Научная статья на тему 'Проблемы российской космической отрасли'

Проблемы российской космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко А.О., Латышенко Г.И.

Приведена краткая статистика аварий при запусках космических аппаратов. Представлен анализ официальных причин неудачных запусков космических аппаратов и возможных стратегических последствий для аэрокосмической отрасли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы российской космической отрасли»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки

1. Фионов А. С. К вопросу о построении обобщенной системы управления космическими рисками // Страховое дело. 2011. Ноябрь.

2. Баутов А. Н. Создание систем управления рисками в холдингах космической отрасли России // Управление риском. 2010. февраль.

© Наботова М. М., Плывч Е. В., 2012

УДК 338.45: 629.78

А. О. Никитенко Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Приведена краткая статистика аварий при запусках космических аппаратов. Представлен анализ официальных причин неудачных запусков космических аппаратов и возможных стратегических последствий для аэрокосмической отрасли России.

Являясь одним из важнейших факторов, определяющих статус России как страны высоких технологий, ракетно-космическая промышленность играет все более возрастающую роль в обеспечении национальной безопасности, в том числе военном, экономическом, научном и социальном развитии России.

Оставаясь на протяжении нескольких десятков лет одним из высших государственных приоритетов, ракетно-космическая промышленность России получает всестороннюю и стабильную государственную поддержку, подтверждением чему является утверждение Правительством Российской Федерации Федеральной космической программы на 2006-2015 гг., на реализацию которой выделено 305 млрд. руб. из средств федерального бюджета. Указанная программа устанавливает основные направления развития отрасли на период до 2015 г. [1].

За последние одиннадцать лет бюджет гражданской космонавтики в России увеличился в 18 раз. Однако за последние два года провалом закончились миссии 6 космических аппаратов, экономический ущерб от которых составил более 30 млрд. рублей.

5 декабря 2010 г. были утрачены три спутника «Глонасс-М», которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. После удачного старта разгонный блок ДМ-03 производства РКК «Энергия» вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан. Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, спутники были утрачены из-за того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.

1 февраля 2011 г. не вышел на связь в расчетное время геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2». 22 апреля космическим войскам РФ удалось установить связь с «Гео-ИК-2». Госкомиссия установила, что предварительной причиной отсутствия связи с «Гео-ИК-2» стал отрицательный энергобаланс космического аппарата, образовавшийся в результате падения напряжения бортового электропитания.

18 августа 2011 г. не вышел на связь в расчетное время новейший спутник «Экспресс-АМ4», запущенный ночью 18 августа с космодрома Байконур ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». В

ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего космический аппарат «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту.

24 августа 2011 г. после старта нового грузового корабля «Прогресс М-12М» на участке работы третьей ступени ракеты-носителя «СоюзУ» на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае.

В ночь на 9 ноября 2011 г. сложилась нештатная ситуация при выведении российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» на траекторию отлета к Марсу. Станция «Фобос-Грунт» была запущена с Байконура. После отделения станции от ракеты-носителя «Зенит-28В» не сработала маршевая двигательная установка (МДУ).

В результате проведенных исследований, собраны статистические данные за шесть последних лет, показывающие общее количество запусков ракет - носителей в мире, в т. ч., приведших к авариям. 2011 год был наиболее «провальным» для отечественной космонавтики. Из четырех аварийных пусков два произошли с нашими ракетами-носителями.

По количеству запущенных космических аппаратов за этот же шестилетний период мы потеряли 25 аппаратов (почти 60 %) из общего количества аварийных запусков в мире (42).

Можно выделить следующие причины упадка космической отрасли [3]:

- старение фондов, нужна модернизация. По данным Счетной палаты РФ, износ основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности в целом составляет 56-57 %, а машин и оборудования - около 77 %. При этом коэффициент их обновления не превышает 1 % в год;

- малая загруженность предприятий отрасли (около 30 процентов);

- низкий контроль качества производимых деталей. Владимир Путин потребовал реформировать «систему управления и инструменты регулирования» Роскосмо-са. В частности - ввести на предприятиях госприемку;

Секция «Экономика и бизнес»

- потеря кадрового потенциала. Отсутствует среднее звено: работают пенсионеры и молодежь до 30 лет. Зарплата в 20-30 тыс. руб., предлагаемая большинством столичных «космических» ФГУП, никого не привлекает [2];

- неэффективность управления. Отрасль в основном состоит из ФГУПов и ГУПов, а это самая неэффективная форма, при которой главным бенефициаром является генеральный директор. Нужно их все преобразовать в акционерные общества, менять менеджмент, нанимать независимых членов совета директоров, объединять в холдинги и, возможно, проводить IPO;

- недостаточное и неэффективное финансирование.

Проблема не в том, что происходят такие аварии, а

в том, что они происходят друг за другом и с коротким промежутком. По совокупности всех аварий уже нельзя считать происходящее случайностью. Это уже некий индикатор состояния отрасли, который говорит о том, что необходимо перестроить в Роскосмосе организационно-структурные мероприятия. А во-вторых,

требуется пересмотр технологической документации по всему циклу: от создания до управления.

Библиографические ссылки

1. Федеральный целевые программы России. Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.programs-gov.ru/29 l.php.

2. Инженер: вернем ли престиж профессии? //Российский космос. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://tvroscosmos.ru/frm/zhurnal/2012/0212 1.php.

3. Отставание от Европы и США в космической отрасли преодолимо, уверены в Роскосмосе : офиц. сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. 16.02.2012. URL: http://er.ru/news/2012/2/16/otstavanie-ot-evropy-i-ssha-v-kosmicheskoj-otrasli-preodolimo-uvereny-v-roskosmose/.

© Никитенко А. О., 2012

УДК 336.71

Э. С. Новикова, В. В. Жеребцова Научный руководитель - Т. В. Ващенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РИСК ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ БАНКА

Рассмотрены приоритетные факторы формирования деловой репутации в банке, основные задачи системы мониторинга деловой репутации банка, методы управления репутационным риском.

В банковском мире, где существуют огромные возможности выбора, реальным и одним из главных факторов конкурентной борьбы становится имидж кредитного учреждения. Особое значение играет этот фактор в области банковских услуг, потому что успех партнерских отношений «банк-клиент» зависит, прежде всего, от степени доверия клиента. Концепция благоприятного имиджа является целью продолжительной и целенаправленной работы.

Деловая репутация кредитной организации - качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций.

На основе исследования мнения банковских служащих установлены приоритетные факторы формирования деловой репутации в банке: обеспеченность кадрами и их квалификация, организационная культура, уровень менеджмента, деловая репутация первых лиц банка, миссия и стратегия, социальная ответственность.

На репутацию банка влияют также: социальная позиция, качество сервиса, поведение персонала, рекламная и брендовая политики, отношение с государством, авторитетные клиентами, география банка, возможность тем или иным способом подтвердить свое международное признание [1].

Риск потери деловой репутации Банка - риск возникновения у кредитной организации убытков в ре-

зультате уменьшения числа клиентов вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом. Возникновение данного риска может быть обусловлено различными внешними и внутренними факторами, такими как:

• несоблюдение законодательства, деловой этики, нарушение условий договоров, отсутствие во внутренних документах механизмов разрешения конфликтов интересов;

• неспособность противодействовать нарушению клиентами действующего законодательства, направленному на противодействие отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма;

• кадровая политика;

• негативная информация.

Для оценки и управления рисками необходимо выделить основные контактные группы для банка, которые непосредственно влияют на формирование деловой репутации. Основными контактными группами для банка считаются: клиенты, партнеры, персонал, учредители и инвесторы, государственные органы власти [2].

Таким образом, наиболее перспективными должны быть инновации в организации кредитования. Партнеры банка должны быть уверены в его надежности. Персонал должен стать основой построения репута-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.