Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасова Динара Витальевна, Мухин Михаил Александрович

Некоммерческие организации сегодня становятся полноценным участником экономического развития региона, поскольку имеют более гибкую структуру и работают ориентированно с целевой аудиторией, а также способны оперативно реагировать на проблемы общества. Некоммерческие организации могут формировать решения той или иной общественно значимой проблемы, проводить апробацию и предлагать способы внедрения механизмов в работу органов государственной власти и местного самоуправления. В статье рассмотрены виды и формы некоммерческих организаций, работающих на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF A NON-PROFIT ORGANIZATION AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE THIRD SECTOR OF THE ECONOMY

Non-profit organizations today are becoming a full-fledged participant in the economic development of the region. Non-profit organizations have a more flexible structure and, working narrowly with the target audience, are able to respond more quickly to the problems of society. Non-profit organizations can form solutions to a particular social problem, conduct approbation and propose the introduction of a mechanism into the work of state authorities and local self-government. The article presents an analysis of the types and forms of non-profit organizations operating in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

hsJ П/

DOI:10.38197/2072-2060-2023-239-1-162-179

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ1 NON-PROFIT ORGANIZATION AS A KEY RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE THIRD SECTOR OF THE ECONOMY

НЕКРАСОВА ДИНАРА ВИТАЛЬЕВНА

Младший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН)

DINARA V. NEKRASOVA

Junior Research Fellow, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

1 Работа выполнена в рамках НИР ИЭ УрО РАН.

Junior Research Fellow, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

мухин Михаил Александрович

Младший научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН

MIKHAIL A. MUKHIN

АННОТАЦИЯ

Некоммерческие организации сегодня становятся полноценным участником экономического развития региона, поскольку имеют более гибкую структуру и работают ориентированно с целевой аудиторией, а также способны оперативно реагировать на проблемы общества. Некоммерческие организации могут формировать решения той или иной общественно значимой проблемы, проводить апробацию и предлагать способы внедрения механизмов в работу органов государственной власти и местного самоуправления. В статье рассмотрены виды и формы некоммерческих организаций, работающих на территории России.

Non-profit organizations today are becoming a full-fledged participant in the economic development of the region. Non-profit organizations have a more flexible structure and, working narrowly with the target audience, are able to respond more quickly to the problems of society. Non-profit organizations can form solutions to a particular social problem, conduct approbation and propose the introduction of a mechanism into the work of state authorities and local self-government. The article presents an analysis of the types and forms of non-profit organizations operating in the territory of the Russian Federation.

ABSTRACT

ПН-

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Межсекторное взаимодействие, факторы развития, система факторов развития, система факторов развития экономики региона. KEYWORDS

Intersectoral interaction, development factors, system of development factors, system of development factors of the regional economy.

В контексте последствий экономических шоков перед всеми уровнями органов власти возникает потребность в поиске новых ресурсных источников, которые можно найти в третьем секторе экономики, ключевыми акторами которого являются НКО. Стоит отметить, что некоммерческие организации имеют более гибкую структуру для оперативной перестройки и предложения инновационного решения той или иной общественной проблемы. К тому же данные организации обычно имеют узкую специфику целевой аудитории, с которой ведут работу, и способны более оперативно получать информацию от целевой аудитории о возникающих вопросах и проблемах. Сегодня существуют практики, когда некоммерческие организации предлагали действенные механизмы решения социальных проблем, проводили апробацию, после чего практика внедрялась в работу органов государственной власти или местного самоуправления.

Так, М. Хомутов в своем исследовании отмечает, что объединения граждан сегодня являются важным элементом общественной жизни, поскольку они оказывают поддержку ОГВ и ОМСУ в достижении целей общества и достижении национальных целей России [12]. Таким образом, некоммерческие организации как основное ядро третьего сектора экономики становятся партнерами го-

сударства и активно осуществляют социально значимую деятельность.

В свою очередь, Д. Харченко указывает на то, что сегодня в политической системе появились акторы, занявшие новые позиции, для которых характерна стабильность функционирования и определенная автономность. Среди подобных акторов рассматриваются и некоммерческие организации, которые позиционируют себя в качестве самостоятельного социального института, который возлагает на себя все больше общественно-политических функций. Также автор отмечает, что деятельность некоммерческих организаций приобретает особую актуальность, а по оперативным статистическим данным Минэкономразвития России в последние годы увеличился размер финансирования некоммерческого сектора на реализацию социально значимых программ из бюджетов различных уровней, в том числе на конкурсной основе [11]. Следовательно, органы государственной власти заинтересованы в деятельности некоммерческих организаций и стимулируют их развитие.

Е. Лига указывает, что внимание исследователей по тематике некоммерческих организаций связано с социальной практикой данных организаций, а именно повышением роли социально значимых организаций в решении общественных проблем, реализацией социальных программ и проектов, развитием СОНКО как компонентов структуры социального пространства региона [5]. А. Ханбиков в своем исследовании говорит о том, что функции некоммерческих организаций можно сгруппировать по двум направлениям: функции, через которые сектор влияет на общества, и функции, через которые реализуется участие этих организаций в процессах экономики. Также автор отмечает, что неком-

мерческий и коммерческий секторы участвуют в производстве таких общественно значимых благ, как товары, услуги, работы. Стоит отметить и то, что цели деятельности некоммерческих организаций созвучны с государственными и направлены на налаживание качественной общественной жизни и решение проблем общества [10]. Таким образом, мы понимаем, что существует потребность во включении СОН-КО в решение социальных вопросов в регионе.

Сегодня деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяющим правовые основы деятельности, виды, типы и формы, варианты поддержки таких организаций.

Исходя из анализа федерального закона, представим схематично на рисунке формы и виды некоммерческих организаций.

Рассмотрим сущность и ключевые особенности каждого из обозначенных в схеме видов некоммерческих организаций.

Так, А. Андриенко отмечает, что появление некоммерческих организаций было обусловлено желанием государства оказывать приоритетную поддержку общественных объединений, которые имеют целями деятельности общественно

Рисунок. Виды некоммерческих организаций

значимую работу и осуществляют общественно полезную деятельность [1].

Интересным фактом, который замечают Е. Кравченко и А. Суховеева, является то, что социально ориентированные некоммерческие организации занимают особое место в третьем секторе и являются главным звеном сектора. Также авторы говорят о том, что такие организации в последнее время находятся под пристальным вниманием общественности и государств. СОНКО оказывают социальные услуги и периодически уникальные услуги, которые не включены в перечень государственных или муниципальных услуг [4].

В своем исследовании У. Мутаев отмечает, что СОНКО являются инструментом гражданского общества, обеспечивают развитие общества и государства с помощью реализации необходимых гражданских инициатив и обеспечивают решение проблем, которые касаются интересов общества. Также стоит отметить, что автор отмечает и то, что отечественные исследователи говорят о том, что такая социальная ориентированность некоммерческих организаций показывает потенциал функционирования не только для реализации проблем общества, но и в способности формировать устойчивое экономическое развитие, благоприятный деловой климат, стабильность политической системы на основах демократии [7]. Е. Дворядкина и Д. Простова указывают, что СОНКО — это субъекты некоммерческого сектора региональной экономики и объекты региональной политики [2]. Из этого утверждения мы понимаем, что СОНКО вносят значительный вклад в развитие экономики страны и регионов.

Примерами СОНКО в Прикамье являются: ПРОО «НАСМНОГО», АНО «Формируем будущее», ПКОО «Счастье жить», РОО «Территория семьи» и другие.

Таким образом, СОНКО — это организации, преследующие достижение целей, значимых для общества, при этом являясь субъектом региональной экономики, который способен принимать участие в формировании устойчивого экономического развития, стабильности политической системы и благоприятного делового климата.

Вторым видом нормативно обозначенной некоммерческой организации являются НКО, которые имеют статус НКО — исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). Это СОНКО, оказывающие более 1 года социально значимые услуги, не являющиеся иноагентами и не выполняющие функции иноагентов.

В своем исследовании Д. Харченко упоминает о том, что некоммерческие организации, которые имеют статус ИОПУ, обладают приоритетным правом на получение мер поддержки. А. Иванов также упоминает, что такие некоммерческие организации могут получать финансовую поддержку в виде субсидий [2].

В Пермском крае статус некоммерческих организаций ИОПУ имеют тридцать четыре организации, среди них АНО «Институт социальных услуг и инноваций „ВЕКТОР"», АНО «Точка опоры», Пермская региональная общественная организация по содействию и реализации прав граждан на защиту семьи, материнства и детства «Территория семьи», Пермское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и др.2

Также в правовом поле среди видов некоммерческих организаций выделяются и иностранные некоммерческие неправительственные организации. Данные организации

2 Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx (дата обращения: 06.02.2023).

1 h4

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_

созданы за пределами России, основывают свою деятельность на законодательстве иностранного государства. Такие организации работают на территории России через представительства и отделения. Стоит отметить, что данные организации не имеют в составе учредителей органы государственной власти3. Таким образом, это некоммерческая организация, которая осуществляет свою деятельность при поддержке иностранных уполномоченных лиц иностранного государства или иностранного государства.

Также ФЗ «О некоммерческих организациях» выделяет 12 вариантов форм осуществления деятельности некоммерческих организаций. Представим их в форме таблицы.

Таким образом, на территории Российской Федерации существует 12 видов некоммерческих организаций, ведущих деятельность, не преследуя основной целью извлечение прибыли от своей деятельности. Некоммерческие организации могут создаваться как физическими лицами, так и Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципалитетами. Существуют варианты организаций, имеющих и не имеющих членства. Реестры зарегистрированных некоммерческих организаций России представлены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации4.

Также при рассмотрении форм и видов некоммерческих организаций стоит уделить внимание такому явлению, как территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Деятельность ТОСов на территории РФ регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-

3 О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Российская газета. — 1996. — 24 янв. (дата обращения: 05.02.2023).

4 Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx (дата обращения: 06.02.2023).

Та бл и ца

Формы осуществления деятельности некоммерческих организаций

№ Форма осуществления деятельности некоммерческих организаций Тезисное определение Примеры

1 Общественные и религиозные организации (объединения) - Гражданское объединение. - Добровольная основа. - Цель удовлетворение общих нематериальных потребностей - Пермская краевая общественная организация «Счастье жить». Целью деятельности организации является содействие в развитии паллиативной помощи детям с инвалидностью и их семьям и организация комплексной (медицинской, юридической, социальной, психологической, духовной) помощи детям с инвалидностью и их семьям. - Региональная общественная организация «Территория семьи». Деятельность организации направлена на вывод из кризисной ситуации семей

2 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации - Самостоятельное гражданское объединение граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ. - Объединение по территориально-соседскому принципу. - Цель: сохранить и развивать традиционный образ жизни, хозяйство, культуру, промыслы, защитить коренную среду обитания Община коренных малочисленных народов Севера «Власьево»

3 Казачьи общества - Самостоятельное гражданское объединение. - Цель: возрождение казачества России, сохранение его традиционного образа жизни, защита прав, хозяйствования российского казачества Сибирское войсковое казачье общество

4 Фонды - Не имеют членства. - Осуществляют деятельность на основе добровольных имущественных взносов. -Учреждаются гражданами. - Цели: социальные, образовательные, благотворительные и другие «Дед морозим» - фонд, который работает с деть-ми-сиротами и детьми со смертельно опасными заболеваниями. В своей деятельности команда разрабатывает новые технологии помощи детям в регионе и привлекает финансирование на их внедрение, обращает внимание на них

5 Государственные корпорации - Не имеют членства. -Учреждаются РФ. - Осуществляют деятельность на основе добровольных имущественных взносов. - Цели: управленческие, социально значимые Государственная корпорация «Росатом» - многопрофильный холдинг, который объединяет активы в энергетике, строительстве, машиностроении и имеет стратегией низкоуглеродную генерацию и ветроэнергетику

6 Государственная компания -Учреждаются РФ. -Учреждаются на основе имущественных взносов. - Не имеют членства. - Оказывают услуги, выполняют функции, использую государственное имущество на основе доверительного управления Открытое акционерное общество «Концерн радиостроения „Вега"»

7 Некоммерческое партнерство - Создана на основе членства. -Учреждается гражданами. - Цель: содействие членам организации при осуществлении деятельности Некоммерческое партнерство «На Страстном»

8 Частные учреждения - Созданы собственником. - Цели некоммерческого характер «Школа Геннадия Венглинского»

9 Государственные и муниципальные учреждения Организации, которые созданы Российской Федерацией / субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Выделяются бюджетные, автономные, казенные Муниципальное автономное учреждение «Дворец молодежи» города Перми. В соответствии с уставом организации «Дворец молодежи». Цель деятельности организации - содействовать занятости молодежи, развивать творчество и инициативы талантливой молодежи, организовывать досуг молодежи, детских и общественных объединений, повышать гражданскую активность молодежи, создавать условия для формирования ЗОЖ в молодежной среде, содействовать созданию единого информационного пространства в сфере молодежной политики

10 Бюджетные учреждения Некоммерческие организации, которые созданы Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации/муниципальным образованием, для оказания услуг или выполнения работ по реализации государственных и муниципальных полномочий в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта и других сферах Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов «Информаци-онно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга

11 Автономная некоммерческая организация - Не имеет членства. - Создается с целью предоставления услуг сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, спорта AHO «Формируем будущее». Организация ставит целью предоставление услуг в области развития и создания условий для культурно-просветитель-ской деятельности, поддержки детей и молодежи

12 Ассоциации (союзы) Некоммерческие организации, которые основаны на членстве юридических лиц/граждан и действуют в целях защиты и предоставления общих интересов Ассоциация айкидо Пермского края

_

ской Федерации». Федеральный закон определяет ТОС как самостоятельную организацию граждан, исходя из критерия места жительства, для реализации инициатив граждан по вопросам местного значения5.

По мнению С. Туболева, территориальное общественное самоуправление — это одна из наиболее удачных форм для организации взаимодействия между представителями органов местного самоуправления и обществом на уровне муниципального образования. Также автор отмечает, что данный вид самоорганизации граждан достаточно сильно приближен к местному сообществу [9]. Таким образом, под территориальным общественным самоуправлением можно понимать объединение граждан, проживающих на конкретной территории, с целью развития этой территории.

На основании анализа нормативно-правовых актов, посвященных деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, мы понимаем, что территориальное общественное самоуправление не выделяется Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» как отдельная форма некоммерческих организаций. Важным моментом, на который обращает внимание С. Туболев в своем исследовании, является то, что территориальное общественное самоуправление может осуществлять деятельность в двух форматах: с образованием юридического лица и без него [9]. Территориальное общественное самоуправление с образованием юридического лица имеет больше возможностей для привлечения финансирования в форме грантов и субсидий. Так, к примеру, на территории Перм-

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/8dca12e4c57dcd9672a34eadf15e13b4455e1519/ (дата обращения: 09.02.2023).

ского края территориальное общественное самоуправление участвует и побеждает в региональном конкурсе Фонда грантов губернатора6.

М. Сафоров отмечает, что роль территориального общественного самоуправления заключается в поддержании стабильности общества и сложившегося образа жизни граждан в границах территории [8]. Сегодня можно говорить о территориальном общественном самоуправлении как хозяйствующем субъекте муниципалитета, поскольку институт территориального общественного самоуправления имеет социально-экономическую трактовку, которая выражается во взаимосвязи системы управления территорией и реализацией социально-экономической политики [6].

Таким образом, резюмируем, что территориальное общественное самоуправление сегодня может быть организовано в форме некоммерческих организаций и осуществлять социально значимую деятельность в обозначенной территории.

На основе проведенного анализа отметим, что третий сектор экономики представлен широким спектром форм и видов НКО, которые выступают партнером органов государственной власти и местного самоуправления в работе с обществом и реализации потребностей населения. Основополагающим видом реализации деятельности некоммерческих организаций являются СОНКО, посвящающие свою деятельность реализации задач значимых для общества. Также значимым явлением третьего сектора является территориальное общественное самоуправление, являясь формой самоорганизации граждан с целью развития территории.

6 Официальный сайт Фонда Президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://xn-80afcdbalict6afooklqi5o.xn-p1ai/ (дата обращения: 09.02.2023).

6

Благодарность

Работа подготовлена в рамках НИР Института экономики УрО РАН.

Библиографический список

1. Андриенко, А.И. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций как конституционное правомерное поведение / А.И. Андриенко // Вестник Сургутского государственного университета. — 2022. — № 1 (35). — С. 51-59. — DOI 10.34822/2312-3419-2022-1-51-59. — EDN YARSOE.

2. Дворядкина Е.Б., Простова Д.М. Социально ориентированные некоммерческие организации в региональной экономике: дифференциация исследовательских методических программ // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2021. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizatsii-v-regionalnoy-ekonomike-differentsiatsiya-issledovatelskih-metodicheskih (дата обращения: 15.02.2023).

3. Иванов А.В. Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг как новый вид социально ориентированных некоммерческих организаций / А.В. Иванов // Современные инновации. — 2017. — № 8 (22). — С. 46-48. — EDN ZGZIMD.

4. Кравченко Е.В. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития / Е.В. Кравченко, А.А. Суховеева // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. — 2020. — Т. 1. — № 3. — С. 121-134. — DOI 10.18334/ social.1.3.111178. — EDN DOVZWG.

5. Лига Е.М. Институализация социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) / Е.М. Лига // Общество: философия, история, культура. — 2021. — № 12 (92). — С. 83-87. — DOI 10.24158/fik.2021.12.12. — EDN WWEVYO.

6. Мухин М.А. Территориальное общественное самоуправление в развитии системы управления социально-экономическими процессами в регионе / М.А. Мухин, А.А. Урасова // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2022. — Т. 17, № 2. — С. 185-196. — DOI 10.17072/1994-9960-2022-2-185-196. — EDN OOSEXY

7. Мутаев У.К. Социально-ориентированные некоммерческие организации: проблемы и перспективы (На примере Ивановской области) / У.К. Мутаев // Управленческий учет. — 2021. — № 8-2. — С. 298-308. — EDN XVLLZW.

8. Сафаров С.М. Территориальное общественное самоуправление: влияние инициатив в области культуры и туризма на развитие территории / С.М. Сафаров // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. — 2022. — № 1 (38). — С. 48-53. — EDN KJTJTK.

9. Туболев С.М. Проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления / С.М. Туболев // Современный ученый. — 2022. — № 3. — С. 268-273. — EDN JFFHVO.

10. Ханбиков А.В. Методика определения роли некоммерческих организаций в экономике / А.В. Ханбиков // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 12-2. — С. 388-395. — DOI 10.17513/vaael.2013. — EDN HDGINL

11. Харченко Д.В. Некоммерческие организации как структурные элементы гражданского общества / Д. В. Харченко // Вестник экспертного совета. — 2021. — № 1 (24). — С. 21-26. — EDN AWNXTE.

12. Хомутов М.В. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в общесоциальном предупреждении преступлений / М.В. Хомутов // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2021. — № 2 (52). — С. 44-50. — EDN JMIVVG.

References

1. Andrienko A.I. Activities of socially oriented non-profit organizations as constitutional lawful behavior / A.I. Andrienko // Bulletin of the Surgut State University. - 2022. - No. 1 (35). - S. 51-59. -DOI 10.34822/2312-3419-2022-1-51-59. - EDN YARSOE.

2. Dvoryadkina E.B., Prostova D.M. Socially oriented non-profit organizations in the regional economy: differentiation of research methodological programs // Bulletin of the VolSU. Series 3: Economy. Ecology. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-orientirovannye-ne-kommercheskie-organizatsii-v-regionalnoy-ekonomike-differentsiatsi-ya-issledovatelskih-metodicheskih (date of access: 02/15/2023).

3. Ivanov A.V. Non-profit organizations - performers of socially useful services as a new type of socially oriented non-profit organizations / A.V. Ivanov // Modern innovations. - 2017. - No. 8(22). - S. 46-48. -EDN ZGZIMD.

4. Kravchenko E.V. Socially oriented non-profit organizations as providers of social services: problems, vectors of development / E.V. Kravchen-ko, A.A. Sukhoveeva // Social entrepreneurship and corporate social responsibility. - 2020. - T. 1. - No. 3. - S. 121-134. - DOI 10.18334/ social.1.3.111178. - EDN DOVZWG.

5. Liga E.M. Institutionalization of socially oriented non-profit organizations (SONCO) / E.M. Liga // Society: philosophy, history, culture. - 2021. - No. 12(92). - S. 83-87. - DOI 10.24158/ fik.2021.12.12. - EDN WWEVYO.

6. Mukhin M.A. Territorial public self-government in the development of the system for managing socio-economic processes in the region / M.A. Mukhin, A.A. Urasova // Bulletin of the Perm University. Series: Economy. - 2022. - T. 17, No. 2. - S. 185-196. - DOI 10.17072/19949960-2022-2-185-196. - EDN OOSEXY

7. Mutaev U.K. Socially oriented non-profit organizations: problems and prospects (on the example of the Ivanovo region) / U.K. Mu-

taev // Management accounting. — 2021. — No. 8-2. — S. 298-308. — EDN XVLLZW.

8. Safarov S.M. Territorial public self-government: the impact of initiatives in the field of culture and tourism on the development of the territory / S.M. Safarov // Multi-level social reproduction: questions of theory and practice. — 2022. — No. 1 (38). — S. 48-53. — EDN KJTJTK.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Tubolev S.M. Problems and prospects for the development of territorial public self-government / S.M. Tubolev // Modern scientist. — 2022. — No. 3. — P. 268-273. — EDN JFFHVQ

10. Khanbikov A.V. Methodology for determining the role of non-profit organizations in the economy / A.V. Khanbikov // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. — 2021. — No. 12-2. — S. 388-395. — DOI 10.17513/vaael.2013. — EDN HDGINL

11. Kharchenko D.V. Non-profit organizations as structural elements of civil society / D.V. Kharchenko // Bulletin of the Expert Council. — 2021. — No. 1 (24). — S. 21-26. — EDNAWNXTE.

12. Khomutov M.V. Participation of socially oriented non-profit organizations in the general social prevention of crimes / M.V. Khomutov // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2021. — No. 2 (52). — S. 44-50. — EDN JMIVVG.

Контактная информация / Contact information

620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29. Институт экономики УрО РАН.

620014, Russia, Yekaterinburg, st. Moskovskaya, 29. Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Некрасова Динара Витальевна/ Dinara V. Nekrasova dinaranekrasova@mail.ru

Мухин Михаил Александрович/ Mikhail A. Mukhin cseed@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.