Научная статья на тему 'Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг'

Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВО-РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / WHOLESALE AND RETAIL NETWORK / COST OPTIMIZATION / SERVICE INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потороко Александр Викторович, Окольнишникова Ирина Юрьевна

Статья посвящена вопросам оптимизации затрат предприятий сферы услуг на основе управления объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети. Для решения данной задачи предложено формирование микрологистической системы внутри розничного предприятия на основе единого подхода к размещению ассортиментного множества в торговом зале предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production volume management at the enterprises of wholesale and retail network to optimize the cost of service industries

The article is devoted to the cost optimization of service industries based on the production volume management at the enterprises of wholesale and retail network. To solve this problem the formation of microlo-gistic system within the retail enterprise based on a unified approach to the placement of the assortment of the set in the sales area of an enterprise is given.

Текст научной работы на тему «Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг»

УДК 658.86/87 + 6587 ББК У9(2)421 + У9(2)30-59

УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМАМИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ, С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

А.В. Потороко, И.Ю. Окольнишникова

Статья посвящена вопросам оптимизации затрат предприятий сферы услуг на основе управления объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети. Для решения данной задачи предложено формирование микрологистической системы внутри розничного предприятия на основе единого подхода к размещению ассортиментного множества в торговом зале предприятий.

Ключевые слова: оптово-розничная сеть, оптимизация затрат, предприятия сферы услуг.

Конкурентоспособность любого предприятия в современных условиях рынка обеспечивается совокупностью факторов, среди которых планирование, подготовка, реализация и контроль за процессами перемещения товаров внутри предприятия, собственно микрологистика предприятия, выступает инструментом быстрого реагирования на рыночные сигналы [1]. Однако ориентация на минимизацию издержек остается основным приоритетом, так как лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала можно обеспечить положительный экономический эффект деятельности предприятия.

Если рассматривать коммерческую деятельность торговых предприятий, то на сегодняшний день достаточно подробно разработана теория распределения готовой продукции и услуг на российском рынке, созданы основы концентрационно-распределительной логистики, разработан ряд теоретических и методологических положений, позволяющих обосновать сущность и содержание логистики движения ресурсов [2]. Вместе с тем продавец должен приспосабливаться к интересам потребителя, необходима адекватная реакция на их требования, результатом чего стало повышение качества обслуживания, и, прежде всего, сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок.

Таким образом, фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке. Необходимы тщательные, взвешенные и обоснованные предложения, которые способствовали бы обеспечению наибольшей эффективности работы предприятия и одновременно давали бы преимущества перед конкурентами.

Региональная сеть магазинов электроники и бытовой техники в настоящее время является самой развитой среди розничных предприятий непродовольственной торговли. Высокая конкурент-

ная среда в данном товарном сегменте предопределяет заинтересованность продавца в поиске новых решений в организации торгового процесса, дающего преимущества и возможность завоевать своего клиента не только широким ассортиментом, но и новыми методами выкладки и реализации. На сегодняшний день основным направлением в организации торгового процесса в условиях торговых сетей является упрощение и сокращение времени на покупку, минимизация потраченных усилий с момента выбора товара и до его приобретения. Именно логистика торгового зала позволит обеспечить решение данной задачи.

Вместе с тем потребитель заинтересован в свободном доступе к товару, так как решение о приобретении он принимает только после изучения основных функций и визуализации объекта. Одним из направлений правильной организации покупательских потоков внутри торгового зала для данного формата магазинов является размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании, позволяющая сократить время на поиск нужного товара на этапе от решения о приобретении до совершения покупки.

В настоящее время среди методов реализации электроники и бытовой техники в розничной сети большинство продавцов использует открытую выкладку и презентацию товара в свободном доступе. Презентационная реализация, по сути, - это продажа по образцам, когда товар выставляется в открытом доступе, при этом покупатель видит только ассортимент товара, подготовленный к демонстрации, то есть распакованный и избавленный от защитных пленок и наклеек. Качество предреализационной подготовки товара, осведомленность продавца-консультанта о его функциональных свойствах - это часть достижения успеха для формирования окончательного решения покупателя. Безусловно, покупатель не сможет без помощи продавца приобрести крупную бытовую технику, за исключением товара, который без уси-

Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях

оптово-розничной сети с целью оптимизации затрат...

лий самостоятельно можно донести до кассы и оплатить его приобретение.

Одним из важных аспектов в реализации продукции является её презентация, влияние микрологистики начинается с момента, когда покупателю необходимо взять выбранный им товар [3]. Для этого на стеллаже в торговом зале, где размещается презентуемый товар, размещен товарный запас, то есть покупатель, определившись с выбором, может взять уже проверенный на исправность товар и пойти к кассе для его оплаты, что значительно сокращает потраченное на приобретение время и оптимизирует процесс покупки. Но при этом создаются соответствующие риски, связанные с проблемой сохранения продукции. Разработка и последующее использование специализированного торгового оборудования в этом случае позволяет минимизировать данную проблему, однако при этом растут затраты на организацию процесса продаж.

К сожалению, возможность приобретения специализированного оборудования для розничных сетей, реализующих электронную и бытовую технику, сопряжена с определенными трудностями:

во-первых, предложение на региональном рынке торгового оборудования весьма ограничено;

во-вторых, возможность размещения стандартного оборудования в помещениях, имеющих разную планировку, не всегда возможно и требует дополнительных конструктивных изменений, что определяет дополнительные затраты.

Формируя микрологистическую систему внутри розничного предприятия, сеть стремится к созданию единого подхода к размещению ассортиментного множества в торговом зале предприятий [4]. Для решения этой задачи необходима разработка дополнительных нормативных документов, например, «Инструкции для выкладки каждой товарной группы в торговой зоне магазина во всей сети».

Основными целями данного документа являются:

• регламентация выкладки ассортимента товара;

• определение зоны для размещения дублирующего товара;

• определение необходимых частей для сборки специализированного торгового оборудования.

Так как выкладкой в большей степени занимается продавец, отвечающий за закрепленную за ним группу, данная инструкция должна быть написана в свободной и доступной для понимания форме, с отдельно вычлененным списком терминов, используемых в документе.

Одной из задач для создания данной инструкции было указание размещения так называемого сопутствующего товара, в продаже которого продавец более заинтересован. Если у товара нет своего определенного места, продавец-консультант

может его разместить в местах, далеких от основного к нему товара, что может усложнить его продажу и, соответственно, может повлечь к потере потенциальной прибыли.

Инструкция включает характеристику не только размещения всего ассортимента в торговом зале, но и определение каждому товару своего места, а также описание соблюдения мер последующего контроля.

Это позволит избежать потери продаж от «спрятанного» товара. Исходя из этого, для каждой группы подробно описывается:

- презентация товара;

- порядок презентации;

- кросс-мечендайзинг (при условии, что он есть);

- вид используемого оборудования.

Также для наиболее лучшего понимания продавцом описанных правил презентации прилагается иллюстрация, на которой наглядно демонстрируется вышеописанное. Для некоторых товаров, не относящихся к бытовой или цифровой технике, создается отдельный свод правил. Как правило, данную группу товаров называют аксессуарами, либо не имеющих основную группу. Описание их выкладки имеет ту же структуру, что и для товаров.

Разработка данного документа позволит избежать нарушения в презентации товара, обеспечит дополнительный доход компании посредством полной презентации и создание единой концепции магазинов всей сети.

Данный нормативный документ обеспечит для продавца идентичность планировки торгового пространства, возможность принятия быстрого решения для расширения ассортимента и последующего изменения движения покупательских потоков. Для покупателя фактор идентичности планировки обеспечит сокращение затрат на знакомство с ассортиментом и поиск необходимого товара. Покупатель, зашедший в магазин, в первую очередь должен без труда ориентироваться в торговом пространстве и с легкостью определять, где расположен необходимый ему товар, чему способствует внутренняя навигация.

Таким образом, выкладка товара в розничном предприятии является одной из составляющей микрологистической системы и имеет важное значение для крупной региональной сети магазинов электроники и бытовой техники. Данной проблеме необходимо уделять особое внимание для создания комфорта при выборе товаров, его приобретению и оплаты, что является основной целью работы всех коммерческих организаций.

Литература

1. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2000.

2. Родников, А.Н. Логистика: терминологический словарь / А.Н. Родников. - М.: Инфра-М, 2000.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 23

185

Краткие сообщения

3. Носов, А. Региональная логистика/ Александр Носов. - М.: Альфа-Пресс, 2007.

4. Голиков, Е. Маркетинг и логистика / Е. Голиков. - М.: Академический проект, 2006.

Поступила в редакцию 18 июня 2012 г.

Окольнишникова Ирина Юрьевна. Доктор экономических наук, доцент, декан торгово-экономического факультета, заведующий кафедрой «Маркетинговые коммуникации», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - маркетинг, маркетинговые коммуникации, реклама, брендинг. Контактные телефоны: 89080812355, (8-351) 267-92-88, 267-97-36. Е-mail: [email protected].

Irina Yurievna Okolnishnikova, Doctor of Economic Science, Associate Professor, Head of Marketing Communications Department, the dean of the Trade and Economics Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: marketing, marketing communications, advertising, branding. Contact phone number: 89080812355, (8-351) 26792-88, 267-97-36. Е-mail: [email protected].

Потороко Александр Викторович. Аспирант кафедры «Экономика торговли», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - исследование вопросов логистики предприятий оптово-розничной торговли. Контактный телефоны 89823461976.

Alexander Viktorovich Potoroko, a postgraduate student of Economy of Trade Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: study of the questions of logistics of wholesale and retail trade enterprises. Contact phone number:

89823461976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.