УДК: 331.556.4
Новосельский Святослав Олегович, к.э.н., доцент кафедры учета и финансов Курский государственный университет e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru
Сукманов Эдуард Валентинович, к.э.н., доцент кафедры экономики Курский государственный университет e-mail: edik-24@yandex.ru
УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ РЕГИОНА
Аннотация: статья посвящена исследованию вопросов в области управления миграционной политикой региона. В работе на основе анализа статистического материала проводится анализ управления миграционной политикой на территории Курской области
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционный процесс.
MANAGEMENT OF MIGRATION POLICY OF THE REGION
Svyatoslav Olegovich Novoselskiy, Cand.Econ.Sci., associate professor of the account and finance Kursk state university e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru
Eduard Valentinovich Sukmanov, Cand.Econ.Sci., associate professor of economy Kursk state university
e-mail: edik-24@yandex.ru
Summary: article is devoted to research of questions in the field of management of migration policy of the region. In work on the basis of the analysis of statis-
tical material the analysis of management of migration policy in the territory of Kursk region is carried out
Keywords: migration, migration policy, migratory process.
Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. Актуальность поднимаемой в данной статье проблемы определяется значимостью миграции как явления для развития России.
Обеспечение г \ Совершен- С \ Органи- Противодей- Содействие
межведом- ствование зация ра- ствие неле- формирова-
ственного регулиро- боты с гальной ми- нию толе-
взаимодей- вания пра- лицами, грации и рантных
ствия по воотноше- вынуж- усиление межнацио-
реализации ний в ми- денно иммиграци- нальных от-
первого эта- грацион- прибыв- онного кон- ношений в
па государ- ной сфере шими из троля за со- Курской об-
ственной на регио- Украины блюдением ласти, а так-
миграцион- нальном режима пре- же адапта-
ной полити- уровне бывания ции и инте-
ки РФ (прожива- грации ми-
) V ) V ) ^ ния) ^ грантов
Рисунок 1 - Основные приоритетные направления деятельности УФМС по Курской области
Одной из основных задач УФМС России является реализация общей стратегии государственной политики в сфере миграции. Переход к управлению, ориентированному на конечный результат, диктует необходимость по - новому обосновывать потребности в получении бюджетных ассигнований. Уже сегодня деятельность Службы позитивно влияет на реализацию, как минимум, восьми из шестидесяти приоритетных проектов Правительства Российской Федерации.
На рисунке 1 представим основные приоритетные направления деятельности УФМС по Курской области.
Таблица 1 - Количество мигрантов, получивших паспорт гражданина РФ на территории МО город Курск [3,4,5]
Показатель 2013 год 2014 год 2015 год Темп роста, %
Приобрели гражданство РФ, всего 2704 3515 4614 170,64
в том числе в упрощенном порядке 2475 3218 4273 172,65
Из общего числа приобретших гра- взрослые 2019 2625 3449 170,83
жданство дети до 18 лет 685 891 1165 170,07
Прекратили гражданство РФ в общем порядке 0 0 1 х
Прекратили гражданство РФ в упрощенном порядке 0 0 0 х
Признано гр-ми РФ по постановл. Конституционного Суда от 16.05.1996 г. №12-П 6 8 21 350,00
Оформлено наличие гражданства РФ детям, всего 3848 5002 4849 126,01
Числ-ть детей, в отнош. котор. внесено записей в пас-
порта родит. и прост. отметок в свид-вах о рожд. для удостовер.наличия у ребенка гр-ва РФ(ч. 1 ст. 12 ФЗ- 62) 16202 21063 17704 109,27
Подготовлено заключений по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ 102 133 223 218,63
По итогам анализа данных в таблице 1 можно сделать вывод о том, что в динамике происходит рост количество мигрантов, получивших паспорт гражданина РФ на территории МО город Курск. В 2015 году значение данного показателя выросло по сравнением с 2013 годом на 70,64%. В результате профилактических мероприятий количество так называемых «резиновых квартир» на территории Курской области сократилось на 38%; а лиц, незаконно находящихся на территории РФ, - на 64%. Принято 58 решений о признании фиктивной постановки на учет (регистрационный или миграционный) (АППГ -0). Из них в отношении иностранных граждан - 53 и российских граждан - 5.
В таблице 2 рассмотрим показатели миграционного учета, а в таблице 3 показатели внешней трудовой миграции на территории МО город Курск.
Таблица 2 - Показатели миграционного учета на территории МО город Курск
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Темп роста, %
Поставлено на миграционный учет ИГ и ЛБГ 53261 40970 93083 174,77
зарегистрировано по месту жительства ИГ и ЛБГ 5619 4322 6866 122,19
поставлено на учет по месту пребывания ИГ и ЛБГ 47642 36648 86217 180,97
в том числе прибывших в визовом порядке 7359 5661 7694 104,55
из них на основании почтовых уведомлений 9213 7087 10057 109,16
на основании уведомлений из гостиниц 2656 2043 3244 122,14
Таблица 3 - Показатели внешней трудовой миграции в МО город Курск [3,4,5]
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Темп роста, %
Количество действительных разрешений на привлечение иностранных работников, имеющихся у работодателей на 12 13 17 141,67
конец отчетного периода
Разрешения на привлечение иностран- оформлено 11 12 8 72,73
ных работников отказано 0 0 1 х
оформлено 1779 1957 2124 119,39
Разрешения на работу отказано 25 28 16 64,00
аннулировано 8 9 8 100,00
Оформлено патентов 4282 4710 5630 131,48
Фактически выдано патентов 4066 4473 5429 133,52
Оформлено разрешений на работу ВКС 0 0 3 х
По итогам анализа данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в МО город Курск происходит рост количества лиц поставленных на миграционный учет в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 74,77%. По итогам анализа данных в таблице 3 можно сделать вывод о том, что на территории МО город Курск происходит рост внешней трудовой миграции, что находит своё отражение в увеличении количество действительных разрешений на привлечение иностранных работников, имеющихся у работодателей на конец отчетного периода в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 41,67% и в увеличении раз-
решений на работу на 19,39%.
Таблица 4 - Показатели миграционного контроля в МО город Курск [3,4,5]
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Темп роста, %
Вынесено решений о сокращении срока временного пребывания 87 104 188 216,09
Направлено представлений о закрытии въезда 565 678 713 126,19
Выдворено в административном порядке (по материалам ТО) 193 2 3 2 1 72 89,12
Вынесено решений ТО о депортации ИГ и ЛБГ 39 47 72 184,62
Депортировано ИГ и ЛБГ 28 34 64 228,57
Количество материалов, направленных ТО для возбуждения уголовных дел 26 31 158 В 6р.
По итогам анализа таблицы 4 можно сделать вывод о том, что в МО город Курск происходит активизация миграционного контроля. Так в 2015 году по сравнению с 2013 годом в МО город Курск отмечается рост количества решений о сокращении срока временного пребывания на 116,09%, а также увеличение представлений о закрытии въезда на 26,19%.
Таблица 5 - Показатели разрешительно-визовой деятельности в МО город Курск [3,4,5]
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Темп роста, %
Оформлено приглашений иностранным гражданам 1881 1975 2082 110,69
Оформлено виз 2471 2595 2885 116,75
Разрешения на временное проживание: оформлено 5323 5589 4164 78,23
аннулировано 50 53 52 104,00
отказано 115 121 73 63,48
оформлено 1137 1194 1766 155,32
Виды на жительство: аннулировано 8 8 11 137,50
отказано 46 48 59 128,26
продлен срок действия 119 125 186 156,30
по виду на жительство 2463 2586 2091 84,90
Проживает ИГ и ЛБГ по разрешению на временное проживание 7046 7398 9639 136,80
По итогам анализа данных в таблице 5 можно сделать вывод о том, что в МО город Курск происходит увеличение показателей разрешительно-визовой деятельности. Так в 2015 году по сравнению с 2013 годов в МО город Курск происходит рост приглашений иностранным гражданам на 10,69% и увеличение оформленных виз на 16,75%. В целом можно сделать вывод, что количество проведенных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства иностранными гражданами - 8049 (- 18,2%). Это сказано с отказом от малоэффективных ОПМ и ужесточением законодательства по организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на это, административных дел в отношении юридических лиц возбуждено на 35,7% больше.
Таким образом, можно сделать вывод об активной политики управления миграционными потоками на территории Курской области со стороны региональных и местных властей, которая позволяет получить положительные результаты.
Список литературы:
1. Рыбаковский, О.Л. Региональные аспекты анализа миграции населения в России [Текст] / О.Л. Рыбаковский, С.В. Мартыненко // Народонаселение. -2014. - № 4. - С.47-54.
2. Новосельский, С.О. Совершенствование механизмов формирования и функционирования управленческой команды в органах местного самоуправления / С.О. Новосельский, Е.Ю. Подосинников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы (электронный журнал). - 2015.- №2(5) Июнь. - С.97-101.
3. Официальный сайт Комитета по статистике Курской области. -[электронный ресурс]ЦКЬ: http://kurskstat.gks.ru (дата обращения 14.03.2016).
4. Официальный сайт Администрации города Курска. - [электронный ресурс] URL: http://www.kurskadmin.ru (дата обращения14.03.2016).
5. Официальный сайт УФМС по Курской области. - [электронный ресурс] URL: http://уфмскурск.рф/ (дата обращения14.03.2016).