Научная статья на тему 'Управление космическими рисками в России'

Управление космическими рисками в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наботова М.М., Плывч Е.В., Анищенко Ю.А.

Рассмотрено современное состояние системы управления космическими рисками в РФ, определены достоинства и недостатки. Найден наиболее приемлемый метод управления космическими рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление космическими рисками в России»

На основе полученных данных просматривается определённая тенденция: студенты СФУ (биохимики) видят решение проблемы в действиях, связанных с увеличением научной базы школ: оборудование школьных лабораторий, использование современных учебников и т.п. Инноваторы СибГАУ считают, что современная нормативно-правовая база в области изобретений несовершенна и сильно усложнена, поэтому необходимы соответствующие доработки, в том числе инновато-ры считают, что летних научно-инновационных мероприятий, которые помогают объединить всю научно -активную молодёжь, не достаточно, нужно работать на протяжении всего года, пускай с периодичностью, и не такой массовостью. Мнения школьников разделились, но в основном СМИ уже навязало мнение, что заниматься наукой неблагодарно, неинтересно, и в области науки невозможно реализоваться. Поэтому очень сложно убедить школьников обо всей многогранности науки, её значимости для развития страны, и показать все перспективы научной деятельности.

На основе анализа всех полученных данных, были разработаны следующие методы популяризации научной и инновационной деятельности среди молодёжи.

Популяризация научной деятельности:

- обустройство школьных лабораторий и обеспечение школ современными учебниками;

- поощрение научно-активной молодёжи: предоставление льгот при поступлении на специальность, соответствующую проведённой успешной научной деятельности;

- повышение стипендии студентам, занимающимся научной деятельностью свыше полугода, при достижении результатов/предоставление возможности дополнительного заработка на базе университета;

- организация встреч начинающих учёных с молодыми, наиболее успешными деятелями науки и инновационной деятельности, для повышения мотивации;

- создание молодёжных научно-инновационных порталов и других информационных ресурсов;

- организация выездных конференций, олимпиад и других образовательных мероприятий в городах края, дистанционная работа научных руководителей из университетов со школьниками из небольших городов.

Популяризация инновационной деятельности:

- повышение уровня инновационной грамотности среди молодёжи;

- организация встреч начинающих инноваторов с более опытными и добившимися успехов молодыми изобретателями;

- помощь в создании контакта между изобретателями и представителями бизнеса в целях перспективы дальнейшего сотрудничества;

- организация работы на постоянной основе центра поддержки молодёжи по инновационным проектам;

- периодическая организация молодёжных инновационных форумов на протяжении всего года;

- помощь в создании контакта между изобретателями и представителями бизнеса в целях перспективы дальнейшего сотрудничества;

- юридическая безвозмездная помощь в оформлении прав на первую инновационную разработку.

Если мы всерьез хотим вернуть науке Отечества былую славу, без грамотно поставленной научной пропаганды и научной популяризации нам не обойтись. Ведь наука всеядна, всеведуща, не знает ни территориальной, ни отраслевой ограниченности. И только тот достигнет её сияющих вершин, кто проявит к ней личный интерес, ощутит радость познания, почувствует, как знание делает человека сильным, уверенным в себе и в своём будущем.

© Мельников М. В., 2012

УДК 669.713.7

М. М. Наботова, Е. В. Плывч Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИИ

Рассмотрено современное состояние системы управления космическими рисками в РФ, определены достоинства и недостатки. Найден наиболее приемлемый метод управления космическими рисками.

В целях снижения рисков на предприятиях ракетно -космической отрасли России исторически применялась система управления надежностью, то есть управление техническим риском. В связи с переходом на коммерческие отношения в 90-х годах предприятия ракетно-космической отрасли начали активно внедрять систему управления рисками с использованием страхования и привлечением, соответственно страховых компаний. Проблема совершенствования, а фактически создания вновь, систем управления рисками субъектов космической деятельности в РФ в настоящее время актуализировалась в связи со следующими факторами [2]:

- усиление конкуренции в области космической деятельности и значительным расширением рынка услуг на контрактной (коммерческой) основе и изменение структуры собственности и принадлежности объектов, а также взаимоотношений субъектов космической деятельности;

- расширение и изменение прав юридических и физических лиц, осуществляющих космическую деятельность;

- изменение организационно - правовой структуры космической отрасли, сроков и объемов ассигнований, выделяемых, в том числе, и на мероприятия по

Секция «Экономика и бизнес»

обеспечению безопасности и управлению рисками и изменение кооперации разработчиков, производителей образцов космической техники, элементов космической инфраструктуры и эксплуатирующих организаций.

Недостаточное внимание к проблемам управления рисками может стать причиной, существенно ограничивающей реализацию космических программ. В качестве примера можно привести состояние программы Space Shuttle, когда именно данный негативный аспект в управлении рисками и отсутствие своевременно предусмотренных проектных решений и организационных мероприятий по их снижению привело к планам правительства США по сворачиванию данной программы. Также важность учета всевозможных рисков в космической отрасли иллюстрируется событиями, имевшими место во время аварии корабля «Apollo-13».

В связи с упомянутой проблемой необходимо отметить, что попытки усовершенствования механизма обеспечения безопасности космической деятельности в современной России предпринимаются уже довольно давно. В 1996 году был разработан проект «Концепции обеспечения безопасности космической деятельности». В этом документе были сформулированы основные задачи и принципы обеспечения безопасности космической деятельности, определены ее субъекты и объекты, требования, направления работ и механизмы реализации необходимых мероприятий. В дальнейшем проект Концепции был положен в основу проекта ФЗ «Об обеспечении безопасности космической деятельности», разрабатывавшегося рабочей группой Э. А. Алексеева, который был отклонен Госдумой по рекомендации органов исполнительной власти [2].

В действующем Законе РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности», раздел V, ст. 22 «Обеспечение безопасности космической деятельности» упоминаются следующие механизмы обеспечения безопасности и управления рисками: расследование происшествий (ст. 23); поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий (ст. 24); обязательное страхование (ст. 25) жизни и здоровья космонавтов, работников объектов

космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц; добровольное страхование (ст. 25) космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения).

Совсем не предусмотрены отдельные дополнительные механизмы, такие как [2]: обязательства по оказанию помощи и спасению космонавтов, а также космических объектов; ответственность государства за ущерб при запуске космических объектов, а также установление механизма претензий и компенсаций за такой ущерб; сохранение окружающей природной среды; оценка всех этапов полета и задействованных систем.

С точки зрения государственного заказчика или разработчика наиболее интересными являются подходы к управлению космическими рисками, основанные на стандартах ЕКА и НАСА. Основная идея - достижение целей системы управления рисками проектов -заключается в реализации процедуры: поиск и оценка рисков, разработка и внедрение управляющих мер для снижения или устранения риска, контроль за исполнением мероприятий по снижению риска.

На первом этапе проводится идентификация целей проектов и их ресурсов, описание их проектной стратегии для работы с рисками, определение границ ответственности и разделение рисков между заказчиком и производителем, определяется схема ранжирования рисковых целей. На втором этапе проводится идентификация сценариев риска и их ранжирование, основываясь на методах оценки рисков Этапа 1, используются данные всего проекта. Третий этап предполагает анализ возможностей принятия и снижения рисков согласно политике управления рисками и определение соответствующей стратегии снижения рисков. Целью четвертого этапа являются мониторинг, итерационный процесс контроля, обсуждение и принятие рисков -осуществляется периодическая оценка всех идентифицированных рисков и подведение итогов к определенной дате после каждой итерации процесса управления рисками, проводится идентификация изменений для существующих рисков и инициация анализа новых рисков для снижения неопределенностей [1].

Обобщенная схема задач и этапов программы управления рисками ЕКА и НАСА [1]

Библиографические ссылки

1. Фионов А. С. К вопросу о построении обобщенной системы управления космическими рисками // Страховое дело. 2011. Ноябрь.

2. Баутов А. Н. Создание систем управления рисками в холдингах космической отрасли России // Управление риском. 2010. февраль.

© Наботова М. М., Плывч Е. В., 2012

УДК 338.45: 629.78

А. О. Никитенко Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Приведена краткая статистика аварий при запусках космических аппаратов. Представлен анализ официальных причин неудачных запусков космических аппаратов и возможных стратегических последствий для аэрокосмической отрасли России.

Являясь одним из важнейших факторов, определяющих статус России как страны высоких технологий, ракетно-космическая промышленность играет все более возрастающую роль в обеспечении национальной безопасности, в том числе военном, экономическом, научном и социальном развитии России.

Оставаясь на протяжении нескольких десятков лет одним из высших государственных приоритетов, ракетно-космическая промышленность России получает всестороннюю и стабильную государственную поддержку, подтверждением чему является утверждение Правительством Российской Федерации Федеральной космической программы на 2006-2015 гг., на реализацию которой выделено 305 млрд. руб. из средств федерального бюджета. Указанная программа устанавливает основные направления развития отрасли на период до 2015 г. [1].

За последние одиннадцать лет бюджет гражданской космонавтики в России увеличился в 18 раз. Однако за последние два года провалом закончились миссии 6 космических аппаратов, экономический ущерб от которых составил более 30 млрд. рублей.

5 декабря 2010 г. были утрачены три спутника «Глонасс-М», которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. После удачного старта разгонный блок ДМ-03 производства РКК «Энергия» вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан. Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, спутники были утрачены из-за того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.

1 февраля 2011 г. не вышел на связь в расчетное время геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2». 22 апреля космическим войскам РФ удалось установить связь с «Гео-ИК-2». Госкомиссия установила, что предварительной причиной отсутствия связи с «Гео-ИК-2» стал отрицательный энергобаланс космического аппарата, образовавшийся в результате падения напряжения бортового электропитания.

18 августа 2011 г. не вышел на связь в расчетное время новейший спутник «Экспресс-АМ4», запущенный ночью 18 августа с космодрома Байконур ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». В

ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего космический аппарат «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту.

24 августа 2011 г. после старта нового грузового корабля «Прогресс М-12М» на участке работы третьей ступени ракеты-носителя «СоюзУ» на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае.

В ночь на 9 ноября 2011 г. сложилась нештатная ситуация при выведении российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» на траекторию отлета к Марсу. Станция «Фобос-Грунт» была запущена с Байконура. После отделения станции от ракеты-носителя «Зенит-28В» не сработала маршевая двигательная установка (МДУ).

В результате проведенных исследований, собраны статистические данные за шесть последних лет, показывающие общее количество запусков ракет - носителей в мире, в т. ч., приведших к авариям. 2011 год был наиболее «провальным» для отечественной космонавтики. Из четырех аварийных пусков два произошли с нашими ракетами-носителями.

По количеству запущенных космических аппаратов за этот же шестилетний период мы потеряли 25 аппаратов (почти 60 %) из общего количества аварийных запусков в мире (42).

Можно выделить следующие причины упадка космической отрасли [3]:

- старение фондов, нужна модернизация. По данным Счетной палаты РФ, износ основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности в целом составляет 56-57 %, а машин и оборудования - около 77 %. При этом коэффициент их обновления не превышает 1 % в год;

- малая загруженность предприятий отрасли (около 30 процентов);

- низкий контроль качества производимых деталей. Владимир Путин потребовал реформировать «систему управления и инструменты регулирования» Роскосмо-са. В частности - ввести на предприятиях госприемку;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.