Научная статья на тему 'Управление нематериальными активами как условие реализации конкурентных преимуществ страховых компаний'

Управление нематериальными активами как условие реализации конкурентных преимуществ страховых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко О. В.

Возможность страховой компании конкурировать на рынке сегодня определяется двумя ключевыми факторами. Во-первых, способностью страховой компании выявлять и учитывать действие конкурентных сил и их динамику при формировании финансовой стратегии. Во-вторых, возможностью страховой компании управлять ресурсами (материальными и нематериальными активами), необходимыми для реализации конкурентной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление нематериальными активами как условие реализации конкурентных преимуществ страховых компаний»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

10. Свиридова Н.В. Рейтинг финансового состояния организаций // Финансы, 2006. № 3. С. 58-59.

11. Ушвицкий Л.И., Савцова А.В., Малеева А.В. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организации // Финансы и кредит, 2006. № 15 (219). С. 12-17.

12. Ушвицкий Л.И., Савцова А.В., Малеева А.В. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организации // Финансы и кредит, 2006. № 16 (220). С. 29-31.

13. Ушвицкий Л.И., Савцова А.В., Малеева А.В. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организации // Финансы и кредит, 2006. № 17 (221). С. 56-61.

ГРИЩЕНКО О.В.

УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Возможность страховой компании конкурировать на рынке сегодня определяется двумя ключевыми факторами. Во-первых, способностью страховой компании выявлять и учитывать действие конкурентных сил и их динамику при формировании финансовой стратегии. Во-вторых, возможностью страховой компании управлять ресурсами (материальными и нематериальными активами), необходимыми для реализации конкурентной стратегии.

Стратегия развития исходит из генеральной программы страховой организации, формулировок ее задач и целей, анализа будущих заказов. Актуальность разработки финансовой стратегии организации определяется рядом условий, главным из которых является интенсивность изменений факторов внешней среды, т.е. высокой динамикой основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью фирмы, темпами экономического прогресса, колебаниями конъюнктуры финансового рынка.

Разрабатываемая финансовая стратегия позволяет заблаговременно адаптировать финансовую деятельность страховой компании к изменениям возможностей ее экономического развития. Важным условием, определяющим актуальность формирования финансовой стратегии, является кардинальное изменение целей операционной (страховой) деятельности компании.

Реализация таких целей требует изменения ассортимента страховых услуг, внедрения новых технологий сбыта, освоения новых рынков. Цель финансовой стратегии - максимизация рыночной стоимости страховой организации с учетом приемлемых темпов роста экономического потенциала фирмы и ее нематериальных активов.

Нематериальные активы получают все более широкое признание в качестве одних из важнейших активов бизнеса, однако скрупулезный экономический анализ стоимости этих важных нематериальных активов проводится редко. Некоторые исследователи просто ссылаются на экономическую стоимость коммерческих нематериальных активов в собирательном значении как на «технологию», «ноу-хау» или «гудвилл» [1]. Умение различать характеристики нематериальных активов позволяет обнаружить много причин проведения оценки или экономического анализа нематериальных активов.

Однако экономические явления, не квалифицируемые как нематериальные активы, также имеют стоимость. Просто они не являются нематериальными активами. Например, личная репутация менеджеров страховой компании, репутация организации, значительная рыночная доля, уникальность или индивидуальность могут иметь значительную стоимость, но эти атрибуты сами по себе не являются нематериальными активами.

Нематериальные активы по самой своей природе являются мобильными. Сетевые технологии (Интернет и Интранет) мгновенно перемещают некоторые нематериальные акти-

вы (например, технологи страхования) в условиях глобального рынка и глобальной конкуренции. Оценка и экономический анализ нематериальных активов в страховых компаниях проводятся как для целей заключения сделок, так и в интересах формального анализа финансовой устойчивости, а также при продаже или покупке бизнеса.

Недооценка нематериальных активов привела к тому, что сегодня российским страховым компаниям не хватает объема капитализации. Существует множество индивидуальных причин проведения оценки или экономического анализа нематериальных активов страховых компаний при слиянии и поглощении, которые можно сгруппировать в несколько общих категорий мотивации заказчиков:

- установление цены и структуры сделки по продаже, покупке или лицензированию нематериального актива;

- секьюритизация или коллатерализация с целью получения в последующем финансирования как под обеспечение в виде денежных потоков, так и под обеспечение в виде активов компании;

- получение управленческой информации и управленческое планирование, включая анализ направлений повышения стоимости бизнеса, выявление возможностей в области лицензирования других способов коммерциализации, выявление побочных возможностей и решение других долгосрочных стратегических вопросов;

- анализ в случае банкротства и реорганизации компании, финансирование компании-должника, продолжающей операции, рефинансирование, реструктуризация и оценка влияния предполагаемых планов реорганизации.

Для формирования устойчивой стратегии развития страховых компаний необходимо сформировать систему оценки нематериальных активов, к которым, прежде всего, относятся: системы и технологии ведения бизнеса и развития сети. Нематериальные активы позволяют увеличить выпуск инновационных финансовых продуктов, способствуют диверсификации структуры капитала страховых компаний на основе модели реинжиниринга, что позволит заложить основу для дальнейшего роста, основанного на развитии страховых инноваций, обеспечивают рост ресурсов, направляемых на исследования и поиск информации.

Эффективное использование информационных ресурсов необходимо организации. Информация о сегментировании целевого рынка позволяет компании выявлять маркетинговые возможности. Информация необходима для четкого определения конкурентных преимуществ компании и ее стратегического позиционирования. Наконец, информация о стратегической позиции компании на рынке требуется для построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ.

Для достижения страховой компании модели устойчивого развития необходим своевременный доступ к объективной информации, помогающей принимать стратегические и тактические решения. При этом анализ деловой информации создает основу для развития нематериальных активов и сохранения конкурентных преимуществ страховой компании, одним из которых является разработка сетевых технологий.

Для полной реализации стоимости нематериальных активов (или их способности приносить доход) часто необходимы материальные активы. Например, для эффективной эксплуатации позитивных свойств компьютерных программ (нематериального актива) нужно иметь компьютерное оборудование (материальный актив).

Посредством объединения материальных активов (например, технологического оборудования) и нематериальных активов (например, лицензированного патента или лицензированной формулы продукта) владелец материальных активов может создать новый нематериальный актив (например, заключить новые контракты или оформить иные отношения с клиентами.

Приоритетами на современном этапе стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к системе оценке стоимости нематериальных активов.

Конкурентоспособные страховые компании сегодня, безотносительно к национальной принадлежности, имеют общие характерные черты. Они обеспечивают гарантированную занятость, перспективные системы продвижения по службе, внутреннее развитие персона-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ла вместо глобальных кампаний найма. Они создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо погони только за финансовыми результатами.

В целом тенденции управления человеческими ресурсами имеют глобальный характер и определяют концепцию развития клиентоориентированного бизнеса страховых компаний, направленного на создание систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новой концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях [2]. В этом заключается не терминологическое, а принципиальное отличие концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами.

В уходящем веке в теории и практике управления произошла смена концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества. В конце ХХ в., когда технократический подход в управлении под напором процессов информационной и финансовой глобализации уступил свои позиции сетевым технологиям, на смену концепции управления кадрами приходит новая концепция управления персоналом.

Внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной перестройки организации и управления трудом: усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации; создается система непрерывного профессионального образования; развивается социальное партнерство, повышается роль организационной культуры; пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие формы трудовой деятельности.

В этих условиях система управления персоналом охватывает широкий круг управленческих проблем: подбор и профессиональная адаптация новых работников, разработка социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием, разработка системы стимулирования производительного и творческого труда. В данной концепции человек рассматривается не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.

Современная концепция управления человеческими ресурсами - это система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются топ-менеджерам и рабочим группам, а затем определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами.

В условиях высококонкурентного рынка определяющую роль в обеспечении конкурентоспособности и конкурентоустойчивости страховой компании играет НК-менеджмент или управление человеческими ресурсами. Персонал является и объектом, и одновременно субъектом управления. Успех в страховом бизнесе в определяющей степени зависит от системы менеджмента, информационного обеспечения, но, прежде всего, от качества человеческого капитала. Конкурентоспособность страховой компании определяется скоростью принятия решений. Скорость принятия решений зависит от количества уровней, принимающих решение и компетентности принимающих решение сотрудников и менеджеров.

Сегодня персонал выбирает компанию, комфортную для своей работы. Рынок перегрет из-за массовой подготовки страховых компаний к продаже, демпинга по ценам и желанием любой ценой нарастить объемы продаж. В условиях конкуренции с иностранными компаниями российским страховым компаниям приходится становиться все более изобретательными в выборе форм и методов работы с персоналом. Конкурентные преимущества страховой компании проявляются через персонал: его компетенции, лояльность к компании и клиентам. Финансовые результаты, технологии, продукты и клиентов создают не бренды, а сотрудники.

Ключевыми факторами конкурентоспособности страховой компании являются компетентный персонал и эффективная система взаимоотношений между сотрудниками компании. В страховом бизнесе существуют сложные вопросы в области управления персоналом, к наиболее значимым из которых можно отнести следующие:

- недостаточное внимание к корпоративной культуре;

- мотивация персонала;

- система коммуникаций в компании;

- система обучения и развития персонала;

- технократический менталитет топ-менеджеров;

- проблемы развития команд;

- остаточный принцип финансирования в области НК по критериям затрат;

- синдромы менеджмента в менеджерских командах.

Все отмеченные выше обстоятельства диктуют необходимость создания в страховой компании системы управления человеческими ресурсами на основе модели управления знаниями. Такая система включает в себя: субъекты и объекты управления, а также содержание, принципы, формы и методы управления человеческими ресурсами. Содержание системы НК-менеджмента состоит из двух основных модулей: формирование человеческих ресурсов и развитие человеческих ресурсов страховой компании.

В свою очередь формирование человеческих ресурсов предполагает: маркетинг персонала; планирование потребностей в человеческих ресурсах; подбор, отбор и найм работников; адаптацию новых работников; увольнение персонала. Развитие человеческих ресурсов является многогранным видом деятельности и включает в себя: деловую оценку; формирование и развитие корпоративной культуры; создание системы мотивации; управление конфликтам; формирование коммуникаций; управление карьерой; создание и развитие команд; развитие кадрового резерва и система управления талантами; обучение персонала и управление результатами.

Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. По-ренне и Й. Ниссинен [3] считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Целевое управление основывается на механизме мотивации человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие нематериальных активов и систем взаимодействия, а также постоянное обогащение труда.

Управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором:

- с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты);

- настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением;

- результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.

Управление посредством мотивации опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с требованиями клиентов и целями страховой компании. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.

Управление страховым бизнесом, основанное на делегировании полномочий и ответственности, основывается на объединении трех действий: моделирование постановки задачи, четкое определение рамок принятия решений, разграничение ответственности за действия и результат. Разработка этой модели основана на управлении знаниями и формировании креативного менеджмента страховой компании. Модель креативного менеджмента была призвана активизировать потенциал нематериальных активов.

Главным достоинством модели креативного менеджмента как системы управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудо-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

вой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования страховой организации. С точки зрения методологии управления человеческими ресурсами работники из объекта управления превращаются в субъект управления. На основе самоуправления работник может реализовать свои потребности в самовыражении, признании и соучастии, а страховая компания достигает высокой производительности труда и обеспечивает качество услуг.

Управление знаниями и нематериальные активы развиваются при постоянном участии менеджмента в решении проблем инновационного развития. На конкурентоспособность и рост креативности менеджмента страховой компании оказывает влияние взаимодействие с клиентами.

Инновационные банкостраховые продукты разрабатываются на основе информационных и финансовых технологий. Конкурентоспособные страховые организации следят за тем, чтобы прирост знания происходил на фоне постоянного усложнения поставленных задач. Этот прирост должен сопровождаться высоким вознаграждением за эффективность и мощными стимулами к пониманию, систематизации и развитию бизнеса. Крупные информационно емкие страховые компании развивают на основе нематериальных активов корпоративную культуру, связанную с перечисленными ценностями.

Анализ отношений с пациентами и клиентами может быть одним из наиболее важных элементов в оценке профессиональных практик медицинских страховых компании. Фактически многие профессиональные практики в медицинском страховом бизнесе оцениваются на основе количества индивидуальных и корпоративных клиентов. Сделки нередко структурируются так, что покупатель платит продавцу, скажем, за существующие истории болезней или бухгалтерские учетные файлы пациентов. Однако на самом деле приобретающий специалист покупает ожидаемое продолжение отношений с пациентами или клиентами страховой компании.

Заказчики услуг в основном покупают нематериальную услугу, а не материальный продукт. Примерами заказчиков такого рода услуг являются посетители медицинских центров и страховых медицинских компании.

Заказчики финансовых услуг, по мнению иностранных исследователей, являются особым типом заказчиков услуг. Такой тип клиентских нематериальных активов отличается от заказчиков общих услуг по двум причинам. Во-первых, услуга здесь прямо или косвенно включает передачу денег. Во-вторых, здесь есть значительное количество эмпирических данных о сделках по продаже финансовых услуг клиентам. В финансовых компаниях клиентские нематериальные активы всех типов, по мнению Р. Рейли и Р. Швайса, покупаются и продаются следующими способами [4]:

- отдельно от других активов, т.е. продаются только клиентские отношения;

- вместе с некоторыми другими активами, например, клиентские отношения продаются вместе с соглашением об отказе от конкуренции;

- как часть продажи работающего предприятия или профессиональной практики, т.е. как элемент набора материальных и нематериальных активов.

Клиентские нематериальные активы страховых компаний могут участвовать и участвуют в сделках любым из этих трех способов. С точки зрения сбора эмпирических данных для получения ценовых мультипликаторов, первый тип сделки самый прозрачный и наиболее полезный для аналитика.

Однако если раскрываются все компоненты сделок, второй тип сделки также может быть полезным для аналитика в процессе выбора ценовых мультипликаторов из набора эмпирических данных. Третий тип сделки менее полезен для аналитика в смысле выбора эмпирических ценовых мультипликаторов. Третий тип сделки, по мнению Р. Рейли и Р. Швайса, не менее полезен для аналитика при доказательстве существования и ценности клиентских нематериальных активов. Когда клиентские нематериальные активы продаются как часть набора активов, они не менее ценны, чем недвижимое или движимое имущество, продаваемое как часть общего пакета.

Для того чтобы отношения с клиентами были нацелены на формирование нематериального актива, необходимо, чтобы отношения между клиентом и страховым агентом носили личный характер, поэтому вопросы компетенции и профессионализма в страховых компаниях являются приоритетными.

Клиент страховой компании должен доверять страховым агентам, иметь возможность связаться с ним в любое время для передачи информации о риске (например, знает его имя, адрес или номер телефона). Аналогичным образом менеджеры страховой компании должны иметь возможность быстрой связи с клиентами.

Благодаря развитой системе информационных коммуникаций в страховом бизнесе устанавливается двусторонняя связь между клиентами и страховыми агентами. Дополнительным признаком развитых клиентских отношений выступает заметный поток дохода от клиента к поставщику. Более того, должны быть инструменты возобновления этого потока дохода.

Для того, чтобы отношения с клиентом в страховой компании поднялись до уровня нематериального актива, должны быть также документы, характеризующие историю отношений с клиентом. Документы эти обычно нечто большее, чем простой список. Нередко они принимают форму записей, кредитных файлов и карт клиента или пациента.

Для обеспечения финансовой устойчивости страховой компании еще более важно то, что при наличии таких данных заинтересованные организации (медицинские центры, банки, лизинговые и управляющие компании) могут принять информированное решение о покупке клиентского нематериального актива у страховщика. Интегрированное информационное взаимодействие по использованию нематериальных активов обеспечивает отечественным операторам реализацию конкурентных преимуществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bonbright J.С. The Valuation of Property. Charlottesville, Wall Street Journal, 2007. 12.08. Р. 7.

2. Тачи М., Деванна М.А. Лидеры реорганизации бизнеса на основе развития нематериальных активов. - М. Экономика, 2006. С.118.

3. Управление по результатам; Пер. с фин. / общ. ред. Я.А. Леймана. - М.: Прогресс, 2004. С. 66.

4. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов/Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. -М.: ИД «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ, 2005. С. 515.

СМИРНОВА Е.А.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Налоговое планирование - важный элемент бюджетирования и финансового менеджмента.

В связи с этим целесообразно объединить систему налогового планирования и систему бюджетирования, то есть внедрить в систему бюджетов коммерческого банка бюджет налоговых платежей.

Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате банком в будущих периодах, и их минимизацию.

Бюджетирование налогов зависит от специфики деятельности и особенностей системы налогообложения, которую выбирает согласно действующему законодательству субъект хозяйствования. Так как коммерческие банки объединены одной сферой деятельности, все они уплачивают одинаковый набор налогов, предусмотренный традиционной системой налогообложения, на основе которого и определяется структура бюджета налоговых платежей. Согласно налоговому законодательству, к налогам, взимаемым с коммерческих банков, относятся: налог на прибыль, НДС (по некоторым операциям), единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.