Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2021
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В СФЕРЕ
1Т-ТЕХНОЛОГИЙ
MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC IN THE SPHERE OF IT
TECHNOLOGIES
УДК 004
Горчаков Георгий Владимирович, Студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара
Иваев Марат Исхакович, старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатик, Самара Паньков Александр Сергеевич, Студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара
Gorchakov G.V., Student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara [email protected]
Ivaev M. I., Senior Lecturer, Volga State University of Telecommunications and Informatics; Samara, [email protected]
Pankov A. S., Student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara [email protected]
Аннотация
Статья посвящена проблемам, стоящим перед руководством компаний, вынужденных осуществить переход в дистанционный формат работы в условиях коронавирусной пандемии и поиску их решений. Предложены IT-разработки, упрощающие функционирование компании в кризисный период. Обозначены
программные возможности обеспечения безопасной удаленной работы для сотрудников и клиентов крупного и малого бизнеса.
Summary
The article is devoted to the problems facing the management of companies forced to make the transition to a remote format of work in the context of the coronavirus pandemic and the search for solutions. IT-developments that simplify the functioning of the company during the crisis period are proposed. The software features of providing secure remote work for employees and clients of large and small businesses are outlined.
Ключевые слова. IT, менеджмент, кризис, удаленный доступ, дистанционная работа, безопасность, коммерция, Covid-19, пандемия, самоизоляция, локдаун. Keywords. IT, management, crisis, remote access, teleworking, security, commerce, Covid-19, pandemic, self-isolation, lockdown.
В 2020 году человечество впервые в современной истории столкнулось с необходимостью трансформации условий жизни и труда, адаптации компаний к изменениям в управлении персоналом в условиях переходного периода. Пандемия COVID-19 затронула все области деятельности бизнесменов-коммерсантов, явилась своеобразным триггером масштабных социально-экономических изменений [1, 2, 3, 7]. Помимо требования приспособиться к новому порядку, многие столкнулись с невозможностью работы по старым правилам. Малый бизнес наиболее гибко реагировал на сложную управленческую и экономическую ситуацию в обстоятельствах кризиса. Задача каждой коммерческой организации - извлечь наибольшую прибыль, с наименьшими затратами. Вопрос оптимизации рабочего процесса стоял перед предпринимателями всегда, однако наиболее остро проявился в период пандемии к которой коммерческие предприятия оказались не готовы. Однако на фоне кризиса, банкротства и финансовых проблем одних, другие сделали рывок и значительно увеличили свой капитал (например, фармкомпании, интернет-
магазин, продуктовый ритейл, телеком и др.), что способствовало развитию инновационных решений. Поэтому наиболее пострадавшим от пандемии и глобального локдауна коммерческим структурам жизненно необходимо в кратчайшие сроки определить направление и стратегию оптимизации, другим же, кто повысил доходность, первостепенное значение приобретает сохранность и приумножение высокого уровня обслуживания клиентов. С использованием информационных технологий (далее IT) данные проблемы, решаются достаточно быстро и эффективно. В текущем периоде трансформации компаний ключевым инструментом становятся технологии.
Обозначим некоторые проблемы, стоящие перед руководством на современном этапе.
1. Получение доступа с использованием различных технологий к офисным данным.
2. Активное использование системы унифицированных коммуникаций.
3. Отслеживание руководителем компании деятельности сотрудника, работающего удаленно.
4. Повышение безопасности дистанционной работы сотрудников.
5. Поддержка пользователей.
Какие же решения вышеназванных проблем предлагаются в сфере IT-технологий?
Получить доступ к офисным данным возможно с использованием различных технологий, таких как Virtual Private Network (VPN), VPN + Remote Desktop Protocol (RDP), технологии Virtual Desktop Infrastructure (VDI) [4]. Опыт последних месяцев показал, что унифицированные коммуникации все глубже входят в повседневную реальность. Такие сервисы как Cisco Webex, Microsoft Teams, Zoom, Skype for Business и т.д. продолжают расширять своё активное коммьюнити. В обозримом будущем приток пользователей будет увеличиваться. Это означает что тем, кто пользовался данными платформами на базовом уровне, исключительно для личных целей, следует тщательно изучить
самые различные функции, имеющиеся у большинства систем. Такие как: телефония (стандартная телефония каждому работнику на дом), передача, транслирование аудио-видео данных, не только в режиме «точка-точка», но и в режиме конференций, назначение статусов присутствия, проведение вебинаров и онлайн собраний для клиентов и сотрудников, защищенные шифрованием мессенджеры, опция демонстрации рабочего стола, безопасная и быстрая передача файлов и др. Главной особенностью унифицированной коммуникации является предоставление работникам надежного канала взаимодействия с клиентами и коллегами (аудио, видео, текстовый), минимизируя их затраты на мобильную и телефонную связь, пока они работают в дистанционном режиме. Это помогает снизить расходы организации. Для всех доступных платформ, таких как Linux, Windows, Apple и Android, имеются подобные решения. Рост производительности специалистов и увеличение их мобильности происходит с принятием данных коммуникационных решений и интеграции их в деловой процесс. Они упрощают и ускоряют структурирование единой сети филиалов, магазинов, разнообразных бизнес-единиц с комфортным местом работы для персонала.
Отслеживание руководителем компании деятельности сотрудника, работающего удаленно осуществляется с использованием систем контроля за рабочим временем и контролем целей.
Дистанционная работа стала неотъемлемой частью функционирования многих компаний. Повышение безопасности удаленного доступа сотрудников происходит, например, за счет введения двухфакторной аутентификации, позволяющей уменьшить риски получения злоумышленниками несанкционированного доступа к корпоративным данным. Подобные разработки предоставляют такие компании как Microsoft, Symantec, Cisco System и т.д. Важно обратить внимание специалистов, обеспечивающих информационную безопасность, на повышение отказоустойчивости средств предоставления VPN (таких как межсетевые экраны, маршрутизаторы и другие
сетевые устройства). Помимо этого, необходимо обеспечить надежную защиту от DDos-атак для критичных информационных систем (КИС) [6]. Кроме того, важным звеном является удаленная поддержка пользователей. Домашние персональные компьютеры, ноутбуки и прочие устройства, использующиеся для работы в дистанционном режиме, нуждаются в постоянной поддержке и управлении ими. Для этого рекомендуется обратить внимание на решения по MDM (Mobile Device Management), которые позволят обезопасить доступ с персональных устройств к корпоративным данным, а также повысить управляемость этих устройств в бизнес среде.
Организациям, имеющим цель оперативно организовывать удаленное рабочее место в любой точке, следует обратить внимание на решения VDI с использованием терминальных устройств, дающие большую гибкость. В случае выхода из строя рабочего терминала, можно достаточно быстро организовать доставку нового сотруднику, а все приложения будут находиться в его виртуальной машине. Существуют решения и для передачи графики, например, для конструкторов. Можно не передавать людям на удалённой работе сложные графические станции с дорогостоящим ПО, а всего лишь отправить терминал и монитор, в то время как вычисления и графическая обработка будет происходить в центре обработки данных (ЦОД) компании. Подобные решения позволят нанимать конструкторов, дизайнеров, программистов в любой точке мира и знать, что данные проекта находятся в безопасности, так как их невозможно скопировать на носитель и передать конкурентам. Компании Citrix, Vmware, Dell EMC занимаются разработкой таких защитных сценариев [5, 8, 9]. Использование VDI предоставит возможность продуктивно и оперативно изменить IT-инфраструктуру компании для расширения базы пользователей. В результате этого все пользователи получают полноценное удаленное рабочее место, не устанавливая различное служебное ПО на свое персональное устройство. Использование гиперконвергетных систем позволит разворачивать
VDI быстрее и проще. Эти системы предоставляют такие как Cisco HyperFlex, Nutanix, Vmware VxRail и др. [10, 11].
Данные IT-решения помогают специалистам оставаться востребованными для своих компаний, продолжая деятельность в ограничительных условиях пандемии. Разница в работе из дома и в офисе становится все менее ощутима с внедрением новейших высокотехнологичных решений.
Пандемия COVID-19 существенно повышает значимость организационной деятельности, поскольку успешная адаптация бизнеса к новым реалиям невозможна без грамотного управления человеческими ресурсами. Подводя итог, можно отметить что мир, и IT-индустрия в частности, не вернется к докризисному состоянию. Пандемия значительно ускорила процессы цифровой трансформации компаний. Заказчики и партнеры оперативно ищут решения, которые позволят им работать и оставаться конкурентоспособными в сложившейся обстановке.
Литература
1. Василенок В.Л., Алексашкина Е.И., Негреева В.В., Чайка В.Н. Новые вызовы к антикризисным мерам управления в условиях пандемии // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» - 2020 - №4, 113 с.
2. Горяинов В.В. Изменения в управлении организациями в условиях пандемии COVID-19 (на материалах промышленности) // Научный журнал Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии - 2020 - №3, 27 с.
3. Кучерова А.А., Субботина Т.Н. Особенности управления персоналом в условиях пандемии COVID-19 // Научный журнал Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020 - 75 с.
4. Лачинов В.М. Информодинамика или путь к миру открытых систем / В.М. Лачинов, А.О. Поляков. Изд. 2, перераб. и доп. - Спб.: Изд-во СпбГТУ, 1999.
5. Мартынова М.Э., Камшилов С.Г. Специфика управления персоналом в условиях пандемии коронавируса // Научный журнал Общество, экономика, управление. - 2020 - 57 с.
6. Минбалеев А.В. Филоненкова В.А. Проблемы защиты персональных данных и цифрового профиля человека в сети интернет в условиях пандемии. // Научный журнал Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право - 2020 - №3, С. 89-94.
7. Михайлов А.А., Федулов В.И. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок труда // Научный журнал Московский экономический журнал - 2020 - №11, 597 с.
8. Озина А.М., Бузмакова А.Н. Совершенствование управления организацией в условиях пандемии коронавируса // Научный журнал Московский экономический журнал - 2020 - №8, 463 с.
9. Сафронов А.Ю. Управление персоналом в период пандемии // Научный журнал Московский экономический журнал - 2020 - №5, 554 с.
10. Симанков В.С. Системный анализ функциональной стабильности критичных информационных систем: Монография / В.С. Симанков, П.В. Сундеев. - Краснодар: Институт современных технологий и экономики, 2003. - 132 с.
11. Сундеев П.В. Автоматизация анализа функциональной стабильности критичных информационных систем // Научный журнал КубГАУ. - 2004. -№ 3.
Literature
1. Vasilenok V.L., Aleksashkina E.I., Negreeva V.V., Chaika V.N. New challenges to anti-crisis management measures in a pandemic // Scientific journal NRU
ITMO. Series "Economics and Environmental Management" - 2020 - No. 4, 113 p.
2. Goryainov V.V. Changes in the management of organizations in the context of the COVID-19 pandemic (based on industry materials) // Scientific journal
Theory and Practice of Service: Economics, Social Sphere, Technologies - 2020 - No. 3, 27 p.
3. Kucherova A.A., Subbotina T.N. Features of personnel management in the context of the COVID-19 pandemic // Scientific journal Economics and Business: Theory and Practice. - 2020 - 75 p.
4. Lachinov V.M. Informodynamics or the path to the world of open systems / V.M. Lachinov, A.O. Polyakov. Ed. 2, rev. and add. - SPb .: Publishing house of SPbSTU, 1999.
5. Martynova M.E., Kamshilov S.G. The specifics of personnel management in the context of the coronavirus pandemic // Scientific journal Society, Economics, Management. - 2020 - 57 p.
6. Minbaleev A.V. Filonenkova V.A. Problems of protecting personal data and the digital profile of a person on the Internet in a pandemic. // Scientific journal Bulletin of the South Ural State University. Series: Law - 2020 - No. 3, pp. 8994.
7. Mikhailov A.A., Fedulov V.I. The impact of the COVID-19 pandemic on the Russian labor market // Scientific journal Moscow Economic Journal - 2020 - No. 11, 597 p.
8. Ozina A.M., Buzmakova A.N. Improving organization management in the context of the coronavirus pandemic // Scientific journal Moscow Economic Journal - 2020 - No. 8, 463 p.
9. Safronov A.Yu. Personnel management during a pandemic // Scientific journal Moscow Economic Journal - 2020 - No. 5, 554 p.
10. Simankov V.S. System analysis of the functional stability of critical information systems: Monograph / V.S. Simankov, P.V. Sundeev. - Krasnodar: Institute of Modern Technologies and Economics, 2003. - 132 p.
11. Sundeev P.V. Automation of the analysis of the functional stability of critical information systems // Scientific journal KubSAU. - 2004. - No. 3.