Научная статья на тему 'Управление образованием: особенности принятия решений в системе конкурсного отбора'

Управление образованием: особенности принятия решений в системе конкурсного отбора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ПАЙДЕЙЯ / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / EDUCATION / EDUCATION MANAGEMENT / DECISION MAKING / PAIDEIA / COMPETITIVE SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорина Галина Вениаминовна

Проблемы образования и выявления особенностей принятия решений в системе управления образованием представлены в их историческом аспекте от Платона до современного пониманий пайдейи. В качестве одной из возможных форм управления наукой и образованием, которой сегодня являются конкурсы, объявляемые различными государственными структурами, автор рассматривает Научно-исследовательский проект Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education Management: Features of Decision Making in the Competitive Selection

The problems in education and reveal the features of the decision-making in the management of education are presented in their historical aspect from Plato to contemporary understandings Paideia. Idea of Paideia needs to be put in practice in form of different school contests by governmental structures in order to manage science and education system. As one of the possible forms of management of science and education, which today is a competition advertised by various government agencies, the author examines the research project developed by the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University, entitled "The forms and levels of decision-making systems higher professional education and science (during the formation an economy based on knowledge)".

Текст научной работы на тему «Управление образованием: особенности принятия решений в системе конкурсного отбора»

POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ

Школа начала XVIII в. Гравюра 1701 г.

ПРАКТИКУМ

УДК 37.014.53:06.067

Г.В. Сорина Управление образованием: особенности принятия решений в системе конкурсного отбора

Сорина Галина Вениаминовна, доктор философских наук, профессор, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: gsorina@philos.msu.ru

Проблемы образования, выявление особенностей принятия решений в системе управления образованием - это комплекс проблем, которые сопровождают всю историю развития социума, всю историю развития образования. Уже в античной Греции вопросы образования, неотделимые от вопросов воспитания, непосредственно связываются с решением государственных проблем, с развитием государства. Последовательно эта мысль проявляется, в частности, в платоновском «Г осударстве», где обсуждается роль и место различных видов искусств в формировании государства и его граждан. Думаю, важно отметить, что в современном лексиконе многообразные античные виды искусств как бы делятся на собственно искусство, в современном смысле этого слова, и науки. Например, Платон в «Г осударстве» обсуждает значение таких искусств/наук, как арифметика, геометрия, астрономия в системе образования и одновременно в системе формирования основ государства.

По Платону, одна из задач государства заключается в том, чтобы заставлять своих граждан учиться. При этом, с его точки зрения, важнейшее дело государства как раз и заключается в том, чтобы «заставлять лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы раньше называли самым высоким, то есть умению видеть благо и совершать к нему восхождение»1. Решение совокупности образовательных проблем в Античности в целом связывалось с такой важнейшей миссией образования, как построение разумного, правильно организованного государства. Для Древней Греции вся совокупность этих проблем была объединена при помощи одного понятия: «пайдейя». В то же время представители разных идеологических систем Античности формировали разные образы пайдейи. Например, можно говорить о «пайдейе Сократа», «пайдейе софистов», «пайдейе Аристотеля». Но, несмотря на все многообразие видов пайдей, в разных пайдейях давали различные ответы на одни и те же вопросы, среди которых были и организационные проблемы, т.е. проблемы управления образованием, принятия решений в системе образования.

Эти же вопросы, сформулированные в античности, остались столь же значимыми и в последующие века и тысячелетия. В частности, последний в ХХ веке (20-й по счету) Всемирный философский конгресс сделал пайдейю своей основной исследовательской темой: «Paideia: Роль философии в воспитании человечества» (1998, Бостон, США). Даже этот один пример показывает, что такое отношение к проблемам пайдейи в современности оказывается возможным, ибо основные проблемы управления образованием с тех пор не изменились.

С точки зрения немецкого филолога-классика Вернера Йегера, автора знаменитого исследования, которое так и назы-

1 Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М., 1993. 519 d. 222

вается: «Пайдейя», в таких диалогах Платона, как «Протагор», «Горгий», «Пир, «Менон», «Государство», проводится мысль о том, что основная миссия пайдейи во множестве её конкретных функций заключалась в том, чтобы последовательно выстроить и обосновать идеи по переустройству общества, по формированию государства1. В этом смысле в современном контексте ничего не изменилось. Более того, все более очевидными становится общезначимые характеристики пайдейи, её глобальный характер для современного мира. Государство по-прежнему ищет способы, при помощи которых можно «заставить лучшие натуры» работать над комплексом проблем, актуальных для него.

В то же время постепенно происходит и расширение, и уточнение каких-то новых, по сравнению с античностью, инструментов управления наукой и образованием. В качестве одной из возможных форм системы управления наукой и образованием могут выступать конкурсы, объявляемые, в первую очередь, различными государственными структурами. Вместе с тем в современности такие исследовательские конкурсы могут объявляться и общественными организациями. Но и этот инструмент в своей основе тоже уже имеет многовековую историю. Данный управленческий механизм развития науки и образования начинает интенсивно использоваться на Западе различными академиями наук и искусств, начиная с XVIII века. Конкурсы становятся одним из рычагов организации и управления научным сообществом.

Ученые, занимавшиеся наукой в качестве профессиональной, оплачиваемой деятельности, были заинтересованы в признании научным сообществом, в получении финансирования на научно-исследовательскую деятельность. Финансирование же осуществлялось по результатам проведения конкурсов.

В основе управления научно-образовательной деятельностью через систему конкурсов лежат двусторонние механизмы взаимодействия в процессе принятия решений в системе образования и науки. Ученые принимают решения об участии в конкурсе, организаторы конкурса - о темах, которые будут финансироваться, о критериях отбора победителей, об организации экспертной системы. Так было во времена оформления конкурсов в качестве одного из механизмов управления знанием, так происходит и в настоящее время. Приведу только один из возможных примеров влияния государства на научноисследовательскую деятельность.

Приведу только один пример, к которому имела самое непосредственное отношение последние три года: 2009-2011 гг.

В 2009 г. Философский факультет Московского университета подал на конкурс (в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.) Научноисследовательский проект на тему «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)»2 и стал одним из победителей ФЦП (государственный контракт № 02.740.11.0366). Сама программа рассчитана на 5 лет: 2009-2013 гг. Она была утверждена специальным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации. Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

В рамках Программы государство четко сформулировало свои цели и задачи, условия, при которых проект может получить финансирование со стороны государства. В число основных задач ФЦП входит:

1) создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

2) создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (обороннопромышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

3) создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Любой проект, поданный на конкурс, должен был соответствовать этим задачам.

Наш проект вполне соответствовал этой цели, т.е. одно из важнейших оснований участия в конкурсе исходно было заложено в целевой установке Проекта Московского университета. Основная цель выполнения НИР, которая затем была положена в основу технического задания, заключалась в выявлении определяющих особенностей принятия решений в образовательном процессе, условий формирования эффективного и жизнеспособного коллектива, ориентированного на образование через всю жизнь, мотивированного к самостоятельному продуцированию новых знаний, способного к эффективной коммуникативной деятельности в профессиональной и социальной сферах. Эта целевая установка была достигнута.

В частности, и в связи с этим в проекте были проанализированы субъекты принятия решений в образовательном процессе. Так, был проведен конкретно-исторический анализ понятия «субъект принятия решений», выявлены особенности его трактовки в рамках социально-гуманитарного знания; проанализированы особенности субъектов, являющихся организаторами образовательного процесса, и особенности индивидуализированных обучающихся субъектов, принимающих решения по поводу собственного включения в системы подготовки и переподготовки кадров (или исследовательские проекты) в контексте видения персональной траектории личного развития; представлены основные характеристики теоретической модели благоприятной внешней среды, позитивно влияющей на образовательный процесс. Были также исследованы особенности проявления профессионализма и лидерства в образовательном процессе.

Проведенный в рамках проекта анализ особенностей субъектов, включенных в образовательный процесс показал, что в основном принятие решений в системе образования должно происходить на трех уровнях:

• основных заказчиков на рынке труда;

• лиц, обеспечивающих исполнение социального заказа;

• исполнителей социального заказа.

Основанием для деления на группы послужил соответствующий статус эксперта, принимающего решения на одном из уровней. В связи с этим в проекте были выделены три группы субъектов:

1 Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997. С. 9.

2 Руководитель проекта В.В. Миронов, декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН, научный руководитель проекта доктор философских наук, профессор Г.В. Сорина. Проект был подготовлен в рамках Научно-образовательного центра (НОЦ) философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» (научный руководитель Центра проф. Г.В. Сорина).

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 3(9)/2012

1) государство в лице своих представителей и крупные корпорации, осуществляющие заказ на рынке труда и воплощающие высший уровень принятия решений;

2) руководители вузовских подразделений (ректоры, деканы, заведующие кафедрами), обеспечивающие выполнение социального заказа и принимающие решения на среднем уровне;

3) специалисты (профессора, преподаватели вузов), студенты и аспиранты, исполняющие заказ и принимающие решения на низшем уровне.

На основании проведенного деления были рассмотрены конкретные рекомендации, исходящие от представителей этих групп. В основу анализа были положены результаты фокус-групп, глубинных интервью, проведенных в рамках проекта, на предыдущих этапах работы над проектом. При проведении качественных социологических исследований, подготовки вопросов для глубинных интервью участники проекта исходили из того, что основной задачей государства и общества в современных условиях является модернизация. Такое уточнение является принципиально важным, ибо принятие решений зависит прежде всего от целевой установки и от того, как воспринимается та или иная задача. Мнения внутри всех трех групп имели широкий диапазон различий, что позволило сгруппировать их представления о роли модернизации в системе образования и представить в отчетах по проекту1.

В то же время хотела бы подчеркнуть, что в конкурсах за время истории их существования принимали участие и многие крупнейшие мыслители прошлого, чьи имена вошли в историю культуры. Опять-таки приведу только один пример, связанный с именем И. Канта. Некоторые его работы стали результатом участия Канта в конкурсах. Например, работа «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме» (1759 г.) была написана Кантом в связи с конкурсом, объявленным Берлинской академией наук еще в 1753 году, «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764 г.) стало ответом на вопрос, поставленный Берлинской академией наук в 1763 г. Еще одна кантовская работа, опубликованная уже после его смерти, «О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 г: какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?», даже в своем названии содержит указание на конкурс, который был объявлен Берлинской академией наук в 1788 г. и предполагал подведение итогов в 1791 г.

В конкурсе как инструменте управления наукой и образованием всегда работает одна и та же схема: организация принимает решение о теме, над которой должно поработать научное сообщество, разрабатывает критерии оценки результатов, конкретный субъект (индивидуальный или коллективный) принимает решение о том, чтобы участвовать или не участвовать в конкурсе. Применительно к описанной выше ситуации, например, индивидуализированный субъект принимает решение о том, чему профессионально посвятить ближайшие несколько лет жизни.

Контекст принятия решений определяется условиями финансирования, которое осуществляет организация, проводящая конкурс. В качестве такой организации может выступать и чаще всего выступает как в прошлые века, так и в современности государство, которое объявляет конкурс либо само непосредственно, либо представлено через свои структуры. Государство очень часто оказывается заинтересовано в развитии науки. Это происходит в силу того, что наука самым непосредственным образом влияет на развитие различных видов предметно-практической деятельности человека в сферах промышленности, военного дела, сельского хозяйства, медицины. В этом качестве наука всегда была полезна для централизованной государственной власти.

В свою очередь, развитие профессиональной науки без поддержки государства оказывалось весьма проблематичным. Говоря современным языком, формирование госзаказа, объем его финансирования, налоговые льготы, как в прежние времена, так и в условиях современности, оказываются зависимыми от власти. Условия конкурса задают некоторые стандарты научной, а потом и образовательной деятельности. Процесс стандартизации сопровождает всю историю развития науки и образования. Собственно говоря, без нее наука и образование в качестве общезначимых форм деятельности не могли бы состояться.

Стандартизация обеспечивается, в первую очередь, единым понятийным аппаратом соответствующей профессиональной сферы деятельности, общностью образовательных программ, интернациональным характером науки и знания, общностью форм управления знанием. Стандартные ситуации задавали стандартные способы принятия решений. В свою очередь, критика стандартных ситуаций становилась основанием для поиска новых способов принятия решений.

В настоящее время сохраняются в своей основе те же формы управления знанием, которые начали формироваться еще в XVIII в. К ним относятся:

• конкурсное выделение приоритетных научных тем для развития. Именно при помощи конкурса в сфере науки и знания как раньше, так и теперь задаётся ситуация выбора и диктуются условия принятия решения в рамках поступивших альтернатив;

• формирование научных и образовательных стандартов при сохранении одной и той же схемы деятельности. Профессионалы задавали стандарты и определяли критерии компетентности будущих или настоящих коллег через определенную систему аттестации. Одним из важнейших каналов задания общезначимых стандартов в науке и образовании становилась учебная литература, включая учебники и программы, через которые формировался “единый словарь и синтаксис современного научного языка”2. При помощи стандартов задавался и необходимый образовательный минимум формирования профессионалов;

• создание условий для профессионализации систем науки и образования. Эти условия во все времена оказывались неотделимы от систем государственного управления наукой и образованием. Профессионализация различных областей знания оказывается возможной тогда, когда они востребованы социумом и получают поддержку со стороны государства. Так было в истории каждой из наук, включая физику, химию, политологию, менеджмент и так далее.

Государство и общество всегда стремились принимать решения на базе научной экспертизы и научных теорий. Результаты научных исследований становились основанием для принятия решений в технологических, экономических, политических, управленческих, иных сферах.

Конкурс становится основанием процесса принятия решений и в других сферах деятельности человека, например, в градостроительстве и так далее. Но конкурс - это всегда хорошо продуманные и обоснованные, рационально прописанные правила, которые становятся основанием для принятия решений обеими сторонами участия в конкурсе: заказчиком и исполнителем.

Социальная организация научной и научно-практической деятельности показывает зависимость науки и знания от си-

1 Основные результаты работы над проектом опубликованы в отрытой печати, в частности, важнейшие результаты работы над проектом представлены в специальном выпуске журнала «Ценности и смыслы» № 7 за 2011 год.

2 См.: Кун С. Структура научных революций. М., 1975. С. 175.

стемы управления ими. Структура организации и соответствующая ей система управления диктуют формы принятия решений. Структура оказывается, с одной стороны, неявной формой организации принятия решений, с другой - формой власти. Можно провести четкую зависимость между сложившейся системой управления, организационными факторами и соответствующими им способами принятия решений.

Думаю, в качестве одной из новаций в системе управления наукой и образованием в современных условиях конца ХХ и ХХ1 вв. стала тенденция объявления, в частности, научно-исследовательских и практических конкурсов не только для сформировавшихся специалистов, но и для тех, кто ещё только получает образование. При этом все чаще конкурсы объявляет не только государство, но и представители гражданского общества в лице своих конкретных организаций. Таким интересным опытом организации студенческих конкурсов стал конкурс студенческих проектов в области связей с общественностью «Хрустальный Апельсин», более подробно представленных в статье А.П. Сегала «Любовь к апельсинам» и в конкурсной работе студентов Философского факультета И. Ануфриевой, А. Сгибовой и А. Макаровой «Образовательные выставки как инструмент развития инклюзивного образования», опубликованных в данном номере журнала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем).

М., 1997.

Ieger V. (1997). Paideiya. Vospitanie antichnogo greka (epokha velikikh vospitatelei i vospitatel'nykh sistem). Moskva.

2. Кун С. Структура научных революций. М., 1975.

Kun S. (1975). Struktura nauchnykh revolyutsii. Moskva.

3. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Том 3. М., 1993.

Platon. (1993). Gosudarstvo. In: Platon. Sobranie sochinenii v 4-kh t. T. 3. Moskva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.