Секция «Экономика и бизнес»
ки еврозоны на кредитный кризис. В китайской экономике также наметилась стабилизация темпов роста основных экономических показателей. С начала 2012 года наблюдается рост российского фондового рынка вслед за повышением «аппетита к риску» на мировых торговых площадках.
Технически коррекция рынка вниз назрела. Тем не менее, положительные новости по состоянию мировой экономики и прогресс в решении европейской кредитной проблемы на фоне повышения ликвидности европейских банков оказывают поддержку рынку и не дают ему сильно просесть. В то же время все более отчетливо начинает проявляться проблема усиления инфляционного давления на экономику из-за чрезмерного роста цен на нефть. Многое будет зависеть от реакции инвесторов на результаты президентских выборов в США. Базовый сценарий на 2012 год не пересматривается: 1 кв. 2012 года представляется
благоприятным периодом для формирования длинных позиций (покупка финансовых инструментов) с расчетом на 2-е полугодие, которое будет благоприятным для роста. В свою очередь следует ждать притока капиталовложений со стороны инвесторов, что определяет дальнейшее развитие и рост экономики РФ.
Библиографические ссылки
1. Информационный портал - Вести. Финансы [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/.
2. Гридин В. Выборы в России и фондовый рынок [Электронный ресурс]. URL: http://www.bigness.ru/.
3. Мирановский А. Фондовый рынок ждет хороших новостей [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/.
© Старикова Д. В., Коцюба А. А., 2012
УДК 101.73-4
Д. В. Старикова, А. А. Коцюба Научный руководитель - О. В. Гостева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ЕГО МОТИВАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены организационные проблемы поощрения проектных команд и творческих коллективов. Описаны модельные представления мотивации проектной работы в современной бизнес-среде.
Одним из эффективных средств управления развивающимися системами, которые характеризуются нестабильностью и неопределенностью внешней среды, является методология управления проектами. При этом проектная команда является ограниченной по продолжительности подсистемой крупной организации. Изменение характера взаимодействия коллектива затрагивает систему мотивации и создает реальные организационные проблемы.
В настоящее время не существует общепризнанной системы оценки и поощрений проектной деятельности. Каждая фирма уникальна и применяет свою мотивационную модель, ориентированную на свои внутренние правила и стандарты.
Предлагаемая в работе модель мотивации интегрирует концепцию, подходы и существующие практики к поощрению проектной работы, связанные с повышением качества управления. Авторами выше упомянутой модели являются И. Г. Севастьянова, В. Н. Стегний и Г. А. Руруа [2].
В основу концепции мотивационной модели заложена идея непреодолимой привлекательности предназначения организации. Видение организации, выражающее долгосрочный имидж компании, должно быть близко отдельному человеку, а не компании в целом, и побуждать каждого человека к достижению определенных целей.
Мотивационная модель включает три базовых уровня, из которых основополагающий - фундаментальные принципы организационной культуры и тенденции в управлении изменениями. Следующий уро-
вень модели ориентирован на особенности формирования проектной команды и развития мотивационно-го процесса. Последний уровень модели связан с идеей постоянного совершенствования качества управления [1].
Графическое представление модели мотивации сотрудников в проектной деятельности
Первый уровень мотивационной модели предполагает, что культура организации должна быть адекватна применяемой технологии. Сильная внутрифирменная культура зависит, прежде всего, от таких реальных ценностей, как делегирование полномочий, уважение к личности, взаимное доверие. Неоспоримые ценности, культивируемые через воспитание, совместный опыт и традиции, только в том случае приобретают значение и позволяют создать работника с высо-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
кой степенью ответственности, если компания на деле воплощает их в жизнь и делает это ежедневно.
Второй уровень модели отражает особенности создания проектной команды и мотивации посредством стимулов, позволяющих развиваться. Главная цель объединения сотрудников в команду - самостоятельное управление и преодоление проблем при решении поставленных задач. При формировании проектной команды следует учитывать то, что продуктивность ее деятельности зависит не только от технических, организационных, управленческих и культурных факторов, а также от знаний, опыта, способностей и потребностей людей, входящих в команду [3].
Третий уровень мотивационной модели базируется на парадигме непрерывного совершенствования качества, которая подразумевает, что каждый сотрудник и организация в целом не должны успокаиваться на достигнутом результате. Парадигма - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Высокое качество начинается с людей, с понимания потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон, и, в конечном счете, означает полное удовлетворение этих потребностей и ожиданий.
Подход к качеству как проявление потребности в постоянном улучшении можно рассматривать не только с позиций управленческой эффективности и организационной продуктивности, но и с позиций
личностного и профессионального развития, межличностных отношений [4]. Личностная сторона качества означает гармоничное единение с системой ценностей, согласно которой человек с каждым днем совершенствуется в личном и профессиональном плане.
Предлагаемая модель носит индикативный (рекомендательный) характер. Наряду с другими специальными оценками может быть использована для позитивных изменений мотивационного фона и поощрения концепции «успеха» проектных команд и коллективов, деятельность которых связана с творческой работой.
В данной статье был проведен анализ организационных проблем поощрения проектных команд и творческих коллективов, а также были выделены модельные представления мотивации проектной работы в современной бизнес-среде.
Библиографические ссылки
1. Салмон Р. Будущее менеджмента // Стратегическое управление и планирование. 2011. № 19. С. 29-32.
2. Севастьянова И. Г. Модель мотивации проектной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 11. С. 99-103.
3. Стеганов И. С. Управление командой // Стратегический менеджмент. № 28. С. 38-42.
4. Туров В. В. Лидерство, основанное на принципах //Российский журнал менеджмента. № 65. С. 73-79.
© Старикова Д. В., Коцюба А. А., 2012
УДК 338.2
К. В. Терещенко Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Раскрывается влияние инновационной деятельности на экономическое развитие страны и дается определение инновации как экономической категории.
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.
Формирование инновационных отношений в экономике непосредственно связано с преобразованиями институциональной среды. Инновационная экономика
особенно требовательна к культурной среде, науке и образованию, условиям свободы творчества, развития интеллекта.
Стратегия инновационно-технологического прорыва может быть наиболее полно реализована лишь при крупномасштабной поддержке государства.
Активная инновационная деятельность способна стать реальным стратегическим ресурсом, одним из основных факторов обеспечения роста конкурентоспособности национальной экономики и умножения конкурентных преимуществ в мире.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием [1].
Государству необходимо для экономического роста поддерживать инновационную деятельность на предприятиях, в учебных заведениях и научно-технических центрах. Оно должно создавать выгод-