Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРАРНОГО ТИПА'

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРАРНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / АГРАРНАЯ СФЕРА / АПК / УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ / MANAGEMENT / MARKETING COMMUNICATIONS / AGRARIAN SECTOR / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / MARKETING COMMUNICATIONS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексенко Е.В., Алексенко А.А.

В статье рассматриваются особенности маркетинговых коммуникаций в рамках управления в организациях аграрной сферы на примере деятельности предприятий и государственных органов Алтайского края, которые связаны с производством сельскохозяйственной продукции и регулированием этой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MARKETING COMMUNICATIONS AT AGRARIAN TYPE ENTERPRISES

The article discusses the features of marketing communications within the framework of management in organizations of the agrarian sector on the example of the activities of enterprises and government bodies of the Altai Territory, which are associated with the production of agricultural products and regulation of this sphere.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРАРНОГО ТИПА»

3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 400 с.

УДК 659.18

Алексенко Е.В. студент 1 курса магистратуры Алтайский государственный университет

(Барнаул, Россия) Алексенко А.А. студент 2 курса магистратуры Алтайский государственный университет

(Барнаул, Россия) УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРАРНОГО ТИПА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности маркетинговых коммуникаций в рамках управления в организациях аграрной сферы на примере деятельности предприятий и государственных органов Алтайского края, которые связаны с производством сельскохозяйственной продукции и регулированием этой сферы.

Ключевые слова: управление, маркетинговые коммуникации, аграрная сфера, АПК, управление маркетинговыми коммуникациями

Aleksenko E. V. graduate student Altai State University (Barnaul, Russia) Aleksenko А. А. graduate student Altai State University (Barnaul, Russia) MANAGEMENT OF MARKETING COMMUNICATIONS AT AGRARIAN TYPE ENTERPRISES

Annotation: the article discusses the features of marketing communications within the framework of management in organizations of the agrarian sector on the example of the activities of enterprises and government bodies of the Altai Territory, which are associated with the production of agricultural products and regulation of this sphere.

Keywords: management, marketing communications, agrarian sector, agro-industrial complex, marketing communications management

Аграрная сфера занимает особое место в экономике каждой страны. Такой сектор является производственной и жизнеобеспечивающей системой.

Он обеспечивает общество сельскохозяйственной продукцией, производством которой занимаются предприятия различных организационно -правовых форм.

К маркетинговым коммуникациям в агросфере можно отнести взаимодействие сельхозпроизводителя с потребителями. Например, маркетинговые коммуникации покупателей с продавцами могут происходить на сельскохозяйственных рынках, сезонных ярмарках, при непосредственной продаже продукции покупателю, при продаже сельскохозяйственной продукции в местах массового нахождения населения,

в точках розничной торговли различного формата и т.д. Так, в начале ноября 2018 года в Барнауле были организованы продовольственные социальные ярмарки во всех районах города, где продавалась продукция местных сельхозпроизводителей (яйца, мясо курицы, красное мясо, овощи, молочная продукция). Именно посредством ярмарки была организована маркетинговая коммуникация с потребителем в форме прямых продаж. Более того, на ярмарке могут происходить коммуникации «покупатель-покупатель», где даются оценки качеству продукции и качеству обслуживания потребителей. Большую роль в повышении эффективности маркетинговых коммуникаций в АПК региона играют и средства массовой информации. Например, сайт "Алтайская Нива", основанный в 2002 году. Этот электронный ресурс содержит информацию о господдержке и объёмах субсидируемых средств для алтайских сельхоз производителей, ссылки на вспомогательные ресурсы (например, на официальный сайт КГБУ "Центр сельскохозяйственного консультирования"), актуальные статданные о производстве и объёмах реализации продукции, объём экспортируемого товара, а так же последние новости сельскохозяйственных предприятий.

Такие инструменты, используемые в АПК являются частью системы маркетинговых коммуникаций, объединяющей решение задач повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса региона на различных уровнях, представленных на рис. 1.

Рисунок 1. Уровни маркетинговых коммуникаций в аграрном секторе экономики региона

Маркетинговые коммуникации в агропромышленном комплексе представляют собой разветвлённую систему различных инструментов, используемых в соответствии со спецификой АПК и актуальностью на определённый промежуток времени. Так, маркетинговые коммуникации требуют комплексного подхода, который может обеспечить всесторонний охват всех уровней взаимодействия в рамках маркетинговых коммуникаций в данном секторе. На рис. 2 представлена общая структура маркетинговых коммуникаций в АПК региона.

Рисунок 2. Структура маркетинговых коммуникаций АПК региона Связи с общественностью как инструмент продвижения сельскохозяйственной продукции региона являются одним из элементов комплекса продвижения. В общем, связи с общественностью - это один из инструментов продвижения товара, фирмы, территории с целью создания

благоприятного впечатления, доверия у целевой аудитории ( в неё может входить покупатели, инвесторы, туристы и т. д.) с помощью доведения до целевой аудитории сведений о положительных свойствах товара, услуги, территории и своевременной нейтрализации отрицательной информации.

Связи с общественностью имеют одинаковую цель с рекламой - это создание положительного имиджа и репутации. Но в отличие от рекламы не навязывают своё мнение напрямую, а действуют через косвенные пути воздействия - новости, интервью, короткие репортажи, обзорные статьи и т.д.

По мнению Е. П. Голубкова, успех производственной, административной, коммерческой, научной или любой другой организации зависит от её связей с общественностью, потребителями, вышестоящими или нижестоящими инстанциями, с сотрудниками и конкурирующими с ней организациями, особенно, от умения наладить с ними эффективные коммуникации [1, с. 234].

Именно поэтому эффективная организация такого способа продвижения АПК региона должна способствовать решению стратегических и тактических задач любой организации. Вместе с тем, как считает А. В. Пошатаев, факты свидетельствуют о том, что многие достаточно успешные сельскохозяйственные производители России не могут реализовать свои возможности на рынке. Слабое место в коммуникационной политике отечественных товаропроизводителей - отношения с общественностью. Экологичность и высокие вкусовые качества российской продукции могли бы стать известными потенциальным покупателям, как внутри страны, так и за рубежом [2, с.252]. Предприятия АПК не оказывают должного внимания к

проблемам стратегического управления рыночными коммуникациями в условиях открытых рынков продовольствия, что в конечном итоге мешает развитию аграрного сектора экономики России в целом.

Вместе с тем, работа по связям с общественностью очень часто носит эпизодический характер, используя не все коммуникационные каналы, которые могли быть более эффективными для каждой отдельно взятой ситуации. В целях организации постоянно действующего эффективного механизма связей с общественностью Ю.В. Тетерин предлагает следующую систему организации и управления связями с общественностью при продвижении сельскохозяйственной продукции [3, c.128].

1. Анализ общественного мнения.

2. Определение цели связей с общественностью.

3. Позиционирование товара или услуги.

4. Выбор каналов продвижения информации.

5. Определение лидеров общественного мнения.

6. Разработка стратегии связей с общественностью

7. Разработка плана проведения кампании.

8. Определение критериев эффективности продвижения.

9. Реализация стратегии и плана.

10. Контроль и выявление проблем.

Данный процесс является цикличным. Именно поэтому после десятого пункта деятельность начинается сначала. Ю.В. Тетерин считает, что создание и реализация данной системы связей с общественностью будет являться эффективным инструментом продвижения сельскохозяйственной продукции как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Использованные источники:

1. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2001. -440 с.

2. Пошатаев А.В., Москалев М.В., Семенова Е.И. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений / Под. Ред. А.В. Пошатаева. М. : КолосС, 2005. 362 с.

3. Тетерин Юрий Николаевич Управление коммуникациями в АПК региона // Вестник НГИЭИ. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kommunikatsiyami-v-apk-regiona (дата обращения: 06.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.