Научная статья на тему 'Управление маневровым локомотивом без участия машиниста. Основные принципы и перспективы развития технологии'

Управление маневровым локомотивом без участия машиниста. Основные принципы и перспективы развития технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ / МАЛОЛЮДНЫЕ И БЕЗЛЮДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВОМ БЕЗ УЧАСТИЯ МАШИНИСТА / TRAFFIC SAFETY ON RAILWAY STATIONS / UNFREQUENTED AND UNMANNED TECHNOLOGIES / MANAGING LOCOMOTIVE WITHOUT PARTICIPATION OF THE DRIVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Алексей Владимирович

В настоящее время все большее распространение приобретают разработки, связанные с организацией движения транспорта без участия человека. О создании и тестировании беспилотных автомобилей заявляют компании Google, Uber, Tesla, КАМАЗ. Железнодорожный транспорт также поддерживает эту тенденцию в настоящее время ведутся работы по реализации выполнения маневров на станции локомотивом без участия машиниста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Driverless shunting engines control. Main principles and prospects of technology development

Recent years have witnessed a rapid development of technologies associated with unmanned transportation. Google, Uber, Tesla, Kamaz have announced the creation and testing of driverless automotive vehicles. The railway industry also supports this trend. Activities are underway to implement in-station shunting operations involving locomotives with no drivers

Текст научной работы на тему «Управление маневровым локомотивом без участия машиниста. Основные принципы и перспективы развития технологии»

УДК 629.4

УПРАВЛЕНИЕ МАНЕВРОВЫМ ЛОКОМОТИВОМ БЕЗ УЧАСТИЯ МАШИНИСТА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Алексей Владимирович Калинин, начальник отделения автоматизации маневровой работы, e-mail: a.kalinin@vniias.ru ОАО «НИИАС» http://vniias.ru

В настоящее время все большее распространение приобретают разработки, связанные с организацией движения транспорта без участия человека. О создании и тестировании беспилотных автомобилей заявляют компании Google, Uber, Tesla, КАМАЗ. Железнодорожный транспорт также поддерживает эту тенденцию - в настоящее время ведутся работы по реализации выполнения маневров на станции локомотивом без участия машиниста.

Ключевые слова: Безопасность движения на железнодорожных станциях, малолюдные и безлюдные технологии, управление локомотивом без участия машиниста

Внедрение инновационных технологий на железнодорожном транспорте. Белая книга ОАО «РЖД».

Одной из целей Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года является «... приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта».

Достижение этой цели возможно при условии обеспечения высокого уровня безопасности движения, как на полигонах, так и на железнодорожных станциях, а также разработки и широкого внедрения автоматизированных систем, позволяющих снизить риски нарушений. При этом уровень развития автоматизированных систем именно в части организации маневровой работы на станциях весьма невысок. Управление маневровым локомотивом с целью обеспечения безопасности движения и повышения эффективности маневровых операций является одной из наиболее актуальных задач, т.к. эти операции характеризуются значительным разнообразием и выполняются в ряде случаев без достаточного контроля со стороны систем централизации и диспетчерского персонала. В целях снижения рисков при производстве маневров на станциях, в том числе из-за негативного влияния человеческого фактора, а также для улучшения условий труда работников, ОАО «НИИАС» была разработана система Маневровой автоматической локомотивной сигнализации (далее - МАЛС). Система МАЛС предназначена для снижения влияния человеческого фактора на безопасность движения, создания аппаратно-

программного комплекса, интегрированного в систему

управления технологическим процессом железнодорожной станции, включающего в себя автоматизацию управления и контроля за движением маневрового локомотива.

Схема расположения станций Лужскога ж.д. узла

Станция Лужская - приоритетный инновационный проект ОАО «РЖД», станция, на которой внедряются последние достижения железнодорожной науки и техники, а также планируется переход к малолюдным и безлюдным технологиям при условии обеспечения безопасности движения. В 2016 году на станции Лужская внедрена система МАЛС (в сортировочной системе и парках Нефтяной, Северный, Южный).

В системе МАЛС на станции Лужская реализованы новые технические решения -

увязка с системой автоматизации сортировочного процесса MSR 32 и системой управления горочным локомотивом с реализацией технологии автоматического регулирования скорости надвига и роспуска (САУ ГЛ), которая позволила реализовать функцию МАЛС БМ - управление маневровым локомотивом без участия машиниста при выполнении операций заезда под состав, сцепки с вагонами и проверки сцепки. МАЛС БМ осуществляет управление локомотивом без участия машиниста при заезде и сцепке. Дальнейшее развитие этой функции - выполнение остальных маневровых и горочных операций во всех парках станции (подтягивание, надвиг; роспуск; осаживание вагонов за горочный сигнал при нерасцепе в ходе расформирования; маршрут за сигнал; маршруты на спускной части горки; устранение межвагонных разрывов в сортировочном парке; автоматическая остановка вагонов после устранения межвагонных разрывов в сортировочном парке; вытяжка состава из сортировочного парка в парк прибытия с заездом на путь/с заездом за горочный сигнал; автоматическая отцепка локомотива от маневровой группы в сортировочном парке; движение локомотива резервом из сортировочного парка в парк прибытия; автоматическая передача управления горочным локомотивом с АРМ ДСП на АРМ ДСПГ и обратно с разделением зон управления локомотивом между парком прибытия и сортировочным)

В то же время нельзя не отметить, что внедрение технологии управления маневровым локомотивом без участия машиниста имеет как положительные аспекты, так и факторы, которые скорее характеризуются, как негативные. К положительным можно отнести исключение влияния человеческого фактора на процесс маневровой работы, обеспечение безопасности маневров, в том числе при работе в разных маневровых районах, при работе нескольких локомотивов в одном маневровом районе, при движении по враждебным маршрутам, при работе на путях без электрической изоляции и на нецентрализованных стрелках, возможность полного контроля технологического процесса.

К негативным факторам относится высокая стоимость подготовки инфраструктуры станций к использованию МАЛС БМ, связанная с обеспечением необходимого уровня надежности технических средств, а также снижение показателей работы станции на этапе «обкатки» технологии МАЛС БМ.

Тем не менее, внедрение технологий управления железнодорожным подвижным составом без участия человека-оператора остается одной из приоритетных задач инновационной стратегии ОАО «РЖД», которая нашла применение и в пассажирском комплексе компании - на Московском центральном кольце.

Литература

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»

8. Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД")

9. Технология выполнения горочных и маневровых операций по расформированию составов локомотивом без участия машиниста в парке приема станции Лужская-Сортировочная

10. Железнодорожные станции и узлы. Изд. 3-е доп. и переработ. Савченко И.Е., Зембли-нов С.В., Страковский И.И. М., «Транспорт», 1973

Driverless shunting engines control. Main principles and prospects of technology development

Alexey Vladimirovich Kalinin, JSC NIIAS, Head of Department for Comprehensive Optimization of In-Station Process Management

Recent years have witnessed a rapid development of technologies associated with unmanned transportation. Google, Uber, Tesla, Kamaz have announced the creation and testing of driverless automotive vehicles. The railway industry also supports this trend. Activities are underway to implement instation shunting operations involving locomotives with no drivers.

Keywords: Traffic safety on railway stations, unfrequented and unmanned technologies, managing locomotive without participation of the driver

УДК 658.5.011

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОМЕРНОЙ ЗАГРУЗКИ ПРОИЗВОДСТВА

(НА ПРИМЕРЕ ФГУП ЭЗАН)

Сергей Владимирович Божко, начальник производственно-диспетчерского отдела, e-mail: sergey@ezan.ac.ru, ФГУП ЭЗАН, http://www.ezan.ac.ru

В условиях современного конкурентного рынка успешная деятельность предприятия во многом зависит от полноты охвата всех звеньев управления, где одной из важнейших задач является организация управления производством. Важным вопросом в организации производства - является организация равномерной загрузки производства. ФГУП ЭЗАН является ярким примером - эффективной организации управлением производством на современном наукоемком промышленном предприятии.

Ключевые слова: Загрузка производства, управление производством, теория ограничений.

Передо мной как перед начальником производственно-диспетчерского отдела ставится задача по уменьшению сроков изготовления и обеспечение равномерной загрузки производства без больших капитальных вложений (покупки оборудования и т.д.). Эти две задачи взаимосвязаны, и решая задачу по обеспечению равномерной загрузки производства зачастую мы сокращаем и сроки выполнения заказов. Для нашего предприятия это серьезная задача, так как в основном завод изготавливает продукцию под заказ. Номенклатура выпускаемой продукции очень широкая, и разнообразная по типу (от отдельных деталей, изделий евромеханики, вакуумной техники, техники специального назначения до систем управления техпроцессами на атомных станциях). В производстве постоянно находится до ста пятидесяти различных заказов. Каждый заказ может состоять от одной до нескольких тысяч позиций. В такой ситуации имеет огромное значение равномерная загрузка производственных мощностей. Необходимо устранять так называемые «перекосы», когда одни участки загружены на несколько месяцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.