент также принял ряд законов о государственной службе: Закон о нотариате (14 июля 1997 г. ) [3], Закон о дипломатической службе (12 ноября 1997 г. ) [2] и др. Указом Президента утверждено Положение о дисциплинарной коллегии Верховного суда Республики Казахстан, областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегиях [21]. Несмотря на то что в Казахстане действовали Правила служебной этики государственных служащих, введен Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. [19]. Кодекс чести кардинально отличается тем, что вобрал в себя новые детализированные нормы, предъявляемые к поведению государственных служащих Как видно из хроники нормативного обеспечения институционального развития государства, в Казахстане в полной мере осознана потребность в методологии административного развития в условиях транзита, и все принимаемые меры по административному реформированию имели концептуальный смысл и правовую основу Казахстан, провозгласив путь правового государства, приступил к развитию и совершенствованию государственных институтов, включая государственную службу Все нормативные акты создавались с целью стабилизировать ситуацию, упредить возможные угрозы безопасности и осуществлять процесс государственного строительства в эпоху перемен предсказуемо и транспарентно Реформа государственной службы и инновации в го-

сударственном управлении носили опережающий характер по отношению к политическому реформированию в целом, синхронизированы с динамикой транзитной экономики

Действовавший на этапе становления государства Указ «О государственной службе» позволил выявить сильные и слабые стороны первого опыта нормативного регулирования государственной службы, увидеть возможности дальнейшей трансформации реальной практики государственного управления Процесс реформирования государственной службы в Республике Казахстан привел к необходимости создания специализированного государственного органа, призванного профессионально и целенаправленно исполнять роль специальной структуры В сентябре 1998 г. создан специальный уполномоченный орган — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы (Агентство) Создание уполномоченного органа, осуществляющего реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы, позволило предъявлять единые требования и применять упорядоченные критерии на всех этапах государственной службы — от объявления конкурса на замещение вакантных должностей до решения о необходимости рекомендации государственного служащего для пребывания на должности при достижении пенсионного возраста

В том же году создана Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, что послужило основой для системной и направленной деятельности по вопросам обучения, подбора и профессиональной переподготовки кадров государственных служащих в соответствии с современными стандартами . В 2000—2001 гг. созданы региональные центры обучения государственных служащих (РЦО) во всех областях Казахстана. РЦО являются организациями, осуществляющими повышение квалификации работников местных государственных органов Наряду с этим в процессе становления деятельности Агентства в первую очередь был разработан проект новой редакции Закона «О государственной службе» и внедрен принцип конкурсного отбора при приеме на государственную службу [23].

В Закон «О государственной службе» вошли следующие положения: о конкурсном отборе кадров на государственную службу; о разделении всех государственных служащих на политических и административных; о стимулировании государственных служащих к карьерному росту посредством принципов оплаты труда; о развитии уполномоченного органа, занимающегося вопросами государственной службы Основная цель закона — правовое обеспе-

чение реформирования государственной службы, направленное на повышение профессионализма государственных служащих, их социальной защищенности

Несмотря на интенсивное и разностороннее развитие нормативно-правового обеспечения государственной службы, в реальной практике ее функционирования на тот период наблюдались такие негативные явления, как:

• низкая стабильность или текучесть кадров, находящихся на государственной службе; сменяемость кадров составляла в среднем от 20 до 30% ежегодно;

• оплата труда государственных служащих была несоразмеримой объему выполняемых ими задач;

• образовательный уровень руководителей низового и среднего звена был явно недостаточен; если в 90-е гг. значительная часть чиновников (преимущественно сельской местности) не имела высшего образования, то на рассматриваемый период ситуация сложилась иная Так, диплом о высшем образовании, а иногда и несколько дипломов имели практически все руководящие государственные служащие Вместе с тем качество получаемого образования, уровень знаний, навыков и профессионального опыта оказались явно недостаточными;

• руководители не всегда соблюдали законодательство при подборе работников на государственную службу; имелись факты освобождения и назначения должностных лиц без соответствующего согласования;

• допускались случаи приема на государственную службу ранее скомпрометировавших себя работников;

• резерв кадров зачастую формировался формально и в дальнейшем, при назначении на должность, практически не учитывался

В результате сложившейся ситуации чиновники предоставляли гражданам услуги низкого качества Все большая часть населения находила государственную службу неэффективной, коррумпированной и забюрократизированной Такое положение стало подрывать доверие населения к проводимым реформам и в целом к институтам государства

По результатам опросов государственных служащих одной из основных проблем в своей деятельности они видели в неопределенности карьеры, особенно при смене руководства, когда значительная часть сотрудников сменялась новыми назначенцами . Кроме того, при необязательности конкурсного отбора фактически сложилась патронажная система отбора и продвижения кадров, что

способствовало формированию значительной части государственного аппарата по принципу лояльности к конкретному руководителю государственного органа . Законодательство о государственной службе рассматриваемого периода не обеспечивало необходимого уровня социальной защиты, высокого престижа и привлекательности государственной службы

С учетом указанных недостатков, с 2001 по 2007 г. Казахстан приступил к совершенствованию модели государственной службы Данному этапу также предшествовало то, что к началу 2001 г. темпы политической реформы в казахстанском обществе начали несколько отставать от масштабов экономических преобразований В связи с этим возникла необходимость в дополнительной проработке стратегического курса на дальнейшие политические преобразования, о чем глава государства отметил в Послании Президента народу Казахстана на 2001 год [3].

В частности, в этом Послании озвучены, а в дальнейшем и реализованы задачи демократизации общества по четырем основным направлениям: расширение полномочий представительных органов власти; расширение выборности; совершенствование выборного законодательства; укрепление институтов гражданского общества

С учетом особенностей и опыта становления казахстанской модели государственной службы были установлены факторы, влияющие на оплату труда государственного служащего, в частности:

• образование и подготовка (знания);

• опыт (умения и навыки); сложность (комплексность) работы;

• характер выполняемых функций; подконтрольность и самостоятельность;

• особые условия (языковые требования, компьютерные навыки);

• ответственность по руководству и контролю . По предложению Агентства введена прогрессивная система премирования работников за качественный труд за счет экономии административных расходов по смете . Соответствующий Указ Президента «О единой системе оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета», подписанный 25 марта 2001 г. № 575 [15], во-первых, создал дополнительный источник материального стимулирования работников, во-вторых, способствовал заинтересованности всех государственных служащих в более экономном расходовании средств на административные расходы Благодаря этой системе у руководителей государственных органов появилась возможность использовать бюджет и направлять

сэкономленные средства на премирование работников, установление персональных надбавок и доплат, оказание материальной помощи В тот же год разработаны и утверждены постановлением Правительства РК от 29 августа 2001 г. № 1127 [27] Правила премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета (Правила) Правилами стали определяться условия и порядок премирования, установления надбавок к должностному окладу, оказания материальной помощи, перечень расходов, а также за счет экономии бюджетных средств появилась возможность производить доплаты Таким образом, Правила позволяли упорядочить систему поощрения работников за надлежащее выполнение должностных обязанностей и повлиять на материальную заинтересованность в своевременном и качественном исполнении возложенных на них задач

Обеспечение государственных служащих и членов их семей медицинским обслуживанием, предоставление на льготных условиях возможности улучшить жилищные условия (в соответствии с государственной программой ипотечного кредитования) должны в определенной степени снизить коррупционную ситуацию и повысить привлекательность государственной службы в глазах населения . Во всех проводимых направлениях деятельности по созданию условий и охране труда государственных служащих главенствующим принципом определялся справедливый учет конкретного вклада каждого служащего

В целях повышения профессионального уровня государственных служащих Президентом Республики Казахстан издан Указ, утвердивший Правила переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан, что позволило отчасти удовлетворить потребности государственных органов в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих [12]. В Казахстане на жесткой конкурсной основе были отобраны и направлены в Германию, Англию, Ирландию кандидаты из числа преподавателей для обучения государственному менеджменту и современным методам преподавания По завершении курсов преподаватели во взаимодействии с иностранными профессорами в Астане стали передавать знания преподавателям областных центров обучения государственных служащих, отбираемых также на конкурсной основе

Указом Президента для укрепления дисциплины и порядка в деятельности государственных органов

и должностных лиц образованы дисциплинарные советы Агентства в областях, городах Астане и Ал-маты и вывод их из подчинения акиматов [14]. Данная мера способствовала укреплению мер по противодействию коррупционным проявлениям и повышению ответственности должностных лиц государственных органов за соблюдением законодательства по борьбе с коррупцией Новые дисциплинарные советы должны быть организованы на принципах публичности, профилактической направленности, широкого привлечения представителей общественности и средств массовой информации к подготовке и проведению рабочих заседаний, что при условии их успешной реализации создавали условия для значительного усиления борьбы с коррупцией

В данном направлении важным событием явилось принятие нового Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента от 3 мая 2005 г. № 1567 (далее — Кодекс), который устанавливал обязательные для соблюдения всеми государственными служащими основные стандарты их поведения [19]. В отличие от прежних Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан от 21 января 2000 г. , нормы которых во многом носили декларативный характер, новый Кодекс заменил эти нормы реальными антикоррупционными положениями Например, в случае публичных обвинений государственного служащего в коррупции ему следует принять меры по опровержению этих обвинений, в том числе и в судебном порядке (п 18 Кодекса)

В Кодексе чести содержатся положения по регулированию отношений, возникающих на государственной службе, что определяет правовой и морально-этический характер . При этом морально-этические аспекты, будучи закрепленными в данном нормативном акте, имеют юридическую силу Соблюдение указанных норм является служебным долгом каждого государственного служащего За нарушение требований, предусмотренных в Кодексе, они могут привлекаться к ответственности Коллектив государственного органа по решению его руководителя может рассматривать факт несоблюдения государственным служащим Кодекса и выносить общественное порицание

Важным шагом в реформировании государственной службы стало внедрение рейтинговой оценки деятельности исполнительных органов

Так, в апреле 2006 г. Главой государства на расширенном совещании с участием руководителей Администрации Президента, Правительства, ряда ключевых министерств, акимов областей городов

Астана и Алматы предложено введение основных критериев рейтинговой оценки деятельности центральных и местных исполнительных органов:

• управление человеческим капиталом;

• создание электронного правительства;

• эффективность реализации государственных и отраслевых программ, эффективность решения региональных проблем;

• качество государственных услуг [7]. Помимо названных критериев рейтинговой оценки, не исключались возможности введения и других критериев, в частности: снижение уровня коррупции, культура обслуживания населения, поддержка контактов с НПО, СМИ и уровень открытости государственного органа Несомненно, полученные по результатам оценки выводы позволяли осуществить оценку деятельности и разработать действенные меры по улучшению работы государственных органов Стремление занять лидирующие позиции в рейтинге необходимо было для стимулирования руководителей всех уровней к повышению эффективности деятельности подчиненных

Важнейшим фактором в совершенствовании правового обеспечения государственной службы в рассматриваемый период стала административная реформа, о начале которой Президент Республики Казахстана Н. А . Назарбаев заявил на совместном пленарном заседании Палат Парламента от 1 сентября 2006 г В ее основе заложена идея модернизации государственного управления на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу, т е создания качественно новой модели государственного управления, во главу угла которой будут поставлены интересы потребителя государственных услуг [1]

В дальнейшем в Плане мероприятий, утвержденном распоряжением Главы государства от 11 сентября 2006 г. № 66 [9], нашел отражение комплекс следующих мер по модернизации системы государственного управления:

• совершенствование структуры государственных органов;

• повышение стабильности, устойчивости и управляемости государственного аппарата; достижение высокого качества государственных услуг;

• внедрение рейтинга деятельности государственных органов и новых подходов в бюджетном процессе;

• увеличение зарплаты государственных служащих до уровня, сопоставимого с крупными казахстанскими частными компаниями, с привязкой ее к конкретным результатам труда;

• снижение коррупции; формирование и укрепление позитивного имиджа государственной службы; продолжение административной реформы [9]

В рамках реализации первых двух направлений предполагалось сокращение уровней управления в государственных органах в среднем в два раза, иерархии должностей на всех уровнях власти, исключение отдельных промежуточных звеньев, обеспечение комплексности в работе государственных органов при принятии управленческих решений

В целях исключения дублирования функций между центральными государственными органами, подведомственными территориальными подразделениями и местными исполнительными органами Правительству поручено осуществлять регулярный функциональный анализ Результаты данного анализа должны были стать основой принятия решения по совершенствованию и оптимизации структуры государственных органов На основе анализа, проведенного Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, выявлены дублирующие функции, выполняемые на разных уровнях государственного администрирования, и внесены предложения об оптимизации штатного состава государственных органов

Однако, как показывает практика, столь существенного сокращения не произошло . Так, по данным комплексного социологического анализа государственной службы, проведенного в исследовании А. К . Садвакасовой, фактическая численность государственных служащих с 2001 по 2007 г возросла примерно на 27,5%. Рост произошел в основном за счет регионов, где служащих стало на 28,4% больше, в центре этот показатель увеличился на 18,4% [10].

Наряду с этим все еще актуальными в рассматриваемый период были проблемы, связанные с невысоким статусом государственной службы и соответственно низкой оплатой труда, проявлением высокого уровня коррупции среди государственных служащих и недостаточно эффективной кадровой политикой Так, нередко при смене акимов или руководителей министерств и ведомств, неоправданно менялось большинство работников подведомственных им аппаратов, в результате возникала ситуация, при которой чиновники не были заинтересованы в отстаивании интересов государства, а стремились угодить своему руководителю

Этап модернизации государственной службы выпал на период с 2007 по 2011 г. Период социально-политической модернизации и индустриализации Казахстана и на начальном этапе характеризовался

тем, что руководством страны были проведены успешные экономические и социально-политические реформы . Казахстан вступил в фазу социально-политической модернизации, форсированной индустриализации и поэтому нуждался в эффективном государственном управлении данного процесса С этой проблемой столкнулись все республики постсоветского пространства, в которых происходило усиление вертикали власти для успешности продвижения реформ, что являлось рациональным, так как такое огромное государство нуждалось в проведении властных решений посредством государственного управления

С учетом проведенных мер и в целях углубления административной реформы на новом этапе Президентом Республики Казахстан 13 января 2007 г подписан Указ «О мерах по модернизации системы государственного управления» [13], предусматривающий меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан Основными принципами реформирования государственного управления определены: постепенность и последовательность этапов; комплексность поставленных задач и системность предлагаемых решений; транспарентность; постоянный мониторинг реализации принятых решений; эффективность взаимодействия всех государственных органов Приоритетами реформирования были определены качественное совершенствование процессов и процедур государственного управления, а также предоставления государственных услуг; повышение профессионализма, эффективности деятельности и координации государственного аппарата.

Вместе с тем по мере развития казахстанской модели государственной службы вопросы, связанные с профессионализмом государственных служащих и системами их управления, становились все актуальнее Наиболее ключевыми элементами для профессионализации государственной службы становились два условия — стабильность кадров и непрерывное обучение кадров для постоянного повышения образовательного ценза государственных служащих . Более того, в рассматриваемый период проблема профессионализма была сопряжена и с так называемым управленческим кадровым голодом Несмотря на то что в стране постоянно совершенствуются подходы к повышению профессионализма управленческих кадров государственной службы, процедуры аттестации и конкурсного отбора, требовались управленцы новой формации

В январе 2008 г. на расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан» Президент РК четко обозначил этот подход При этом была высказана

мысль о необходимости формирования группы перспективных специалистов в количестве 200—300 человек, в том числе и из «болашаковцев», которых следует целенаправленно подготовить в качестве кадрового резерва на высокие государственные должности, и они должны стать основой новой генерации управленцев, готовых встать у руля реформ и управления государством Это хороший пример внедрения обучения на протяжении всей жизни Более того, можно сказать, что подобный положительный опыт уже имеется [8]

Важным вопросом в модернизации государственной службы стало совершенствование процесса административного управления, в том числе таких функций, как контроль и мониторинг. Функция контроля является одной из основных в демократических обществах, включая как государственные органы, так и партийные, общественные и неправительственные организации

По примеру других стран в центральных государственных органах для повышения стабильности, устойчивости, управляемости и конкурентоспособности государственного аппарата, в соответствии с пп 9 ст 44 Конституции Республики Казахстан и в рамках проводимой административной реформы, изданы указы Президента Республики Казахстан «О некоторых мерах по дальнейшему проведению административной реформы», «О статусе и полномочиях ответственного секретаря центрального исполнительного органа Республики Казахстан» и «О мерах по оптимизации должностей государственных служащих» [17, 16, 26].

Одним из важных элементов совершенствования системы государственного управления явилось введение в центральных государственных органах высшей административной должности — ответственного секретаря, который призван отделить административные функции от политических Должность ответственного секретаря должна обеспечить стабильность в работе аппаратов (особенно в периоды смены правительства) и позволить высшему руководству сосредоточиться на разработке политики и стратегических вопросов Тем самым предполагается сохранить преемственность и стабильность в деятельности того или иного министерства, и при смене руководителя сохранялось направление, заложенное общим вектором развития

В настоящее время во всех центральных исполнительных органах (за исключением правоохранительных органов и спецслужб страны), министерствах и республиканских агентствах назначены ответственные секретари Несмотря на свой особый статус, ответственный секретарь подотчетен сразу не-

скольким вышестоящим персонам — непосредственно Президенту, Премьер-министру и министру Меры, связанные с появлением новой административной должности ответственного секретаря, обеспечили более продуктивную работу за счет потенциала внутриведомственного управления, налаживания внутреннего контроля и аудита, эффективного кадрового менеджмента, сотрудничества с другими институтами

Однако для решения поставленных задач требовалось кардинально пересмотреть принципы, функции, формы и методы управления, изменить стереотипы мышления и, самое главное, изменить мотивы и стимулы субъектов в управленческой деятельности В свою очередь, это требовало от руководящего состава всех рангов государственной службы освоения новой теории управления, основанной на современных представлениях менеджмента (стратегический, проектный, процессный, кадровый), изучения практики передовых стран и построения на его основе концепции казахстанского менеджмента в системе государственного управления и государственной службы с учетом особенностей истории и культуры нашего государства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников органов, содержащихся за счет государственного бюджета, Президентом подписан Указ о мерах по дальнейшему проведению административной реформы [17], предоставляющий право руководителям органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального банка Республики Казахстан:

1) самостоятельно принимать решения о сокращении штатной численности работников государственных органов и их территориальных подразделений;

2) использовать средства государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального банка Республики Казахстан, высвободившиеся в результате сокращения штатной численности, на повышение оплаты труда работников государственных органов путем установления надбавок

Вместе с тем в целях дальнейшего совершенствования системы оплаты труда и ориентации на достижение конечных результатов предлагается:

• приблизить ее к уровню заработной платы работников национальных компаний и финансового сектора;

• оптимизировать реестр должностей государственных служащих

Заработную плату предлагается определить по трем уровням в каждой должности в соответствии

с коэффициентами по отношению к нижней должности центрального исполнительного органа При этом разница между уровнями должна была составлять 10%, между должностями — 30%. Вместе с тем изучение опыта оплаты труда государственных служащих показало, что вознаграждение государственного служащего измеряется не только в размере выплат денег, но и дополняется социальным пакетом: доступным жильем, медицинским обслуживанием В то же время система высокой оплаты и социальных льгот для определенных категорий государственных служащих в советское время принесла и негативные последствия . Чтобы их избежать, заработная плата должна быть соизмерима прежде всего с качеством и количеством конкретного труда

Таким образом, центральным моментом реформы государственной службы в период социально-политической модернизации, как никогда ранее, стало культивирование принципов нравственной и гражданской ответственности в профессиональной деятельности, а также профессиональной компетентности как нормы успешной деятельности и возможности карьерного роста Акцент на кадровую составляющую в реализации административной реформы, в анализируемый период, обусловлен также тем, что в результате конституциональных изменений с 2007 г стала формироваться новая модель политической системы, характеризуемая высоким уровнем либерализации, открытости и публичности политико-властных процессов . Произошла трансформация и оптимизация государственных органов, что существенно сказалось на их организационной эффективности, введены новые технологические процессы в деятельности государственных служащих

Несмотря на то что в Казахстане к 2011 г. в целом была сформирована современная система государственной службы, в связи с обозначенными выше негативными явлениями, остро стояла необходимость совершенствования действующей модели и создания эффективной системы кадровой политики и управления персоналом Действующая модель государственной службы все еще характеризовалась низкой эффективностью институтов государственной службы и низкой компетентностью самих государственных служащих Так, низкой эффективности институтов государственной службы способствовал ряд конкретных причин

1. Несовершенство законодательной и функциональной системы разделения ответственности между политическим и административным руководством. Введение должностей ответственных секретарей не

в полной мере оправдывает надежды, так как не выполняется задача по обеспечению устойчивости и преемственности кадровой политики Отставка первого руководителя часто приводит к смене большинства руководящего состава среднего звена, что порождает по цепочке текучесть и отток наиболее квалифицированных и опытных управленцев Не в полной мере искоренены проблемы, связанные с подбором и выдвижением кадров по принципу родства, землячества и личной преданности В итоге, на уровне рядовых государственных служащих, которые выполняют основную работу, проявляется «усталость» от нерегламентированной ротации и смещений, обостряется чувство социальной несправедливости, что непосредственно сказывается на мотивации к «служению» во благо государства

2 . Отсутствие системной работы по управлению персоналом государственной службы. Нормативно полномочия по обеспечению приема, прохождения и прекращения государственной службы возложены на кадровые службы государственных органов . Однако на практике они более сосредоточены на выполнении технических функций и кадровом документообороте Соответственно, имеют низкий статус и зависимость от руководителей государственных органов Такие виды работ, как эффективное решение текущих психологических, правовых, организационно-управленческих и мотивационных проблем персонала государственной службы кадровыми подразделениями практически не решаются Отсутствует четкое определение места кадровых служб в вертикали управления персоналом

Вопросы развития кадрового потенциала всего государственного органа в целом и профессионализма каждого сотрудника в частности вне ведения кадровых служб. Проводимые обучения в большей степени направлены на формальное исполнение нормативных требований об обязательности курсов повышения квалификации государственных служащих, не проводится реальное изучение потребности в обучении и профессиональном развитии государственного органа

3 . Отсутствие объективной и прозрачной системы оценки кадров. Существующая система конкурсного отбора не вызывает достаточного доверия, поскольку используется часто как механизм включения «нужного человека» в кадровый резерв для дальнейшего приема на работу без конкурса. Соответственно, действующий кадровый резерв также становится менее эффективным, в нем до сих пор существует патронажный принцип и обходной механизм порядка отбора кадров В условиях отсутствия четкой системы оценки, аттестация также носит достаточ-

но формальный характер, в котором критерии профессионализма сводятся к мнению руководителя и степени знания регламентирующих нормативных актов В итоге оценивается не столько профессиональный потенциал сотрудника в истинном значении, сколько отношения с руководителем и способность к «заучиванию» текста законов и иных нормативных документов

В конечном итоге, указанные факторы существенно влияют на уровень профессионализма государственных служащих, мотивацию к преданному служению интересам страны и сказываются на качестве оказания государственных услуг

Таким образом, к концу рассматриваемого периода остро возникла потребность в усилении кадровой составляющей административной реформы государственной службы, которому положено начало в новой модели государственной службы и стратегии «Казахстан-2050» . Началом нового этапа развития государственной службы в Казахстане стала Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан [11]. Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, стала рассматриваться как важнейший фактор в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению В Концепции представлен анализ текущей ситуации в системе государственной службы, определены основные направления формирования новой модели государственной службы Республики Казахстан и ключевые механизмы ее реализации Новая модель государственной службы в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом понятия «служение нации (обществу)» и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг Новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации и направлена на формирование эффективных кадровых механизмов — эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу, возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь результатов работы и системы поощрения Согласно новой модели государственной службы будет сформирован корпус высших административных государственных служащих, профессионально обеспечивающих эффективность

реализации государственной политики, будут принципиально усовершенствованы механизмы поступления и прохождения государственной службы Реализация Концепции рассчитана на период с 2011 до 2015 г. и включает следующие этапы .

На первом этапе (2011—2012 гг. ) предполагалась реализация мер, направленных на достижение целевых индикаторов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г. :

• внедрение нового реестра должностей государственной службы, основанного на трех корпусах;

• улучшение процедур поступления на государственную службу и формирования кадрового резерва государственной службы;

• формирование базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных государственных служащих;

• внедрение обновленных программ обучения, основанных на технологиях и принципах системы государственного управления, ориентированного на результат;

• повышение эффективности деятельности кадровых служб государственных органов;

• введение системы оценки деятельности государственных служащих;

• введение новой системы оплаты труда государственных служащих;

• осуществление мер, направленных на повышение качества оказания государственных услуг, в том числе внедрение системы контроля качества оказания государственных услуг, развитие механизма обратной связи для оценки качества оказываемых государственных услуг

На втором этапе (2013—2015 гг. ) будут осуществлены долгосрочные меры по профессионализации государственной службы, такие как: внедрение системы карьерного планирования, введение индивидуальных планов профессионального развития и обучения, расширение системы дистанционного обучения; совершенствование системы мотивации государственных служащих; создание автоматизированной информационной системы государственной службы; разработка двухуровневой системы управления административной этикой На втором этапе будут проводиться мониторинг и оценка эффективности реализованных па первом этапе мер, на основе чего будут выработаны соответствующие нормативные правовые, методические и организационные предложения и рекомендации Реализация Концепции обеспечит профессионализацию государственного аппарата, способного эффективно выполнять функции государства и оказывать качественные государственные услуги населению

Рассматривая суть концепции, прежде всего необходимо отметить, что в новой модели четко прослеживается корпусная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы . Более четко прописана роль кадрового резерва, что увеличивает шансы на карьерный рост тех государственных служащих, у которых высокая профессиональная подготовка Например, назначения на административные должности управленческого корпуса «А» осуществляются исключительно из кадрового резерва, для обеспечения эффективности его использования предусмотрена правовая норма, определяющая обязательность нахождения кандидата в кадровом резерве корпуса «А» . Формирование политического кадрового резерва и кадрового резерва управленческого корпуса «А» административной государственной службы обеспечивается Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан на основе предложений государственных органов и акимов областей, столицы, города республиканского значения К кандидатам для поступления в управленческий корпус «А» применяется оценка профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным служащим функциональных обязанностей на управленческой должности

Механизмом конкурсного отбора в кадровый резерв управленческого корпуса «А» административной государственной службы является проведение тестирования на основе профессиональных и личностных компетенций, а также профессионально ориентированного собеседования и экзаменов Отбор в кадровый резерв административной государственной службы основывается на тестировании, определяющем уровень знания Конституции Республики Казахстан, законодательства о государственной службе и т д , а также уровень профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным служащим функциональных обязанностей вне зависимости от отраслевой специфики государственного органа Концепцией предусмотрено повышение эффективности кадровых служб государственных органов на основе утверждения типового положения, включающего структуру, численность, функции и задачи, согласование с уполномоченным органом по делам государственной службы назначения руководителей кадровых подразделений министерств и ведомств .

Таким образом, модернизация государственной службы на данном этапе становления казахстанской

государственности тесно взаимосвязана с широким спектром вопросов теоретического и практического осмысления управления кадрами Вместе с тем комплексная реализация выделенных приоритетов кадровой политики требует научно-теоретического обеспечения При этом современная наука об управлении, реализации кадровой политики только развивается, а научное обоснование управления кадровым потенциалом государственной службы находится сегодня на сложном этапе поиска и утверждения своих методологических принципов

В настоящее время актуальными аспектами научных исследований в данной сфере являются следующие задачи:

• дальнейшее формирование и развитие методологии, понятийного аппарата кадровой работы (кадровый менеджмент) как особой отрасли научного знания;

• разработка вопросов, связанных с планированием кадровых потребностей, построения эффек-

тивной системы поиска и своевременного удовлетворения кадровых потребностей государственной службы;

• совершенствование системы оценки кадрового потенциала и отбора, обеспечения обоснованности критериев оценки при отборе, аттестации и расстановке кадров;

• внедрение эффективных технологий развития кадрового потенциала, обеспечение непрерывности профессионального развития в течение всей службы;

• оптимизация организационного проектирования государственных структур, разработка стандартов и показателей кадрового потенциала государственной службы

Эти направления кадровой работы отчетливо показывают, что реализация формирования кадрового потенциала государственной службы предусматривает, наряду с научным обеспечением, и общеметодологическое обеспечение

Литература

1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на объединенном заседании Палат Парламента // Казахстанская правда. 2006. 2 сентября.

2. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 г. № 187-I «О дипломатической службе» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. № 21. Ст. 275.

3. Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. № 155 «О нотариате» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. № 13-14. Ст. 206.

4. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. Алматы: Жет Жаргы, 1998. 429 с.

5. Назарбаев Н.А. К свободному, эффективному и безопасному обществу: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 2000. 25 октября. С. 1-2.

6. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 19 ноября 1996 г. № 3225 «О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению» // Казахстанская правда. 1996. 23 ноября.

7. Назарбаев Н.А. От выводов — к конкретным поручениям // Казахстанская правда. 2006. 15 апреля.

8. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на встрече со стипендиатами программы «Болашак» // 30 января 2008 года. www. пошайли/?а=3-200801310140/.источник

9. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 11 сентября 2006 г. № 66 «О плане мероприятий по реализации мер, направленных на совершенствование системы государственного управления» // Казахстанская правда. 2006. 13 сентября.

References

1. Speech by the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev at the joint session of the Chambers. Ka-zakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2006. September, 2. (In Russian)

2. Law of the Republic of Kazakhstan on November 12, 1997 No 187-I «On Diplomatic Service». Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazakhstan [Bulletin of the Parliament of the Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 21, art. 275. (In Russian)

3. Law of the Republic of Kazakhstan on July 14, 1997 № 155 «On Notary». Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazakhstan [Bulletin of the Parliament of the Republic of Kazakhstan].

1997, I. 13-14, art. 206. (In Russian)

4. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Nauchno-pravovoy kommentariy [Constitution of the Republic of Kazakhstan. Scientific and legal comment]. Almaty, Zheti Zhary Publ.,

1998. 429 p.

5. Nazarbaev N. For a free, efficient and safe society: Message from the President to the people of Kazakhstan. Kazakh-stanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2000. October, 25, pp. 1—2. (In Russian)

6. Order of the President of the Republic of Kazakhstan dated November 19, 1996 № 3225 «On the declaration of state employees and property income subject to taxation»». Kazakh-stanskayapravda [Kazakhstan truth]. 1996. November, 23. (In Russian)

7. Nazarbaev N. From the findings to specific assignments. Kazakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2006. April, 15. (In Russian)

8. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Naz-arbaeva na vstreche so stipendiatami «Bolashak» [Speech by President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev at a meeting with the fellows program «Bolashak»]. Available at: http://www.nomad.su/?a=3-200801310140/

9. Order of the President of the Republic of Kazakhstan from September 11, 2006 №66 «On the plan of action to implement measures aimed at improving the system of governance». Kazakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2006. September 13. (In Russian)

10. Садвакасова А.К. Социологический анализ развития государственной службы в Республике Казахстан: ав-тореф. дис. ... д-ра социол. наук. Астана: ЕНУ, 2008. 44 с.

11. Указ Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 г. № 119 «О Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 2011. 30 июля.

12. Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября

2004 г. № 1457 «Об утверждении Правил переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан. 2004. № 37. Ст. 483.

13. Указ Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 г. № 273 «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 2007. 16 января.

14. Указ Президента Республики Казахстан от 14 апреля

2005 г. № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» // САПП Республики Казахстан. 2005. № 15. Ст. 169.

15. Указ Президента Республики Казахстан от 25 марта 2001 г. № 575 «О единой системе оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz

16. Указ Президента Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 372 «О статусе и полномочиях ответственного секретаря центрального исполнительного органа Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 2007. 2 августа.

17. Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2007 г. № 304 «О некоторых мерах по дальнейшему проведению административной реформы» // САПП Республики Казахстан. 2007. № 9. Ст. 98.

18. Указ Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1997 г. № 3731 «О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» // САПП Республики Казахстан. 1997. № 48. Ст.443.

19. Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан. 2005. № 19. Ст. 225.

20. Указ Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 г. № 3465 «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» // САПП РК. 1997. № 33. Ст. 305.

21. Указ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1997 г. № 3746 «Об утверждении Положения о дисциплинарной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан, областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегиях» // САПП Республики Казахстан. 1997. № 49. Ст. 453.

22. Указ Президента Республики Казахстан от 21 октября 1997 г. № 3705 «О Высшем дисциплинарном совете Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан. 1997. № 4. Ст. 431.

23. Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2730 «О государственной службе». С измене-

10. Sadvakasova A.K. Sotsiologicheskiy analiz razvitiya gosu-darstvennoy sluzhby v Respublike Kazakhstan. Dokt. Diss. [Sociological analysis of public service in the Republic of Kazakhstan. Doct. Diss.]. Astana, ENU Publ., 2008. 44 p.

11. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan 21 July 2011 №119 «On the Concept of a new model of public service of the Republic of Kazakhstan». Kazakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2011. July, 30. (In Russian)

12. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated October 11, 2004 № 1457 «On Approval of the Rules of retraining and professional development of civil servants of the Republic of Kazakhstan». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 2004, I. 37. Art. 483. (In Russian)

13. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on January 13, 2007 №273 «On measures for the modernization of public administration of the Republic of Kazakhstan». Kazakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2007. January, 16. (In Russian)

14. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan as of April 14, 2005 № 1550 «On measures to strengthen the fight against corruption, strengthening discipline and order in the activities of government agencies and officials». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 2005, I. 15, art. 169. (In Russian)

15. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 25 marta 2001 goda № 575 «O edinoy sisteme oplaty truda rabotnikov organov Respubli—ki Kazakhstan, soderzhashchikhsya za schet gosudarstvennogo byudzheta» [Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated 25 March 2001 № 575 «On the uniform system of compensation of employees of the Republic of Kazakhstan, financed by the state budget»]. Available at: http://online.zakon.kz.

16. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on July 27, 2007 №372 «On the status and powers of the executive secretary of the central executive body of the Republic of Kazakhstan». Kazakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2007. August, 2. (In Russian)

17. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on March 29, 2007 № 304 «On some measures for further implementation of administrative reform». SAPP Respub-liki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 2007, I. 9, art. 98. (In Russian)

18. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on November 5, 1997 № 3731 «On measures to strengthen national security, to further strengthen the fight against organized crime and corruption». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 48, art. 443. (In Russian)

19. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on may 3, 2005 № 1567 «About the Code of honor of servants of the Republic of Kazakhstan». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 2005, I. 19, art. 225. (In Russian)

20. Presidential Decree on April 22, 1997 № 3465 «On measures to further reform the law enforcement system of the Republic of Kazakhstan». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 33, art. 305. (In Russian)

21. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on November 12, 1997 № 3746 «On approval Regulations of the Disciplinary Board of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan, oblast and equivalent courts» SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 49, art. 453. (In Russian)

22. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on October 21, 1997 № 3705 «About the Higher Disciplinary Council of the Republic of Kazakhstan». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 4, art. 431. (In Russian)

23. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on December 26, 1995 №2730 «On the Civil Service». With

ниями и дополнениями от 19 июня 1997 г. № 134—1 // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. № 24. Ст. 169.

24. Указ Президента Республики Казахстан от 4 марта 1997 г. № 3377 «Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов Республики Казахстан». С изменениями, внесенными в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. № 282 // САПП Республики Казахстан. 1997. № 10. Ст. 69.

25. Указ Президента Республики Казахстан от 10 октября 1997 г. № 3655 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан. 1997. № 45. Ст. 410.

26. Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2007 г. № 501 «О мерах по оптимизации должностей государственных служащих» // САПП Республики Казахстан. 2007. № 49. Ст. 599.

the changes and additions from June, 19 1997 № 134-1. Vedomosti Verkhovnogo Soveta RK [Bulletin of the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan]. 1995, I. 24, art. 169. (In Russian)

24. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on March 4, 1997 № 3377 «About immediate measures to reform the system of government of the Republic of Kazakhstan». With the changes introduced in accordance with the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan from 10.12.1999 year №282. SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 10, art. 69. (In Russian)

25. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on October 10, 1997 № 3655 «On measures to further improve the efficiency of public administration in the Republic of Kazakhstan». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 1997, I. 45, art. 410. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on december 28, 2007 № 1457 «About measures to optimize the posts of civil servants». SAPP Respubliki Kazakhstan [SAPP Republic of Kazakhstan]. 2007, I. 49, art. 599. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.