Научная статья на тему 'Концепция инновационной системы муниципального образования'

Концепция инновационной системы муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / INNOVATION PROCESS / MUNICIPAL INNOVATION SYSTEM / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палкина Марина Викторовна, Палкин Андрей Юрьевич

Дается системное представление о муниципальной инновационной системе, которое опирается на анализ существующих научных взглядов и действующее российское законодательство. Дана характеристика целей, функций и элементного состава системы. Раскрываются основные свойства инновационной системы муниципального образования. Рассмотрена внешняя среда данной системы, включающая ближнее и дальнее окружение. Представлены структура, функции и перечень субъектов каждого элемента муниципальной инновационной системы, в которой реализуется полный цикл инновационного процесса. Отражена взаимосвязь муниципальной инновационной системы с такими подсистемами социально-экономической системы муниципального образования, как финансово-экономическая, производственная, муниципального хозяйства, социальная, административно-политическая. Уточнены факторы, которые необходимо учитывать при выборе методов управленческого воздействия на инновационные процессы в муниципальном образовании. Показана система управления инновациями в муниципальном образовании, действующая в рамках муниципальной инновационной системы, а также сам процесс управления инновациями от постановки инновационных целей и определения стратегических направлений развития муниципального образования до оценки состояния инновационной сферы муниципального образования и эффективности управления ею. Разработанная концепция муниципальной инновационной системы позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях она является ключевым фактором и базисом для перевода экономики современных муниципальных образований на инновационный тип развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF INNOVATIVE SYSTEM OF MUNICIPALITY

The paper considers the municipal innovation system, which is based on the analysis of the existing scientific views and actual Russian legislation. The characteristic of the objectives, functions and element composition of the system is given. The basic properties of the innovation system of the municipality are disclosed. The external environment of the system, including close and far surroundings, is considered. The structure, functions and a list of the entities of each element of the municipal innovation system, which is implemented in the full cycle of innovation, are presented. The relationship of municipal innovative system with the subsystems of such social and economic system of the municipality as financial and economic, industrial, municipal services, social, administrative and political, is demonstrated. The factors that must be considered when selecting the methods of administrative influence on the innovation processes in the municipality are specified. The system of innovation management in the municipality, operating within the municipal innovation system, as well as the process of innovation management from setting innovative goals and determination of the strategic directions of the development of the municipality to the assessment of the innovative sphere of the municipality and the effectiveness of its management is shown. The developed concept of the municipal innovation system leads to the conclusion that in modern conditions it is a key factor and basis for transfer the economy of the present municipality to the innovative type of development.

Текст научной работы на тему «Концепция инновационной системы муниципального образования»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

УДК 332.012

М. В. Палкина, А. Ю. Палкин

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дается системное представление о муниципальной инновационной системе, которое опирается на анализ существующих научных взглядов и действующее российское законодательство. Дана характеристика целей, функций и элементного состава системы. Раскрываются основные свойства инновационной системы муниципального образования. Рассмотрена внешняя среда данной системы, включающая ближнее и дальнее окружение. Представлены структура, функции и перечень субъектов каждого элемента муниципальной инновационной системы, в которой реализуется полный цикл инновационного процесса. Отражена взаимосвязь муниципальной инновационной системы с такими подсистемами социально-экономической системы муниципального образования, как финансово-экономическая, производственная, муниципального хозяйства, социальная, административно-политическая. Уточнены факторы, которые необходимо учитывать при выборе методов управленческого воздействия на инновационные процессы в муниципальном образовании. Показана система управления инновациями в муниципальном образовании, действующая в рамках муниципальной инновационной системы, а также сам процесс управления инновациями - от постановки инновационных целей и определения стратегических направлений развития муниципального образования до оценки состояния инновационной сферы муниципального образования и эффективности управления ею. Разработанная концепция муниципальной инновационной системы позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях она является ключевым фактором и базисом для перевода экономики современных муниципальных образований на инновационный тип развития.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, муниципальная инновационная система, муниципальное образование.

Введение

Расширение полномочий и увеличение ответственности перед местным сообществом муниципальных образований (МО), возникшие в результате проведения государственных реформ в сфере местного самоуправления, тотальная информатизация, международная интеграция и глобализация и другие тенденции развития современного общества остро ставят вопрос о поиске и реализации новых подходов к построению социально-экономических систем МО, основой развития которых должны стать инновации. В этих условиях высокую актуальность приобретают процессы создания инновационных систем на муниципальном уровне.

Понятие, цель, функции и основные подсистемы муниципальной инновационной системы

Муниципальная инновационная система (МИС) представляет собой совокупность элементов и механизмов их взаимодействия, в рамках которых на территории МО осуществляется деятельность по созданию, производству и потреблению инноваций.

Муниципальная инновационная система создается и функционирует на территории МО. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] под МО понимается населенная территория (городское поселение, сельское поселение, объединенное общей территорией, часть поселения, иная территория, предусмотренная федеральным законом), в границах которой осуществляется местное самоуправление, имеются выборные органы местного самоуправления, местный бюджет и муниципальная собственность. Население, проживающее в МО, где терри-

ториально реализуется местное самоуправление, именуется местным сообществом. Таким образом, МИС имеет границы того МО, на территории которого она формируется, и подчинена достижению главной цели его развития - повышению качества жизни местного сообщества. Приоритетом в деятельности МИС выступает создание в МО такой инновационной среды, которая обеспечит эффективное воспроизводство инноваций, являющихся основой улучшения условий жизнедеятельности, здоровья, увеличения продолжительности и повышения уровня жизни местного сообщества.

Сущностное содержание МИС раскрывается через такие свойства, как целостность, сложность, открытость, устойчивость, адаптивность, иерархичность, самоорганизация, целенаправленность.

Целостность МИС определяется тем, что инновационная система МО обладает своей целью и каждый ее элемент вносит вклад в реализацию ее целевой функции.

Сложность МИС проявляется во множественности структурных элементов. Участники МИС имеют разные цели и интересы. Совпадение интересов участников системы ведет к активизации инновационной деятельности в МО.

Открытость МИС выражается в ее способности взаимодействовать с внешней средой. Муниципальная инновационная система не только сама оказывает влияние на внешнюю среду, но и испытывает воздействие с ее стороны.

Устойчивость МИС в целом обеспечивается устойчивым состоянием ее субъектов, стабильностью хозяйственных связей между ними, а также учетом всеми субъектами интересов МО в собственных стратегиях развития.

Адаптивность МИС выражается в постоянном изменении системы в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий ее существования.

Иерархичность МИС проявляется в том, что каждый ее элемент (подсистема) может рассматриваться как подсистема инновационной системы вышестоящего уровня (региональной, окружной и т. п.).

Муниципальная инновационная система обладает способностью к самоорганизации, в процессе которой она совершенствуется (или воспроизводится ее собственная организация).

Ориентация МИС на достижение желаемого состояния, выраженного через постановку соответствующих целей, характеризует целенаправленность данной системы.

Вследствие того, что МИС является открытой системой, внешняя среда оказывает влияние на ее развитие. Внешнюю среду, воздействующую на МИС, можно разделить на ближнее и дальнее окружение. К основным элементам ближнего окружения относятся все подсистемы социально-экономической системы МО: финансово-экономическая, производственная, социальная, административно-политическая, система муниципального хозяйства. Дальнее окружение включает в себя инновационные подсистемы регионального, окружного, национального и международного уровня. Данные подсистемы представлены субъектами инновационной деятельности, органами местного самоуправления других МО, региональными органами государственной власти, федеральными органами государственной власти и пр.

Как и любая инновационная система, МИС выполняет ряд функций, направленных на создание и распространение новых знаний и технологий. К числу основных функций МИС относятся:

— достижение целей социально-экономического развития МО на основе освоения инноваций посредством реализации муниципальной инновационной политики;

— организация взаимоотношений и взаимодействий, координация действий всех субъектов МИС;

— организация инновационных процессов и управление ими по приоритетным для МО направлениям;

— создание и развитие на территории МО рынка инноваций;

— ресурсное обеспечение инновационной деятельности;

— нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

Так как МИС является сложной системой, она состоит из разнообразных элементов, находящихся между собой в определенных отношениях и зависимости. Элементы МИС имеют и собственные цели, не совпадающие с целями системы, и самостоятельны в принятии решений.

В муниципальной инновационной системе можно выделить следующие основные элементы: субъекты инновационной деятельности, объекты инновационной деятельности, ресурсы инновационной деятельности, инновационные процессы (рис. 1).

Рис. 1. Элементы муниципальной инновационной системы

Элементы МИС - подсистемы, соответствующие основным стадиям инновационного процесса, протекающего на территории МО. Модель полного цикла инновационного процесса включает следующие этапы: исследования фундаментального характера ^ исследования прикладного характера ^ опытно-конструкторские разработки ^ маркетинг ^ опытное производство ^ тестирование на рынке ^ производство ^ продвижение и сбыт инновации. Структура, функции и субъектный состав каждого элемента МИС с полным циклом инновационного процесса представлены в таблице [2].

Характеристика основных элементов - подсистем муниципальной инновационной системы

Элемент МИС Функции Субъект МИС

Подсистема управления инновационной сферой муниципального образования Выработка муниципальной инновационной политики; разработка и реализация инновационных программ и проектов, финансируемых за счет ресурсов муниципального бюджета; определение направлений и форм муниципальной поддержки субъектов инновационной деятельности; обеспечение необходимых условий для реализации на территории муниципального образования национальных/региональных инновационных программ и проектов; создание и развитие на территории муниципального образования инновационной инфраструктуры; анализ и диагностика состояния инновационной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования; организация формирования муниципального заказа на научные разработки и инновационную продукцию; мониторинг деятельности субъектов инновационной деятельности; разработка муниципальных нормативных правовых документов в сфере инноваций Органы местного самоуправления, осуществляющие управление инновационной сферой муниципального образования

Подготовка предложений по формированию муниципальной инновационной политики, совершенствованию системы муниципальной поддержки инновационной деятельности, координации на территории муниципального образования усилий всех участников МИС, созданию благоприятных условий для развития процессов создания, производства и потребления инноваций, увеличению инновационной составляющей продукции и услуг; организации проведения независимых экспертиз муниципальных инновационных концепций, программ, проектов, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность на муниципальном уровне Муниципальный совещательный, экспертно-консультативный орган по вопросам развития инноваций

Защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности; участие в разработке органами муниципальной власти решений в сфере инноваций; внесение в органы государственной и муниципальной власти предложений по развитию инновационной сферы муниципального образования; организация между субъектами инновационной деятельности взаимодействия; инициация проведения научных исследований; инициация общественной экспертизы, разработки муниципальных инновационных программ и проектов; организация оказания необходимой помощи субъектам инновационной деятельности; организация взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и зарубежными инновационными ассоциациями, союзами, фондами и прочими организациями Общественные организации, участвующие в управлении инновационной сферой муниципального образования

Продолжение таблицы

Характеристика основных элементов - подсистем муниципальной инновационной системы

Элемент МИС Функции Субъект МИС

Подсистема создания новшеств Создание новшеств на основе НИОКР Физические и юридические лица, создающие новшества

Подсистема производства инноваций Производство инновационной продукции Физические и юридические лица, производящие инновационную продукцию

Подсистема потребления инноваций Потребление инновационной продукции Физические и юридические лица, потребляющие инновационную продукцию. Органы власти, потребляющие инновационную продукцию

Подсистема поддержки создания новшеств, производства и потребления инноваций Финансовая, информационная, кадровая и прочие виды поддержки создания новшеств, производства и потребления инноваций Организации инновационной инфраструктуры, функционирующие на территории муниципального образования

Каждому элементу МИС, согласно его функциональному назначению, соответствует определенный субъектный состав.

В то же время структура МИС может включать не все перечисленные выше элементы, т. е. могут отсутствовать отдельные стадии полного цикла инновационного процесса. В зависимости от этого все МИС можно подразделить на МИС с полным и неполным циклом инновационного процесса.

Муниципальную инновационную систему как часть социально-экономической системы МО необходимо рассматривать во взаимодействии с финансово-экономической, производственной, социальной, административно-политической подсистемами и подсистемой муниципального хозяйства. Финансово-экономическая подсистема обеспечивает инновационный процесс необходимыми финансовыми ресурсами. Производственная подсистема (предприятия отраслей материального производства) и подсистема муниципального хозяйства (жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия транспортного обслуживания, предприятия бытового обслуживания, предприятия и организации торговли и общественного питания и пр.) выступают в роли заказчика и потребителя инноваций. Социальная подсистема (предприятия и организации образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и пр.) является источником человеческих ресурсов для реализации на территории МО инновационных проектов. Административно-политическая подсистема создает благоприятные условия для осуществления инновационного процесса, формируя у существующих и потенциальных участников МИС уверенность в стабильности муниципальной инновационной политики и регулируя деятельность всех элементов МИС [3].

Каждая из подсистем, при использовании инновационного подхода к осуществлению своей деятельности, будет являться заказчиком и (или) потребителем инноваций.

Управление инновациями в муниципальном образовании на базе МИС

Система управления инновациями в МО, действующая в рамках МИС, включает цели, субъект, объект, процесс и механизм управления (рис. 2).

Рис. 2. Элементы системы управления инновациями в муниципальном образовании

Субъект управления через управленческие воздействия на объект управления обеспечивает достижение поставленных перед МИС целей по инновационному развитию экономики МО.

По характеру участия органов местного самоуправления в управлении инновационной сферой МО методы управленческого воздействия можно подразделить на прямые и косвенные. По направленности управленческого воздействия такие методы подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. Выбор того или иного метода управленческого воздействия на инновационные процессы зависит от целей инновационного развития МО, его потенциала, а также существующей нормативно-правовой основы управления инновационной сферой. При выборе методов управленческого воздействия на инновационные процессы в МО необходимо учитывать потребности и возможности осуществления инновационной деятельности местных хозяйствующих субъектов, потребности и условия осуществления инновационной деятельности на территории МО внешних хозяйствующих субъектов, прогнозную эффективность для МО от реализации выбранного метода (на основе расчета соответствующего бюджета затрат и ожидаемых эффектов).

В качестве объекта управления выступают инновационные процессы, осуществляемые участниками МИС. Процесс управления инновациями можно представить следующим образом [4-7]:

— постановка инновационных целей и стратегических направлений развития МО; формирование муниципальной инновационной политики;

— разработка муниципальной инновационной программы;

— организация реализации муниципальной инновационной программы; контроль выполнения муниципальной инновационной программы;

— оценка состояния инновационной сферы МО и эффективности управления ею.

В качестве входа системы могут рассматриваться различные виды ресурсов (финансовые, человеческие, информационные, интеллектуальные, материально-технические, природные и пр.), а также новшества (изобретения, патенты, рацпредложения, ноу-хау, результаты различных исследований, документация на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс и т. д.).

В качестве выхода системы могут быть новшества, инновационная продукция, инновационные проекты, инновационные предприятия, инновационное мышление, муниципальные нормативные правовые акты в сфере инноваций, законодательные инициативы в сфере инноваций.

Инициативу по созданию и дальнейшему развитию МИС должны взять на себя органы местного самоуправления [8].

Выводы

Таким образом, МИС является основой перевода экономики МО на инновационный тип развития, что актуализирует необходимость ее создания и развития. Муниципальная инновационная система является важной подсистемой социально-экономической системы МО и играет решающую роль в его включении в процессы инноватизации национальной экономики. От уровня развития МИС зависят: инновационная активность местного сообщества, предприятий и организаций, работающих на территории МО; объемы производства инновационной продукции; появление новых высокотехнологичных рабочих мест; доля вопросов местного значения, решенных на основе инноваций; увеличение доходной части местного бюджета; рост доходов местного сообщества; инвестиционная привлекательность МО; привлекательность территории МО как места работы и жизни высококвалифицированных кадров, креативных и талантливых людей из самого МО и из других регионов и государств [9]. В связи с этим органы местного самоуправления должны обеспечить формирование и эффективное развитие на территории муниципального образования МИС, что будет содействовать социально-экономическому развитию и повышению качества жизни его населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // URL: http://constitution.garant.rU/act/local-government/186367/chapter/1/.

2. Палкина М. В. Субъектный состав региональной инновационной системы: открытые вопросы / М. В. Палкина // URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2009/05/rus_30_2009_05.pdf.

3. Малышева Н. В. Принципы формирования государственной поддержки на уровне региона / Н. В. Малышева // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 8 (32). С. 85-88.

4. Зонова А. В. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Федерации / А. В. Зонова, В. В. Кислицына // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 4. С. 27-33.

5. Палкина М. В. Инновационная стратегия региона / М. В. Палкина // Вопр. соврем. науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. Сер.: Экономика. 2009. № 8 (22). С. 193.

6. Сенникова И. Л. Анализ инновационного потенциала региона на основе оценки состояния институтов, нормативно-правовой базы и механизмов поддержки инновационной деятельности (на примере Кировской области) / И. Л. Сенникова, Ю. Е. Вечтомова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 326 // иЯЬ: http://www.science-education.ru/.

7. Снигирева Г. Д. Методологические основы оценки инновационного потенциала регионов России / Г. Д. Снигирева, И. Л. Сенникова // Фундаментальные исследования. 2015. № 5 (ч. 3). С. 653-657.

8. Палкина М. В. Методологические подходы к формированию региональной инновационной системы / М. В. Палкина // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2009. № 3. С. 96-100.

9. Горева Е. А. Формирование инновационного кадрового потенциала предприятия / Е. А. Горева, Н. А. Катаргина // Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «Развитие науки и образования в современном мире» (Москва, 30 сентября 2014 г.): ч. 2. Киров: ООО «АР-Консалт», 2014. С. 36-37.

Статья поступила в редакцию 23.11.2015, в окончательном варианте - 12.04.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Палкина Марина Викторовна - Россия, 610004, Киров; Вятский государственный гуманитарный университет; д-р экон. наук, доцент; профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление и менеджмент»; [email protected].

Палкин Андрей Юрьевич - Россия, 610004, Киров; Компания «Находка», канд. экон. наук; зам. директора; [email protected].

M. V. Palkina, A. Yu. Palkin CONCEPT OF INNOVATIVE SYSTEM OF MUNICIPALITY

Abstract. The paper considers the municipal innovation system, which is based on the analysis of the existing scientific views and actual Russian legislation. The characteristic of the objectives, functions and element composition of the system is given. The basic properties of the innovation system of the municipality are disclosed. The external environment of the system, including close and far surroundings, is considered. The structure, functions and a list of the entities of each element of the municipal innovation system, which is implemented in the full cycle of innovation, are presented. The relationship of municipal innovative system with the subsystems of such social and economic system of the municipality as financial and economic, industrial, municipal services, social, administrative and political, is demonstrated. The factors that must be considered when selecting the methods of administrative influence on the innovation processes in the municipality are specified. The system of innovation management in the municipality, operating within the municipal innovation system, as well as the process of innovation management - from setting innovative goals and determination of the strategic directions of the development of the municipality to the assessment of the innovative sphere of the municipality and the effectiveness of its management is shown. The developed concept of the municipal innovation system leads to the conclusion that in modern conditions it is a key factor and basis for transfer the economy of the present municipality to the innovative type of development.

Key words: innovations, innovation process, municipal innovation system, municipality.

REFERENCES

1. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii. Federal'nyi zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ. [On general principles of organization of local municipality in the Russian Federation]. Available at: http://constitution.garant.ru/act/local-government/186367/chapter/1/.

2. Palkina M. V. Sub"ektnyi sostav regional'noi innovatsionnoi sistemy: otkrytye voprosy [Subject composition of regional innovative system: open questions]. Available at: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2009/05/rus_30_2009_05.pdf.

3. Malysheva N. V. Printsipy formirovaniia gosudarstvennoi podderzhki na urovne regiona [Princi-ples of formation of state support at the regional level]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia, 2014, no. 8 (32), pp. 85- 88.

4. Zonova A. V., Kislitsyna V. V. Metodika provedeniia swot-analiza v protsesse strategicheskogo planiro-vaniia razvitiia sub"ekta Federatsii [Methods of swot-analysis during strategic planning of the development of the Federation entities]. Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika, 2005, no. 4, pp. 27-33.

5. Palkina M. V. Innovatsionnaia strategiia regiona [Innovative strategy of the region]. Voprosy sovremen-noi nauki ipraktiki. Universitet imeni V. I. Vernadskogo. Seriia: Ekonomika, 2009, no. 8 (22), p. 193.

6. Sennikova I. L., Vechtomova Iu. E. Analiz innovatsionnogo potentsiala regiona na osnove otsenki sostoianiia institutov, normativno-pravovoi bazy i mekhanizmov podderzhki innovatsionnoi deiatel'nosti (na primere Kirovskoi oblasti) [Analysis of innovative potential of the region based on the assessment of the state of the institutions, normative and legal base and the mechanisms of support of innovative activity (by the ex-ample of the Kirov region)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, no. 3, p. 326. Available at: http://www.science-education.ru/.

7. Snigireva G. D., Sennikova I. L. Metodologicheskie osnovy otsenki innovatsionnogo potentsiala re-gionov Rossii [Methodological bases of the evaluation of the innovative potential of the Russian regions]. Fun-damental'nye issledovaniia, 2015, no. 5 (part 3), pp. 653-657.

8. Palkina M. V. Metodologicheskie podkhody k formirovaniiu regional'noi innovatsionnoi sistemy [Methodological approaches to formation of the regional innovative system]. Vestnik INZhEKONa (Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo inzhenerno-ekonomicheskogo universiteta). Seriia: Ekonomika, 2009, no. 3, pp. 96-100.

9. Goreva E. A., Katargina N. A. Formirovanie innovatsionnogo kadrovogo potentsiala predpriiatiia [Formation of innovative staff potential of the enterprise]. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhduna-rodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Razvitie nauki i obrazovaniia v sovremennom mire» (Moskva, 30 sentiabria 2014 g.): part 2. Kirov, OOO «AR-Konsalt» Publ., 2014, pp. 36-37.

The article submitted to the editors 23.11.2015, in the final version - 12.04.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Palkina Marina Viktorovna - Russia, 610004, Kirov; Vyatka State University of Humanities; Doctor of Economics, Assistant Professor; Professor of the Department "State and Municipal Administration and Management"; [email protected].

Palkin Andrei Yurievich - Russia, 610004, Kirov; Company "Nakhodka"; Candidate of Economics; Deputy Director; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.