Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона / твердые коммунальные отходы / сроки накопления отходов / сжигание отходов / сжиженные углеводородные газы / Arctic zone / solid municipal waste / waste accumulation periods / waste incineration / liquefied petroleum gases

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сивцев Н.А.

Обозначена проблема отсутствия круглогодичной наземной транспортной сети, которая обуславливает сложную ситуацию с вывозом и дальнейшей переработкой отходов. Произведен расчет накопления твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям. Отмечено существенное расхождение расчетных и декларированных данных по твердым коммунальным отходам (ТКО). Сделан вывод, что расхождение может быть связано с вывозом ТКО в несанкционированные свалки. Предложены варианты сортировки и утилизации отходов согласно мировой тенденции отказа от захоронения, а также сжигания части горючих отходов. Поставлен вопрос по замене каменного угля на СУГ. Это мероприятие позволит не только существенно сократить объемы образуемых отходов, но и сократить объемы выброса СО2 в Арктических районах. Для уменьшения расходов по транспортировке ТКО рекомендуется на законодательном уровне добиться увеличения сроков накопления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сивцев Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WASTE MANAGEMENT IN ARCTIC ZONE OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) OF RUSSIA

The problem of the lack of a year-round land transport network is outlined, which causes a difficult situation with the removal and further processing of waste. The calculation of the accumulation of solid municipal waste by municipalities has been carried out. There was a significant discrepancy between the calculated and declared data on solid municipal waste (MSW). It is concluded that the discrepancy may be related to the export of MSW to unauthorized landfills. Options for sorting and recycling of waste are proposed in accordance with the global trend of abandoning burial, as well as incineration of part of combustible waste. The question of replacing coal with LPG has been raised. This event will not only significantly reduce the amount of waste generated, but also reduce the amount of CO2 emissions in the Arctic regions. To reduce the cost of transporting MSW, it is recommended at the legislative level to increase the accumulation period.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 504.75

Сивцев Н.А.

студент кафедры ИЕН, эколого-географический факультет Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация: обозначена проблема отсутствия круглогодичной наземной транспортной сети, которая обуславливает сложную ситуацию с вывозом и дальнейшей переработкой отходов. Произведен расчет накопления твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям. Отмечено существенное расхождение расчетных и декларированных данных по твердым коммунальным отходам (ТКО). Сделан вывод, что расхождение может быть связано с вывозом ТКО в несанкционированные свалки. Предложены варианты сортировки и утилизации отходов согласно мировой тенденции отказа от захоронения, а также сжигания части горючих отходов. Поставлен вопрос по замене каменного угля на СУГ. Это мероприятие позволит не только существенно сократить объемы образуемых отходов, но и сократить объемы выброса СО2 в Арктических районах. Для уменьшения расходов по транспортировке ТКО рекомендуется на законодательном уровне добиться увеличения сроков накопления.

Ключевые слова: Арктическая зона, твердые коммунальные отходы, сроки накопления отходов, сжигание отходов, сжиженные углеводородные газы.

В Республике Саха (Якутия), как и во всей России, твердые коммунальные отходы в основном направляются на размещение в объекты размещения отходов, такие как полигоны, свалки или стихийные места. Утилизация отходов является глобальной проблемой, влияющей на всех жителей планеты. В Российской Федерации, несмотря на низкую плотность населения,

обращение с отходами имеет региональные особенности, особенно на удаленных территориях, включая Арктические регионы Республики Саха (Якутия).

Арктическая зона Якутии с низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичной транспортной сети сталкивается с сложностями в вывозе и переработке отходов. Региональные особенности в управлении отходами особенно выражены в этих удаленных районах. Изучение этих особенностей и поиск оптимальных решений для улучшения системы обращения с отходами в северных районах Якутии являются основной целью данной работы.

Арктическая зона Республики Саха (Якутия) представляет собой ключевую геостратегическую территорию в Восточной Арктике, занимая более половины общей площади республики [1]. Этот регион включает 13 районов, 84 муниципальных образования и 119 населенных пунктов, с населением около 64 тысяч человек [2]. Транспортная инфраструктура Арктической зоны слабо развита, что создает трудности в обработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). В 2019 году объем образования ТКО в регионе составил 289,2 кг на человека в год [3].

Сложная ситуация с вывозом и переработкой отходов обусловлена низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичной наземной транспортной сети. Таким образом, рассмотрение региональных особенностей утилизации отходов в северных районах Республики Саха (Якутия) и поиск эффективных решений представляют собой актуальную проблему.

Расчет накопления твердых коммунальных отходов на муниципальные образования проведен согласно нормативам для населенных пунктов [4], с населением до 2000 человек (табл.1).

Таблица 1. Расчет накопления твердых коммунальных отходов

на муниципальные образования.

Муниципальные образования 01.01.2023 года ТКО

все в том числе: 252 кг/чел 267,5 кг/чел все

гор сел квартир а частный дом

Абыйский муниципальный район 3786 1905 1881 480060 503167,5 983227,5

Аллаиховский муниципальный район 2349 1832 517 461664 138297,5 599961,5

Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) муниципальный район 3454 3454 0 923945 923945

Булунский муниципальный район 7997 4440 3557 1118880 951497,5 2070377,5

Верхнеколымский муниципальный район 3748 2455 1293 618660 345877,5 964537,5

Верхоянский муниципальный район 10009 4683 5326 1180116 1424705 2604821

Жиганский национальный муниципальный район 4086 4086 0 1093005 1093005

Момский муниципальный район 3783 3783 0 1011952,5 1011952,5

Нижнеколымский муниципальный район 4211 2641 1570 665532 419975 1085507

Оленекский эвенкийский национальный муниципальный район 4361 4361 0 1166567,5 1166567,5

Среднеколымский муниципальный район 6741 3118 3623 785736 969152,5 1754888,5

Усть-Янский муниципальный район 6809 3524 3285 888048 878737,5 1766785,5

Эвено-Бытантайский национальный муниципальный район 2948 2948 0 788590 788590

Всего 64282 24598 39684 6198696 10615470 16814166

Таким образом, только по нормативным показателям по количеству жителей Арктическая зона Республики Саха (Якутия) должна образовать 16814,166 тонн отходов ежегодно.

Порядок полученных расчетных величин ТКО вполне сопоставляется с ранее опубликованными данными. Так, в 2013 г в Арктической зоне было образовано всего 11442,9 тонн твердых коммунальных отходов. Через год объем образованных отходов достигает 12908,8 тонн. В 2015 г всего было образовано 13705,5 тонн твердых коммунальных отходов [5].

До утверждения Министерством ЖКХ и энергетики РС (Я) нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов по всем муниципальным образованиям Республики количество образуемого ТКО для юридических лиц принимается в процентах от объёма отходов, образующихся у населения на обслуживаемой территории:

- городов с населением более 100 тыс. человек - 40%,

- городов и поселений с населением от 10 до 100 тыс. человек - 30%,

- поселений с населением менее 10 тыс. человек - 20%.

Так как в Арктической зоне все населенные пункты по количеству жителей относятся к последней группе, то ежегодно должно образоваться образуется 16814,166 + 3362,833 (20%) = 20176,999 = 20177 тонн ТКО.

Уточненные данные по количеству образуемого ТКО наиболее близки с данными, представленными в работе [3] в объеме 17,2 тыс. тонн.

Традиционно при оценке объёмов образования ТКО от населения учитывают тенденции ежегодного роста объёмов 1,2 % в год. Но для Арктической зоны Республики Саха (Якутия) применение данного коэффициента не представляется целесообразным по следующим соображениям:

- реальное количество постоянно проживающего населения не соответствует статистическим данным, т.к. наиболее активная часть населения находится в трудовой миграции (работают в центральных районах, в том числе г. Якутске),

- продолжается тенденция сокращения населения в Арктических районах,

- низкий уровень доходов населения не располагает к увеличению потребления - образованию ТКО.

Кроме вышеприведенного имеются ТКО 5 класса опасности, образованные промышленными компаниями при освоении и добыче полезных ископаемых. К этим отходам относятся отходы, получаемые при промывке песков золотосодержащих и вскрышные породы (гравий, песок, глины и т.д.) при добыче других полезных ископаемых.

Согласно с данными федеральных статистических отчетов по форме №2 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 и 2021 годы в разрезе Арктических зон Республики Саха (Якутия) были декларированы отходы следующая структуры (табл. 2).

Таблица 2. Структура ТКО в Арктических районах*

Всего ТКО ТКО связанные с добычей ПИ ТКО без учета добычи ПИ Золо-шлаковые отходы ТКО без учета золы каменного угля

тонн

2020 14520438 14486877 33561 31245 2316

2021 28270431 28246773 23658 17109 6549

Ф

информация предоставлена Управлением Росприроднадзора (Якутск)

Соответственно, на долю населения Арктических районов в 2020 и 2021 гг. приходится всего 2316 и 6549 тонн ТКО соответственно без учета золо-шлаковых отходов. Надо заметить, с учетом золо-шлаковых отходов, ТКО населения Арктических районов, соответствует порядку расчетной величины.

Вместе с тем, без учета золо-шлаковых отходов, отмечается существенное расхождение расчетных и декларированных данных по ТКО. По всей видимости, расхождение связано как с реальным количеством проживающих на территории Арктических районов, так и не полным учетом количества ТКО (вывоз ТКО в несанкционированные места). Возможно, требуется корректировка норматива образования ТКО для жителей Арктических районов.

Исходя из расхождения декларируемого количества ТКО и расчетного по нормативам в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) [6, 7], проблема контроля за отходами возникает из-за вывоза основного объема на несанкционированные свалки в отдаленных районах. В настоящее время отходы населения и предприятий просто выбрасываются на полигоны, что становится

неэффективным методом в условиях многолетней мерзлоты. Учитывая глобальную тенденцию отказа от захоронения, вывоз ТКО становится неотъемлемой частью управления отходами.

Рекомендуется накапливать ТКО в населенных пунктах с низкой плотностью населения в течение продолжительного времени, чтобы снизить накладные расходы на ежемесячный вывоз. Предложение увеличить срок накопления отходов в северных районах до 24 месяцев поддерживается представителем Государственного собрания Республики Саха (Якутия), Сахамином Милановичем Афанасьевым, и обосновано уникальными климатическими условиями [8].

Особое внимание следует уделять раздельному сбору ТКО в условиях малых населенных пунктов. Горючую часть ТКО рекомендуется использовать для производства тепловой энергии, что подтверждается практикой Японии и Швейцарии, где сжигают до 79% ТКО (табл. 3) [9, 10]. Положительные аспекты сжигания отходов включают уменьшение объема мусора и сокращение загрязнения окружающей среды.

Таблица 3. Доля сжигания ТКО в развитых странах.

Страна Население, млн человек ТКО, млн т в год Количество МСЗ Доля сжигаемых ТКО, %

Швейцария 7 5,1 29 79

Япония 123 44,5 1900 72

Дания 5 3,7 32 65

Швеция 9 3,9 21 59

Франция 56 28,6 100 41

Нидерланды 15 7,9 9 39

Германия 61 37,7 51 33

Италия 58 28,3 51 17

Испания 38 16,5 21 6

Великобритания 57 27,4 7 5

Россия 146 56,5 10 2,4

Эффективным мероприятием по сокращению объемов золо-шлаковых отходов в Арктических районах является переход с угольного отопления на сжиженные углеводородные газы (СУГ), предоставляя экологически более чистую альтернативу [11, 12].

В результате проведенных расчетов образования ТКО в Арктических районах отмечено значительное расхождение с декларированными данными. Это расхождение может быть обусловлено как фактическим числом жителей, так и неполным учетом объемов ТКО, включая его несанкционированный вывоз.

С учетом глобальной тенденции отказа от захоронения отходов, вывод ТКО для последующей утилизации представляется единственно правильным решением. Рекомендуется предварительная сортировка отходов на горючие, не горючие, пластик и органические перед вывозом. Горючую часть ТКО можно использовать в качестве топлива, заменяя часть каменного угля.

Также предлагается рассмотреть замену каменного угля на сжиженные углеводородные газы (СУГ), что не только сократит объем образующихся отходов, но и уменьшит выбросы СО2 в Арктических районах.

Для оптимизации транспортных расходов по вывозу ТКО рекомендуется законодательно увеличить сроки накопления до 24 или 36 месяцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.08.2020 №2 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Правовой сайт «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru;

2. Численность и состав населения URL: https://14.rosstat.gov.ru/chisl_sostav;

3. Недосека Е.В., Козловский В.В. Региональная специфика обращения с ТКО в Арктической зоне РФ // Арктика и Север. 2021. № 42. С. 223-241;

4. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2021 г. № 484-ОД «Об утверждении

Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) на период 2021-2030 год»;

5. Герасимова Л.В., Степанов В.И., Слепцова М.В. Объемы образования и проблемы утилизации твердых коммунальных отходов на территории Арктических районов Республики Саха (Якутия)// International journal of professional science, (6) 2020. С.84-89;

6. Лисанги К.А. Проблемы утилизации отходов в республике Саха (Якутия) (на примере предприятия ИП Петров Е.Н.) // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https: //scienceforum. ru/2020/article/2018022689;

7. Сивцев Н.А. К вопросу организации полигонов для захоронения ТКО в пределах Центральной Якутии// Наука и Мир. Международный научный журнал, № 8 (96), 2021. С.68-71. Доступ: http: //scienceph. ru/f/science_and_world_no_8_96_august.pdf;

8. Почему «мусорная реформа» на Севере в ступоре и какой выход предлагает Якутия URL: https://1sn.ru/pocemu-musornaya-reforma-na-severe-v-stupore-i-kakoi-vyxod-predlagaet-yakutiya;

9. Кичигин О. Э., Горский В. А. Анализ российского и европейского опыта в решении проблем обращения с твердыми коммунальными отходами на региональном уровне // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). - С. 37-43;

10. Шилкина С.В. Мировые тенденции управления отходами и анализ ситуации в России // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2020 №1, https://resources.today/PDF/05ECOR120.pdf (доступ свободный);

11. Приказ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 мая 2022 года N 371 Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов [Электронный ресурс] // Правовой сайт «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru;

12. Земский Г. Т. Огнеопасные свойства неорганических и органических материалов: справочник М.: ВНИИПО, 2016 — 970 с.

Sivtsev N.A.

Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)

WASTE MANAGEMENT IN ARCTIC ZONE OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) OF RUSSIA

Abstract: the problem of the lack of a year-round land transport network is outlined, which causes a difficult situation with the removal and further processing of waste. The calculation of the accumulation of solid municipal waste by municipalities has been carried out. There was a significant discrepancy between the calculated and declared data on solid municipal waste (MSW). It is concluded that the discrepancy may be related to the export of MSW to unauthorized landfills. Options for sorting and recycling of waste are proposed in accordance with the global trend of abandoning burial, as well as incineration of part of combustible waste. The question of replacing coal with LPG has been raised. This event will not only significantly reduce the amount of waste generated, but also reduce the amount of CO2 emissions in the Arctic regions. To reduce the cost of transporting MSW, it is recommended at the legislative level to increase the accumulation period.

Keywords: Arctic zone, solid municipal waste, waste accumulation periods, waste incineration, liquefied petroleum gases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.