Научная статья на тему 'Управление нематериальными активами как компонент стратегии повышения капитализации предприятия'

Управление нематериальными активами как компонент стратегии повышения капитализации предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРіАЛЬНі АКТИВИ / СТРАТЕГіЯ / СТАЛИЙ РОЗВИТОК / КАПіТАЛіЗАЦіЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / INTANGIBLE ASSETS / STRATEGY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CAPITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеенко Екатерина Сергеевна

Цель статьи заключается в исследовании роли нематериальных активов в стратегии повышения капитализации предприятий, обеспечивающей его долгосрочное устойчивое развитие в современных экономических условиях. Обоснованы основные методологические и прикладные аспекты внедрения стратегического управления нематериальными активами на предприятиях: идентификация и учет нематериальных активов на предприятии; капитализация нематериальных активов; создание на предприятии эффективного организационно-экономического механизма формирования и развития нематериальных активов с целью повышения капитализации предприятия. Проанализированы, систематизированы и обобщены модели и методы оценки стоимости, создаваемой нематериальными факторами. Определена целесообразность применения стратегического подхода, основанного на дисконтировании сумм ожидаемых денежных потоков от использования активов, приводящих к росту рыночной капитализации, что является одним из ключевых целевых стратегических показателей деятельности предприятия. Направлениями дальнейших исследований является определение механизма эффективного управления сбалансированным ростом компании на основе стоимостного подхода, с учетом состава нематериальных активов предприятия и их роли в процессе создания стоимости и преобразования в собственный интеллектуальный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Intangible Assets as a Component of a Strategy to Improve a Company\''s Capitalization

The purpose of the paper is to investigate the role of intangible assets in the strategy of increasing capitalization of companies, providing its long-term sustainable development in the current economic environment. The main methodological and applied aspects of the implementation of the strategic management of intangible assets in enterprises were substantiated: the identification and registration of intangible assets in the enterprise; capitalization of intangible assets; creating effective enterprise organizational and economic mechanism of formation and development of intangible assets in order to increase a company\'s capitalization. The models and methods for assessing the value created by intangible factors were analyzed, systematized and generalized. The feasibility of a strategic approach was determined based on the discounted amounts of expected cash flows from the asset, leading to an increase in the market capitalization, which is one of the key targets of strategic performance of the company. Directions for further research is to determine the mechanism for the effective management of balanced growth based on cost-based approach, taking into account the composition of intangible assets and their role in the process of value creation and transformation in their own intellectual capital.

Текст научной работы на тему «Управление нематериальными активами как компонент стратегии повышения капитализации предприятия»

УДК 658.14/17:330.341.1

управление нематериальными активами как компонент стратегии повышения

капитализации предприятия

© 2014

МИХЕЕНКО Е. С.

УДК 658.14/17:330.341.1

Михеенко Е. С. Управление нематериальными активами как компонент стратегии повышения капитализации предприятия

Цель статьи заключается в исследовании роли нематериальных активов в стратегии повышения капитализации предприятий, обеспечивающей его долгосрочное устойчивое развитие в современных экономических условиях. Обоснованы основные методологические и прикладные аспекты внедрения стратегического управления нематериальными активами на предприятиях: идентификация и учет нематериальных активов на предприятии; капитализация нематериальных активов; создание на предприятии эффективного организационно-экономического механизма формирования и развития нематериальных активов с целью повышения капитализации предприятия. Проанализированы, систематизированы и обобщены модели и методы оценки стоимости, создаваемой нематериальными факторами. Определена целесообразность применения стратегического подхода, основанного на дисконтировании сумм ожидаемых денежных потоков от использования активов, приводящих к росту рыночной капитализации, что является одним из ключевых целевых стратегических показателей деятельности предприятия. Направлениями дальнейших исследований является определение механизма эффективного управления сбалансированным ростом компании на основе стоимостного подхода, с учетом состава нематериальных активов предприятия и их роли в процессе создания стоимости и преобразования в собственный интеллектуальный капитал.

Ключевые слова: нематериальные активы, стратегия, устойчивое развитие, капитализация. Рис.: 1. Табл.: 1. Библ.: 10.

Михеенко Екатерина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия, Донецкий национальный университет (ул. Университетская, 24, Донецк, 83001, Украина) E-mail: mixeenko_k@rambler.ru

УДК 658.14/17:330.341.1 MixeeHKO К. С. Управл'шня нематерiальними активами як компонент стратеги тдвищення каттатзацп тдприемства

Мета статт'> полягае в дотдженш рол'> нематер'шльних актив/в у стратеги тдвищення каттал'1заци тдприемств, що забезпечуе його сталий розвиток в сучасних економЫних умовах. Об(рунтовано основы методологЫш та прикладт аспекти впровадження стратегчно-го управл'шня нематер'шльними активами на тдприемствах: ¡денти-ф/кац/я та обл'ш нематер'шльних актив/в на тдприемстт; каттал'ва-ц/я нематершльнихактив/в; створення на тдприемств'! ефективного орган1зацюно-економ1чного механ'вму формування та розвитку нема-тершльних актив/в з метою тдвищення кап/тал/зацИ тдприемства. Проанал'вовано, систематизовано та узагальнено модел'> та методи оцнки вартостi, створюваноi нематеральними факторами. Визна-чено доцмьнсть застосування стратегiчного тдходу, заснованого на дисконтуванн оч'шуваних грошових потошв &д використання акти-вв, що приведе до зростання ринковоi каттал'ваци та е однимз клю-чових цльових стратегiчних показнит д'тльност'> тдприемства. На-прямками подальших доМжень е визначення механ'вму ефективного управлшня збалансованим зростанням компани на основ'! варткного тдходу, з урахуванням складу нематер'альних актив'в тдприемства та ¡х ролi в процес створення вартостi та перетворення у власний штелектуальний каттал.

Ключов'1 слова: нематеральн активи, стратегiя, сталий розвиток,

капiталiзацiя.

Рис.: 1. Табл.: 1. Шбл.: 10.

Мixеенко Катерина Сергпвна - кандидат економiчних наук, доцент, доцент кафедри економ'жи тдприемства, Донецький нацональный утверситет (вул. Утверситетська, 24, Донецьк, 83001, Украна) E-mail: mixeenko_k@rambler.ru

UDC 658.14/17:330.341.1 Mikheyenko Ekaterina S. Management of Intangible Assets as a Component of a Strategy to Improve a Company's Capitalization

The purpose of the paper is to investigate the role of intangible assets in the strategy of increasing capitalization of companies, providing its long-term sustainable development in the current economic environment. The main methodological and applied aspects of the implementation of the strategic management of intangible assets in enterprises were substantiated: the identification and registration of intangible assets in the enterprise; capitalization of intangible assets; creating effective enterprise organizational and economic mechanism of formation and development of intangible assets in order to increase a company's capitalization. The models and methods for assessing the value created by intangible factors were analyzed, systematized and generalized. The feasibility of a strategic approach was determined based on the discounted amounts of expected cash flows from the asset, leading to an increase in the market capitalization, which is one of the key targets of strategic performance of the company. Directions for further research is to determine the mechanism for the effective management of balanced growth based on cost-based approach, taking into account the composition of intangible assets and their role in the process of value creation and transformation in their own intellectual capital.

Key words: intangible assets, strategy, sustainable development, capitalization. Pic.: 1. Tabl.: 1. Bibl.: 10.

Mikheyenko Ekaterina S.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Associate Professor, Department of Enterprise Economics, Donetsk National University (vul. Universytetska, 24, Donetsk, 83001, Ukraine) E-mail: mixeenko_k@rambler.ru

Конкуренция определяет совершенствование стратегий развития предприятия, которые гарантируют им перспективное позиционирование на рынке. Успешное функционирование предприятия в современных условиях развития экономики зависит как от эффективности использования материально-финансовых ресурсов, так и от обладания внутренними уникальными возможностями, изучения деятельности конкурентов, отношений с клиентами, посредниками, поставщиками. Современные концепции стратегического управления

предприятием основными источниками конкурентных преимуществ признают внутренние факторы организации. При этом среди основных критериев успешности деятельности предприятия рассматривают максимизацию его рыночной стоимости. Большое внимание в рамках стоимостной концепции управления предприятием уделяется вопросам формирования системы факторов, влияющих на создание стоимости, среди которых важное место принадлежит эффективности управления нематериальными активами.

Роль нематериальных активов на предприятиях представлена в ряде трудов отечественных и зарубежных ученых, в том числе в работах, посвященных факторам формирования нематериальных активов предприятий, основными из которых являются интеллектуальный потенциал, инновации, интеллектуальная собственность, знания, человеческие ресурсы, управленческие процессы. Среди ученых-экономистов необходимо отметить Д. С. Тарасюка [9], Е. М. Гребешкову [4], О. В. Мельника [4], Н. О. Шпака [10], А. В. Еременко [5], А. М. Ревву [8], И. В. Бриля [2], А. Возжаева [3] и др.

Однако попытки применить различные методики оценки воздействия нематериальных активов на стоимость предприятия во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование существующих технологий и методов.

Целью статьи является исследование роли нематериальных активов в стратегии повышения капитализации предприятий, обеспечивающей его долгосрочное устойчивое развитие в современных экономических условиях.

Использование нематериальных активов - важное конкурентное преимущество, которое не всегда принимается в расчет при управлении компанией, при разработке стратегии ее развития. Однако при этом управление нематериальными активами способно существенно увеличить капитализацию предприятия, рыночную стоимость его акций.

Согласно п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы» нематериальные активы - немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован [7].

В настоящее время операции по регулированию нематериальных активов на предприятии осуществляются с помощью Налогового кодекса Украины. Согласно ст. 14.1.120 НК Украины нематериальные активы - право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные объектом права собственности (интеллектуальной собственности), право пользования имуществом и имущественными правами налогоплательщика в установленном законодательством порядке, в том числе приобретенные в установленном законодательством порядке права пользования природными ресурсами, имуществом и имущественными правами [6].

Важное значение нематериальных активов в обеспечении стратегической успешности предприятия обусловливает необходимость обоснования методологической основы стратегического управления ими. По мнению Е. Гре-бешковой и О. Мельника, под стратегическим управлением нематериальными активами предприятия необходимо понимать комплекс мероприятий по их идентификации и

оценке, выявлению источников их формирования и созданию условий для развития и оптимального использования с учетом состояния и динамики внешней среды, направленных на рост капитализации предприятия и приобретения устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе [4].

Исходя из предложенного определения, основными методологическими и прикладными аспектами внедрения стратегического управления нематериальными активами на предприятиях являются:

+ идентификация и учет нематериальных активов

на предприятии; + капитализация нематериальных активов; + создание на предприятии эффективного организационно-экономического механизма формирования и развития нематериальных активов с целью повышения капитализации предприятия [2].

Проблемы идентификации всех нематериальных активов состоят, в первую очередь, в неопределенности их состава. С учетом современных подходов к трактовке сущности и природы нематериальных активов, а также учитывая их определяющую роль в формировании конкурентных преимуществ в условиях «новой» экономики, можно выделить ключевые нематериальные составляющие комплекса активов, представленные на рис. 1.

Одной из главных является проблема постановки на баланс результата интеллектуальной деятельности, который еще не получил правового статуса объекта интеллектуальной собственности, но готов к использованию. В отечественном правовом поле отсутствуют нормы по обращению с этими объектами, возможность их признания и оценки как нематериальных активов. Ведь согласно п. 10 П(С)БУ 2 «Баланс» актив, в т. ч. нематериальный, отражается в балансе при условии, что оценка его может быть достоверно определена [7].

В украинской хозяйственной практике нематериальные активы и интеллектуальная собственность до последнего времени не рассматривались с точки зрения источника существенных преимуществ в конкурентной борьбе. Этому способствовал целый ряд причин. Во-первых, в Украине понятийный аппарат в отношении нематериальных активов и интеллектуальной собственности крайне неоднозначный. Во-вторых, нежелание руководителей многих отечественных предприятий использовать нематериальные активы и интеллектуальную собственность именно в аспекте повышения конкурентоспособности предприятий связано, главным образом, с тем, что издержки, которые приходится нести в процессе оценки нематериальных активов, их легализации, кажутся им гораздо более ощутимыми и материальными, нежели выгоды, которые можно будет получить от использования нематериальных активов и интеллектуальной собственности в будущем. В-третьих,

Рис. 1. Комплекс нематериальных активов предприятия

исторически так сложилось, что большинство украинских предприятий не отражают на балансе имеющиеся у них нематериальные активы и интеллектуальную собственность, так как в ходе приватизации 90-х гг. ХХ ст. ставить нематериальные активы на баланс было невыгодно, так как это значительно увеличивало стоимость покупаемого предприятия, а также величину налогов на имущество.

Однако растущая роль нематериальных факторов в процессе создания стоимости промышленных предприятий Украины в условиях инновационной экономики и недостаточная изученность проблемы управления и оценки влияния нематериальных факторов на рост стоимости предприятия является актуальной проблемой для экономической науки и хозяйственной практики в целом.

Исходя из того, что по своей сущности объекты интеллектуальной собственности не имеют материальной формы, их стоимость не определяется с использованием традиционных показателей, применяемых при осуществлении оценки материальных объектов.

Сложность оценки касается всех нематериальных активов, но прежде всего тех, которые не охраняются изобретательским или авторским правом. Стандартными являются три метода оценки:

+ затратный подход - основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа; + сравнительный подход - основан на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними; + доходный подход - основан на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

На современном этапе методика оценки стоимости интеллектуальной собственности разрабатывается для соответствующего объекта под конкретного заказчика, поскольку потребность в такой оценке возникает, как правило, в связи с отчуждением соответствующих исключительных или неисключительных прав, или передачи прав собственности в период поглощения и слияния компаний [10].

Необходимо отметить, что существующие методы финансовой отчетности не позволяют оценить рыночную стоимость предприятия, поэтому не отражают стоимость, созданную нематериальными факторами.

В табл. 1 представлен анализ моделей и методов оценки стоимости, создаваемой нематериальными факторами роста стоимости.

Таблица 1

Модели и методы оценки стоимости, создаваемой нематериальными факторами

Название Описание

Модель Сент-Онжа Ю. Сент-Онж первым начал разработку методов измерения интеллектуального капитала, который состоит из 3-х элементов: человеческого капитала, потребительского капитала, структурного капитала

Модель SkandiaNavigator Группа Skandia, которую возглавлял Л. Эдвинссон, занималась изучением интеллектуального капитала, который состоял из человеческого и структурного капитала. Капитал компании = капитал финансовый + капитал интеллектуальный. Модель Skandia Navigator отражает 5 аспектов деятельности компании: финансовый, потребительский, процессный, обновления и развития, человеческий. Модель Skandia Navigator - первый инструмент управления качеством

Монитор нематериальных активов К.Свейби К. Свейби считал, что прибыль организации создают только люди, а их действия являются активами, так как они влияют на поступление доходов. Он определил три направления анализа нематериальных активов: внешняя структура, внутренняя структура, компетентность людей

Метод KEMA Метод расчета стоимости работающих работников и их знаний и навыков на основе восстановительной стоимости нематериальных активов. Все показатели рассчитываются на базе затрат, связанных с созданием, обучением, накоплением опыта и стоимости знаний. KEMA к годовому отчету добавил «баланс знаний», в котором отразил стоимость работающих работников и их знания и навыки

The Balanced Scorecard The Balanced Scorecard - инструмент реализации стратегии. The Balanced Scorecard оценивает работу компании на основе четырех составляющих: финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития.

Монитор нематериальных активов Celemi Монитор нематериальных активов Celemi определяет три направления анализа: наши клиенты, наша организация, наши люди. По каждому из 3-х направлений определен ряд проблем, которые влияют на баланс нематериальных активов. Монитор нематериальных активов Celemi публикуется в виде приложения к балансу

Метод оценки прибыли от знаний Данный метод рассчитывает показатель «нормализованная прибыль», который отражает прошлые и будущие доходы. Основываясь на прогнозах, рассчитывается «средняя нормализованная» прибыли, от которой отнимается средний доход от материальных и финансовых активов. Остаток является прибылью от знаний. Данный метод может быть применен для оценки активов знаний, прибыли от знаний, интеллектуальной прибыли

Метод Value Explorer Метод Value Explorer позволяет оценить возможности компании, связанные с будущими доходами. Метод сводится к ответам на вопросы, которые помогают менеджерам получить информацию для раскрытия потенциала нематериальных ресурсов предприятия. Инструментарий метода состоит из 15 этапов

CQ I— О

СО

Q_ 1=

О

<

о

ш

Проведенный анализ показал, что фактической основой роста рыночной стоимости предприятия в условиях инновационной экономики становятся нематериальные факторы, управление которыми обеспечивает долгосрочное устойчивое развитие предприятия. Все рассмотренные методы и модели оценивают стоимость, создаваемую нематериальными активами.

Согласно организационно-экономическому механизму формирования и развития нематериальных активов существует два варианта решения проблемы повышения доли нематериальных активов в капитализации предприятия:

1) традиционный метод использования нематериальных активов на основе повышения их стоимости в управленческом и бухгалтерском учете;

2) инновационный метод на основе создания системы стратегического управления такими активами [9].

По традиционному методу нематериальные активы рассматриваются как имущественные объекты. Этот подход сосредоточен на инвентаризации и независимой оценке стоимости нематериальных активов на основе прямых (сравнительного, затратного) или косвенных (с помощью разницы капитализации компании и стоимости ее чистых активов) методов. Однако данный подход не обеспечивает реального управления нематериальными активами, а, следовательно, и обеспечением конкурентоспособности предприятия.

Применение стратегического подхода основывается на использовании рыночной капитализации как одного из ключевых целевых стратегических показателей предприятия, определяется как дисконтированная сумма ожидаемых денежных потоков от использования актива. Данный подход предусматривает осуществление следующих мероприятий:

а) формирование системы стратегических целей и задач в сфере формирования, использования и развития нематериальных активов (в формате стратегических карт с применением аналитических методов и стратегических сессий);

б) исследование рынков, на которых действует предприятие, через призму выявления стратегически важных направлений;

в) формирование перечня и требований к нематериальным активам, определяющих ключевые рыночные преимущества, эффективность и устойчивость предприятия в его развитии;

г) инвентаризация нематериальных активов, в т. ч. фонда знаний, накопленных предприятием;

д) формирование комплекса управленческих мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и создания стратегически ценных нематериальных активов;

е) формализация нематериальных активов (в т.ч. знаний, деловой репутации предприятия) путем регистрации прав, независимой оценки, обоснования стратегической ценности таких активов для потенциальных инвесторов и клиентов.

Таким образом, стратегический подход к управлению нематериальными активами обусловливает отношение к ним как к ключевым факторам развития предприятия в нестабильной среде хозяйствования. Основным преимуществом стратегически ориентированного подхода является возможность привлечения к экономическому управлению предприятием не только «традиционных» нематериальных активов, но и таких из них, права на использование которых не регистрируются. Одним из определя-

ющих условии положительного влияния нематериальных активов на капитализацию является информационная прозрачность предприятия в отношении таких активов. Информационная прозрачность должна учитывать не только наличие активов, но и их влияние на выручку, рентабельность и риски предприятия. Для обеспечения информаци-оннои прозрачности целесообразно формировать вариант управленческого баланса, в котором учитываются скрытые нематериальные активы, наличие данных о которых вместе с определяемыми ими денежными потоками, позволяет более точно представлять финансовое состояние предприятия и прогнозировать его деятельность [1].

ВЫВОДЫ

Несмотря на значительное количество публикации по вопросам нематериальных активов, многие аспекты этоИ проблемы остаются открытыми для дальнейших исследовании. Такими следует признать вопрос идентификации нематериальных активов и их элементов, оценки интеллектуального капитала, формирования и развития его составляющих. Остаются дискуссионными и методологически неразвитыми такие аспекты, как определение нематериальных активов и их структуры для хозяиствующих субъектов, способы их управленческой оценки. Практически неразвитыми в теоретико-методическом и прикладном аспектах остается вопрос управления такими нематериальными активами, как деловая репутация предприятия, его знаниями и компетенциями.

Таким образом, для эффективного управления сбалансированным ростом компании на основе стоимостного подхода следует, прежде всего, разработать стратегию стабильного роста, определить состав нематериальных активов предприятия, оценить их роль в процессе создания стоимости и разработать механизм их оценки и преобразования в собственный интеллектуальный капитал компании. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов Г. Г. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности / Г. Г. Азгальдов, Н. Н. Карпов. - М., 2006. - 398 с.

2. Бриль I. В. Забезпечення кашталiзацN пщприемств шляхом активiзацN нематерiальних активiв / I. В. Бриль // Нацюнальна бiблiотека Украшшм. B.I. Вернадського [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://irbis-nbuv.gov.Ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.e xe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&IMAGE_FILE_ DOWNLC>AD=1&Image_file_name=PDF/sim_2012_2012_11.pdf

3. Возжаев А. Управление нематериальными активами / А. Воз-жаев // Управление компанией. - 2008. - № 6 (85).

4. Гребешкова О. М. Базовi положення стратепчного управлшня нематерiальними активами пщприемства / О. М. Гребещкова, О. В. Мельник [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://economica.org. ua/2009/srtuprnm/

5. Сременко А. В. Вплив нематерiальних активiв на варжть пщприемства взнесу) / А. В. Еременко // Нацюнальна бiблiотека Украши iм. В. I. Вернадського [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http:// irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DB N=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_ file_name=PDF/ecvu_2013_20(1)_20.pdf

6. Налоговый кодекс Украины [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://kodeksy.com.ua/podatkovij_kodeks_ukraini/statja-14.htm

7. Положення (стандарт) бухгалтерского обл^ 8 «Не-матерiальнi активи» : Наказ Мшфшу Украши вщ 18.10.1999 р. № 242 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov. ua/laws/show/z0750-99

8. Ревва А. М. Роль нематерiальних активiв у стратеги розвитку промислових пщприемств / А. М. Ревва // Нацюнальна бiблiотека Укра'1-ни iм. В. I. Вернадського [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http:// irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DB

N=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_ file_name=PDF/sim_2012_2012_17.pdf

9. Тарасюк Д. С. Проблеми i перспективи стратепчного управ-лiння нематерiальними активами / Д. С. Тарасюк [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://libfor.com/index.php7newsidH3

10. Шпак Н. О. Проблеми i перспективи управлшня нематер^ альними активами тдприемства / Н. О. Шпак, К. I. Дмитрiв // Видавни-цтво Львiвськоï полтохшки. - 2007. - № 594. - С. 163 - 172.

REFERENCES

Azgaldov, G. G., and Karpov, N. N. Otsenka nematerialnykh aktivov i intellektualnoy sobstvennosti [Valuation of intangible assets and intellectual property]. Moscow, 2006.

Bryl, I. V. "Zabezpechennia kapitalizatsii pidpryiemstv shliakhom aktyvizatsii nematerialnykh aktyviv" [Ensure capitalization of business by enhancing intangible assets]. http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/ cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&IMA GE_FILE_D0WNL0AD=1&Image_file_name=PDF/sim_2012_2012_11.pdf

Hrebeshkova, O. M., and Melnyk, O. V. "Bazovi polozhennia strate-hichnoho upravlinnia nematerialnymy aktyvamy pidpryiemstva" [The basic position of strategic management of intangible assets of the company]. http://economica.org.ua/2009/srtuprnm/

[Legal Act of Ukraine]. http://kodeksy.com.ua/podatkovij_kodeks_ ukraini/statja-14.htm

[Legal Act of Ukraine] (1999). http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ Z0750-99

Revva, A. M. "Rol nematerialnykh aktyviv u stratehii rozvytku promyslovykh pidpryiemstv" [The role of intangible assets in the strategy development industry]. http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/ cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&IMA GE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/sim_2012_2012_17.pdf Shpak, N. O., and Dmytriv, K. I. "Problemy i perspektyvy upravlinnia nematerialnymy aktyvamy pidpryiemstva" [Problems and prospects of managing intangible assets of the company]. Vydavnytstvo Lvivskoi po-litekhniky, no. 594 (2007): 163-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tarasiuk, D. S. "Problemy i perspektyvy stratehichnoho upravlinnia nematerialnymy aktyvamy" [Problems and perspectives of strategic management of intangible assets]. http://libfor.com/index.php?newsid=13

Vozzhaev, A. "Upravlenie nematerialnymi aktivami" [Management of intangible assets]. Upravlenie kompaniey, no. 6 (85) (2008).

Yeremenko, A. V. "Vplyv nematerialnykh aktyviv na vartist pidpryiemstva (biznesu)" [The impact of intangible assets on the value of the enterprise (business)]. http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64. exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&IMAGE_FILE_ DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/ecvu_2013_20(1)_20.pdf

УДК 338.45:621:65.012.23:65.012.32

дослщжЕння шносл аутсорсингу лопстичних ФУИКЩй промислового шдприемствА

© 2014 ЗЕЯЕИСЬКИЙ М. В.

УДК 338.45:621:65.012.23:65.012.32

Зеленський М. В. ДоЫдження сутност аутсорсингу лопстичних функцш промислового пщприсмства

Мета статт'> полягае в досл'>дженн'1 сутност': аутсорсингу та узагальненн': ¡снуючих пiдходiв до класиф'шаци вид'в аутсорсингу, а також у ви-окремленн'1 й характеристик основних ¡з них ¡з урахуванням важливостi реалiзац¡i бiзнес-процесiв у господарськш дiяльностi промислових тдприемств. Систематизовано погляди дотднимв на визначення поняття «аутсорсинг». У результат': дотдження було встановлено, що тд аутсорсингом розумiеться цмеспрямоване вид'шення окремих б'знес-процеав i передача ¡х реал'заци на догов'рн'ш основ iншим оргашза^ям, що спецiалiзуються в конкретнш галуз й мають в'дпов'дний досв'д, знання, техшчн'1засоби. Об(рунтовано, що концеп^ялогстичного аутсорсингу полягае в недоцiльностi використання власних ресурав для органiзацi¡ логстичних операцй, якi шдприемство може доручити зовшшшм партнерам (логстичним провайдерам), що спецiалiзуються у тдпотднш галузи Перспективою подальших досл'джень у даному напрямi е визначення ефективност': органiзацi¡ аутсорсингулогстичних функцш промислового тдприемства. Ключов'1 слова: аутсорсинг, коопера^я, логстика, логктичн': функцн, промислове шдприемство. Рис.: 2. Табл.: 1. Шбл.: 23.

Зеленський Максим Васильевич - астрант, кафедра економки, органiзацii та планування д'тльност': пдприемства, Хармвський нацональний економiчний утверситет ¡м. С. Кузнеця (пр. Ленна, 9а, Харщ 61166, Украна) E-mail: m.zelenskiy@mob-log.com.ua

УДК 338.45:621:65.012.23:65.012.32 Зеленский М. В. Исследование сущности аутсорсинга логистических функций промышленного предприятия

Цель статьи заключается в исследовании сущности аутсорсинга и обобщении существующих подходов к классификации видов аутсорсинга, а также в выделении и характеристике основных из них с учетом важности реализации бизнес-процессов в хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Систематизированы взгляды ученых относительно понятия «аутсорсинг». В результате исследования было установлено, что под аутсорсингом понимается целенаправленное выделение отдельных бизнес-процессов и передача их реализации на договорной основе другим организациям, которые специализируются в конкретной области и имеют соответствующий опыт, знания, технические средства. Обосновано, что концепция логистического аутсорсинга заключается в нецелесообразности использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые предприятие может поручить внешним партнерам (логистическим провайдерам), специализирующимся в данной области. Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является определение эффективности организации аутсорсинга логистических функций промышленного предприятия. Ключевые слова: аутсорсинг, кооперация, логистика, логистические функции, промышленное предприятие. Рис.: 2. Табл.: 1. Библ.: 23.

Зеленский Максим Васильевич - аспирант, кафедра экономики, организации и планирования деятельности предприятия, Харьковский национальный экономический университет им. С. Кузнеца (пр. Ленина, 9а, Харьков, 61166, Украина) E-mail: m.zelenskiy@mob-log.com.ua

UDC 338.45:621:65.012.23:65.012.32 Zelenskyi Maksym V. The Study of the Essence of Outsourcing Logistics Functions of Industrial Enterprises

The purpose of the article is to study the nature of outsourcing and consolidation of existing approaches to the classification of outsourcing, as well as the isolation and characterization of the main ones, taking into account the importance of the implementation of business processes in the economic activity of industrial enterprises. The views of scientists on the concept of "outsourcing" were systematized. The study found that outsourcing refers to the purposeful selection of individual business processes and transfer their implementation on a contractual basis to other organizations that specialize in a particular area and have the relevant experience, knowledge and technical means. It is proved that the concept of logistics outsourcing defines the situation when the use of own resources for the organization of logistics operations is not appropriate, the company can delegate that to external partners (logistics providers), specializing in the field. The prospect of further research in this direction is to determine the effectiveness of the organization of outsourcing logistics functions of an industrial enterprise. Key words: outsourcing, co-operation, logistics, logistic functions, factory Pic.: 2. Tabl.: 1. Bibl.: 23.

Zelenskyi Maksym V.- Postgraduate Student, Department of Economics, organization and business planning, Kharkiv National Economic University named after S. Kuznets (pr. Lenina, 9a, Kharkiv, 61166, Ukraine) E-mail: m.zelenskiy@mob-log.com.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.