ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ
Беляева М.Ю. Email: Belyaevа[email protected]
Беляева Мария Юрьевна - студент, Институт управления экономики и финансов Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: в данной статье анализируется опыт управления персоналом на рынке общественного питания. В статье выделены основные особенности в управлении персоналом на предприятиях общественного питания. Отмечен опыт ведущих представителей общественного питания в России. Выявлены основные проблемы в управлении человеческими ресурсами. А также основные аспекты, способствующие развитию российской системы управления персоналом на основе зарубежного опыта. Итогом статьи выделены три основных составляющих комплексного подхода к управлению персоналом.
Ключевые слова: управление, управление персоналом, общественное питание, мотивация персонала, обучение персонала.
PERSONNEL MANAGEMENT IN THE PUBLIC FOOD MARKET
Belyaevа M.Yu.
Belyaeva Maria Yuryevna - Student, INSTITUTE OF ECONOMICS AND FINANCE MANAGEMENT KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA
Abstract: this article analyzes the experience of personnel management in the catering market. The article highlights the main features in the management of personnel at public catering enterprises. The experience of leading representatives of public catering in Russia is noted. The main problems in the management of human resources are identified. As well as the main aspects that contribute to the development of the Russian personnel management system based on foreign experience. The article highlighted three main components of an integrated approach to personnel management. Keywords: management, personnel management, catering, staff motivation, training.
УДК 331.5
Управление персоналом играет важнейшую роль в любой организации, однако, существует ряд организаций, где роль персонала более высока. К таким организациям относятся организации общественного питания.
С точки зрения М.Т. Жашаевой, персонал предприятий общественного питания - это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает компания. Он представляет собой важнейшую составляющую конечного продукта, одного из главных конкурентных преимуществ предприятия, поэтому качество обслуживания в данных компаниях в значительной мере зависит от мастерства и сознательности сотрудников.
Цель управления персоналом в компании общественного питания -мотивировать своих сотрудников на предоставление клиентам качественного и удовлетворяющего их обслуживания. А для достижения данной цели необходимы соответствующая координация действий персонала, мотивация и формирование корпоративной культуры, повышающей лояльность потребителей к компании общественного питания [1].
По мнению Е.В. Васильева, российские предприятия общественного питания, от которых требуются высокий уровень обслуживания и широкий спектр блюд сложного приготовления, характеризуются следующими особенностями управления человеческими ресурсами:
- невысокий престиж;
- высокая текучесть кадров (в основном, это относится к подработке);
- низкий уровень заработных плат;
- потребность в «своих» руководителях (сложность заключается в том, что людей, имеющих желание работать в сети ресторанов быстрого питания длительное время, недостаточно);
- большая напряженность работы.
Среди особенностей труда на предприятиях общественного питания выделяют следующие:
- особые требования к личным и деловым качествам сотрудников, от работников требуются: знание собственного дела; высокая стрессоустойчивость; желание услужить, угодить гостю, создать ему «ощущение праздника», хорошее настроение; внимание к людям;
- в зависимости от ситуации сотрудники выполняют различную деятельность: работают на кассе, обслуживают клиентов, ведут прием клиентов, убирают со столов, в отдельных случаях готовят;
- линейные руководители, кроме бумажной работы и контроля за сотрудниками, должны также исполнять и все вышеперечисленные обязанности рядовых сотрудников, при этом быть им примером, образцом для подражания;
Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно сделать вывод о том, что как младший персонал, так и линейные руководители нуждаются в особой системе мотивации, которая будет включать не только материальную составляющую [2].'
Анализируя использование зарубежного опыта управления персоналом на предприятиях индустрии питания, выделяют три наиболее значимых аспекта, способствующие развитию российской системы управления персоналом на предприятиях общественного питания, базирующейся на комплексном подходе к управлению.
Одним из таких аспектов зарубежного опыта комплексного подхода является акцент на активное обучение сотрудников практически всех категорий, при этом особое внимание уделяется новым сотрудникам, для адаптации, обучения и мотивации которых учебные центры изготавливают специальные материалы.
Многие российские предприятия общественного питания вкладывают в развитие собственного персонала от полутора до трех процентов дохода, - «Балтийские рестораны», Холдинг «Адамант», компании RPcom, «Макдональдс», «Ресторанный Дом Андрея Деллоса», «РосинтерРесторанс», Группа компаний А. Новикова, и другие [3].
Во многих отечественных компаниях созданы собственные учебные центры. Например, в сети ресторанов «Макдональдс», «Папа Джонс», «KFC», «РосинтерРесторанс», RPcom все новые сотрудники посещают учебные занятия.
В России можно обучиться практике передового менеджмента в школе «Sokirianskiy&LazersonSchool», сокращенно «SLS». Компания основана в 2009 г. Федором Сокирянским и Ильей Лазерсоном. В школе этой известной компании регулярно проводятся мастер-классы, семинары, тренинги, на которых можно обучиться как классическим кулинарным традициям, так и инновационным технологиям, применяемым в индустрии питания, а также поучаствовать в решении практических вопросов российского операционного управления [3].
Метод, схожий с американским, где наиболее перспективным сотрудникам предлагается специальное обучение, позволяющее в короткие сроки взлететь по карьерной лестнице, получив управленческую должность, успешно применяется в отечественных ресторанах сети «Макдональдс» и «KFC», где создана программа,
позволяющая успешным молодым специалистам, которые имеют высшее образование, быстро достичь должности линейных руководителей. Данный метод позволяет увеличить лояльность и мотивацию персонала, его заинтересованность в работе.
Российские предприятия общественного питания также большое внимание уделяют командообразованию. Так, по мнению совладелицы консалтинговой компании «UnoDosTres», консультанта по управлению персоналом Елены Победоносцевой, для эффективного командообразования важны:
- лояльное отношение линейного персонала к общим целям компании и руководству;
- слаженность действий и взаимовыручка всех членов трудового коллектива;
- готовность сотрудников учиться, повышать собственную квалификацию, приобретать новые навыки и знания;
- удовлетворенность трудом и гордость за результаты команды.
И еще одним, весьма значимым аспектом управления является мотивация персонала.
На отечественных предприятиях системы мотивации персонала включают следующие составляющие:
- постоянное развитие и обучение персонала; личный положительный пример руководителя; позитивное отношение к сотрудникам с опорой на их лучшие качества; постепенное увеличение уровня сложности задач; соблюдение оптимального баланса между требовательностью к высокому качеству работы и поддержанием хорошего эмоционального состояния сотрудника; подбор для каждого сотрудника интересной работы, позволяющей максимально раскрывать его таланты и способности(компания «Викон», сеть ресторанов, гостиниц, кафе и магазинов Владимирской области, система мотивации разработана Андреем Кондрашиным);
- работа в престижном холдинге; бесплатное обучение без отрыва от производства, которое позволяет получить навыки на уровне международных стандартов гостеприимства; возможность карьерного роста; ротация кадров для их сохранения и усиления интереса к работе; благодарность отличившимся сотрудникам; вручение наград на корпоративах; организация походов в кино, театры, на концерты, в спортивные и развлекательные центры («Ресторанный Дом Андрея Деллоса») [4];
- методика типологической концепции трудовой мотивации способна помочь совершенствованию системы стимулирования персонала предприятий сферы ресторанного бизнеса в формировании наилучших форм (материальная, моральная, организационная, участие в совладении и управлении) стимулирования работников с абсолютно разной мотивацией (инструментальная, профессиональная, патриотическая и хозяйская мотивации).
Таким образом, на отечественных предприятиях общественного питания основные проблемы в управлении человеческими ресурсами заключаются:
- в текучести, низких статусе и заработной плате сотрудников, относящихся к основному производственному персоналу;
- в особых условиях труда (ненормированность, ночное время, высокий уровень стрессовых факторов); недостаточной проработке должностных обязанностей (в том числе, с учетом их совмещения) и системы мотивации.
В качестве трех основных составляющих комплексного подхода к управлению персоналом можно назвать: регулярное обучение; командообразование и формирование системы мотивации персонала.
Список литературы /References
1. Жашаева М.Т. Особенности управления персоналом в индустрии питания /
М.Т. Жашаева, З.М. Карданова // Евразийский союз ученых, 2015. № 10-5 (10).
С. 57.
2. Васильев Е.В. Ключевые проблемы управления персоналом на предприятиях общественного питания / Е.В. Васильев // Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика: материалы VI научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Бедренко, С.В. Чегринцовой, О.В. Скудаловой [и др.]. Тверь: ТвГУ, 2018. С. 20.
3. Василенко Е.В. Комплексный подход к управлению персоналом на предприятиях общественного питания / Е.В. Василенко, М.В. Лысова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт, 2018. Т. 1. С. 111.
4. Васильев Е.В. Ключевые проблемы управления персоналом на предприятиях общественного питания / Е.В. Васильев // Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика: материалы VI научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Бедренко, С.В. Чегринцовой, О.В. Скудаловой [и др.]. Тверь: ТвГУ, 2018. С. 22.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ Мурашов А.К. Email: [email protected]
Мурашов Андрей Константинович - студент, факультет управления, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация: данное исследование изучает возможные сферы применения передовых инструментов интернет-маркетинга, а также анализирует саму концепцию интернет-маркетинга в деятельности современной компании. Также исследуется широкий спектр стратегий маркетинга в интернет-среде, его задачи, выявленные преимущества, недостатки, а также перспективы развития. Для определения вышеперечисленного также будут описаны основные принципы интернет-маркетинга. Также в статье были рассмотрены тенденции развития интернет-маркетинга, и продемонстрированы наиболее эффективные примеры использования его возможностей.
Ключевые слова: маркетинг, интернет-маркетинг, интернет-среда, продвижение.
IMPROVING MARKETING TECHNOLOGIES FOR PROMOTING PRODUCTS IN THE INTERNET ENVIRONMENT Murashov A.K.
Murashov Andrey Konstantinovich - Student, FACULTY OF MANAGEMENT, RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES, MOSCOW
Abstract: this study examines the possible applications of advanced Internet marketing tools, and also analyzes the concept of Internet marketing in the activities of a modern company. It also explores a wide range of marketing strategies in the Internet environment, its objectives, identified advantages, disadvantages, and development prospects. To determine the above, the basic principles of Internet marketing will also be described. The article also examined the development trends of Internet marketing, and demonstrated the most effective examples of using its capabilities.
Keywords: marketing, internet marketing, online environment, promotion.