Научная статья на тему 'Приоритеты российского образования в контексте поиска оптимальной педагогической модели'

Приоритеты российского образования в контексте поиска оптимальной педагогической модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье анализируются приоритетные стратегии (универсализация) отечественного образования и условия их влияния на развитие качественно новых социокультурных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты российского образования в контексте поиска оптимальной педагогической модели»

УДК 1.17. 37.014

Сухоруких Алексей Викторович

кандидат философских наук, научный

секретарь Воронежского филиала РФО

sukhorukikh.al@yandex.ru

Alexey V. Suhorukhih

PhD in Philosophy , scientific Secretary

of the Voronezh branch of the Russian

philosophical society

sukhorukikh. al@yandex.ru

ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

THE PRIORITIES OF THE RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE SEARCH FOR OPTIMAL PEDAGOGICAL MODELS

Аннотация. В статье анализируются приоритетные стратегии (универсализация) отечественного образования и условия их влияния на развитие качественно новых социокультурных тенденций.

Ключевые слова: образование, инновации, культурные ценности, педагогическая идея, цивилизационное развитие.

Abstract. ne article analyzes the priority strategy (mainstreaming ) of national education and the conditions of their influence on the development of new quality of social and cultural trends.

Keywords: education, innovation, cultural, pedagogical idea , civilizational development.

Проблемы образования - это, безусловно, всегда целый комплекс проблем, которые сопровождают всю историю развития социума, становления педагогических идей человечества. Ещё в античности вопросы образования, неотделимые от вопросов воспитания, непосредственно связывались с решением государственных проблем, с развитием государства. Последовательно и фундаментально впервые эта мысль проводится у Платона в его «Государстве», где обсуждается роль и место различных видов искусств (наук) в формировании идеи государства и обретении социальной ответственности его граждан. Как замечал великий философ, одна из главных задач государства заключается в том, чтобы «заставлять лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы называли самым высоким, то есть умению видеть

благо и совершать к нему восхождение» (Государство 519ё)» [1, с.39-44]. Так, изначально важнейшей задачей образования виделось построение «идеального» государства Блага. Весь комплекс нравственных задач и собственно просветительской проблематики объединялся мыслителем в единое понятие «пайдейя» [2, с.80-85]. Впоследствии, несмотря на то, что, представители разных философских систем античности формировали разные образы «пайдейи», «все они давали ответы на одни и те же фундаментальные вопросы об Истине, Благе и Красоте в процессе становления человека, в организации воспитательных и просветительных практик» [3, с. 45-47].

Вне всякого сомнения, образование - поистине универсальный способ трансляции социокультурного исторического опыта [4], и потребность глубокого и детального философского осмысления образовательного процесса исключительно велика в современных условиях, поскольку определение содержания знаний и форм их передачи, определение мировоззренческих горизонтов личности приобретают колоссальную значимость. Такие понятия, как «поликультурная жизнь личности», «поликультурный аспект образования», «поликультурный аспект в исторической перспективе» приобретают особое звучание в период модернизации системы российского образования. Философско-культурологический анализ современного образования свидетельствует, что оно предельно объёмно способно отразить глобальные процессы, происходящие в России и мире в целом. Образование, концептуально переходящее в гуманитарно-антропософское измерение, демонстрирует универсальность форм становления и развития фундаментальных способностей человека, позволяющих ему стать подлинным субъектом культуры и исторического развития [5, с.406-411].

В первой четверти XXI столетия образовательная ситуация в России приобретает устойчивое своеобразие и определённую направленность. Осуществляется активный поиск наиболее оптимальной модели отечественного образования. Актуализируется переход к системе формирования креативной личности с необходимыми для неё знаниями в сфере её жизненной реализации и профессиональной компетентности. Понятия «личность», «развитие личности», «самореализация», «профессиональная востребованность», прочно входят в систему отечественной педагогической практики, акцентируется внимание на то, что основным условием осуществления процесса обучения является творческая и системообразующая деятельность педагога в образовательной среде. В целом же осуществляются попытки осмыслить глобальный масштаб происходящих когнитивных изменений в социальной среде. Между тем, неоднозначность результатов происходящей модернизации образования становится всё более

очевидной.

История человечества свидетельствует, что образование, а, если масштабнее, то Просвещение, как поиск и выработка фундаментальной отнолого-гносеологической парадигмы эпохи, является главной преобразующей силой общества и главным культурным залогом его цивилизационной состоятельности, ибо культура есть преображение духовного, «внутреннего» начала человеческого существа, тогда как цивилизация остаётся преображением «внешней среды». С другой стороны, все основные социально-политические, демографические, экологические и иные важнейшие проблемы, с которыми сталкивается общество, сказываются на сфере образования, важнейшая социальная роль которого заключена в возможности качественного влияния на развитие тех или иных тенденций в обществе, подготавливать новые поколения к решению ключевых проблем современности, учить прогнозу и направленности цивилизационных перспектив. Образование в этой связи следует рассматривать основополагающим началом всех качественных изменений в российском социуме, реальным фактором подлинного реформирования, «альфой и омегой» социокультурного «ответа» России на «цивилизационный вызов» современности. Между тем, этот ответ вот уже два десятилетия не может быть сформулирован...

Анализируя состояние современной образовательной системы в России, специалисты отмечают значительное снижение качества обучения, недостаточный уровень внедрения инновационных программ, а также подчёркивают насущную необходимость проведения реформ в оплате труда работников образования, создании для них реальных экономических стимулов.

Отметим, что образование является и сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на каждом историческом этапе уникальны. В наши дни, когда мировой глобальный кризис всё острее проявляется в России, где радикальные социальные преобразования повлекли кардинальные изменения в экономической и в духовной жизни общества, жёсткая трансформация российского социума, переход к рыночным отношениям сопровождался серьёзными деструктивными процессами, изменением социальных связей, снижением уровня и качества жизни, изменением статуса целых социальных групп, их социокультурной дезаптацией, «низложением» и распадом полинациональной культурной элиты, дискриминацией её нормативно -ценностной системы.

Вместе с тем, в условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, произошедших в российском обществе, именно образование позволяет нескольким поколениям относительно успешно осуществлять ценностную адаптацию к изменившимся условиям жизни, поддерживать процесс воспроизводства

социального опыта, закрепить в общественном сознании новые политические реалии и смысловые ориентиры развития.

Поэтому сегодня образование является едва ли не самым масштабным и, возможно, единственным в этом качестве социальным транслятором базовых универсальных культурных ценностей, абсолютных смыслов и важнейших экзистенциальных категорий, оправдывающих существующие принципы и стратегические цели развития современного общества [6, с. 11].

Литература:

1 . Сорина Г.В. Конкурсное проектирование как инструмент управления наукой и образованием // Вестник РФО. 2012 №2(62).

2 . Крылова Н. Реконструкция Пайдейи. Что может дать философский конгресс рядовому учителю // Народное образование. М., 1999. №. 1/2.

3 . Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.,1997.

4 . Сманцер А.П. Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. М.: Бестпринт, 2001.

5 . Орлова О.В. Культурологический подход в образовании как путь формирования целостной картины мира у учащихся и проблема культурологической подготовки педагогических кадров // Образование в пространстве культуры : сб. науч. тр. Вып. 2. М.: РИК, 2005.

6 . Аменд А.Ф. Образование в XXI веке // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. №6.

Literature:

1. Sorina G. V. Competitive design as instrument of management of science and education//RFO Bulletin. 2012 No. 2(62).

2. Krylova N. Reconstruction of Paydeyi. That can give the philosophical congress to the ordinary teacher//National education. M, 1999. No. 1/2.

3. Yeger V. Paydeya. Education of the antique Greek (era of great tutors and educational systems). M., 1997.

4. Smantser A.P. Kondrashova L.V. Gumanization of pedagogical process at modern school: History and present. M.: Bestprint, 2001.

5. Orlova O. V. Kulturologichesky approach in education as a way of formation of a complete picture of the world at pupils and a problem of culturological preparation of pedagogical shots//Education in culture space: сб. науч. тр. Vyp. 2. M.: RIK, 2005.

6. Amend A.F. Education in the XXI century//Standards and monitoring in education. 2003. No. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.