Научная статья на тему 'Управление негосударственным высшим учебным заведением как социально-экономической системой'

Управление негосударственным высшим учебным заведением как социально-экономической системой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / MANAGEMENT / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION / PRIVATE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Лидия Николаевна

В условиях реформирования образовательной деятельности большое значение уделяется развитию негосударственного образовательного сектора, что требует пересмотра системы управления в нем. Негосударственный вуз является структурным звеном социально-экономической системы государства и в свою очередь сам выступает как социально-экономическая система, в которой осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость элементов и процессов в рамках отдельных подсистем высшего образования, создающих социальные и экономические товары и услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of private institute of higher education as a social and economical system

Under reformation of educational activity the most attention is paid to the development of private educational sector, which requires revision of the management system in it. Private institute is a structural part of social and economical system of the state and at the same time is itself the social and economical system, in with the interaction and correlation of the elements and processes is implemented within the network of separate sub-systems of higher education, which produce social and economic products and services.

Текст научной работы на тему «Управление негосударственным высшим учебным заведением как социально-экономической системой»

Ильина Лидия Николаевна

доцент, кафедра финансов и кредита, Институт управления (г. Архангельск) Sgura@rambler.ru

единство звеньев -

залог эффективности

управление негосударственным

высшим учебным заведением

как социально-экономической системой

_Аннотация

В условиях реформирования образовательной деятельности большое значение уделяется развитию негосударственного образовательного сектора, что требует пересмотра системы управления в нем. Негосударственный вуз является структурным звеном социально-экономической системы государства и в свою очередь сам выступает как социально-экономическая система, в которой осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость элементов и процессов в рамках отдельных подсистем высшего образования, создающих социальные и экономические товары и услуги.

Ключевые слова: управление, социально-экономическая система, ВУЗ, высшие учебные заведения, негосударственные высшие учебные заведения

Сегодня основным условием усиления экономической и политической роли России и повышения благосостояния населения является рост конкурентоспособности страны. Главным конкурентным преимуществом высокоразвитого государства является его человеческий потенциал, что во многом определяется уровнем образования.

Вуз как система

С начала 1990-х годов в России осуществляется реформирование целей и методов образовательной системы.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» регламентировал возможность существования различных форм собственности, что является необходимым, так как опыт развития высшего образования в развитых зарубежных странах доказывает, что эффективное функционирование рынка образовательных услуг возможно только в условиях, когда государственный сектор в образовании дополняется и усиливается негосударственным.

Все это требует пересмотра системы управления высшими учебными заве-

дениями и рассмотрения возможностями управления ими с точки зрения развития социально-экономических систем.

Основные понятия, которые характеризуют вуз как систему, можно представить в виде таблицы (см. табл.на с.116). Высшее учебное заведение, на наш взгляд, является динамической, саморазвивающейся, адаптирующейся системой, входящей в общую систему образования и науки Российской Федерации. Управление данной системой в нашей стране построено по традиционному иерархическому принципу, предполагающему относительно демократическое согласование основных решений, принимаемых управляющими органами различного уровня.

Среда имеет значение

Негосударственный вуз, будучи структурным звеном социально-экономической системы государства, в свою очередь сам является социально-экономической системой. Общественная среда с определенными характеристиками (общегосударственными отношениями, человеческими ресурсами, научно-техническим потенциалом, социальными отношениями и т.д.) представляет собой внешнюю среду социально-экономической системы высшего учебного заведения. Социально-экономическая система негосударственного вуза - это взаимосвязь и взаимозависимость элементов и процессов в рамках отдельных подсистем высшего образования, создающие социальные и экономические товары и услуги.

Элементами внешней среды, задействованными при входе в социально-экономическую систему вуза, являются общегосударственные отношения,

человеческие ресурсы, научно-технический потенциал, экономические отношения, профессионально-кадровый заказ, социальные отношения, существующие на данной территории. Система имеет взаимодействие с внешней средой в двух направлениях: как к системе, так и от нее. Выборка внешних элементов при входе в систему определяется общими целями управления, к которым относят:

1. Учебная деятельность в рамках полученных лицензионных возможностей.

2. Научная деятельность в объемах научно-практического потенциала вуза.

3. Методическая работа, необходимая для улучшения учебной и научной деятельности системы вуза.

Выход из социально-экономической системы представляет собой итоги деятельности элементов системы в части удовлетворения потребностей общества в рамках определенных целей при входе в систему. Элементами выхода являются развитые системой отношения, а также определенный объем подготовленных кадров, научные и информационные разработки, методический материал.

эффективное функционирование рынка

образовательных услуг возможно только в условиях, когда государственный сектор в образовании дополняется и усиливается негосударственным

Таблица

Основные понятия системы Общее определение понятия Определение элементов системы вуза

Элемент Простейшая неделимая часть системы, предел членения с точки зрения отдельной поставленной задачи Ректорат, деканат, административно-хозяйственная часть, бухгалтерия, редакционно-издательский отдел, технико-статистический отдел, студенческое самоуправление, кафедры

Подсистема Более крупное объединение элементов, связанное с вычленением взаимосвязанных элементов, обладающих свойствами системы Управляющая подсистема: - ректорат, деканат, учебная часть. Управляемая подсистема: - профессорско-преподавательский состав, студенты

Структура Иерархия, упорядочение компонентов (часто представлено графически) Ректорат, деканат, учебная часть, хозяйственный отдел, кафедры

Связь Характерное строение системы (статика) и функционирование системы (динамика) Управленческие решения, передающиеся сверху (например, от деканата) вниз (к студентам)

Внешняя среда Множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния приводят к изменениям в системе Элементы внешней среды вуза: 1. Система общегосударственных отношений. 2. Человеческие ресурсы. 3. Научно-технический потенциал. 4. Экономические отношения. 5. Профессионально-кадровый заказ. 6. Социальные отношения

Цели деятельности системы Идеальные устремления в соответствии с реальными возможностями Цели деятельности вуза: 1. Подготовка определенного количества специалистов. 2. Разработка определенного количества научных программ. 3. Обеспечение методической деятельности и т.д.

Управление системой Изменения в менеджменте системы в зависимости от стадии выполнения поставленных задач (планирование, прогнозирование, реализация, контроль) Менеджмент в вузе проходит по стадиям управления

Внутренняя среда вуза имеет три взаимосвязанных аспекта: 1. Система вуза - это некое теоретическое построение элементов, существующих в данной организации (отделы, кафедры и т.д.), в совокупности, целостности.

2. Субъекты управления, которые руководят элементами на основе юридически определенных прав

3. Сложный механизм формирования и использования отношений, существующий в данной системе (организационные структуры, нормы, отношения т.д.).

Взаимодействие этих аспектов и получение определенного результата является атрибутом диалектически понятой системы, при этом каждый из них участвует в создании единого системного качества и является одним из элементов выхода из системы.

Структура внутренней среды

Внутреннюю среду социально-экономической системы негосударственного вуза можно разделить на следующие элементы и их компоненты:

1. Ректорат - вырабатывает стратегию управления системой и концептуально определенные принципы ее деятельности, проводит общую организационную работу по подготовке специалистов.

2. Учебный отдел - обеспечивает организацию учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами. Работа обеспечивается за счет координации работы кафедр и деканатов.

3. Деканаты - осуществляют организационно-административную работу со студентами и профессорско-преподавательским составом кафедр.

4. Кафедры - основные учебно-научные подразделения высшего учебного учреждения. К спектру их работ относится учебная, методическая, научно-исследовательская и воспитательная работа среди студентов, аспирантов и преподавательских кадров.

5. Аспирантура - занимается научной и педагогической работой путем подготовки научных работников.

6. Студенческое самоуправление -проводит воспитательную, учебную, научную работу среди студентов путем реализации идей наиболее активных участников.

7. Редакционно-издательский отдел -обеспечивает выпуск учебно-методи-

ческой и научной литературы, периодических изданий студенческого и профессорско-преподавательского состава вуза.

8. Информационно-технический отдел

- обеспечивает программно-информационную работу всей системы и проводит учебную деятельность среди студентов и аспирантов, а также занимается повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.

9. Финансовый отдел - обеспечивает финансово-кассовую работу системы.

Выводы

Негосударственное высшее учебное заведение является большой и сложной социально-экономической системой, на управление которой оказывают влияние следующие факторы:

- множественность управления. Для достижения определенной цели необходимо управление со стороны сразу нескольких подсистем и элементов;

- достаточно большое количество целей деятельности системы;

- тесная связь с внешней средой (объемы элементов входа и выхода часто определяются не в системе) и т.д. Таким образом, современная система высшего учебного заведения, в том числе и негосударственного, сопоставима с крупным производственным предприятием. Являясь сложной научной, социальной, экономической, хозяйственной структурой, она имеет достаточно сложные системы управления, качество функционирования которых определяются через связи с внешней и внутренней средой.

Литература

1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор (Текст)

/ Е.В. Вашурина, Н.В. Дрантусова, Я.Ш. Евдокимова, А.К. Клюев, И.А. Майбуров / Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006.

2. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: Учебник (Текст) / Под ред. В.В. Глухова. - СПб.: Лань, 2004.

3. Веснин В.Р. основы менеджмента: Учебник (Текст). - М.: Институт международного права и экономики; Триада, Лтд, 1997.

4. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления (Текст). - М.: Маркет ДС, 2003.

5. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов (Текст). -М.: Юнити-Дана, 2003.

6. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учебное пособие

для вузов (Текст) / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ, 2008.

7. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов (Текст). - М.: Омега-Л, 2008.

8. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие для вузов (Текст) / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; Ред. В. Н. Попов. - М.: КноРус , 2007.

9. Коробко В.И. Теория управления: Учебное пособие для вузов (Текст). -М.: ЮНИТИ, 2009.

10. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для вузов (Текст) / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

11. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов (Текст) / 3-е изд., стереотипное. -М.: Омега-Л, 2010.

Lidia N. Ilyina

Associate Professor, Chair of Finance and Credit, International Institute of Management (Archangelsk)

Management of private institute of higher education as a social and economical system

_Abstract

Under reformation of educational activity the most attention is paid to the development of private educational sector, which requires revision of the management system in it. Private institute is a structural part of social and economical system of the state and at the same time is itself the social and economical system, in with the interaction and correlation of the elements and processes is implemented within the network of separate sub-systems of higher education, which produce social and economic products and services.

Keywords: management, social and economic system, institutes of higher education, private institutes of higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.