Научная статья на тему 'Управление оборотными средствами в цепи поставок промышленного предприятия'

Управление оборотными средствами в цепи поставок промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / УПРАВЛЕНИЕ / ПОСТАВКИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутрин А.Г., Ковалев А.И.

В условиях нарастания интеграционных процессов ключевые резервы адаптации и сохранения эффективности предприятий заключаются в использовании инструментария концепции управления цепями поставок. В статье предложена модель управления расчетами в цепи поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление оборотными средствами в цепи поставок промышленного предприятия»

^(саЯ&мшса-мл^млтиггасае

мофелщЬа&гНие

УДК 338.2

УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

В ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*

А. Г. БУТРИН,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов E-mail: butrin_ag@mail.ru.

А. И. КОВАЛЕВ,

аспирант кафедры экономики и финансов E-mail: A888@yandex.ru Южно-Уральский государственный университет

В условиях нарастания интеграционных процессов ключевые резервы адаптации и сохранения эффективности предприятий заключаются в использовании инструментария концепции управления цепями поставок. В статье предложена модель управления расчетами в цепи поставок.

Ключевые слова: сбыт, оборотные средства,управление, поставки, предприятие, эффективность.

В настоящее время в прессе и научных работах широко обсуждаются текущие проблемы промышленных предприятий. Предлагаются варианты развития и совершенствования экономических связей между хозяйствующими субъектами, способных адаптировать их к посткризисным условиям. Ключевой практической проблемой является организация бесперебойных расчетов с контрагентами за отгруженную продукцию в условиях дефицита собственных денежных средств и малодоступности банковского кредита. В связи с этим ключевым

* Статья подготовлена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы Минобрнауки России «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2.1.3/643).

условием непрерывности и высокой скорости оборота оборотных средств является формирование устойчивой цепи поставок фокусной компании и ее контрагентов в стадиях снабжения и сбыта. Однако межсистемный подход к организации и оптимизации оборотных средств интегрированных предприятий в цепях поставок используется недостаточно. Вместе с тем именно он позволяет выработать необходимый адаптационный эффект и создать предпосылки развития. Анализ современного состояния управления оборотными средствами позволил установить, что:

- отсутствует методология управления оборотными средствами в концепции SCM (Supply Chain Management — управление цепями поставок), наиболее полно отражающая современные интеграционные процессы в промышленности;

- на большинстве промышленных предприятий отсутствует системный подход к организации оборотных производственных фондов и фондов обращения, требующий согласования всех функциональных стадий оборота капитала;

- технология «бережливого» управления не адаптирована к оборотным средствам;

- не проработаны вопросы организации взаиморасчетов и их влияния на конечный финансовый результат предприятия.

Эти недостатки позволили выдвинуть гипотезу, что эффективность использования оборотных средств интегрированных предприятий достигается посредством согласования их цепей поставок по критерию интегральных затрат на формирование и управление оборотными средствами в цепи издержек. Целью является совершенствование методического инструментария организации и управления оборотными средствами в цепи поставок промышленного предприятия. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть организационно-экономическую сущность и особенности оборотных средств в цепи поставок промышленного предприятия;

- разработать метод оптимизации цепи поставок промышленного предприятия;

- разработать экономико-математическую модель определения оптимальных параметров цепи поставок промышленного предприятия;

- предложить метод определения и реализации положительного эффекта синергии за счет ускорения оборота оборотного капитала, возникающего при взаимодействии цепей поставок промышленного предприятия;

- сформировать алгоритм «бережливого» управления оборотными средствами в стадии взаиморасчетов в цепи поставок промышленного предприятия.

Объектом исследования является цепь поставок промышленного предприятия. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования оборотного капитала промышленного предприятия в стадии расчетов.

В начале 2000-хгг. интегральная парадигма управления породила новую идеологию управления бизнесом — управление цепями поставок. Данная парадигма отражает новое понимание бизнеса: отдельные предприятия рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином процессе управления потоками всех видов ресурсов для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями. Классический подход ограничивается рассмотрением оборотных средств в узком смысле — только в пределах одного субъекта. Однако сегодня этого объективно недостаточно, и естественным продолжением, развитием интегрированного подхода является 8СМ — интегрированный функционал, включающий трех и более участников, задействованных в потоках продукции, услуг, финансов и информации отисточникадо потребителя.

Кругооборот оборотных средств в цепи поставок в двух режимах функционирования представлен на рис. 1и2.В первом режиме оборотные средства формируются по принципу выталкивания поставки, когда первичным является материальный поток, товар доставляется конечному потребителю в режиме отсрочки оплаты. Во втором режиме оборотные

Функционал оборотных производственных фондов в цепи поставок

Функционал фондов обращения в цепи поставок

Функционал оборотных средств в цепи поставок

Рис. 1. Кругооборот оборотных средств в режиме выталкивания поставки: 1—3 —материальныересурсы; 4—6—готоваяпродукция; 7—поток«инъекция»; 8—13 —оплата

Исходный поставщик

-ГЧ|

Поставщик 2-го уровня

Поставщик 1-го уровня

ТГ

V

Производитель

БАНК

Потребитель 1-го уровня

Потребитель 2-го уровня

-¿и

Конечный потребитель

--^-^ -<=1-L

Рис. 2. Кругооборот оборотных средств в режиме вытягивания поставки: 1 — поток «инъекция»; 2—7— оплата; 8—10 — материальные ресурсы; 11—13 — готовая продукция

средства формируются по принципу вытягивания поставки, когда материальный поток является уже вторичным, товар доставляется конечному потреби -телю в режиме предварительной оплаты. Сравнение двух типов цепей представлено в табл. 1.

Сравнение классической организации управления оборотными средствами и организации на основе цепи поставок позволило выявить ряд существенных различий (табл. 2).

Это позволило сформулировать следующие принципы организации и управления оборотными средствами в концепции цепи поставок:

- переход от соперничества к сотрудничеству с контрагентами по цепи;

- сотрудничество с небольшим количеством надежных покупателей продукции и поставщиков материальных ресурсов;

Таблица 1

Характеристика оборотных средств в цепях поставок

Признак 1-йтипцепи 2-й тип цепи

Режим формирования Выталкивание поставки Вытягивание поставки

Какая задолженность возникает у фокусной компании Дебиторская Кредиторская

Какой поток первичен Материальный Финансовый

Наличие запасов Есть Нет

Специфика оборотных средств Преобладает дебиторская задолженность. Специфика оборотных средств участника ниже по цепи определяется спецификой оборотных средств участника выше Преобладает готовая продукция. Специфика оборотных средств участника выше по цепи определяется спецификой оборотных средств участника ниже

Режим ценообразования Наценка Скидка

Вид риска Неоплата дебиторской задолженности в срок Непоставка в срок

Узкое звено Конечный потребитель Исходный поставщик

Место возникновения энтропии Финансовая часть оборотных средств Материальная часть оборотных средств

Роль банка Расшивка узкого звена Кредитор предоплаты

Инструмент формирования оборотных средств Вексель, складское свидетельство, факторинг Вексель

Скорость реакции на запрос потребителя Высокая Низкая

Режим работы цепи Устойчивость Развитие

Таблица 2

Сравнительный анализ различных подходов к управлению оборотными средствами

Признак Традиционный Концепция управле-

подход ния цепью поставок

Цель Обеспечение Обеспечение

оптимальности в оптимальности в

пределах одного пределах всей цепи

участника поставок

Методологи- Системный подход Межсистемный

ческая основа подход

Объект управ- Оборотные средс- Оборотные средс-

ления тва одного участ- тва на протяжении

ника всей цепи поставок

Методы управ- Локальные в Интегральные в

ления пределах одного участника пределах всей цепи

Подход к потре- Увеличение потре- Сокращение базы

бителю бителей потребителей. Сотрудничество с небольшим количеством надежных покупателей

Источники фи- Затратные Низкозатратные

нансирования

Инструменты Отсутствуют Вексель, складское

секьюритиза- свидетельство

ции

Согласован- Слабая Высокая

ность фондов

обращения с

оборотными

производствен-

ными фондами

Взаимодействие Спонтанное Оптимальное

с банком

- вертикальная интеграция с ключевыми потребителями и поставщиками как минимум первого уровня для снижения рисков и безопасности цепи поставок;

- совместное управление потоковыми процессами;

- высокая скорость реакции на заказ и разные формы оплаты;

- наличие налаженной системы взаиморасчетов за поставленные ресурсы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование общей цепи издержек;

- максимизация прибыли за счет ускорения оборота капитала.

Для реализации этих принципов авторами разработан метод оптимизации оборотных средств промышленного предприятия как фокусной компании цепи поставок. В отличие от существующих предложенный метод, во-первых, учитывает потоковую природу элементов оборотных средств; во-вторых, основывается на межсистемном подходе

Поставщик сырья

Долг (3)

г

СЧ (12)

Кредитор поставщика

и позволяет определить оптимальные параметры оборотных средств в цепи «поставщик 1 уровня — производитель — потребитель 1 уровня»; в-третьих, основывается на идентифицированных классических и логистических затратах; в-четвертых, основывается на структурировании оборотных средств новыми расчетными инструментами; в-пятых, направлен на увеличение сбыта продукции.

Процесс кругооборота оборотного капитала в сети поставок, образованной в результате мультипликации «горизонтальной» (базисной) ЦПХ (функционирующей в режиме вытягивания поставки) и «вертикальной» (надстроечной) ЦП2 цепи поставок (функционирующей в режиме выталкивания поставки), отражен на рис 3.

Финансовая часть оборотных средств в виде предоплаты образует связь 7. Ее маршрут в виде предоплаты (связь 9) формирует финансовые потоки в цепи ЦПТ Материальная часть оборотных средств в стадии сырья (связь 1). Последующий маршрут в виде наполнения товарного склада и реализации новому потребителю (связь 13) формирует материальные потоки в цепи ЦП2 (рис. 3).

В предложенной сети поставок оборотные средства в них ускоряются одновременно по двум цепям. В границах «горизонтальной» цепи ускоряется движение финансовой части оборотных средств (связи 11,12 и 15). В границах «вертикальной» цепи движение материальных оборотных средств (связь 13). Это ускорение ведет к образованию положительного эффекта синергии, заключающегося в увеличении объема сбыта и прибыли предприятия. Предметом оптимизации является запаздывание между заказом на готовую продукцию (совпадающим по времени с предоплатой) и поставкой продукции потребителю. Критерием оптимизации являются интегральные затраты (рис. 4).

Условием сбалансированности базисной и мультиплицированной цепей в

сети поставок является равенство запаздывании поставок в них. Потоки базисной цепи характеризуются запаздыванием поставки в условиях предварительной оплаты (запаздывание равно сроку обращения двойного складского свидетельства), потоки мультиплицированной цепи — запаздыванием

Поставщик

сырья 1

Сырье (10) Предоплата (91

Сырье (1)^ г Предоплата (7)

Долг (2)

Предприятие

СЧ(11)

Долг (4)

СЧ (15)

Продукция (5)

Варрант (8)

СЧ (17)

Покупатель продукции

Доплата (16)

ДСС (6)

Товарный склад (буфер)

ДСС (18)

Товар (19)

Продукция (13)

Деньги (14)

Потребитель продукции

Рис. 3. Алгоритм формирования оборотных средств в сети поставок: ДСС — двойное складское свидетельство; СЧ — складская часть; 34 — залоговая часть; 1—19 — связи в сети

Интегральные затраты в сети поставок

Затраты на согласование потоков у\

Потери

72

I

В базисной цепи

На поддержание вложений в запасы

В мультиплицированной цепи

На поддержание вложений в запасы

Проценты по кредиту

В базисном цикле

Скидки

В мультиплицированной цепи

От «ухода покупателя

От «ухода покупателя

Дисконт при обращении складских свидетельств

Рис. 4. Состав затрат в цепях поставок

поставки с немедленной оплатой продукции. Для обеспечения этого условия необходимо определить в каждой цепи оптимальный баланс удовлетворения спроса за счет запасов и производства.

Для описания запаздывания потоков модифицируем известное выражение в динамической теории фирмы Д. Форрестера:

Х=х1 + а1 +./2) + (2 -]х -,/2) (х3 + Х4), где х — запаздывание выполнения заказов предприятием, дни;

х1 — запаздывание оформления заказа на заводе, дни;

и/2 — часть общего числа требований, удовлетворяемая за счет запасов готовой продукции соответственно в базисной (действительный запас , «нормальный» запас 0ЦП1) и мультиплицированной (дцш и О^™) цепях, безразмерная; х2 — запаздывание отгрузки товара со склада, дни;

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50

0

50

55

60

65

i = 0,5

i = 0,6

i = 0,7

i = 0,8

Рис. 5. Зависимость интегральных затрат, млн руб., от запаздывания поставки

готовой продукции, дни

х3 — производственное запаздывание, дни; х4 — запаздывание в снабжении, дни. Особенность предлагаемой схемы формирования сети поставок заключается в том, что выручка в мультиплицированной цепи М2 является функцией от значения расчетного мультипликатора i и выручки в базовой цепи поставок М ^ M2 = iMnV

Имеем следующую оптимизационную задачу: найти запаздывание между заказом на готовую продукцию и ее поставкой, обеспечивающее оптимум целевой функции — критерия функционирования сети поставок:

У=(УХ+ У2) ^ min-Решение этой задачи позволит определить следующие параметры оборотных средств в сети поставок: период оборота оборотных средств одновременно в базовой и мультиплицированной цепях х*. Ему соответствуют оптимальные запасы в каждой

цепи £цп1 и £ЦП2, оптимальный режим организации оборотных средств «склад — производство» в каждом цикле^* и у2*; оптимальный мультипликатор i, обеспечивающий эффект синергии в виде дополнительной прибыли от ускорения оборота капитала.

На крупном машиностроительном предприятии Челябинской области была разработана и апробирована экономико-математическая модель определения оптимальных параметров оборотных средств в цепи поставок предприятия. Результаты моделирования представлены нарис. 5,6ив табл. 3.

Минимальное значение затрат у* достигается при величине предоплаты i= 50% (рычаг мультипликации) и оптимальном запаздывании поставки

Таблица 3

Оптимальные значения в сети поставок

70

75

= 0,9

50

55

60

65

70

75

-У1

У2

Рис. 6. Зависимость интегральных затрат при г = 0,5, млн руб., от запаздывания поставки, дни

Доля предоплаты /,% Оптимальное запаздывание х', ДНИ /> млн руб. млн руб. млн руб.

50 64 4,8481 0,7935 4,0546

60 50 82,754 80,014 2,74

70 50 157,97 155,33 2,64

80 50 233,26 230,64 2,62

90 50 308,9 305,95 2,95

У

64 дня. В этом случае коэффициент соответствия цепей поставок в сети достигает максимального значения 1. Можно говорить, во-первых, о соответствии участников внутри каждой цепи; во-вторых, о соответствии цепей поставок друг другу; в-третьих, о нахождении оптимальных значений оборотных средств в сети поставок.

В большинстве логистических систем предприятий основной статьей затрат являются расходы на транспортировку. Практика последних лет показала, что использование исключительно собственного транспорта оказалось малоэффективным, особенно для предприятий, имеющих широкую географию сбыта. Для снижения транспортных издержек крупные предприятия нередко прибегают к тендеру на приобретение транспортных услуг, что позволяет существенно снизить транспортные издержки. Однако специфика работы автомобильного транспорта такова, что перевозчик не может знать заранее, когда и где у него освободится подвижной состав, поэтому для гарантированного обслуживания крупного заказчика появляются неизбежные дополнительные пробеги и простои. Поэтому при участии в тендере перевозчики учитывают в предлагаемой цене эти дополнительные расходы.

Предприятия — заказчики транспорта по-разному решают эту проблему. Существуют два основных варианта. Во-первых, тендер проводится по направлениям. Это способствует снижению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

цены, однако такие тендеры обычно выигрывают посредники — транспортно-экспедиционные предприятия, которые находят недорогой транзитный транспорт и имеют свою маржинальную прибыль, которая, собственно, и является потенциалом снижения транспортных издержек. Во-вторых, в тендере определяется несколько победителей, имеющих минимальную среднюю цену, при этом цены по конкретным направлениям различаются. Одним крупным производителем пищевых продуктов были определены 14 поставщиков транспортных услуг по 406 направлениям. Логист предприятия при необходимости перевозки последовательно предлагает ее перевозчикам, начиная с имеющего минимальные утвержденные расценки по данному направлению.

Сравнение результатов тендеров двух крупных предприятий пищевой промышленности Челябинской области показал, что оба варианта проведения тендеров не всегда обеспечивают минимальные тарифы и имеется потенциал снижения транспортных издержек при сбыте продукции с помощью организации оперативного тендера.

Таким образом, полученные результаты позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию управленческих решений, принимаемых менеджментом промышленных предприятий в процессе формирования политики управления оборотными средствами и транспортного обеспечения.

1. Сергеев В. И. Логистика: учебник / под ред. В. И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008.

2. Бутрин А. Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учеб. пособие. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010.

3. Бутрин А. Г. Управление взаиморасчетами в цепи поставок промышленного предприятия: монография / А. Г. Бутрин, А. И. Ковалев. Челябинск: Абрис-Принт, 2010.

4. Гарное А. П. Логистика и управление цепями поставок: концептуальные и стратегические аспекты / А.П. Гарнов, И.О. Проценко. М.: РЭАим. Г.В. Плеханова, 2009.

5. ИвановД. А. Управление цепями поставок. СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.