Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ'

УПРАВЛЕНИЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Министерство внутренних дел РФ / кадровая политика / кадровое обеспечение / финансирование / престиж службы в органах внутренних дел / управление внутренних дел на транспорте / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation / personnel policy / staffing / financing / prestige of service in the internal affairs bodies / Department of Internal Affairs in transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В С. Сухова, Н Н. Пестов

В статье рассматриваются негативные итоги современной кадровой политики МВД РФ, первопричиной которых однозначно называется низкий объем финансирования Министерства внутренних дел РФ. Выделенные бюджетные ассигнования на увеличение численности личного состава не изменят его качественной структуры, нагрузки, социального престижа сотрудника органов внутренних дел, а значит кадровым подразделениям МВД РФ в целом и кадровым подразделениям Управления на транспорте в частности, необходимо более тщательно подходить к вопросам комплектования линейных органов, не снижая качества отбираемых на службу сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В С. Сухова, Н Н. Пестов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT, HUMAN RESOURCES, DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN TRANSPORT

The article examines the negative results of the modern personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the root cause of which is unequivocally called the low amount of funding for the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The allocated budget allocations to increase the number of personnel will not change its qualitative structure, workload, and social prestige of an employee of the internal affairs bodies, which means that the personnel units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in general and the personnel units of the Transport Department in particular need to take a more careful approach to the recruitment of linear bodies, without reducing the quality of police officers selected for service.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ»

УПРАВЛЕНИЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ

В.С. Сухова, заместитель начальника ЛО МВД России - начальник ОРЛС ЛО МВД России на водном транспорте, майор полиции

Научный руководитель: Н.Н. Пестов, доцент, полковник полиции Академия управления МВД России (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-222-225

Аннотация. В статье рассматриваются негативные итоги современной кадровой политики МВД РФ, первопричиной которых однозначно называется низкий объем финансирования Министерства внутренних дел РФ. Выделенные бюджетные ассигнования на увеличение численности личного состава не изменят его качественной структуры, нагрузки, социального престижа сотрудника органов внутренних дел, а значит кадровым подразделениям МВД РФ в целом и кадровым подразделениям Управления на транспорте в частности, необходимо более тщательно подходить к вопросам комплектования линейных органов, не снижая качества отбираемых на службу сотрудников полиции.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел РФ, кадровая политика, кадровое обеспечение, финансирование, престиж службы в органах внутренних дел, управление внутренних дел на транспорте.

Не для кого не секрет, что ситуация «кадрового голода» в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) носит катастрофический характер. Начальник Финансово-экономического департамента МВД РФ И. Кальбфляйш на заседании Госдумы при рассмотрении бюджета на 2024 год заявила о некомплекте в 100 тыс. сотрудников, обозначив неконкурентоспособный уровень денежного довольствия сотрудника МВД в современных условиях, однако индексации заработной платы по итогам заседания запланировано не было. О кадровом оттоке и колоссальном некомплекте не раз заявлял и министр МВД РФ В. Колокольцев. В 2023 году он отмечал некомплект сотрудников в размере 90 тыс. сотрудников, уточняя, что за 10 лет в Московском регионе количество работников ведомства снизилось вдвое.

Не лучше ситуация обстоит и в Управлении на транспорте МВД России по ЦФО. Например, в линейном отделе МВД России на водном транспорте (далее - ЛО МВД России на ВТ) некомплект личного состава имеет устойчивую тенденцию к росту.

Интересно отметить, что некомплект рядового состава (8 единиц в 2021, 10 в 2022 и 18 в 2023) увеличивается сильнее, чем офицерского (8 единиц в 2021, 12 в 2022 и 11 в 2023).

Таким образом некомплект личного состава в МВД РФ - это своего рода отрицательный тренд и для понимания его причин, тема «Управление, кадровые ресурсы, подразделений органов внутренних дел на транспорте» представляется особо актуальной для исследования в современный период.

Кадровая политика МВД РФ определена в ст. 75 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [1] и существует на принципах равного доступа и профессионального отбора на службу в ОВД, совершенствования профессиональных навыков, наличие и уровень которых являются основой назначения на ту или иную должность, а также соблюдения последовательности и очерёдности присвоения специальных званий.

Если мы говорим о гражданской организации, то согласно концепции управления персоналом управление человеческими ресурсами включает в себя несколько подсистем: кадровая политика, подбор,

адаптация, оценка, расстановка и развитие персонала. Учитывая, что полиция это все-таки орган исполнительной власти, который выполняет особые задачи, то и ее подсистемы управления кадрами будут несколько отличаться: плановая подготовка кадров для замещения должностей, создание условий для карьерного роста, оценка результатов служебной деятельности путем аттестации, формирование кадрового резерва, ведение перечня должностей, подлежащих замещению по конкурсу, применение современных кадровых технологий в деятельности подразделения.

Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) определяла основой эффективности правоохранительных органов является кадровый (человеческий) ресурс. Очень жаль, что она не была облечена в нормативный акт, а так и осталась в статусе проекта, разработанного МВД РФ, так как она более дифференцированно определяла подсистемы управления кадрами, включая туда нормативно-правовое, морально-психологическое, информационно-аналитическое обеспечение, профилактику и противодействие коррупции.

Несмотря на то, что концепция кадровой политики в МВД РФ отсутствует как документ, в ведомстве существует кадровая политика, которая выполняет функцию основы стратегического управления кадровым ресурсом и включает в себя систему задач и методов, целью которой является эффективный личный состав правоохранительного органа, отвечающий современным требованиям и способный выполнять возложенные на него задачи.

Кадровая политика МВД России не существует сама по себе, это всегда отражение общественно-политической ситуации на определенном историческом этапе. В настоящее время, реальность такова, что подбор кадров стал одной из самых сложных и востребованных функций правоохранительных органов.

Как мы уже отмечали, главной причиной «кадрового голода» из МВД является низкая оплата труда. С 2018 года денежное довольствие регулярно индексируется: в

2020 - на 3%; в 2021 - на 3,7%; в 2022 - на 4%. Учитывая, что средняя зарплата полицейского составляет в 2024 году около 50 тысяч рублей, такие повышения не могут нивелировать низкий социальный престиж профессии и уровень жизни сотрудников. Нетрудно посчитать, что если прожиточный минимум в Москве составляет 25 879 рублей, то семья с иждивенцами с высокой долей вероятности будет жить за чертой бедности.

Однако же низкий уровень денежного довольствия - это не единственная причина кадрового кризиса МВД России. Острая геополитическая ситуация сократила количество мужского трудоспособного населения, способного осуществлять правоохранительные функции в связи их частичной с мобилизацией. Также причиной являются демографические факторы: депопуляция населения, увеличение уровня мужской смертности, сокращение числа молодежи в общей массе населения, старение населения.[2] Специфика профессии также накладывает определенный отпечаток, в настоящий момент в обществе не приходится говорить о престиже профессии сотрудника полиции. Отсутствие кадров - это не только повышенная нагрузка на работающих сотрудников, это прежде всего увеличение уровня преступности.

Вместе с указанными факторами снижаются критерии отбора, что является причиной набора низкоквалифицированных кадров.

Федеральный закон от 04.08.2023 № 436-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] внес поправки в Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» упростив систему условий оформления в органы внутренних дел. Указанным законом поднят возраст поступления на службу с 40 до 55 лет, а также упразднен институт личного поручительства.

С точки зрения управления кадрами МВД РФ, указанные меры должны быть восприняты позитивно, однако понятно,

что они в общей массе вряд ли способны решить проблему кадрового оттока.

По указанной причине Управление по работе с личным составом УТ МВД России по ЦФО ставит перед линейными кадровыми подразделениями линейных отделов, помимо задач, предусмотренных Приказом МВД России от 01.02.2018 N 50 (ред. от 30.01.2023) «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», еще и задачи которые бы позволили не только набрать недостающий кадровый потенциал, но и удержать тот, что есть. А именно: психологическое сопровождение действующих сотрудников, контроль за психологическим климатом в рабочем коллективе, постоянный анализ и прогнозирование кадровой ситуации в линейных отделах, текущее кадровое планирование, повышения вопросов мотивации и авторитета сотрудника полиции, социального престижа профессии, укрепление

дисциплины и законности и противодействия коррупции и т.д.

Вопрос комплектования МВД РФ находятся в зоне внимания на самом высоком уровне. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2022 № 878 «Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» численность сотрудников ведомства к 2025 года должна быть увеличена до 938 тыс. человек [4].

Стоит заметить, что выделенные бюджетные ассигнования на увеличение численности личного состава не изменят его качественной структуры, нагрузки, социального престижа сотрудника ОВД, а значит кадровым подразделениям МВД РФ в целом и кадровым подразделениям Управления на транспорте в частности, необходимо более тщательно подходить к вопросам комплектования линейных органов, не снижая качества отбираемых на службу

сотрудников полиции.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-Ф3 (ред. от 26.02.2024) // «Российская газета» от 7 декабря 2011 г. N 275.

2. Яковцов С.А., Пашин В.М. Ретроспективный анализ и некоторые проблемы современного развития кадровой политики МВД России // Полицейская деятельность. - 2017. -№ 1. - С. 144-159. - DOI: 10.7256/2454-0692.2017.1.20805 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id =20805.

3. Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 436-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», 9 августа 2023 г. N 175.

4. Указ Президента РФ от 05.12.2022 N 878 «Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12 декабря 2022 г. N 50 (часть III) ст. 8891.

MANAGEMENT, HUMAN RESOURCES, DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN TRANSPORT

V.S. Sukhova, deputy Head of the Ministry of Internal Affairs of Russia - Head of the ORLS of

the Ministry of Internal Affair of Russia on Water Transport, police major

Supervisor: N.N. Pestov, Associate Professor, Police Colonel

Academy of Management of the Ministry of Internal Affair of Russia

(Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the negative results of the modern personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the root cause of which is unequivocally called the low amount offunding for the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The allocated budget allocations to increase the number of personnel will not change its qualitative structure, workload, and social prestige of an employee of the internal affairs bodies, which means that the personnel units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in general and the personnel units of the Transport Department in particular need to take a more careful approach to the recruitment of linear bodies, without reducing the quality ofpolice officers selectedfor service.

Keywords: Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, personnel policy, staffing, financing, prestige of service in the internal affairs bodies, Department of Internal Affairs in transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.