Научная статья на тему 'Управление непрерывностью бизнеса в строительной организации'

Управление непрерывностью бизнеса в строительной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ БИЗНЕСА / ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ ИНЦИДЕНТОМ / ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олиференко М. Ю.

в статье рассматривается подход по управлению непрерывностью бизнеса (BCM), сертификация организаций по британскому стандарту BSI 25999 основные требования и преимущества, а также лучшие практики применения подхода к управлению производственными рисками на основе BCM и возможности применения данного подхода к управленческой деятельности строительных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление непрерывностью бизнеса в строительной организации»

- увеличить синергетический эффект в данной сфере;

- привлечь дополнительные финансовые ресурсы;

- модернизировать производственные мощности компаний в соответствии с требованиями рынка;

- обеспечить энергетическую и национальную безопасность страны.

Таким образом, развитие данного направления внутри национального холдинга ОАО «НК «Роснефть» / ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» экономически целесообразно, а в условиях сложившихся на рынке геофизических услуг в настоящее время особенно актуально. Акции государственных геофизических компаний могут быть внесены в уставный капитал ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» по решению Правительства Российской Федерации [5] с внесением соответствующих изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы [4], которое не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

Литература

1. Газета «Коммерсантъ», от 10 ноября 2011 г. № 210 (4751).

2. Данные с сайта Министерства экономического развития Российской Федерации (http://www.economy.gov.ru/minec/main).

3. Лаптев В.В. Обзор российского геофизического сервиса - 2010 (http://www.bash-eago.ru/?part_id=604&publication_id=85).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р «Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы».

5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

6. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

М.Ю. Олиференко

УПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT IN THE CONSTRUCTION ORGANIZATION

Аннотация: в статье рассматривается подход по управлению непрерывностью бизнеса (BCM), сертификация организаций по британскому стандарту BSI 25999 - основные требования и преимущества, а также лучшие практики применения подхода к управлению производственными рисками на основе BCM и возможности применения данного подхода к управленческой деятельности строительных организаций.

Ключевые слова: непрерывность бизнеса, план управления инцидентом, оценка степени риска.

© М.Ю. Олиференко, 2012

Abstract: In article an approach on management of a continuity of business (BCM), certification of the organizations on the British BSI25999 standard - the main requirements and advantages is considered and also the best practice of application of an approach to management of production risks on the BCM basis and possibility of application of this approach to administrative activity of the construction organizations.

Keywords: business continuity, management plan incident, assessment of degree of

risk.

Управление непрерывностью бизнеса (BCM) - целостный управленческий процесс, в котором идентифицируются потенциальные воздействия, угрожающие организации, и который служит основой для принятия эффективных решений, позволяющих сохранить интересы ключевых акционеров организации, репутацию, бренд и созданные ценности.

Основные принципы данного подхода к управлению содержатся в руководстве по лучшим практикам, принятом в 2008 году, а также руководстве, описывающим жизненный цикл BSP в британском стандарте BS 25999. Обеспечение непрерывности бизнес-процесса в случае глобального инцидента или локального сбоя является одним из основных требований к управлению крупной организацией. Хотя стандарт предполагает, что все стадии BSP связаны концептуально, практик может не обязательно следовать данной модели. Тем не менее, основные стадии BSP приведены ниже [2, 3]:

1. Политика BSP и управление программой

Политика BSP организации служит основой для разработки BSP. Политика предопределяет масштаб программы и распределяет обязанности. Эффективная программа BSP предполагает наличие управленческих процедур, которые должны быть скоординированы между собой и описаны в общих чертах в руководстве по политике BSP организации. Хотя BSP не является средством экстренного реагирования, необходимо, чтобы персонал компании, вовлеченный в осуществление программы непрерывности бизнеса, был готов реагировать на возможные инциденты.

2. Понимание необходимости BSP в организации

Для развития соответствующей программы BCM, организация должна осознавать безотлагательность, с которой должны быть возобновлены процессы управления, если они нарушены. При анализе организации даются ответы на следующие вопросы:

• Каковы цели организации?

• Как деловые цели достигнуты?

• Каковы продукты/услуги организации?

• Кто вовлечен (и внутренне и внешне) в предоставление продуктов/услуг?

• Каковы временные требования после их оказания?

2.1. Анализ функционального взаимодействия

Анализ функционального взаимодействия осуществляется в рамках организационной структуры, в которой строится BCM. Это позволяет идентифицировать, определять количество и качество воздействий возможных потерь на бизнес, прерываний или разрушений бизнес-процессов; так можно определить промежуток времени, в который воздействия становятся критическими, так как в случае непротиводействия наступает прерывание бизнеса. Данный момент времени называется «максимально терпимым периодом разрушения» - МТИР. Поэтому устанавливаются сроки, от которых могут быть определены соответствующие стратегии непрерывности.

2.2. Оценка степени риска

В контексте BCM оценка степени риска базируется на вероятности и воздействии множества угроз, которые могли бы вызвать прерывание бизнеса. Оценка степени риска должна быть сосредоточена на наиболее срочных деловых функциях

организации, идентифицированных при проведении процесса анализа негативных воздействий на бизнес.

3. Определение стратегий непрерывности бизнеса

Стратегии BCM позволяют определить:

• Выбор альтернативных операционных методов, которые будут использоваться после прерывания, чтобы поддержать или возобновить производственные операции организации и их взаимосвязи (внутренние и внешние) в соответствии с приоритетами и графиком, установленными при проведении анализа функционального взаимодействия.

• Защита слабых мест в критических процессах, идентифицированных при проведении анализа степени риска.

3.1. Корпоративные стратегии

Ключевыми решениями на корпоративном уровне могут быть:

• Период времени восстановления для каждой деятельности (основанный на МТИР).

• Принятая схема разделения альтернативных средств и хранения данных.

3.2. Стратегия уровня активности

На различных уровнях деятельности сложность взаимозависимостей бизнес-процессов, информационных данных и технологий должны быть проанализированы и соответствующая тактика выбрана, которая соответствует следующим потребностям организации:

• Управленческий персонал, рабочие, их навыки и знания;

• Помещения;

• Поддержка технологий;

• Информация;

• Оборудование и поставки;

• Акционеры, партнеры и субподрядчики.

3.3. Консолидация ресурсов

Объединение ресурсов для различной деятельности внутри организации гарантирует, что они смогут соответствовать масштабам и графику деятельности.

4. Развитие и внедрение BSP

Цель различных планов состоит в том, чтобы идентифицировать заранее, в максимально возможной степени, действия и ресурсы, которые необходимы, чтобы дать возможность организации справиться с прерываниями бизнеса независимо от их причины. Если случай выходит за пределы оценок, на которых BSP базировался, тогда ситуация должна быть изменена ответственным за осуществление плана управления возникшим инцидентом.

4.1. план управления инцидентом

Исследования главных инцидентов показывают, что эффективное и своевременное управление главным инцидентом - значимый фактор в защите бренда организации от финансовых и репутационных потерь. Это достигается управлением с учетом внешних требований акционеров.

4.2. план непрерывности бизнеса (BSP)

План непрерывности бизнеса объединяет возможности организации противодействовать «подрывному» инциденту. Те, кто используют план, должны проанализировать информацию относительно негативного воздействия, выбрать и реализовать наилучшую стратегию, предусмотренную планом, и возобновить деятельность подразделений согласно согласованным приоритетам. Компоненты и содержание плана могут иметь различный уровень детализации, основанной на культуре организации и технической сложности принимаемых решений.

4.3. планы структурных подразделений

Планы подразделений обеспечивают реакцию каждого отдела организации на эксплуатационном уровне на возникший инцидент.

5. Обучение

Эффективность BSP достигается проведением обучения на основе структурированной программы. Для того, чтобы быть успешной, данная программа должна строиться от простого к сложному. Следование BSP гарантирует, что организация готова противостоять инцидентам, несмотря на постоянные изменения, которые испытывают любые организации в бизнес - среде. Контрольная функция BSP предусматривает проведение самооценки или обзора соответствия деятельности организации определенным стандартам, а также проведение, в случае необходимости, корректирующих действий [1].

6. Включение BSP в культуру организации

Развитие культуры непрерывности бизнеса в организации жизненно важно для поддержания готовности персонала эффективно реагировать на возникающие проблемы на всех уровнях управления.

Перед подбором компонентов BSP проводится информационная кампания для того, чтобы оценить существующий уровень понимания эффективности применения BSP в организации.

Применительно к строительным организациям использование концепции BSP ориентировано, прежде всего, на удовлетворение потребительских потребностей, а именно:

• увеличение корпоративных гарантий бизнеса и обеспечение доступа к новым рынкам;

• соответствие требованиям законодательного и корпоративного управления;

• демонстрацию передовой практики и непрерывного улучшения бизнеса заинтересованным лицам и акционерам;

• повышение устойчивости к нарушающим бизнес воздействиям;

• понимание угроз и действий в условиях риска и структурированного процесса для осуществления мер защиты от них;

• расширение отношений с клиентами.

В строительной отрасли, которая постоянно подвергается внутренним и внешним воздействиям, управленческий персонал не застрахован от дорогостоящих ошибок, если непредвиденные ситуации застигают его неподготовленным. Наличие системы управления непрерывностью бизнеса в строительной организации дает лучшую возможность исправлять ситуацию и продолжать оказывать услуги в случае любого неожиданного нарушения.

Сегодня девелоперские организации, в портфолио которых входят проекты, охватывающие и традиционные и современные направления развития коммерческой недвижимости и жилья, предлагают комплексные услуги от начальной стадии проектирования до завершения проектов под ключ. В качестве требований к подрядным организациям все больше предъявляется наличие соответствия интегрированным системам управления, включая ИСО 9001 (менеджмент качества), ИСО 14001 (экологическое управление), и стандартам по охране труда и техники безопасности. Сертификация BSI по системе управления непрерывности бизнеса в настоящее время не практикуется российскими строительными организациями, хотя, как подтверждает западная практика, наличие эффективного плана непрерывности бизнеса обеспечивает нормальную коммерческую деятельность в условиях рисков.

Сертификация BSI дает практику деловых отношений, позволяющую осуществлять контроль за процессами и системами управления на периодической основе. Установление стандартов в бизнес - процессах строительной организации по управлению непрерывностью бизнеса в большинстве западных компаний является

большим приоритетом, чем следование за конкурентами. Тендерная документация все более и более требует, чтобы строительные организации предложили доказательства наличия плана непрерывности бизнеса.

Внедрение плана управления непрерывностью бизнеса в строительной организации базируется на проведении внутреннего аудита, что вселяет веру клиентам, что у организации есть возможности непрерывно улучшать процессы управления. На основе анализа результатов воздействия и выработанного стратегического плана непрерывности бизнеса, строительная организация планирует проведение выбранного подхода. Как часть оценки сотрудникам потребовалось разработать различные чрезвычайные сценарии, чтобы установить, как вновь принятые планы и процедуры будут работать в чрезвычайной ситуации. Предпринятая работа помогает идентифицировать риски в системе управления и для BSI аудиторов. С точки зрения финансовой оценки выгодности применения стандарта BS 25999 в деятельности строительной организации функционирование системы управления представляет собой «существенный страховой полис», гарантирующий длительную деятельность организации по оказании услуг и обеспечивающий опробованную и проверенную формулу возобновления нормального обслуживания наиболее эффективным образом, насколько эффективно это возможно в случае возникновения кризисного события [4].

Литература

1. Business continuity management-good practice guide. - BCI, 2002.

2. The Government-commissioned report highlights serious failings and recommends business continuity planning to BS 25999 standards. - BSI Management Systems, 2008.

3. Business continuity management and risk. - BCI, 2010.

4. Шемякина Т.Ю., Олиференко М.Ю. Корпоративная программа управления операционными рисками в строительной организации // Российское предпринимательство. 2012. № 7(205).

К.К. Руппель

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И РАЗВИТИЯ НАЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE BASIC PROBLEMS OF SAFETY OF FLIGHTS AND DEVELOPMENT OF A LAND INFRASTRUCTURE OF AIR TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы воздушного транспорта Российской Федерации в части безопасности полетов и развития наземной инфраструктуры. Анализируется опыт реализации инвестиционного проекта реконструкции и развития аэропорта «Пулково» на условиях государственно-частного партнерства с участием иностранного капитала.

Ключевые слова: безопасность полетов, аэропорт, аэродромная сеть, взлетно-посадочная полоса, государственно-частное партнерство.

Abstract: in article the basic problems of air transport of the Russian Federation regarding safety of flights and development of a land infrastructure are considered. Experience of realization of the investment project of reconstruction and development of

© К.К. Руппель, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.