М.С. Мельников
СОЗДАНИЕ НЕФТЕСЕРВИСНОГО ХОЛДИНГА НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ АКТИВОВ
CREATION OF OILFIELD SERVICES HOLDING COMPANY BASED ON THE STATE OF GEOPHYSICAL ASSETS
Аннотация: в статье рассматривается текущее состояние рынка геофизических услуг России после финансово-экономического кризиса и положение на нем государственных геофизических компаний. Анализируются проблемы, с которыми им приходится сталкиваться при формировании портфелей заказов. Предлагается один из возможных вариантов решения проблемы путем интеграции государственных геофизических активов на базе крупного национального нефтяного холдинга.
Ключевые слова: геофизические услуги, иностранный капитал, государство, интеграция, эффективность управления, национальный нефтяной холдинг, национальная безопасность.
Abstract: this article discusses the current state of the market of geophysical services in Russia after the financial crisis and the position of its state geophysical companies. Understand the problems that they face when forming their portfolios. Proposed that one of the possible solutions by integrating the geophysical state assets on the basis of a large national petroleum holding.
Keywords: geophysical services, foreign capital, state, integration, management efficiency, national petroleum holding, national security.
Геофизический сервис обеспечивает нефтяные и газовые компании страны стратегической информацией в отношении состояния и развития их ресурсной базы, что позволяет им в свою очередь рационально распределять финансовые средства, направляемые на поиск, разведку, разработку месторождений, бурение, ремонт и эксплуатацию скважин. Геофизические предприятия относятся к наукоемким производствам и сфере высоких информационных технологий, которыми обладает ограниченное количество стран в лице России и США. С недавнего времени к ним присоединился Китай [3], после того как на базе Китайской национальной нефтегазовой корпорации (Chine National Petroleum Corp) были объединены разрозненные китайские геофизические компании и выделены необходимые средства на обучение специалистов за рубежом, финансирование НИОКР и приобретение лучших образцов геофизической техники. Он добился выдающихся успехов в геофизической технике и технологии на внутреннем рынке и продолжает расширять свое влияние на международной арене геофизического сервиса.
На сегодняшний день по данным Министерства энергетики Российской Федерации и оценкам специалистов [3] в структуре рынка геофизического сервиса России 25% занимают иностранные компании, 38% - структурные подразделения вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, крупные российские геофизические компании - 18%, государственные компании - около 15% и прочие независимые компании - 4% от рынка. Вышеуказанная структура рынка сложилась в результате дезинтеграции геофизического комплекса России, происходившей в отрасли последние два десятилетия, и реализации некоторыми нефтегазовыми компаниями непрофильных активов, в том числе геофизических подразделений. В результате этого возникло большое количество средних и малых геофизических компаний с ограниченными финансовыми и техническими возможностями, которые вступили в
© М.С. Мельников, 2012
конкурентную борьбу не только между собой, но и с образованными крупными независимыми российскими компаниями, мировыми лидерами геофизического сервиса, а также со специализированными подразделениями в составе вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний.
Ключевыми игроками на рынке геофизических услуг в Российской Федерации на сегодняшний день все еще остаются специализированные подразделения, входящие в состав вертикально-интегрированных компаний, таких как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Башнефть», ОАО «Татнефть». Данные подразделения обеспечены необходимым портфелем заказов со стороны материнских компаний, имеют самое современное оборудование и высококвалифицированный персонал. Другая часть рынка представлена крупными независимыми российскими компаниями (ОАО «Интегра», ЗАО «Геотек Холдинг»), крупнейшими мировыми сервисными компаниями (Schlumberger, Baker Huges, Weatherford, Halliburton), а также государственными и независимыми сервисными предприятиями.
Геофизические компании, контролируемые государством, в сравнении с вышеуказанными компаниями часто сталкиваются с трудностями, возникающими в процессе определения нефтегазовыми компаниями условий для участия в тендерах, изначально невыгодных для геофизических организаций (большие объемы работ, жесткие требования к используемому оборудованию и др.), не входящих в состав соответствующих вертикально-интегрированных структур, а также с давлением иностранных компаний, которые стремятся закрепиться на российском рынке. На данный момент Российская Федерация сохраняет контроль над пятнадцатью геофизическими компаниями, осуществляющими работы на суше и морском шельфе (таблица) и занимающими около 15% российского рынка геофизического услуг.
Таблица
Государственные геофизические компании_
№ Акционерное Общество Доля в уставном капитале (голосующая)
1. Арктикморнефтегазразведка 100
2. Арктикшельфнефтегаз 50
3. Арктические морские инженерно-геологические экспедиции 100
4. Волгограднефтегеофизика 38 (50,2)
5. Дальморнефтегеофизика 100
6. Калининградгеофизика 38 (50,2)
7. Краснодарнефтегеофизика 38 (50,2)
8. Нижневартовскнефтегеофизика 38 (50,2)
9. Пермнефтегеофизика 38 (50,2)
10. Самаранефтегеофизика 38 (50,2)
11. Севморнефтегеофизика 100
12. Сибнефтегеофизика 38 (50,2)
13. Союзморгео 100
14. Ставропольнефтегеофизика 38 (50,2)
15. Центральная геофизическая экспедиция 100
Так, после 2009 года вследствие финансово-экономического кризиса нефтегазовые компании при формировании тендерных условий снизили начальные
цены на геофизические услуги на 10-15%, в результате чего конечная стоимость тендеров оказались на 15-20% ниже стоимости 2008 года. В 2010 году в данном сегменте произошла такая же ситуация, при этом увеличение в этом же году цены за баррель нефти к 2009 г. в среднем на 35% [2] никак не повлияло на ценовую политику нефтегазовых компаний, и конечная стоимость тендеров снизилась уже на 35-40% относительно 2008 года.
Это привело к тому, что уровень реальных цен на геофизические услуги сравнялся, а в ряде случаев опустился ниже себестоимости проводимых исследований. Нефтегазовые компании продолжали навязывать невыгодные условия выполнения и финансирования работ, срок оплаты которых был фактически увеличен с 30-60 дней до 120 дней, договора заключались на короткий срок, без предоставления авансовых платежей. Согласие геофизических компаний (не входящих в структурные подразделения нефтегазовых компаний) на выполнение работ при ценах ниже уровня рентабельности говорит о безвыходной ситуации, в которой они оказались. Во многих геофизических компаниях рост заработной платы за последние пять лет был ниже уровня инфляции, это создает высокую социальную напряженность внутри трудовых коллективов и потерю высококвалифицированного персонала в пользу более мощных в финансовом отношении конкурентов.
Сложившаяся ситуация оказалась благоприятной для иностранных компаний, которые обладают необходимыми финансовыми ресурсами и готовы вкладывать их в поглощение ключевых отечественных компаний, наращивая свою долю на российском рынке геофизических услуг. Наибольшая активность наблюдается со стороны американо-францкзской компании Schlumberger, которая приобрела ЗАО «Тюмень-промгеофизика», ОАО «ПетроАльянс», ЗАО «Красноярскнефтегеофи-зика», ЗАО «Поморнефтегеофизика», ООО «СГК-Бурение» и другие геофизические активы. В ноябре 2011 года геофизические компании ОАО «Интегра», ЗАО «Геотек Холдинг» и Schlumberger объявили об объединении своих российских активов в сфере геофизики и сейсмических исследований [1] на базе IG Seismic Services (совместное предприятие ОАО «Интегра» и Schlumberger), что позволит новой компании занять доминирующее место на рынке геофизических услуг России. Компания Baker Hughes владеет ООО «Оренбургнефтегеофизика». В июне 2011 года швейцарская компания Weatherford пыталась приобрести акции ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» (дочерняя организация ОАО «Газпром нефть»), однако данная сделка не была согласована Правительственной комиссией по иностранным инвестициям и Федеральной антимонопольной службой России, ввиду того, что с точки зрения национальной безопасности данный актив имеет стратегическое значение для страны [6].
Все это свидетельствует о том, что соотношение финансовых возможностей иностранных компаний и самых крупных российских представителей геофизического сервиса явно складывается не в пользу государственных геофизических компаний. Таким образом, иностранные компании на сегодняшний день уже контролируют около 25% российского рынка геофизических услуг, а в некоторых сегментах рынка, таких как гидроразрыв пласта, зарезка боковых стволов, доля рынка вышеуказанных иностранных компаний может доходить до 40% от объема работ в денежном выражении. Государственным сервисным компаниям с каждым годом становится все сложнее получить выгодные контракты от нефтяных компаний и эффективно противостоять развивающимся, в том числе в рамках слияний, конкурентам. Подобное развитие событий, когда стратегические российские отрасли нефтяной и газовой промышленности будут поставлены в жесткую зависимость от иностранных компаний, может привести к реальным угрозам экономической и экологической безопасности страны.
Следует отметить, что членам Всемирной Торговой Организации (ратификация договора о вступлении в эту организацию Российской Федерации должно состояться не
позднее 15 июля 2012 года) - Китаю и США, почти полностью удается обеспечивать потребности собственных нефтегазовых отраслей в сфере геофизических услуг и ограничивать присутствие иностранных компаний на своих национальных рынках уровнем не более 5%. В этой связи, представляется, что получение информации о стратегических запасах нефти и газа, качестве сырья и перспективах его дальнейшего использования имеет национальное значение и должно контролироваться государством. Поэтому для повышения эффективности управления государственными организациями геофизической отрасли, а также защиты интересов Российской Федерации целесообразно осуществить их консолидацию на базе крупного национального нефтяного холдинга.
Указанный вопрос много лет рассматривается соответствующими органами государственной власти (Минэкономразвития России, Минэнерго России и др.), однако согласованной позиции выработать до сих пор не удалось. Интеграцию геофизических активов возможно осуществить на базе национального нефтяного холдинга ОАО «НК «Роснефть» / ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» путем внесения акций государственных геофизических компаний в уставный капитал ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» в порядке оплаты дополнительного выпуска акций Общества и создать единый нефтесервисный холдинг. ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» отвечает всем необходимым юридическим критериям интеграции, обладает необходимыми финансовыми ресурсами, накопленными в результате получения дивидендов по акциям от ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» (владеет 75,16% и 10,74% от уставного капитала компаний соответственно), которые на сегодняшний день составляют не менее 120 млрд. руб. Указанные денежные средства частично могут быть направлены на развитие морской и наземной геофизической отрасли, комплексную модернизацию государственного геофизического сектора и создание сильной сервисной структуры (холдинга), что особенно важно при наличии серьезных намерений ОАО «НК «Роснефть» по разработке участков российского шельфа, в том числе арктического, совместно с зарубежными партнерами, такими как ExxonMobil (США), Eni (Италия) и Statoil (Норвегия).
Проведение вышеуказанных мероприятий позволит:
- скоординировать действия всех государственных геофизических компаний;
- противостоять демпинговым ценам более крупных компаний и составить достойную конкуренцию на рынке, гарантировав качественное исполнение контрактов;
- обойти ограничения бюджетного законодательства, не позволяющего государству оперативно инвестировать в развитие отдельных геофизических компаний, при этом новый рыночный собственник будет в состоянии инвестировать необходимые средства, например, в целях закупки производственного оборудования, необходимого для получения заказа;
- расширить рынки деятельности не только в рамках исполнения заказов ОАО «НК «Роснефть», но и других нефтегазовых компаний, которые обеспечат спрос на качественные геофизические услуги компаний, входящих в структуру национального холдинга;
- выйти многим геофизическим компаниям на совершенно новый уровень услуг на международном рынке благодаря международным проектам холдинга (в начале, возможно для самой компании, в дальнейшем - для других участников рынка);
- исключить возможность приобретения (поглощения), вошедших в холдинг относительно слабых, нуждающихся в средствах, оборудовании и заказах геофизических компаний, активными иностранными компаниями;
- ускорить оперативность выполнения поставленных задач, особенно в условиях начала активного освоения месторождений восточной Сибири и Дальнего Востока;
- увеличить синергетический эффект в данной сфере;
- привлечь дополнительные финансовые ресурсы;
- модернизировать производственные мощности компаний в соответствии с требованиями рынка;
- обеспечить энергетическую и национальную безопасность страны.
Таким образом, развитие данного направления внутри национального холдинга ОАО «НК «Роснефть» / ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» экономически целесообразно, а в условиях сложившихся на рынке геофизических услуг в настоящее время особенно актуально. Акции государственных геофизических компаний могут быть внесены в уставный капитал ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» по решению Правительства Российской Федерации [5] с внесением соответствующих изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы [4], которое не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Литература
1. Газета «Коммерсантъ», от 10 ноября 2011 г. № 210 (4751).
2. Данные с сайта Министерства экономического развития Российской Федерации (http://www.economy.gov.ru/minec/main).
3. Лаптев В.В. Обзор российского геофизического сервиса - 2010 (http://www.bash-eago.ru/?part_id=604&publication_id=85).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р «Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы».
5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
6. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
М.Ю. Олиференко
УПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT IN THE CONSTRUCTION ORGANIZATION
Аннотация: в статье рассматривается подход по управлению непрерывностью бизнеса (BCM), сертификация организаций по британскому стандарту BSI 25999 - основные требования и преимущества, а также лучшие практики применения подхода к управлению производственными рисками на основе BCM и возможности применения данного подхода к управленческой деятельности строительных организаций.
Ключевые слова: непрерывность бизнеса, план управления инцидентом, оценка степени риска.
© М.Ю. Олиференко, 2012