Научная статья на тему 'Управление общественным мнением при проведении массовых мероприятий'

Управление общественным мнением при проведении массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТОЛПА / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ / PUBLIC OPINION / MASS EVENTS / THE CROWD / THE MASS CONSCIOUSNESS / THE MASS PROTESTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитриенко Анастасия Дмитриевна, Бударина Ольга Алексеевна

Статья посвящена вопросам управления общественного мнения при проведении массовых мероприятий. Рассмотрено понятие общественное мнение, его особенности и роль в современном мире. На основе проведенного анализа литературы выявлены главные качества и особенности массового поведения, и таких явлений как толпа и массовая паника. Также, установлены основные способы воздействия на толпу, путем психологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC OPINION MANAGEMENT DURING MASS EVENTS

The article is devoted to the management of public opinion in mass events. Deals with the concept of public opinion, its characteristics and role in the modern world. Based on the analysis of the literature identified the main qualities and features of mass behavior, and such phenomena as the crowd and mass panic. Also, the main ways of influencing the crowd, by the psychological impact.

Текст научной работы на тему «Управление общественным мнением при проведении массовых мероприятий»

ДМИТРЕНКО А.Д., БУДАРИНА О.А. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Статья посвящена вопросам управления общественного мнения при проведении массовых мероприятий. Рассмотрено понятие общественное мнение, его особенности и роль в современном мире. На основе проведенного анализа литературы выявлены главные качества и особенности массового поведения, и таких явлений как толпа и массовая паника. Также, установлены основные способы воздействия на толпу, путем психологического воздействия.

Ключевые слова: общественное мнение, массовые мероприятия, толпа, массовое сознание, массовые протесты.

DMITRENKO D. A, BUDARINA O. A.

PUBLIC OPINION MANAGEMENT DURING MASS EVENTS

The article is devoted to the management of public opinion in mass events. Deals with the concept of public opinion, its characteristics and role in the modern world. Based on the analysis of the literature identified the main qualities and features of mass behavior, and such phenomena as the crowd and mass panic. Also, the main ways of influencing the crowd, by the psychological impact.

Key words: public opinion, mass events, the crowd, the mass consciousness, the mass protests.

ДМИТРЕНКО А.Д., БУДАРИНА О.А. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Управление общественным мнением является одной из самых актуальных проблем современного общества. Механизмы управления общественным мнением изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания; оно используется представителями

политологии и журналистики, активистами социальных движений и руководителями различного уровня.

Общественное мнение занимает ключевые позиции в теории и практике PR. Именно PR-специалисты занимаются формированием общественного мнения в нужном направлении и определением способов, механизмов и средств воздействия на него.

Актуальность научной проблемы обусловлена тем, что в последние годы формирование мирового общественного мнения отражает глобальные проблемы общественно-политической жизни современного человечества.

Огромный вклад в разработку и изучение понятий феномена «общественное мнение» внесли такие ученые как Лебон Г., Ортега-и-Гассет, Эдвард Л. Бернейс, Уолтер Липпман, Грушин Б.А., Назаретян А.П., Епархин О.В., Ганчев Д. С. (1; 2)

Проблемой психологических приемов и механизмов управления общественным мнением занимались Кара-Мурза С.Г., Ольшанский Д. В., Зелинский С. А., Шейнов В.П., Соловей В.Д. (1; 2)

Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какой-либо проблеме, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.

Основным сущностным признаком общественного мнения является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты.

В процессе изучения формирования общественного мнения большую роль играет выяснение взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «общественное мнение» и «массовое сознание». Массовое сознание, по сути один из видов общественного мнения, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения.

Состояние массового сознания выражает общественное мнение, настроения и действия масс. Оно складывается под воздействием многих

факторов: влияния условий жизни, происходящих в обществе событий, различных идеологий и т.д.

В своей книге «Психология народов и масс», Гюстав Лебон в 1895 году писал: «Наступающая эпоха будет поистине эрой масс» и нельзя не согласиться с этим мнением, тому свидетельство политическая обстановка в некоторых странах (1, с. 36). Общественное мнение - массы, диктуют условия государству, политикам, задают направления, но их действия не всегда направлены в конструктивную сторону.

Массовые протесты, митинги, шествия чаще всего приводят к беспорядкам, гибели людей и множеству пострадавших. Ведь это все действие масс, толпы.

Примером такого массового протеста может послужить митинг Алексея Навального 26 марта 2017 года. Когда тысячи людей вышли на несанкционированный митинг и стали жертвами провокационного хода будущей предвыборной кампании оппозиционера. Организаторы митинга совершенно не уделили внимания организационной подготовке к возможным опасностям и обеспечению эффективного руководства. Именно поэтому последствиями митинга стали масштабные задержания протестующих и даже наличие пострадавших. Но ведь именно такой результат и нужен был Алексею Навальному. Его акция была с самого начала задумана как провокация, в противном случае, он не стал бы созывать людей на несанкционированное мероприятие.

Если говорить о массовых мероприятиях, а это не только митинги, шествия, но даже концерты, спортивные состязания и т.д., то в первую очередь необходимо понимать, что такое толпа, знать ее разновидности, законы, по которым она существует и способы воздействия.

«Толпа - скопление людей, необъединенное общностью целей и единой организационно ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием» (2).

«Человек в толпе обладает удивительно высокой восприимчивостью к внушению. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно. Толпа способна перерождаться» (2).

Если проанализировать митинг А.Навального, то стоит отметить особенности перерождения толпы на акции протеста. Изначально ее можно было охарактеризовать как конвенциональную толпу, т.е. толпу, которая сформировалась на основе интереса к заранее объявленному событию. Ни для кого не секрет, что большинство участников данного митинга собрались исключительно из интереса к происходящим событиям. Толпа начала приобретать свойства экспрессивной толпы, показателем чего послужило ритмичное скандирование лозунгов. В дальнейшем, после ряда задержаний, можно было наблюдать превращение данной экспрессивной толпы в действующую толпу, что является наиболее опасным видом коллективного поведения, которая на протяжении некоторого времени колебалась от повстанческой к агрессивно настроенной толпе. Последствиями проявления данного вида толпы, стало нападение на полицейского группы активистов, которым были сделаны замечания. Некоторые митингующие откровенно "нарывались" на конфликт с органами правопорядка.

Социолог и философ X. Ортега-и-Гассет полагал: «Когда единичный субъект становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии» (3, с.138).

Массовые мероприятия требуют от специалистов понимания особенностей толпы, кроме охраны на мероприятии нужно, что бы и сами организаторы заранее были готовы к любым напряженным ситуациям.

Толпа не является однородной. Ядро и периферия толпы отличаются и внешне, и по свойствам. В ядре влияние эмоционального кружения намного сильней. Большой специалист, практик, и автор многих теоретических трудов на эту тему А.П. Назаретян указывает, что возможно воздействовать на центр

толпы (на ядро), например через агентов, внедрившихся в толпу. «Иной раз, если ситуация начнет выходить из-под контроля, рекомендуется жертвовать чем-то малым для того, чтобы спасти целое. Например, если толпа идет убивать каких-то людей (устраивая массовые погромы), то в этом случае вполне окажется желательным переключить внимание толпы на какой-либо попавшийся на пути крупный супермаркет, начав громить который толпа успокоится, переключившись на удовлетворение такого архаичного инстинкта в психике индивида как жажда обогащения» (1; 2).

Также, можно воздействовать на периферию, и тогда начнет играть роль такой механизм психики масс как заражение (циркулярная реакция), проявляющейся в том, что если кто-то, находясь в толпе, начнет выполнять какие-либо действия, то через время остальные подхватят, и в этом случае толпа переключит свое внимание с недавнего объекта — на новый. Также, существуют и такие воздействия на толпу, как подчинение толпы ритму или деанонимизация, т.е. исключение анонимности, когда разбушевавшихся людей фотографируют или снимают на пленку.

Резюмируя выше сказанное о психологии толпы, можно выделить некоторые законы ее существования:

1.Толпа спонтанна и живет только настоящим.

2.Толпа непостоянна, безответственна, и легко подвергается различного рода внушениям.

3 .Не имея каких-либо традиций, толпа руководствуется сиюминутными желаниями, и действует на основании единого порыва, направляющего ее.

В основе массового протеста всегда лежит социальное недовольство людей условиями жизни и отсутствием перспектив их изменения, характером взаимоотношений с органами власти. Роль организованной массы в жизни народов еще никогда не была столь важна, как сейчас, поскольку на данный момент, по мнению некоторых экспертов, происходит замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Такие личности как А. Навальный, в первую очередь будет вести борьбу за толпу,

стихийную толпу, поскольку именно ею легко управлять. История человечества знает много примеров, когда провокаторы могли создать и направить толпу на злодеяния, преследуя свои корыстные цели.

Прежде всего, при организации любых массовых мероприятий, нужно задуматься о безопасности участников, для этого необходимо, в первую очередь, получить разрешение, привлечь органы правопорядка. Важно создать все необходимые условия, чтобы из-за непродуманных или преднамеренных действий не возникла массовая паника - этот страшный вид толпы. Организаторы массовых мероприятий должны понимать психологию толпы. Во время проведения массовых мероприятий необходимо наблюдать за состоянием людей, почувствовать вовремя изменчивость толпы, анализировать поведение и стараться предугадывать ход ее действий.

Необходимо знать, как взаимодействовать с массами, с общественностью, каким образом можно воздействовать на определенные мнения людей и как обезопасить себя от возможных опасностей в условиях массовой среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ле Бон Г. Психология народов и масс. С предисловием Николая Старикова. - Спб.: Питер, 2016. - 224 с.

2. Назаретян А. П.. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zelinski1-11.htm (11.03.2017), свободный.

3. Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс. - М.: АСТ, 2016. - 509 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бударина Ольга Алексеевна - кандидат политических наук, доцент, декан факультета МАИС Московского государственного института культуры

о. budari.naiwi.nbox. ги

Дмитриенко Анастасия Дмитриевна - студент бакалавриата 4 года обучения (направление подготовки «Реклама и связи с общественностью») Московского государственного института культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.