Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ'

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ : СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БОЛЬШЕЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВВОДА СОЦИАЛЬНО - МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ В / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC PLANNING / GREATER MUNICIPAL FORMATION / INPUT OF SOCIO - ECONOMIC MUNICIPAL DEVELOPMENT / STRATEGY / LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семакова

Основная цель муниципального управления - повышение качества и уровня жизни населения муниципального образования, в связи с чем, перед органами местного самоуправления стоит двуединая задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием муниципального образования для достижения стратегических целей. Решению этой двуединой задачи способствует применение технологии управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, включающей разработку и реализацию концепции (программы, плана) социально-экономического развития муниципального образования. В России происходят глобальные изменения, которые вносят дополнительные сложности в работу муниципального управляющего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MUNICIPAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The main goal of the municipal government is to improve the quality and standard of living of the population of the municipality, in this connection, the local authorities have a two - pronged task: management of current Affairs to achieve operational goals and management of the development of the municipality to achieve strategic goals. The solution of this two-pronged problem is facilitated by the use of technology of management of complex socio-economic development of the municipality, including the development and implementation of the concept (program, plan) of socio-economic development of the municipality. In Russia, there are global changes that make additional difficulties in the work of the municipal Manager.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ»

V. Налог на роскошь. Минпромторг России - [Электронный ресурс] http://minpromtorg. gov.ru (дата обращения 18.11.18)

УДК:336

Семакова В.А. студент магистратуры 3 курса направление : Экономика Финансово - экономический институт Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ Аннотация: Основная цель муниципального управления - повышение качества и уровня жизни населения муниципального образования, в связи с чем, перед органами местного самоуправления стоит двуединая задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием муниципального образования для достижения стратегических целей. Решению этой двуединой задачи способствует применение технологии управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, включающей разработку и реализацию концепции (программы, плана) социально-экономического развития муниципального образования. В России происходят глобальные изменения, которые вносят дополнительные сложности в работу муниципального управляющего.

Ключевые слова: стратегическое планирование, большее муниципальное образование, ввода социально - экономическое муниципального развитие, стратегия в, местное самоуправление.

Semakova V.A. master's student

Department of Finance, money circulation and credit

Financial and economic Institute Tyumen state University Russia, Tyumen MANAGEMENT OF MUNICIPAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT Abstract: the main goal of the municipal government is to improve the quality and standard of living of the population of the municipality, in this connection, the local authorities have a two - pronged task: management of current Affairs to achieve operational goals and management of the development of the municipality to achieve strategic goals. The solution of this two-pronged problem is facilitated by the use of technology of management of complex socioeconomic development of the municipality, including the development and implementation of the concept (program, plan) of socio-economic development of

the municipality. In Russia, there are global changes that make additional difficulties in the work of the municipal Manager.

Keywords: strategic planning, greater municipal formation, input of socio -economic municipal development, strategy, local self-government

Муниципальным органам власти в условиях крайнего дефицита ресурсов приходится одновременно решать целый ряд разноуровневых и разнонаправленных задач по нормализации хозяйственно -экономической деятельности, стабилизации социальных отношений, модернизации инфраструктуры, разработке и запуску программ развития, преодолению локальных кризисных ситуаций и т.п., в условиях жесткого лимита времени и отсутствия отработанных управленческих технологий, соразмерных решаемым проблемам. Традиционные методы управления для этого часто не годятся.

Существующая практика работы органов муниципального управления от задачи к задаче, от ситуации к ситуации, от выборов до выборов ведет к тому, что реальными управляющими на местах часто оказываются те, кто имеет собственные цели по отношению к местному развитию, и система муниципального управления начинает работать не в интересах муниципального образования в целом, а в частных интересах, в том числе теневых структур. Одна из задач стратегического планирования -преодоление такой ситуации.

Новая технология муниципального управления состоит в стратегическом планировании муниципального развития. Стратегический подход уже сложился в нашей стране в сфере бизнесуправления, в приложении к муниципальному управлению его принципы состоят в следующем:

1. Самостоятельность позиции, т.е. построение деятельности муниципалитета как самостоятельного субъекта, принимающего реальные решения, «самостоятельно и под свою ответственность».

2. Профессиональное отношение к делу, т.е. выстраивание деятельности муниципального управления как профессиональной управленческой деятельности, с требуемой полнотой и системностью, а не в угоду тем или иным частным пониманиям или предпочтениям.

3. Конкурентность позиции, т.е. понимание, что муниципальное образование существует в динамичной конкурентной среде, в которой возможны разные траектории развития, зависимые от действий, предпринимаемых его управляющими, и выстраивание деятельности в соответствии с реальными запросами этой среды, а не с отдельными частными представлениями и интересами.

Специальным предметом внимания в системе стратегического планирования и управления является достижение согласованности управленческих решений, принимаемых на разных уровнях системы административного управления. По мере развития практики стратегического

планирования в муниципальных образованиях начинает становиться очевидными существующие изъяны в этой части работы. Вопиющим фактом является, например, то, что стратегии регионального развития, которые, при активной роли Министерства регионального развития, разрабатываются сегодня едва ли не во всех субъектах Федерации, за редчайшими исключениями, никак не учитывают особенностей муниципального уровня управления.

Другим проявлением такой неотстроенности отношений в системе управления является практика перераспределения бюджетных отчислений, когда дополнительные поступления в бюджет, появившиеся в результате активной работы муниципалитета, изымаются из его бюджета при планировании следующего финансового цикла. Это отбивает у органов муниципального образования стремление прилагать усилия, направленные на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, и порождает стремление скрыть дополнительные доходы. И то, и другое отнюдь не способствует развитию населенных пунктов и территорий.

Стратегическое планирование исходит из двух положений.

Во-первых, ситуация планирования всегда и принципиально неоднозначна - условия управленческого действия не являются вполне прозрачными, меняются и зависят от действий других субъектов, принимающих самостоятельные решения и стремящихся к собственным целям.

Во-вторых, ситуация планирования - это всегда ситуация дефицита ресурсов. Осознание ограниченности имеющихся ресурсов - одно из ключевых обстоятельств, заставляющих управляющего обращаться к стратегии. Если ресурсов достаточно, в разработке стратегии их использования нет необходимости. Другое дело, когда их недостаточно. Тогда приходится либо точно определять приоритеты и направления деятельности, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами, либо искать способы их привлечения: оценивать, что из того, что есть, можно для этого использовать, выстраивать схемы, выделять критические точки этих схем, формировать специальные сценарии действий в этих точках, анализировать разные варианты развития событий, оценивать балансы затрат, рисков и приобретений и т.д. В любом случае, стратегический подход позволяет максимально эффективно использовать возможности имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.

В общем смысле, стратегия представляет собой искусство принятия самостоятельных решений и осуществления самостоятельных действий в меняющихся и недоопределенных условиях, искусство адекватно ситуации отвечать на основные вопросы, организующие управленческую работу: Кто будет делать? Что будет делаться? Зачем (для чего, во имя чего) это будет делаться? Когда (в какой последовательности) будет строиться действие? Какими силами (каким ресурсом) будет обеспечено действие? Соответственно, вопрос о том, как должно быть организовано

стратегическое планирование, это вопрос о том, как устроен инструмент, который дает управляющему получать ответы на поставленные вопросы. Разработка стратегии осуществления какой-либо деятельности требует обращения к базовым основаниям и характеристикам этой деятельности.

Стратегия развития муниципального образования представляет собой систему представлений о желательном будущем, приоритетах и направлениях работы по достижению этого будущего, инструментах и механизмах, которые дают возможность осуществить эту работу. Центральными фокусами этой системы являются самоопределение муниципального образования, анализ ресурсов развития, которыми оно располагает, представление о наборе субъектов, которые связаны с этими ресурсами, и о том, какая кооперация есть между этими субъектами, а также какая организация деятельности требуется для разработки и реализации стратегии.

Основные задачи, которые должна решать разработанная стратегия местного развития, состоят в следующем:

• систематизация представлений о населенном пункте или территории и их возможностях;

• выработка перспективы, определяющей организацию местного управления;

• формирование базиса для разработки программ и проектов развития;

• представление населенного пункта или территории во внешней

среде;

• поиск новых ресурсов для развития.

Стратегия задает рамки и определяет направления для разработки программ и проектов муниципального развития. Если это необходимо, на основе общей стратегии развития могут формироваться частные стратегии деятельности муниципального управления в отдельных направлениях. Стратегическое планирование - процесс постоянный, реагирующий на все изменения, связанные как с муниципальным образованием и органами его управления, так и с характеристиками внешней среды. Реализация разработанной стратегии всегда сопровождается ее текущей корректировкой. Что-то из изначально намеченного отпадает, появляется что-то новое, неочевидное в начале разработки. Стратегическое планирование в целом составляет непрерывный цикл: от первых наметок будущей стратегии к ее продумыванию и реализации (включая текущие корректировки) и оценке полученных результатов, после которой осуществляется полномасштабная корректировка стратегии и начинается новый цикл стратегического Условием эффективности всего процесса является удержание стратегической позиции, соотнесение текущих событий, обстоятельств и корректировок с изначальными установками и замыслом. Потеря такой позиции приводит к тому, что стратегия в ходе текущих корректировок исчезает, подменяясь текущей оперативной работой, и

остается только на бумаге.

Цикл стратегического планирования включает в себя следующие основные содержательные элементы:

1. Анализ ситуации и предметное оформление ценностных ориентаций, лежащих в основе стратегии развития: формирование миссии и образа будущего населенного пункта.

2. Оформление целевых ориентиров стратегии.

3. Разработка программ и проектов, направленных на реализацию стратегии.

4. Реализация разработанных программ и проектов.

5. Анализ и оценка результатов и последствий реализации программ и проектов.

Анализ и оценка результатов и последствий реализации программ и проектов формирует основу для нового анализа ситуации и корректировки оформления ценностных ориентаций, лежащих в основе стратегии развития, и цикл повторяется.

Использованные источники:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998 г., N 31, ст. 3823 - Режим доступа: [Консультант плюс]

2. Лексин В. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития/ В.Н. Лексин. -М.: Бука, 2013.-176с.

3. ЮшинаЕ.А. Муниципальное управление/ Е.А. Юшина. - М.: Герда, 2017. -178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.