Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс ВУЗа'

Подготовка педагогов к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВШЕСТВО / МОДИФИЦИРУЮЩЕЕ НОВШЕСТВО / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION / MODIFYING INNOVATION / NOVELTY / MODERNIZATION / TRADITIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагуманова Айгуль Дамировна

В настоящей статье рассмотрена структурно-функциональная модель подготовки педагогов гуманитарных кафедр к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс технического ВУЗа, педагогические условия, способствующие готовности педагогов к нововведенческой деятельности, этапы подготовки педагогов к нововведенческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Staff Training for Modifying Innovations Introduction into the Educational Process at a Higher School

The article presents the structural-and-functional model of the nonscience chair teachers' training for modifying innovations introduction into the educational process at a higher technical school, pedagogical environmental complex contributing to the teachers' readiness for innovation activity, stages of teachers' training for innovation activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс ВУЗа»

УДК 378.126 ББК 74.58

Нагуманова Айгуль Дамировна

преподаватель кафедра экономической теории Уфимский государственный нефтяной технический университет

г. Уфа

Nagumanova Aygul Damirovna

Lecturer Chair of Economic Theory Ufa State Oil Technical University Ufa

Подготовка педагогов к внедрению модифицирующих новшеств в

образовательный процесс ВУЗа Pedagogical Staff Training for Modifying Innovations Introduction into the Educational Process at a Higher School

В настоящей статье рассмотрена структурно-функциональная модель подготовки педагогов гуманитарных кафедр к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс технического ВУЗа, педагогические условия, способствующие готовности педагогов к нововведенческой деятельности, этапы подготовки педагогов к нововведенческой деятельности.

The article presents the structural-and-functional model of the nonscience chair teachers’ training for modifying innovations introduction into the educational process at a higher technical school, pedagogical environmental complex contributing to the teachers’ readiness for innovation activity, stages of teachers’ training for innovation activity.

Ключевые слова: педагогическая инноватика, инновационная

деятельность, новшество, модифицирующее новшество, нововведение, инновация, модернизация, традиционализация.

Key words: pedagogical innovations, innovation activity, innovation, modifying innovation, novelty, modernization, traditionalization.

Модернизация системы образования, осуществляемая в нынешних социально-экономических условиях РФ и направленная на дальнейшую инновационную деятельность в системе образования, выдвигает на первый план целый ряд проблем, в том числе подготовку педагогов к внедрению новшеств в образовательный процесс. По нашему убеждению, подготовка педагогов к внедрению новшеств это одно из необходимых условий традиционализации новшества, т. к. решающее значение имеет личностнопсихологическое отношение педагогов к новшествам. Именно от этого, в конечном счете, и зависит реализация или провал задуманного. Отметим, что

педагогический коллектив - это не единое монолитное целое. В силу многих причин (мотивация, профессионально-личностная позиция и т.д.) педагоги по-разному относятся к нововведениям. В любом коллективе есть сторонники обновления учреждения и противники перемен. Поэтому, на сегодняшний день для достижения традиционализации новшества необходимо выдвигать и решать важнейшую задачу подготовки педагогов к нововведению.

Теоретическая разработка проблемы подготовки педагогов кафедры к внедрению новшеств в образовательный процесс актуализировала необходимость разработки структурно-функциональной модели подготовки педагогов гуманитарных кафедр к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс технического ВУЗа, так как объектом нашего исследования выступал образовательный процесс образовательного учреждения ВУЗа. (Рис. 1). Заметим, что при постановке цели

функционирования модели мы основывались на социальном заказе общества, заложенным президентом Российской Федерации, ориентирующего педагогов на модернизацию и внедрение новшеств в образование.

В модели подготовки педагогов кафедр к внедрению новшеств в образовательный процесс мы выделили два аспекта: теоретический и

практический.

Рис.1 Структурно-функциональная модель подготовки педагогов гуманитарных кафедр к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс

технического ВУЗа

Теоретический аспект предполагает наличие у педагогов прогностических, аналитических, проектировочных, организаторских, рефлексивных, творческих, исследовательских умений. Первым шагом готовности педагога к внедрению новшеств в образовательный процесс является выявление способности педагога к самоанализу и самооценке своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его профессионального мастерства, требовательность к своей работе, адекватная оценка реального уровня профессионального развития.

Следующим шагом на пути готовности педагога к внедрению новшеств является поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений. Далее идет своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог, который заключается в критическом анализе различных вариантов решения поставленных задач. Четвертым шагом является выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных систем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые представляются педагогу в ходе интерактивных занятий. Последним этапом является ситуация отказа от стереотипов, рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской системы.

Первоочередной задачей руководителя при внедрении новшеств в образовательный процесс является определение педагогов к новшествам, сбор альтернативных мнений о них. Установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии и тревожности, креативности, компетентности, самооценки. Поэтому следующей задачей управляющего новшествами является перевод педагогов из группы негативистов и нейтралистов в зону повышенной мотивации. Если педагог осознает свою миссию, то начинается его самоопределение, самовыражение, самореализация, саморазвитие.

Практический аспект предполагает владение педагогами методологической грамотностью и реализацию новшеств в образовательный процесс.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются личностная направленность, которая заключается в стремлении и потребности внедрять новое, а также знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые технологии, включающих вариативность мышления, эмпатийность, синтонность, т.е. способность настроиться на «волну» другого человека, толерантность, коммуникативность. Между тем, компетентность педагога определяет его постоянное развитие, совершенствование профессиональных умений, навыков и качеств.

Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психологопедагогическая и технологическая компетентность, креативность педагога - все это способствует повышению уровня его готовности к внедрению новшеств и к овладению новыми педагогическими технологиями. Готовность - это, прежде всего, условие успешного выполнения деятельности, избирательная активность, настраивающая личность на будущую деятельность и является качественным показателем зрелости саморегуляции педагога, как активно действенное состояние личности, выражающее способность решать задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.

В качестве критериев подготовленности педагогов кафедры к внедрению новшеств в образовательный процесс нами выделены следующие: когнитивный (компетентность педагога; умения устанавливать связь между компетенциями и применять их при внедрении новшеств в образовательное учреждение); мотивационный (мотивы внедрения новшеств в образовательное учреждение, осознание себя неотъемлемой частью образовательного учреждения); практический (инициативность в организации общих дел, направленность на активное взаимодействие с другими педагогами по внедрению новшеств в образовательное учреждение).

На основе предложенных критериев нами определены три уровня подготовленности педагогов кафедр к внедрению новшеств образовательном

учреждении: не удовлетворительный (личность педагога характеризуется стереотипностью решений, отсутствием инициативы и самостоятельности при внедрении новшеств в образовательный процесс); удовлетворительный (личность педагога характеризуется умением включаться в коллективные дела, наличием потребности во внедрении новшеств и стремления к участию в коллективных делах); креативный (личность педагога характеризуется яркой выраженной готовностью к внедрению новшеств в образовательном учреждении, способностью принимать нестандартные решения,

компетентностью в сфере педагогической инноватики).

Для практической реализации в условиях образовательного учреждения предложенной модели по подготовке педагогов кафедры к внедрению новшеств необходимо учитывать основные педагогические условия.

Одним из педагогических условий подготовки педагогов к внедрению новшеств в образовательном учреждении является учет индивидуальноличностных и психологических особенностей педагогов при поэтапном нововведении.

Подготовка педагогов кафедры к внедрению новшеств в образовательный процесс проходит несколько этапов.

Первый этап образно назовем «размораживанием» - подготовка к переменам. На этом этапе руководитель разъясняет подчиненным причины изменения, цели, роль педагогов в процессе перемен. На данном этапе эффективное убеждение является одним из важнейших условий достижения традиционализации новшества. Чтобы донести ее до педагогов, убедить в том, что изменения необходимы, можно использовать прием сравнения данного учебного заведения с другой. Задача такого сравнения не в том, чтобы «напугать» педагогический коллектив или упрекнуть педагогов, а чтобы выявить проблемные зоны в деятельности данного образовательного учреждения, убедить коллег заняться решением этих проблем. Если педагоги поверят, что существующие традиции, очень важные для них, не будут упразднены (что очень болезненно отразится на жизни коллектива), они поверят руководителю и не станут оказывать сопротивление переменам. На этом этапе необходимо, с одной стороны, дать время коллективу для снятия

психологического напряжения, с другой - начать обучение, например, организовать постоянно действующий научно-методический семинар, так как никакие перемены невозможны без повышения профессиональной квалификации педагогов.

Реализация изменений в образовательном учреждении составляет второй этап. На этом этапе руководителю необходимо менять только то, что необходимо для достижения желаемого улучшения, т.е. иметь достаточный резерв времени, административных, кадровых, финансовых, юридических ресурсов на случай затруднений, быть готовым внести коррективы в стратегию изменений. На этом этапе очень важно не забывать отмечать «маленькие победы», поощрять их, показывать педагогам реальность перемен, поддерживать в коллективе стремление к успеху, создавать ситуацию успеха. Для этого разумно разделить достаточно длительный процесс преобразований на меньшие временные отрезки, четко спланировать их последовательность, фиксировать промежуточные результаты внедрения изменений. Управление изменениями на этом этапе фактически должно заключаться в четком исполнении программы намеченных действий и параллельно - в отслеживании того, не изменилась ли ситуация настолько, что намеченную и утвержденную программу нужно срочно корректировать. Главным объектом мониторинга на этом этапе должно стать эмоциональное состояние людей. Оценка психологического состояния педагогов, их настроение должны быть в центре внимания руководителя. Для определения психологической комфортности работы в условиях изменений можно провести анкетирование педагогов, где в основном констатируется общее психологическое состояние педагога, и по результатам этого анкетирования можно дальше планировать нововведенческую работу в данном образовательном учреждении.

Закрепление новых методов деятельности и процедур - «замораживание» является третьим этапом подготовки. Он необходим педагогам для закрепления навыка деятельности в новых условиях. Для этого тоже необходимо время и спокойные условия для работы. К сожалению, очень часто отсутствие этого этапа в программе преобразований не позволяет добиться эффективности внедрения изменений, так как именно в это время происходит закрепление новых способов работы в практике.

На данном этапе руководителю целесообразно проводить постоянный мониторинг степени инструментализации педагогов внедряемым новшеством.

В процессе нововведения необходимо учесть и то, что некоторые педагоги могут оказывать скрытое сопротивление изменениям. Сопротивление педагогов изменениям - важный участок постоянного управленческого внимания руководителя. Сопротивление переменам - естественная реакция людей на изменения сущностных составляющих их жизни, поэтому полностью избежать его практически невозможно. Значит, администрации предстоит осваивать управленческие методы преодоления сопротивления и активно использовать их в своей деятельности (метод информирование о новшестве; метод организации сотрудничества; метод демократичных процедур; метод убеждений; метод поощрений). Следовательно, вторым педагогическим условием подготовки педагогического коллектива к внедрению новшеств в образовательное учреждение являются использование управленческих методов преодоления сопротивления изменениям.

Третьим педагогическим условием подготовки педагогов кафедры к внедрению новшеств в образовательный процесс является развитие мотивации педагогов. Педагогическая деятельность, в том числе и инновационная, как известно, побуждается внешними и внутренними мотивами. При доминировании внутренних мотивов педагог стремится к достижению максимально высоких результатов в образовательном процессе, к личностному развитию студентов. Он восприимчив к новому, инициативен, находится в постоянном поиске. При преобладании внешних мотивов стимулом участия педагога в инновационной деятельности служит материальное вознаграждение. В психолого-педагогической теории и практике существует снисходительное и негативное отношение к таким педагогам, т.к. работу они выполняют формально, не стремясь к повышению квалификации, поскольку для них важны количественные показатели, а не реальный уровень воспитанности и обученности. Утверждают, что они невосприимчивы к инновациям и потому всегда возглавляют ряды их противников. Самой благоприятной для процесса нововведения является наличие внутренней мотивации, но оправдывается и та

результативная ситуация, когда педагога побуждает к действию желание получить вознаграждение или более высокий квалификационный разряд.

Широкое распространение инноваций, успехи и неудачи в использовании новых педагогических технологий подводят нас к постановке проблемы более широкого плана, а именно: какой педагог нужен обновляющемуся

образовательному учреждению и каковы компоненты педагогической деятельности, позволяющие обеспечить успех инновационным процессам? Но, в данный момент, приходится констатировать неготовность педагогов и образовательных учреждений к осуществлению инновационной деятельности. Современному педагогу приходится учиться уже в процессе нововведения, несмотря на то, что обучение должно производиться заранее - до начала инновационного процесса. Все это говорит о необходимости пересмотра традиционного взгляда на педагога как ретранслятора знаний. Времена, когда педагог в своей деятельности руководствовался предписанием «хорошо знать свой предмет и излагать его ясно», давно прошли. Сложные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, требуют принципиально иного подхода к подготовке педагога в стенах вуза и последипломной переподготовке. В самом общем виде суть новой парадигмы педагогического образования заключается в том, чтобы перейти от подготовки преподавателя-предметника к воспитанию преподавателя-исследователя, имеющего широкую методологическую оснащенность, умеющего вести исследовательский поиск, способного разработать свою авторскую программу. В определенном смысле педагогические условия, обуславливающие успешность решения широкого спектра поставленной в модели цели и решаемых задач, будут способствовать успешности принятия решений и их осуществлению в образовательном процессе.

Таким образом, процесс подготовки педагогов кафедры к внедрению новшеств в образовательный процесс требует решения таких важнейших задач как: 1. целеполагание, проектирование и принятие управленческих решений; 2. поиск, отбор и выявление компетентных педагогов; 3. мотивация и

стимулирование педагогов к внедрению новшеств в образовательный процесс.

В процессе подготовки педагогов кафедры к внедрению новшеств в образовательный процесс необходимо учитывать важнейшие педагогические условия: 1. учет индивидуально-личностных и психологических особенностей педагогов при поэтапном нововведении; 2. учет сопротивления педагогов к изменениям; 3. учет и развитие мотивов педагогов к процессу нововведения. Именно эти педагогические условия, по нашему глубокому убеждению, способствуют успешной традиционализации внедряемых новшеств в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/В.И. Андреев. - Казань: центр инновационных технологий, 2003.-308с.

2. Иванова, С.В. Мотивация на сто процентов/С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-55с.

3. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия/А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989.-105

4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования/Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.12с.

5. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация/Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-14с.

6. Рудакова, И. А. Основы управления педагогическими системами/И.А. Рудакова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-94с.

7. Херцберг, Ф. Мотивация к работе/Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б.Блох Снидерман ; пер. с англ. (Д. А. Куликов). - М.: Вершина, 2007.-224с.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Pedagogical Science: Training Course for Creative Self-Development / V.I. Andreev. - Kazan: Innovation Technologies Centre, 2003. -308 p.

2. Herzberg, F. Work Motivation / F. Herzberg, B. Mosner, B. Blokh, Sniederman // Transl. from Eng. by DA. Kulikov. - М.: Vershina, 2007. - 224 p.

3. Ivanova, S.V. 100 Per Cent Motivation / S.V. Ivanova. - М.: Alpina-Business Books, 2006. - 55 p.

4. Prigozhin, A.I. Novelties: Stimuli and Obstacles /АТ Prigozhin. - М.: Politizdat, 1989. -

105 p.

5. Rudakova, I.A. Bases of Pedagogical System Management / 1А. Rudakova. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. - 94 p.

6. Selevko, G.K. Pedagogical Technologies on the Basis of Didactic and Methodological Improvement / G.K Selevko. - М.: School Technologies Research Institute, 2005. - 12 p.

7. Selevko, G.K. Traditional Pedagogical Technology and Its Humanistic Modernization / G.K Selevko. - М.: School Technologies Research Institute, 2005. - 14 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.