Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВОМ КАК РЕСУРСОМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВА'

УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВОМ КАК РЕСУРСОМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нематериальные активы / материальные ресурсы / креативный потенциал / управление / регион / ресурс / развитие

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дианова Вероника Александровна, Зорина Людмила Александровна

В материалах исследования показано значение нематериальных активов региона, дана авторская классификация нематериальных активов. Автором определены источники нематериальных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВОМ КАК РЕСУРСОМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВА»

УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВОМ КАК РЕСУРСОМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ГОСУДАРСТВА

Дианова Вероника Александровна, Зорина Людмила Александровна, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар

E-mail: veron-a@mail.ru

Аннотация. В материалах исследования показано значение нематериальных активов региона, дана авторская классификация нематериальных активов. Автором определены источники нематериальных активов.

Ключевые слова: нематериальные активы, материальные ресурсы, креативный потенциал, управление, регион, ресурс, развитие.

На современном этапе развития человечество обращает внимание на то, что материальные ресурсы истощаются, и появляется необходимость изыскивать новые ресурсы и возможности для развития государства и общества. На первый план выдвигаются теории и практические подходы использования креативного потенциала человека для развития нематериальных ресурсов, большое внимание сегодня уделяется качеству и количеству высококлассного человеческого капитала [3].

Отдельно стоит сказать про результаты креативного потенциала человека, которые становятся объектами нематериального актива региона. Более того, в рамках темы нашего исследования выделим составную часть нашего объекта -регион. Сделаем акцент на том, что каждый регион РФ отличается своими особенностями, как по количеству проживающего населения (от этого зависит в определенной степени размер нематериального актива), так и по интенсивности вовлечения населения в производство, аккумулирование и сохранение нематериального актива.

Предшествующие исследователи следующим образом определяли нематериальные активы региона. Андриссен Д, Тиссен Р. в своем исследовании раскрывают нематериальный актив региона, как навыки и неформализованные знания; технологии и формализованные знания; процессы управления; моральные ценности и нормы; ресурсы и приобретения (сложившаяся клиентская база, торговая марка и имидж, сеть поставщиков и клиентов) [1].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Авторы Михалкина Е.В., Косолапова Н.А. определяют нематериальный актив как региональный потенциал (материально-технической, финансово-инвестиционной, инновационной и др.), который позволяет получить синергетический эффект, необходимый для придания импульса региональному развитию [4].

Также выделим распространенное определение «нематериальный капитал региона», которые можно определить, как любые активы региона, состоящие из нематериальных капиталов компаний и организации, не имеющие вещественно-материального субстрата (как измеряемые, так и нет), и используемые в хозяйственной деятельности для реализации стратегии развития, а также специфических нематериальных элементов, необходимых для реализации функций региональной социально-экономической системы [2].

Основными субъектами управления нематериальным активом можем назвать: государство (с регулирующей и контрольно-надзорной функцией, как источник нормативно-правового регулирования системы управления нематериальным активом региона); органы муниципальной власти (низовой субъект управления, ориентирован на исполнение основных требований по развитию и сохранению нематериального актива региона); население (как генератор и потребитель нематериального актива региона).

Обозначим, что мы относим в рамках нашего исследования к нематериальному активу региона:

- историко-культурное наследие, сформированное под действием определенных социально-общественных норм, правил, культурных традиций (местный фольклор, традиция приготовления местных блюд, ремесло местных народов и т.д.);

- наличие определенных уникальных символов и явлений, характерных для территории, населения, национальности [2];

- составной элемент историко-культурного ядра российского прошлого и особенности его влияния на развитие общества России (включение части региональных символов в общероссийскую составляющую имиджа и репутации: медведь как символ Сибири (и РФ), ящерица - хозяйка медной горы Урала и др.);

- включенность региона в определенный исторический маршрут для позиционирования в туристической индустрии (достопримечательности, туристические маршруты, места общественного питания, которые будут интересны в процессе предоставления туристских услуг) [5].

Правильное и эффективное понимание сути обозначенных выше позиций у региональных властей может помочь развивать сферы производства и генерирования такого нематериального актива, что благоприятно скажется на положительной динамике: привлечения туристического потока в регион; привлечения инвестиционных ресурсов в регион; привлечения внимания государственных органов для реализации национальных программ развития. С

»

52

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

точки зрения экономики и управления к активам региона можем отнести непроизводственные активы, которые подразделяются на материальные и нематериальные. К материальным активам региона отнесем все физические объекты: земля, богатства недр, естественные биологические ресурсы, подземные водные ресурсы. В группу нематериальных активов стоит включить: патенты, авторские права, договоры об аренде, гудвилл (гудвилл - это бренд предприятия, наработанные деловые связи, торговая марка, репутация фирмы в мире).

Стоит сказать, что, несмотря на разные источники возникновения материальных и нематериальных активов существует прямая взаимосвязь таких активов. Материальные активы являются основой существования народностей региона, которые «производят» нематериальный актив региона. Раскроем источники нематериального актива региона:

1. Подходы и практики муниципального управления, следствием чего может являться техническое воплощение графических образов муниципальных образований, которые могут быть узнаваемыми и копируемыми в будущих периодах управления.

2. Наличие предприятий региона, которые являются образующими отрасли и сферы регионального развития (АПК, промышленность и т. д.).

3. Мелкие предприятия, которые создают уникальные творческие продукты и услуги, которые известны далеко за пределами региона и являются конкурентоспособными в сравнении с аналогами. Возможно, что такие предприятия используют местный уникальный материальный ресурс (например, недрагоценные камни региона, ресурсы легкой промышленности и др.).

4. Уникальные научно-технические центры и лаборатории, которые генерируют нематериальный актив, полезные для массового внедрения и улучшения качества жизни населения.

5. Площадки для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, интересны с точки зрения территориального расположения, которые генерируют в себе потенциал предпринимательской и творческой коммуникации, развития промышленных союзов и др.

Таким образом, в исследовании реализован авторский подход изучения категории «нематериальных активов региона», представлена классификация нематериальных активов. Для понимания возможностей управления нематериальным активом региона определены источники нематериальных активов.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. - М.: Олимп-Бизнес. -2004. - 256 с.

2. Безуглая Н.С., Чавыкина У.Г., Кондратьева Л.Н., Коротько Т.В., Веселова Н.Ю., Новиков В.С., Дианова В.А., Дмитриева А.В. исследование прикладных аспектов управления организациями социально-культурной деятельности. Коллективная монография. - Краснодар: Изд-во: ИП Шкуркин Д.В. (ДиректСайнс). - 2022. - 262 с.

3. Кравчук А.Ю., Махалова А.И. Нематериальные активы как основа концепции стратегического регионального развития // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 1 - Том I. - С. 66-70.

4. Михалкина Е.В., Косолапова Н.А. Оценка использования потенциала нематериальных ресурсов региона // ТЕRRА ЕСОКОМГСШ. - 2018. - Том 16. -№ 1. - С. 118-133.

5. Вицелярова К.Н., Захарова Ю.Н., Попов М.Н. Бизнес-планирование: учебное пособие для студентов, обучающихся в вузах культуры / Майкоп, 2018. -132 с.

»

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.