А. Д. Нагуманова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВШЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Работа представлена кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. С. Гаязов
В настоящей статье рассмотрены основные факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на перспективы управления инновационными процессами в образовании, приведены основные антииновационные барьеры и программа, рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: инновация, антиинновационный барьер, педагоги-новаторы, традиционализация, человеческий фактор.
The article views the main factors having both positive and negative influence on perspectives of innovative processes’ management in education. The author presents general anti-innovative barriers and recommendations on overcoming them.
Key words: innovation, anti-innovative barrier, teachers-innovators, traditionali-sation, human factor.
Современное общество характери- литике, экономике, технике, культуре,
зуется развертыванием больших инно- общественной и индивидуальной жизни.
вационных циклов во всех областях: по- Но перемены, охватившие все сферы
нашего общества, не могут быть полными и основательными, если не захватывают систему образования. Глубокая неудовлетворенность общества состоянием всего образования и осознание насущной необходимости коренных преобразований в ней привели к тому, что инновационные процессы стали носить массовый характер. Причиной этой массовости являются и демократические перемены последних лет, предоставившие ученым/педагогам-новаторам дополнительные возможности на свободу педагогического творчества и на реализацию своих смелых идей и начинаний. Вследствие этого на сегодняшний день существует достаточное количество различных педагогических «изобретений» - новшеств, и большинство из них при использовании доказывают свою высокую преемственность и результативность. Но, к сожалению, из этих новшеств только ничтожно малая часть внедряется успешно, другое же их количество остается проигнорированным в области их дальнейшего применения за счет «провала» внедрения или внедрения, но неуспешного. Что есть провал внедрения? Провалом внедрения мы можем считать такое нововведение, которое не дошло до стадии традициона-лизации, т. е. до той стадии, где использование новшества уже считается традицией. Результативность внедрения новшеств в образовании зависит в большинстве случаев от целого ряда факторов: от особенностей предлагаемого новшества, потенциала образовательного учреждения, позиции и квалификации администрации и зачинателей инновационной работы. Все эти факторы взаимосвязаны, и каждый из них важен, но решающее значение имеет психологическое личностное отношение педагогов. Именно от этого в конечном
счете и зависит реализация или провал задуманного. Отметим, что педагогический коллектив - это не единое монолитное целое. В силу многих причин (мотивация, профессионально-личностная позиция и т. д.) педагоги по-разному относятся к нововведениям. В любом коллективе есть новаторы и консерваторы, сторонники обновления учреждения и противники перемен. На сегодняшний день, к сожалению, не все экспериментаторы учитывают основной человеческий фактор, влияющий на процесс внедрения педагогических новшеств, и, приступая к нововведенческой работе, сталкиваются с трудностями, которые впоследствии ведут к провалу внедрений или его неуспешности. Перед ними всплывает целый ряд вопросов: с чего начать? Как говорить? Как вести себя с педагогической организацией? Как выявить из этой группы педагогов-энтузиастов (индивидуалистов) - главных реализаторов новшества? Как организовать коллективное творческое дело? Как преодолеть противодействие педагогического персонала к нововведениям? Ведь, зная все это, сколько ошибок и неудач можно было бы избежать, сколько положительных изменений можно было внести в образовательный процесс, успешно внедряя педагогические новшества. На сегодняшний день научно обоснованные и практически конструктивные теории, методики, технологии внедрения новшеств не полностью раскрывают структуру опыта внедрения, последовательность, соотносимую с личностно-творческими и психологическими особенностями педагогов. Выявленное противоречие между объективной потребностью менеджеров образования в эффективном и результативном управлении педагогическими нововведениями, которые учитывали бы
человеческий фактор, и недостаточной разработанностью этих вопросов в общей педагогической теории и практике и обусловило выбор нашей темы. Но тем не менее наше исследование опиралось на такие направления, как:
• нововведения как составная часть деятельности современного педагога по самореализации творческого потенциала на пути к высшим профессиональным достижениям; данные закономерности созидательного труда зрелого человека как субъекта преподавательской деятельности изучаются в акмео-логии (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов,
А. А. Дергач, Н. В. Кузьмина);
• теоретические основы нововведений в педагогике (В. И. Загвязинский, П. Л. Мейтув, С. Л. Подымова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбе-кова);
• инновационные процессы в образовательных учреждениях (К. Анге-ловски, М. И. Гус, В . И. Загвязинский, Г. А. Засобина, М. Л. Портнов, М. М. Поташник, Т. Х. Оганесова, О. Г. Хомери-ки, А. С. Турчин);
• психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности педагога (К. Ангеловски, В. И. Долгова, И. Е. Пис-карева, Д. Р. Принбекова, Н. П. Фети-скин, В . А. Лопатин и др.);
• теоретические обоснования причин затруднений учителей (Н. В. Кузьмина, Т. А. Полякова, Е. М. Тихомирова);
• социальные факторы инновационных процессов (Н. И. Лапин);
• проблемы инновационной политики в производственной сфере (А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, В. Н. Щу-ков);
• взаимоотношения инноваторов и трудового коллектива (Н. А. Ильина, Г. А. Моченов);
• основной методологической базой исследования по проблеме психологических барьеров нововведений стали авторы: К. Ангеловски [1], В. И. Андреев [2], В. Л. Аношкина [3], В. И. Загвязинский [4; 5], С. В. Иванова [6], К. М. Ушаков, В. А. Канн-Калик [7; 8],
В. Д. Никандров [7], А. И. Пригожин [9], И. А. Рудакова [10], В. Г. Рындак [11], Г. К. Селевко [12; 13; 14], Б. Ю. Серби-новский [15], Ф. Херцберг [16] и др. Но все же следует отметить, что работ по изучению психологических аспектов инновационной деятельности явно недостаточно. В то же время практика настоятельно диктует необходимость более глубокого изучения инновационных процессов, оптимизации управления ими, основных факторов, которые тормозят или способствуют внедрению и распространению педагогических нововведений, а именно индивидуально-личностных и психологических особенностей педагога - как основного элемента двигателя процесса нововведения.
Нашей целью в данной работе было выявление оптимального уровня управления педагогическим коллективом при нововведении. Достигалась цель с помощью решения таких задач, как: 1) определение основных факторов, влияющих на результативность данного процесса, и причин антиинно-вационного сознания преподавателей, программирующие провал внедрения педагогических новшеств; 2) определение роли индивидуально-личностных и психологических особенностей педагога в управлении педагогическим коллективом при нововведении, выявление оптимальных способов преодоления психологических барьеров педагогов на пути внедрения педагогических новшеств; 3) определение комплекса педагогических условий, спо-
собствующих повышению эффективности управления педагогическим коллективом в процессе нововведенческой работы на кафедре вуза; 4) составление программы управления педагогическим коллективом при нововведении и разработка научно-методических рекомендации для ученых/педагогов-экспе-риментаторов по внедрению педагогических новшеств.
В ходе исследования мы выявили, что успешность внедрения педагогических новшеств зависит:
• от множества неоднородных факторов: как объективных (статусных характеристик), так и субъективных;
• индивидуально-личностных особенностей педагога и социальнопсихологических характеристик педагогического коллектива;
• степени усовершенствования условий процесса внедрения педагогических новшеств, где учитываются поэтапность, индивидуальные, личностно-творческие и психологические особенности каждого педагога в коллективе.
Как показала наша практика, в условиях перемен и высоких темпов их реализации любое изменение, которое планируется осуществить, нередко
встречает сопротивление членов педагогического коллектива. Основными причинами противодействия педагогов нововведениям является их немотивиро-ванность к инновационной деятельности ввиду: низкого уровня творческого потенциала и способности принимать ответственные творческие решения; некомпетентности в результатах нововведения; отсутствия оплаты со стороны государства за «знание» и применение педагогом педагогических технологий, повышающие уровень образованности учеников.
Сегодня руководитель совместно с коллективом должен претворять все эти изменения в жизнь, и судьба любой новации зависит от того, как будут настроены члены педагогического коллектива, как станут относиться к нововведениям.
Об успешности процесса управления педагогическим коллективом в процессе нововведения можно говорить тогда, когда коллектив руководствуется принципом «выиграл-выиграл». Это означает: основной задачей становится сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов - организация процесса, в котором все выигрывают.
Обобщая проведенный анализ нашего исследования по управлению педагогическим коллективом в процессе нововведения, мы пришли к выводу, что основным двигателем инновационного процесса являются новаторы и передовики - люди с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают, активно внедряют и распространяют новое. Исходя из указанного принципа мы составили программу, которая включает шесть этапов и способствует успешному внедрению новшеств в образовательные учреждения: 1) выявление из педагогического коллектива педагогов-энтузи-астов (должно проводиться как можно раньше начала процесса нововведения; в начале работы целесообразно ориентироваться на педагогов-энтузиастов, они всегда открыты новому, смело ее воспринимают, внедряют и распространяют); 2) создание информационной базы (доклад, семинар, совещание, лекция, демонстрации, выставки -средства передачи новшества на теоретическом уровне; показ фрагментов лекций и открытых лекций по данной
технологии - ознакомление с новшеством на практическом уровне); 3) анализ и проектирование (формулирование нововведенческих идей, проектирование хода работы непосредственно с пе-дагогами-энтузиастами - создание первого внутреннего творческого ядра);
4) первое апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» преподавателей, привлечение «предварительного/позднего» большинства и колеблющихся на открытые лекции-апробирования, совместный анализ апробирования новшества и их сравнение на примере предыдущих лекций;
5) мотивировка остальных преподава-
телей на результаты проведенных педа-гогами-экспериментаторами уроков.
Преодоление у данных преподавателей фаз отрицания и сопротивления и пере-
ход на фазу исследования и вовлеченности, создание с ними второго внешнего творческого ядра (проведение апробирования новшества преподавателями второго творческого ядра, сравнение/анализ результатов); 6) совместное подведение итогов апробирования на собрании, совещании, методологическом семинаре, плюсы и минусы новшества, принятие решения о дальнейшем его применении.
Таким образом, в процессе нововве-денческой работы в первую очередь необходимо учитывать человеческий фактор как социальную базу инновационного процесса и далее применять личностнотворческие ресурсы прежде всего тех педагогов, которые в большей степени открыты новому (новаторы) и в чьем лице вы более авторитетны в начале.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
3. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. Ростов-на-Дону,
2001.
4. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.
5. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.
6. Иванова С. В. Мотивация на сто процентов. М., 2006.
7. Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
9. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
10. Рудакова И. А. Основы управления педагогическими системами. Ростов-на-Дону,
2005.
11. Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие. М., 2001.
12. Селевко Г. К. Технологии внутришкольного управления. М., 2005.
13. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования. М., 2005.
14. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М., 2005.
15. Сербиновский Б. Ю. Управление персоналом. М., 2007.
16. Херцберг Ф. Мотивация к работе. М., 2007.