О. С. Романченко
УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Работа представлена кафедрой маркетинга и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров. Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор Т. Р. Терешкина
В статье рассмотрен процесс управления нематериальными активами (НМА) на промышленных предприятиях. Приведены основные этапы этого процесса. Представлен ана-
лиз эффективности использования НМА на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности.
The process of non-material assets management within industrial enterprises is considered in the article. The author presents the main phases of this process and analyses the efficiency of using nonmaterial assets management within paper-and-pulp enterprises.
Сложившаяся на сегодняшний день в России экономическая ситуация характеризуется ростом конкурентной борьбы, обостряющейся перспективами вхождения в ВТО.
Следствием конкуренции является обострение производственных и рыночных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности промышленного предприятия, ускорение и внедрение научно-технического прогресса. В связи с этим в последнее время наблюдается усиление интереса промышленных предприятий к проблеме формирования и управления имеющимися у них нематериальными активами (НМА). Именно наличие НМА у промышленного предприятия является необходимым условием устойчивого положения такого предприятия на рынке и важнейшим фактором его конкурентоспособности.
Для промышленного предприятия наличие НМА - это в первую очередь гарантия стабильности на внутреннем и внешнем рынках, получение дополнительного дохода, рост инвестиционной привлекательности, возможность получения кредитных ресурсов по более низким ставкам, а во вторую - увеличение основных технико-экономических показателей финансовой деятельности предприятия и увеличение стоимости бизнеса в целом.
В свою очередь, необходимо помнить, что экономический рост промышленных предприятий сегодня во многом обусловлен ведущей ролью инновационной деятельности, поскольку характерными чертами экономического роста являются интел-
Интеллектуальная собственность -одна из важнейших национальных собственностей, способных оздоровить экономику, поднять уровень жизни.
В. Леонтьев
лектуализация основных факторов производства и инновационное развитие.
Инновационная деятельность в условиях всеобщей глобализации и резкого усиления конкурентной борьбы воспринимается как объективная закономерность и единственная гарантия устойчивого экономического развития.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосроч -ном периоде требует разработки принципиально новой модели экономического роста и зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера производства. Результатами деятельности любого промышленного предприятия являются не только финансовые показатели, но и показатели, являющиеся основой всех инновационных процессов , по которым можно судить о конкурентоспособности этого предприятия, например: товарные знаки и марки, бренды, деловая репутация («гудвилл») предприятия.
Формирование в России экономики инновационного типа и обеспечение соответствующих позиций страны в мировом масштабе невозможно без НМА, поскольку результатами инновационной деятельности и основными критериями выбора приоритетных направлений развития инновационной экономики является наличие и использование этих активов в хозяйственном обороте промышленного предприятия.
Постоянный рост во внутреннем и международном обороте удельного веса
НМА в активах предприятий - неотъемлемая черта современного этапа экономического развития.
НМА являются весьма существенным компонентом имущества предприятия, так как они не только характеризуют текущее состояние производственно-хозяйственной деятельности, но и в значительной мере определяют перспективу финансового состояния предприятия, поскольку формируют определенный инвестиционный климат, создают высокую добавленную стоимость, повышающую капитализацию активов, и, следовательно, обеспечивают их обладателю определенные конкурентные преимущества.
Все больше и больше НМА рассматриваются в качестве основного детерминанта результатов деятельности промышленных предприятий, а их использование в хозяйственной деятельности является важнейшим фактором при определении конкурентных результатов деятельности современных инновационных предприятий. Конкурентное преимущество достигается теми предприятиями, которым удается мобилизовать находящиеся на их балансе «мертвым грузом» НМА. Поэтому принципиально важной для промышленного предприятия становится создание системы управления НМА, в основу которой заложе-
на современная концепция создания и управления стоимостью. На рис. 1 представлена модель процесса управления нематериальными факторами роста стоимости на промышленных предприятиях.
Управление НМА на предприятии, основной целью которого является достижение максимального результата от использования этого актива при минимизации затрат, определяет индивидуальную предпринимательскую нишу предприятия, которую оно занимает в окружающей экономической среде. Конечно же, управление НМА в отличие от управления материальными объектами имеет свои особенности.
Рассматривая процесс управления НМА, можно сказать, что вопросы формирования и использования, законодательные и нормативные документы, а также определение степени влияния этого актива на эффективность функционирования фирмы и экономический рост в целом являются серьезными или значимыми проблемами современного предприятия. Проведенный нами анализ регулирующих документов Налогового кодекса (НК РФ) и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2000) представленный в табл. 1, позволил выявить некоторые сходства и существенные различия между ними.
Таблица 1
Сравнительный перечень признаков, квалифицирующих понятие НМА в регулирующих документах РФ
Признаки НМА Регулирующий документ
НКРФ ПБУ
Отсутствие материально-вещественной формы - +
Возможность идентификации отдругого имущества - +
Использование в производстве + +
Использование в течение длительного периода времени (более 12 месяцев) + +
Предприятием не предусмотрена дальнейшая перепродажа данного актива - +
Способность приносить предприятию дополнительный доход + +
Наличие соответствующихдокументов на данный актив - +
Выявленные нестыковки в нормативных документах привели к тому, что для предприятий категория НМА остается до-
статочно сложной, что влечет за собой ситуацию фактического отсутствия НМА в структуре основного капитала российских
Е-Ззслтнфлкг.-
~ она КМА а
■« и с Э
■г. п
чо
О!
Ссзлнне мгсздбрт гкни'1 НМ А иь и^п^зттнн
} 'Гшр^кпенн: лгхмнинрчйикИ) ЛК1А
-Ц_
ЛрЭВЭВдЯ 4л
тч ихрана {|
с -
н _ и
; ^ >ч
| = -
Опст
сжошспз £
< Н
ь ¡Т*1 Е
4 и
Кп».™ ¿ГП1 ц-гйл 1-г-
т 131131.1 3
С е с
■* Г
■7: ■и
ь
Вылило« н?дотсч11и£1Енесбэоынмьп IIVIА
:_.|+"_п.?-|£I кй11нI н злЕ_1 нз н:плпа1эа£нн£
лг
У раклгд нэцнонзлзнэ"* »дешкют ¿.исмз.
Р □ рэизвд 1 зр;.■•>"•■: 1+ н 1: 1ек:1^.\1£.1егл^Н1
Иресгчшне мьрустсинй гиклнгсвд^ны^мрзш
Опг^г^геннг тсэпс1^
> О ¡ш^.-нпгннг £ объектен
~У______________________________
") ИаюгыэЕгэте пйдхс^ЭЁ дпя зс^-еделсннг ьтпнми:т-. г I___________________________________:----------------------
; е. у:тйБ11ий капнтгл
^ Г|:|и МЕ.1Ч лшгншиин
Фран-’-аН^нн:
Моинторнчг кГ :
и-. п и 53 1
< пфф£этнш:.иС1н * 1
И ■::-кт^.гк1 —
>т1р£'м;в1:1и: |
. лнм^ни к-..
-\г----------------------
у. -1л^:агггпн стдичн
=<
№лн. сэс^&эз. лнна^гн н ¿групгры НК-^ в валюте гаган:Е. ппглпашткД
^а^еи’НБнисг-''!! р:нгжиь(+.чпн
пигнвь^йа^сетн^^шнгсл НМЛ тпр^лгх^п-нн
ныщгая
срормнроаэлнг у :"га ел и I и г,л "■■ пт
ссизннс НИНЛЧ'Я
и1г -НИКЧЗПН1 |1нн4НСса>1С':-2Я1К1ое1ЕЕН эгггглит:™
/!
V!
пп|>глг^еннг иглн-хлни. ше.С1:«йМо;г-!. лгл1ии:ннл | * ,'
_________________________________________________________________________I ;
I ,■
|ии-и|нки1нс. опредктеимг и^лОЛЛйН н;ф:р'.-:.эинн
1 /
-----\”
/ уЖ^1 а3.7рьТ7^Н. :рхт^"гте13.ин■■;
■ М^цМЬМН
згхгггпс.^ сучннрвягннс фиг нч-^кнч. ¿ж р^г.
С/МИ1Н7&11СТ^Р! 1Т>я^сги зн?_1)и^ фзднсшн н|к>.да«:
££У.ШНА\\ гщ'ммгмрцгк-уи дсче*н-''”' пптпю. ПЛГ.ХН КДПНГЕЛНЗгДНИ, изспчумк:: 1 ■!£. п п:нйыг^ пэенчущгст’Е. в "*и;^;лк. кы.^иннс л.пгтт: прнМычн
Рис. 1. Модель процесса управления НМА на промышленном предприятии
Управление нематериальными активами как фактор обеспечения конкурентоспособности...
промышленных предприятий. А непонимание вопросов определения, классификации и учета НМА способствует огромным финансовым потерям для предприятий. Для решения этих проблем необходимо сформировать грамотную нормативно-правовую базу, разработать инновационную политику, создать отдел управления имуществом предприятия, который смог бы реализовать на промышленных предприятиях предложенные методики, модели и процессы по управлению НМА.
ляет сделать следующий вывод: НМА занимают пока еще небольшую долю во внеоборотных активах и в целом в валюте баланса российских целлюлозно-бумажных предприятий, причем наблюдается тенденция ее снижения на протяжении всего исследуемого периода.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что предприятия теряют свое конкурентное преимущество, долю внутреннего и внешнего рынков, инвестиционную привлекательность, возможность улучшения показателей финансового состояния и получения дополнительной прибыли. На балансах некоторых предприятиях по строке «Нематериальные активы» ставится прочерк, что позволяет говорить о невостребованности НМА при управлении предприятием.
2. Анализ эффективности и рентабельности НМА.
Одним из основных моментов управления НМА является анализ эффективности использования этих активов на промышленных предприятиях, который включает в себя:
1. Анализ доли, состава, динамики и структуры НМА в валюте баланса промышленного предприятия.
Проведенный нами анализ доли НМА на крупнейших предприятиях целлюлознобумажной промышленности Северо-Западного Федерального округа (табл. 2) позво-
Создание и приобретение НМА имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования при производстве продукции, оказании услуг, работ. Конечный эффект использования НМА выражается в общих результатах финансово-хозяйственной деятельности, т. е. в снижении себестоимости, увеличении прибыли и т. д.
Проведенный анализ эффективности использования НМА на ОАО «СПб КПК» (табл. 3) и расчет рентабельности НМА позволил проанализировать динамику доходности НМА на этом предприятии представленную на рис. 2.
3. Оценка стоимости имеющихся у промышленного предприятия НМА. Введение в хозяйственный оборот НМА базируется на оценки их стоимости, которая дает качественное и количественное представление о НМА.
Таблица 2
Анализ доли НМА на крупных предприятиях ЦБП Северо-Западного Федерального округа на конец 2005 г.
Показатели ОАО «Сясьский ЦБК» ОАО «Кондопожский ЦБК» ОАО «Выборгский ЦЗ» ОАО «Сегежский ЦБК» ОАО «СПб КПК» ОАО «Гознак»
1. Нематериальные активы (НМА), тыс. руб. 178 4440 50 95 3784 6
2. Доля НМА во внеоборотных активах предприятия, % 0,05 0,10 0,02 0,004 0,33 0,002
3. Доля НМА в валюте баланса предприятия, % 0,03 0,10 0,01 0,002 0,22 0,001
Таблица 3
Анализ эффективности использования НМА на ОАО «СПб КПК»
Показатели Ед. изм. 2003 год 2004 год 2005 год
На конец года Изм. за период На конец года Изм. за период На конец года Изм. за период
1. Нематериальные активы тыс. руб. 3713 (71) 3711 (2) 3709 (2)
2. Объем продаж тыс. руб. 2474682 238219 2659904 185222 2967635 307731
3. Балансовая прибыль тыс. руб. 318571 119680 292617 (25954) 459707 177090
4. Доходность НМА 85,80 33,24 78,85 (6,95) 123,94 45,09
5. Рентабельность продаж 0,13 0,04 0,11 (0,02) 0,16 0,05
6. Оборачиваемость НМА ДН. 666,49 75,46 716,76 50,27 800,12 83,36
Рис. 2. Динамика доходности НМА
Оценка стоимости НМА - независимый и упорядоченный процесс определения необходимого вида стоимости данного актива, в основу которого положены принципы оценки, при наличии конкретной цели оценки, с использованием необходимых подходов и методов на определенную дату.
Оценка стоимости НМА осуществляется с помощью применения трех основных подходов и соответствующих данным подходам методов (табл. 4).
Выбор того или иного подхода в оценке стоимости НМА зависит от наличия необходимой информации, требований собственников и экономической ситуации на момент оценки.
Для оценки стоимости таких видов НМА, как товарный знак и деловая репутация «гуд-
вилл» исследуемого предприятия, мы использовали доходный подход. Доходный подход, на наш взгляд, является главным подходом при оценке стоимости НМА, поскольку это универсальный теоретически обоснованный подход, который позволяет определить стоимость актива в соответствии с типом совершаемой сделки и целями оценки. В рамках доходного подхода при оценке стоимости товарного знака предприятия использовались два метода: метод «освобождения от роялти» и «метод сценариев».
В результате стоимость товарного знака исследуемого предприятия, рассчитанная доходным подходом, методом «освобождения от роялти» на 2007 г. составила 177 000 тыс. руб., а «методом сценариев» -265 000 ± 9 000 тыс. руб.
Таблица 4
Характеристика основных подходов и методов оценки стоимости НМА
Метод Определение Применение
Затратный подход
1. Суммирования фактических затрат Прямое суммирование фактических затрат без учета изменения стоимости денег во времени Для определения балансовой стоимости НМА с целью постановки на бухгалтерский учет
• метод стоимости замещения Суммирование затрат на создание НМА, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа Оценка проектно-сметной документации зданий и сооружений, технологических линий и производственных комплексов, морских и речных судов, других типовых объектов, а также оценку библиотек, архивов и некоторых других НМА
• метод восстановитель-ной стоимости Суммирование затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа Оценка уникальных и не приносящих дохода НМА
• метод исторических затрат Суммирование исторических (первоначальных) затрат, зафиксированных в бухгалтерской документации предприятия, с учетом настоящих условий, с учетом индекса цен в данной отрасли Целесообразно, когда появляется возможность четко оценить исторически произведенные затраты во времени и проиндексировать их
Сравнительный (рыночный) подход
1. Прямого анализа сравнения продаж Анализ рыночных цен моделируется для рыночной стоимости оцениваемого объекта Для объектов, продаваемых на открытых рынках и имеющих аналоги
Доходный подход
1. Дисконтирования денежного потока Приведение всех будущих денежных потоков от использования НМА по определенной оценщиком ставке дисконтирования Если поступления денежных потоков от использования НМА за равные промежутки времени неодинаковы
2. Прямой капитализации Приведение к настоящему времени предполагаемой чистой прибыли в будущем Для объектов оценки, приносящих за равные периоды времени денежные потоки, равные по величине между собой или изменяющиеся одинаковыми темпами и поступающие в течение неограниченного времени
3. Преимущества в прибыли Ежегодное преимущество в прибыли, выраженное в денежной форме, приводится к текущей стоимости с учетом предполагаемого периода его получении С целью получения дополнительной прибыли по сравнению с предприятиями, которые не обладают НМА
4. Преимущества в расходах: Уменьшение расходов на использование НМА (с учетом производства и реализации продукции) ведет к увеличению чистой прибыли Для оценки объектов промышленной собственности
• метод выигрыша в себестоимости Стоимость НМА измеряется через определение экономии на затратах в результате его использования Для оценки объектов промышленной собственности или тех НМА, которые могут принести реальную экономию на затратах
• метод «освобождения от роялти» Оцениваемый НМА не принадлежит истинному владельцу, а предоставлен ему на лицензионной основе за определенные проценты (роялти) от выручки. Оценка НМА - текущая стоимость потока будущих платежей по роялти Для оценки объектов промышленной собственности и товарных знаков с целью передачи части прав путем заключения лицензионного договора
5. Выделение доли прибыли Учет чистого дохода с последующим выделением доли, приходящейся на НМА Для объектов промышленной собственности, когда непросто выделить доход, который приносит интересующая оценщика продукция
Для оценки стоимости деловой репутации «гудвилла» применялись следующие два метода доходного подхода: «избыточных прибылей» и «аналитический».
Таким образом, стоимость «гудвилла» на 2007 г. доходным подходом, методом «избыточных прибылей» составляет 228 ООО тыс. руб., а «аналитическим» методом - 730 ООО тыс. руб.
При постановке на баланс предприятия полученных в ходе оценки результатов рыночная капитализация возрастает от 10 до 30%.
Основными преимуществами от постановки на учет НМА являются:
• увеличение стоимости предприятия и бизнеса в целом;
• повышение значимости и конкурентоспособности предприятия как на внутреннем, так и на мировом рынках;
• улучшение правовой охраны и защита ОИС с целью повышения эффективного использования НМА на предприятии;
• получение дополнительного источника финансирования предпринимательской деятельности, так как данные активы можно продать, передать по лицензии, отдать в залог;
• получение предприятием дополнительной прибыли;
• увеличение величины чистых активов предприятия, а данный показатель является индикатором финансовой устойчивости, состояния Уставного капитала и в определенной степени - кредитоспособности предприятия;
• увеличение доли внеоборотных активов предприятия;
• уменьшение налога на прибыль;
• увеличение амортизационного фонда предприятия, что дает возможность совершенствовать материальную базу предприятия;
• увеличение инвестиционной привлекательности для акционеров, инвесторов, банкиров, желающих надежно вкладывать деньги, так как в последнее время для инвесторов очень важным становится наличие и эффективное управление НМА на предприятии.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: в целях активизации инновационной политики, повышения конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках, улучшения финансово-хозяйственной деятельности, получения дополнительного дохода промышленным предприятиям необходимо внедрить систему управления нематериальными факторами роста стоимости.