Научная статья на тему 'Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования'

Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Организационная культура / управление организационной культурой / студенты / Образование / качество обучения / organizational culture / management of organizational culture / Students / education / quality education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic methods of management of organizational culture among the students, moving the results of the study the practice of formation of organizational culture among students by the example of universities Penza, substantiated the findings that the organizational culture among the students determines the quality of student learning, as well as the prestige and competitiveness university.

Текст научной работы на тему «Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 332.14 (470.345)

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© М. В. ЧЕРНИКОВСКАЯ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

кафедра менеджмента e-mail:cherimar@rambler.ru

Черниковская М. В. - Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 491-498. - Рассмотрены основные методы управления организационной культурой в студенческой среде, переставлены результаты исследования практики формирования организационной культуры в студенческой среде на примере вузов г. Пензы, обоснованы выводы о том, что организационная культура в студенческой среде определяет качество обучения студентов, а также престиж и конкурентоспособность вуза.

Ключевые слова: организационная культура, управление организационной культурой, студенты, образование, качество обучения.

Chernikovskaya M. V. - Managing the organizational culture among the students as a means of improving the quality of education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 491-498. - The basic methods of management of organizational culture among the students, moving the results of the study the practice of formation of organizational culture among students by the example of universities Penza, substantiated the findings that the organizational culture among the students determines the quality of student learning, as well as the prestige and competitiveness university. Keywords: organizational culture, management of organizational culture, students, education, quality education.

Организационная культура в студенческой среде является сложным социальным явлением, которое формируется в студенческой среде под влиянием ряда факторов. В силу своей молодости студенты сильно подвержены влиянию организационной культуры. Вместе с тем они оказывают воздействие на её формирование и изменение. Как и всякая культура, организационная культура - творение «рук человеческих», то есть, даже не предпринимая никаких действий, направленных на ее формирование, она формируется на базе внутривузовских процессов и взаимодействий.

Совершенно ясно, что тот информационный мир, в котором мы во многом неожиданно для себя очутились, будет вносить свои коррективы в систему образования. Поэтому задача вуза — готовить человека по модели не того, что было, а того, что может быть. Ведь сегодняшние студенты — это завтрашние взрослые, которые будут жить уже в совершенно ином мире. В связи с этим, проблема управления организационной культурой в студенческой среде становится на первое место и требует глубокого изучения и совершенствования в соответствии с новыми изменившимися условиями.

Организационная культура в студенческой среде напрямую затрагивает каждого студента на всех периодах его обучения в вузе.

На начальном этапе, когда степень сформиро-ванности знаний, умений и способностей еще недостаточно высока, организационная культура служит своего рода «путеводителем» для каждого студента, переносит его в совершенно новую атмосферу и помогает как можно быстрее адаптироваться в ней.

На последующих этапах студент обретает мастерство, которое выражается высокой степенью его творческой самоотдачи, широким профессиональным кругозором, большим объемом специальных знаний, интересов, умений, творческим пониманием проблемных ситуаций, развитыми продуктивными способностями, чему в первую очередь способствует организационная культура.

Чем выше уровень организационной культуры, тем в меньшей степени студенты и сотрудники нуждается в директивах, наставлениях, детальных схемах и подробных инструкциях. Кроме того, чем выше уровень культуры учебного заведения, тем выше его престиж и конкурентоспособность. Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать студентов и сотрудников на общие цели, мобилизовать инициативу студентов, обеспечивать преданность, облегчать общение. Исследования в данной области показали, что особенная атмосфера вуза является бес-

ценным инструментом, она активно усваивается студентами и сотрудниками и впоследствии оказывает благоприятное воздействие на качество обучения.

С целью анализа практики формирования организационной культуры в студенческой среде нами проведено исследование основных ее компонентов. Генеральной совокупностью нашего исследования являлись вузы города Пенза. Выборочная совокупность -это наиболее крупные вузы города - ПГУАС, ПГУ, ПГПУ, ПГТА. С помощью анкеты были опрошены 400 респондентов - студенты старших и младших курсов. В качестве экспертов были привлечены 29 высококвалифицированных специалиста ведущих вузов России, из них: 21 % заведующие кафедрами, 13,7 % -деканы, 6,8 % - проректоры, 41,3 % - доценты, 17,2 % -старшие преподаватели, в том числе члены экспертного совета ВАК.

В рамках научно-исследовательской работы выделены основные характеристики организационной культуры в студенческой среде, к которым относятся:

1. Имидж и внешний вид студента.

2. Организация взаимоотношений в студенческой среде.

3. Подготовка к публичным выступлениям.

4. Соблюдение студентами норм поведения в вузе и обществе.

5. Повышение творческой активности студента.

6. Умение излагать мысли письменно.

7. Умение беречь время.

8. Планирование личной деятельности студента.

9. Пример преподавателя.

Респондентам предлагалось оценить данные характеристики организационной культуры в студенческой среде по степени их важности и воздействия с целью изменения ее уровня.

На первом месте по важности планирование личной деятельности студента (У=0,47), на втором - развитие ораторских способностей (У=0,45), на третьем -организация взаимоотношений в студенческой среде (У=0,41) и пример преподавателя (У=0,41) (рис. 1). По мнению респондентов, именно этим компонентам необходимо уделить должное внимания для повышения уровня организационной культуры в студенческой среде.

Все компоненты в большей или в меньшей степени оказывают влияние на уровень организационной культуры в студенческой среде, а в совокупности создают общую картину атмосферы высшего учебного заведения, конкурентоспособности вуза, а также успеваемости студентов.

Результаты проведенного нами исследования (табл. 1.) свидетельствуют о том, что большинство респондентов оценивают существующий уровень организационной культуры в студенческой среде как «удовлетворительный». Среди них юноши оценили данный уровень на 3,5 балла, а девушки на 2,7 балла.

Это свидетельствует о том, что, уровень культуры студентов требует совершенствования. Чтобы повысить существующий уровень, необходимо проводить различные мероприятия, следить за внешним

видом студентов, способствовать развития студенческого потенциала и творческой активности.

0,26

0,17

123456789

Рис. 1. Рейтинг важности компонентов организационной культуры в студенческой среде

Таблица 1.

Оценка уровня организационной культуры

Оцените уровень организационной культуры в студенческой среде Вашего университета по 5-ти бальной шкале. Студенты по полу Всего

Юноши Девушки

Кол-во человек Кол-во человек Кол-во человек

1 2 4 6

1 3 25 28

2 20 50 70

3 107 64 171

4 30 40 70

5 54 7 61

Всего 214 186 400

Средний балл 3,5 2,7 3,1

Существует множество проблем, касающихся управлению организационной культурой в студенческой среде. Это и низкая творческая активность студенческой молодежи, низкая инициативность со стороны студентов, слабо развитая система мотивации, низкая квалификация специалистов по работе с молодежью, неразвитые взаимоотношения, низкая результативности совместной деятельности, нерациональность контроля со стороны органов управления вузом.

Каждый день студента высшего учебного заведения состоит в общении с большим количеством людей. Общение является важнейшей частью учебного процесса, да и всей жизни в целом. Через общение мы узнаем нужды людей, показываем себя, представляем свои результаты, воздействуем, убеждаем. От того насколько это взаимодействие будет результативным зависит уровень организационной культуры.

В связи с этим мы попытались выяснить наличие конфликтов во взаимоотношениях студентов. Большинство респондентов 178 чел. (41%) не наблюдали конфликтов во взаимоотношениях студентов, что

является положительной тенденцией и выражается в грамотной организации студенческих взаимоотношений. Тем не менее, 35% респондентов в редких случаях наблюдали данного рода конфликты. 19% респондентов зачастую сталкиваются со студенческими конфликтами.

Рассмотрев проблему в разрезе студентов разных курсов (табл. 2), выяснилось, что студенты абсолютно всех курсов практически не сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях, что, безусловно, влияет на сплоченность студенческих групп, возникновение дружеской атмосферы, вызывает желание учиться и проявляет творческую активность студентов.

Анализ взаимоотношений студентов разных курсов (рис. 2) показал, что строятся они на основе соперничества (38%), а также сотрудничества и взаимопомощи (39%) практически в равных соотношениях. Большинство экспертов (48%) больше все же за сотрудничество, студенты практически в равной мере (39% и 38%) отмечают сотрудничество и соперничество. Значительная часть респондентов 89 чел. (21%) обозначили присутствие во взаимоотношениях студентов разных курсов вынужденное общение, что отрицательным образом сказывается на атмосфере высшего учебного заведения, исключает взаимопомощь и сотрудничество и, как следствие снижет успеваемость.

Таблица 2.

Наличие проблем во взаимоотношениях студентов

Студенты по курсам Эксперты Всего

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Чел %

Чел % Чел % Чел % Чел % Чел % Чел %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Часто 18 20 18 23 17 22 15 22 12 16 2 7 82 19

Очень редко 30 34 25 32 21 27 31 38 27 36 17 59 151 35

Нет 32 36 31 40 40 51 30 37 35 47 10 34 178 41

Не знаю 8 9 4 5 0 0 5 6 1 9 0 0 18 4

Всего 88 100 78 100 78 100 81 100 75 100 29 100 429 100

■ Сотрудничество

■ Соперничество

■ Вынужденное общение

■ Отсутствие общения Рис. 2. Анализ взаимоотношений студентов разных курсов

Далее респондентам предлагалось оценить необходимость управления организационной культурой в студенческой среде (рис. 3).

Большинство студентов 217 чел. (54%) считают, студенчество нуждается в организующем объединяющем воздействии. Также многие студенты 23 чел. (6%) первого курса, 21 чел. (5%) третьего курса, 26 чел. (6,5%) пятого курса отмечают, что студентам нужен не контроль, а лишь направляющая рука. То есть студенты сами либо через органы студенческого самоуправления вполне смогли бы управлять организационной культурой в студенческой среде, а остальные субъекты управления в этом случае оказывали бы лишь направляющее воздействие. С этим утверждением согласилось и большинство экспертов - 17 чел. (59%). То есть, обобщая ответы экспертов и студентов, 52 % (222 чел.) респондентов относятся положительно управлению организационной культурой в студенческой среде.

Среди средств реализации управления организационной культурой в студенческой среде (рис. 4) большинство респондентов выделяют разработку основных положений по управлению организационной культурой в студенческой среде 26 % (111 чел.), на втором месте - наличие квалифицированных кадров по работе с молодежью - 24 % (105 чел.). 16 % (70 чел.) респондентов отметили все перечисленные средства. С ними согласилось большинство экспертов 34 % (10 чел.). Действительно, использование всех средств управления организационной культурой в студенческой среде поможет в большей степени повысить ее уровень.

На следующим этапе мы попытались выявить основные мотивы вуза в повышении уровня организационной культуры в студенческой среде. Большинство респондентов 100 чел. (23%), 99 чел. (23%) считают, что рост уровня организационной культуры в студенческой среде повлечет за собой рост конкурентоспособности вуза, а также увеличение числа поощрительных стипендий и наград студентов. На втором месте, по мнению 14% респондентов - повышение творческой активности студентов и грамотная организация взаимоотношений в студенческой среде, которая проявляется, в том числе во взаимовыручке студента и преподавателя. Большинство экспертов (31%) среди основных мотивов выделили подготовку к итоговой аттестации вуза, что также является немаловажным и принимает на себя воздействие организационной культуры в студенческой среде.

Рис.3. Необходимость управления организационной культурой

Рис. 4. Средства реализации эффективного управления организационной культурой в студенческой среде

Для определения воздействия на организационной культуры в студенческой среде тех или иных факторов в диссертации был применен метод экспертных оценок - один из эвристических методов, который применяется тогда, когда затруднено нахождение решения чисто математическими методами. Сущность метода заключается в изучении и систематизации мнений экспертов при помощи анкетирования.

На рассмотрение экспертам была представлена 21 качественная характеристика студента, определяющая уровень организационной культуры в студенческой среде.

Результаты анализа мнений экспертов показали, что на эффективность управления организационной культурой в студенческой среде влияет совокупность факторов, основными из которых являются (рис. 5):

1. Организаторские способности студента (К12);

2. Способность студентов к сотрудничеству с коллегами и преподавателями (К9);

3. Соответствующий внешний вид студента (К1);

4. Соблюдение норм поведения в вузе и обществе (К4);

5. Стремление к высокой успеваемости (К5);

6. Личная организация (К19).

По показателям весовых коэффициентов и полученным бальным значениям, было определено зна-

чение интегрального показателя управления организационной культурой в студенческой среде, которое служит основой для определения эффективности использования студенческих качеств в формировании и развитии организационной культуры в студенческой среде.

Результаты расчетов показали, что эффективность использования качеств студента составляет 59,4%, соответственно неиспользованная часть (потенциал) ДНП - 40,6 %.

Для решения выявленных проблем управления организационной культурой в студенческой среде, повышения эффективности развития выявленного потенциала в сфере деятельности студенчества в вузе разработаны теоретические и практические рекомендации и мероприятия. Данные рекомендации заключаются в моделировании системы управления организационной культурой в студенческой среде, а также в разработанных принципах и механизмах осуществления деятельности по реализации предложенных мероприятий.

Система управления организационной культурой в студенческой среде - комплекс мероприятий, в основе которого воздействие управляющей системы (субъектов управления) на управляемую систему при помощи средств управления с целью повышения уровня организационной культуры студенческой среде.

Факторы, определяющие уровень организационной культуры в студенческой среде

Рис. 5. Средняя априорная диаграмма рангов при ранжировании основных факторов (качеств студента), определяющих уровень организационной культуры в студенческой среде

Предложенная система управления организационной культурой в студенческой среде (рис. 6.) [2] имеет своей основной целью обеспечение соответствия уровня организационной культуры предъявляемым требованиям современных условий, изменениям во внешней среде, внедрением новых технологий обучения студентов, направленных на поддержание конкурентоспособности и имиджа вуза на рынке образовательных учреждений.

Преимуществом данной системы является то, что она направлена на решение следующих основных задач: развитие студенческого потенциала и творческой активности студента; улучшение внешнего вида студента; развитие ораторских способностей студентов; формирование нравственной культуры личности; развитие умений грамотно излагать мысли письменно; повышение инициативности студентов; развитие сплоченности студенческих групп; формирование грамотной организации взаимоотношений в студенческой среде; развитие умение управления информацией и временем; рост заинтересованности в учебном процессе; улучшение личной организации студентов.

Организационная культура студенческого сообщества вуза является мощным стратегическим инструментом, который позволяет ориентировать всех студентов на решение общих задач, мобилизовать их инициативу и обеспечить эффективное взаимодействие в образовательной среде вуза на уровнях: «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент -администрация». Она обеспечивает консолидацию и сплоченность студентов на основе общих ценностей, что способствует поддержанию высокой репутации вуза во внешней среде; получению максимальной отдачи от студентов вуза за счет создания благоприятного эмоционально-психологического климата, предоставления студентам возможности саморазвития, получения морального и материального удовлетворения [4].

Большая часть проблем, с которыми сталкиваются сегодня управленцы системы образования - это проблемы организации, ее эффективности, диагностики состояния, ресурсов, организационной культуры, группового поведения, стимулов, ценностей.

В связи с этим, необходимо проводить постоянную работу со студентами с применением различных

методов формирования и развития организационной культуры в студенческой среде, а также дальнейшего управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация системы управления организационной культурой в студенческой среде, по нашему мнению, должна быть основана на следующих принципах:

1. Принцип роста профессиональной компетентности преподавателей. Он основывается на стремлении преподавательского состава к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, саморазвитию, повышению квалификации.

2. Принцип постоянной мотивации студентов. Суть его в выработке у студентов собственной мотивации к обучению, желания повышения результативности обучения, стремления быть первым. Учет данного принципа требует создания таких условий, форм и методов работы со студентами, стимулирующих успеваемость студентов.

3. Принцип роста интеллектуального потенциала вуза. Такого положения можно достичь умелой организацией учебного процесса при активном участии каждого студента в методических и научных разработках кафедр, побуждением к обязательному участию в конкурсах, олимпиадах, конференция, в общественной, культурной, спортивной жизни вуза.

4. Принцип оптимизации при создании условий для организации самостоятельной работы студентов, а именно:

- создание условий эффективной организации процесса обучения студентов, удовлетворения их потребностей;

- создание необходимого мотивационного поля, побуждающего студентов к учебе, саморазвитию, развитию творческой активности и использованию потенциала;

- получение от каждого студента максимально эффективной успеваемости;

- способствование сопоставлению интересов студентов;

- обеспечение современным учебным оборудованием;

- доступность использования студентами компьютерной техники и ее современных возможностей;

- доступность и качество учебной и научной литературы;

- прогрессивность способов освоения учебного материала.

5. Принцип разностороннего развития студентов. Создание условий для разностороннего развития студентов, приобретения новых качеств, взаимовыгодного общения. Этого возможно добиться путем грамотной организации взаимоотношений в студенческой среде, которые включают в себя взаимоотношения с преподавателями, внутригрупповые и межгруп-повые взаимоотношения.

6. Принцип распределения ответственности между субъектами управления по функциям управления организационной культурой в студенческой среде. Данный принцип предусматривает распределение функциональных обязанностей, прав и ответствен-

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Национальные образовательные проекты Конкуренция на рынке образовательных услуг Социальноэкономические положения региона и России Положение на рынке труда Поведение потребителей (абитуриентов)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИТЕМА (СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ)

Ректорат

Преподаватели, кураторы

Студенты, старосты групп

Деканаты, кафедры

Студенческие организации

Родители

УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ)

Основные положения по управлению организационной культурой в студенческой среде

Методическое обеспечение деятельности по управлению организационной культурой в студенческой среде

Финансовое обеспечение управления по работе со студентами

Квалификационные кадры по работе со студенческой молодежью

Система

социально-воспитательной работы вуза

УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА (ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ)

КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Имидж и внешний вид студента Организация взаимоотношений в студенческой среде

Умение выступать публично Умение грамотно излагать мысли письменно

Соблюдение студентами норм поведения Планирование личной деятельности

Творческая активность студента Управление временем

________Воздействие преподавателя__

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ _______ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ_____________

Повышение творческой активности студента Сплоченность студенческих групп Получении стипендий и наград студентами Взаимовыручка студента и преподавателя Рост заинтересованности в учебном процессе

_ ■ ;

• '""«йвйР’"- Рост конкурентоспособности вуза

Рис. 6. Модель системы управления организационной культурой в студенческой среде

Таблица 3.

Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде

Субъекты управления Основные объекты управления Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде

Ректорат, деканаты, кафедры Имидж и внешний вид студента Введение четких требований к внешнему виду студентов. Общение со студентами по данной проблеме.

Организация взаимоотношений в студенческой среде Проведение мероприятий, способствующих сплочению студенческих групп, организация взаимодействия студентов разных курсов, наставничества студентов, контроль взаимоотношений студента и преподавателя.

Умение выступать публично Предъявление регламентируемых требований к выступлениям студентов на конференциях, защитах дипломных проектов. Четкий контроль.

Соблюдение студентами норм поведения в вузе и обществе Ужесточение контроля за поведением студентов. Создание специального кодекса поведения в вузе, доступного для прочтения каждому студенту. Наказание за невыполнение правил.

Умение грамотно излагать мысли письменно Привлечение студентов к участию в конференциях, к научно-методическим разработкам кафедр, деканатов. Предоставление возможности развития способностей излагать свои мысли. Контроль результатов.

Творческая активность студента Развитие системы мотивации студентов. Привлечение финансовых средств для стимулирования студенческого потенциала. Предоставление возможности студенческого самоуправления.

Управление временем, планирование личной деятельности студента. Введение обязательных требований для каждого студента: ведения еженедельника, составления плана жизни и деловой карьеры. Проведение специальных занятий по данной теме.

Воздействие преподавателя Проведение собраний с преподавателями, обсуждение проблем управления организационной культурой в студенческой среде.

Преподаватели, кураторы Имидж и внешний вид студента Предъявление определенных требований к внешнему виду студентов. Общение со студентами по данной проблеме. Воздействие личным примером.

Организация взаимоотношений в студенческой среде Проведение мероприятий, способствующих сплочению студенческих групп, организация взаимодействия студентов разных курсов, наставничества студентов, организация взаимопомощи студента и преподавателя, неформальное общение.

Умение выступать публично Предъявление определенных требований к выступлениям студентов на занятиях, конференциях, защитах курсовых работ и дипломных проектов.

Соблюдение студентами норм поведения в вузе и обществе Контроль за поведение студентов. Общение по данной проблеме. Проведение специальных занятий по правилам современного этикета.

Умение грамотно излагать мысли письменно Привлечение студентов к участию в конференциях, к научно-методическим разработкам кафедр. Предоставление возможности развития способностей излагать свои мысли. Контроль результатов.

Творческая активность студента Привлечение студентов к участию в конкурсах, олимпиадах, культурной, научной, спортивной жизни университета. Помощь и участие в самоуправлении студентов.

Управление временем, планирование личной деятельности студента. Введение обязательных требований для каждого студента: ведения еженедельника, составления плана жизни и деловой карьеры. Проведение специальных занятий по данной теме.

Воздействие преподавателя Воздействие личным примером, обсуждение со студентами проблем управления организационной культурой в студенческой среде.

Студенческие организации, студенты, старосты групп Имидж и внешний вид студента Внимание к своему внешнему виду, соблюдение требований руководства вуза, забота о внешней привлекательности.

Организация взаимоотношений в студенческой среде Сотрудничество со студентами разных курсов, участие в конкурсах, состязаниях групп, оказание взаимопомощи преподавателям.

Умение выступать публично Чтение дополнительной литературы, увеличение практического опыта.

Соблюдение студентами норм поведения в вузе и обществе Соблюдение основных правил и норм поведения в вузе и обществе.

Умение грамотно излагать мысли письменно Чтение дополнительной литературы. Участие в конференциях, в научно-методических разработках кафедры.

Творческая активность студента Участие в культурно, спортивной, научной, общественной жизни университета, в студенческих объединениях. Проявление инициативы.

Управление временем, планирование личной деятельности студента. Систематизация дел, ведение еженедельника, расстановка приоритетов, разработка плана жизни и деловой карьеры.

Родители Имидж и внешний вид студента Контроль внешнего вида ребенка. Общение по данной проблеме. Воздействие личным примером.

Организация взаимоотношений в студенческой среде Отслеживание взаимоотношений ребенка, общение по данному вопросу.

Умение выступать публично Предоставление возможности развития студента, мотивация и стимулирование.

Соблюдение студентами норм поведения в вузе и обществе Контроль поведения студента.

Умение грамотно излагать мысли письменно Предоставление возможности развития способностей. Контроль результатов.

Творческая активность студента Стимулирование творческой активности. Контроль результатов.

Управление временем, планирование личной деятельности студента. Общение по данной проблеме, воздействие личным примером.

Воздействие преподавателя Общение с преподавателями. Проявление интереса к успеваемости ребенка.

ности по управлению организационной культурой между всеми субъектами управления, что обеспечит эффективную деятельность во всех направлениях.

7. Принцип самоуправления. Обучение студентов самостоятельной деятельности, навыкам самоорганизации, планирования, самоанализа личных качеств, поступков и результатов. Это сможет решить проблему некультурного поведения студентов в вузе и обществе.

8. Принцип согласованности. Для достижения оптимальной эффективности системы все применяемые подходы и методы управления, а также подсистемы должны быть согласованы между собой в рамках единой концепции вуза.

9. Принцип систематического контроля и оценки деятельности студентов. При реализации данного принципа необходимо непрерывно подвергать контролю результативность деятельности всех субъектов управления организационной культурой, реализация отчетности о всех действиях и проводимых мероприятиях.

10. Принцип экономичности. Выстраивание эффективной системы управления организационной культурой в студенческой среде требует определенных затрат. Здесь наиболее приемлемым является учет и анализ финансовых и человеческих ресурсов.

Исходя из этих принципов, система управления организационной культурой в студенческой среде позволяет развить творческую активность студентов, повысит успеваемость, заинтересованность в учебном процессе, сплоченность студенческих групп, способствует созданию дружеской атмосферы вуза, а следовательно повышению результативности работы студентов, преподавателей, руководства вузов, студенческих организации и объединений.

Сформулированные и обоснованные выше основополагающие принципы реализации системы управления организационной культурой в студенческой среде создают методологическую основу для разработки и описания механизмов реализации предлагаемой системы (табл. 3.).

Данные механизмы управления организационной культурой в студенческой среде предполагают работу каждого субъекта управления организационной культурой в студенческой среде. Механизмы представлены таким образом, что можно различить конкретные направления деятельности по управлению организационной культурой в студенческой среде, разделенные в зависимости от компонентов организационной культуры.

Трудность поддержания требуемого уровня организационной культуры заключается в том, что вновь принятые студенты и сотрудники приносят с собой не только новые идеи, но и свои собственные ценности, взгляды, убеждения, а также установки иных организационных культур [1].

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования способствуют повышению эффективности управления

организационной культурой в студенческой среде, качества вузовской подготовки и, как следствие, росту репутации и авторитета вуза.

Необходимая оргкультура формируется в студенческой среде реальным участием студентов в практических делах, причем совместно с преподавателями и аспирантами. Например, умение вести себя в обществе, выступать публично достигается благодаря тому, что преподаватели постоянно обращают внимание на внешний вид студента, а с первого курса и до защиты дипломного проекта ему дают возможность, его учат и от него требуют выступлений без текста [3].

Результаты настоящей работы нашли свое отражение в методических разработках кафедры «Менеджмент» Пензенского ГУАС. На основе проведенных исследований и разработанных механизмов по управлению организационной культурой в студенческой среде разработано учебное пособие для студентов «Формирование организационной культуры в студенческой среде».

Организационная культура образует в целом устойчивую систему отношений, выполняющую, в частности, функцию коллективной памяти вуза. Она образует своеобразный очаг стабильности в непрерывно изменяющемся образовательно-воспитательном пространстве и в этом своем качестве может служить главной опорой для построения модели системы воспитания вместо общепризнанной концептуальной идеи или в ее дополнение, если такая идея есть.

Влияние организационной культуры в студенческой среде может усилить деятельность вуза, работу студентов, преподавателей и сотрудников, развить инициативу и потенциал, желание учиться и работать в данном вузе.

Благодарности: Статья подготовлена в

рамках выполнения государственного контракта № 16.740.11.0101, тема «Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Высшее образование в России. 2006. № 2.

2. Резник С.Д., Черниковская М.В. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления // Проблемы теории и практики управления. 2010. №9. С. 35-42.

3. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2010. 475 с.

4. Чижикова Е.С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества. Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, ИСМО РАО, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.