Научная статья на тему 'Государственная кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации в контексте конституционно-правовой реформы'

Государственная кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации в контексте конституционно-правовой реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная кадровая политика / государственная служба / кадровое обеспечение / конституционная реформа / конституционные нормы / органы внутренних дел / state personnel policy / civil service / personnel support / constitutional reform / constitutional norms / internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Кофтина, Сергей Николаевич Глущенко

Актуальность: обеспечение эффективной кадровой политики играет большую роль в реализации целей и задач, которые действующее законодательство возлагает на органы внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время система МВД России испытывает тяжелый кадровый кризис. В связи с этим актуализируется потребность реформирования существующей системы правового регулирования работы с личным составом органов внутренних дел, приведения ее в качественно новое состояние; получает целесообразность новое теоретическое осмысление конституционно-правовых основ кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Николаевна Кофтина, Сергей Николаевич Глущенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of constitutional and legal reform

Relevance: ensuring an effective personnel policy plays an Important role In the Implementation of the goals and objectives that the current legislation imposes on the internal affairs bodies of the Russian Federation. Currently, the Russian Interior Ministry system is experiencing a severe personnel crisis. In this regard, the need to reform the existing system of legal regulation of work with the personnel of internal affairs bodies, bringing it into a qualitatively new state, is being actualized; A new theoretical understanding of the constitutional and legal foundations of personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation becomes expedient.

Текст научной работы на тему «Государственная кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации в контексте конституционно-правовой реформы»

Закон и право. 2024. № 10. С. 96-100. Law and legislation. 2024;(10):96-100.

Научная статья УДК 351.74

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-96-100 EDN: https://elibrary.ru/FJUEGR

NIION: 1997-0063-10/24-506 MOSURED: 77/27-001-2024-10-706

Государственная кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации в контексте конституционно-правовой реформы

Юлия Николаевна Кофтина1, Сергей Николаевич Глущенко2

1 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия

1 Yulenka1979@mail.ru

2 gluwenko-900@mail.ru

Аннотация.

Актуальность: обеспечение эффективной кадровой политики играет большую роль в реализации целей и задач, которые действующее законодательство возлагает на органы внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время система МВД России испытывает тяжелый кадровый кризис. В связи с этим актуализируется потребность реформирования существующей системы правового регулирования работы с личным составом органов внутренних дел, приведения ее в качественно новое состояние; получает целесообразность новое теоретическое осмысление конституционно-правовых основ кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная кадровая политика, государственная служба, кадровое обеспечение, конституционная реформа, конституционные нормы, органы внутренних дел.

Для цитирования: Кофтина Ю.Н., Глущенко С.Н. Государственная кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации в контексте конституционно-правовой реформы // Закон и право. 2024. № 10. С. 96—100. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-96-100 ЕБЫ: https://elibrary.ru/FJUEGR

Original article

State personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of constitutional and legal reform

Yulia N. Koftina1, Sergey N. Glushchenko2

1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 Yulenka1979@mail.ru

2 gluwenko-900@mail.ru

Abstract.

Relevance: ensuring an effective personnel policy plays an important role in the implementation of the goals and objectives that the current legislation imposes on the internal affairs bodies of the Russian Federation. Currently, the Russian Interior Ministry system is experiencing a severe personnel crisis. In this regard, the need to reform the existing system of legal regulation of work with the personnel of internal affairs bodies, bringing it into a qualitatively new state, is being actualized; A new theoretical understanding of the constitutional and legal foundations of personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation becomes expedient.

Keywords: state personnel policy, civil service, personnel support, constitutional reform, constitutional norms, internal affairs bodies.

For citation: Koftina Yu.N., Glushchenko S.N. State personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of constitutional and legal reform // Law and legislation. 2024;(10):96—100. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-96-100 EDN: https://elibrary.ru/FJUEGR

© Кофтина Ю.Н., Глущенко С.Н. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Актуальность обращения к вопросам кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) обусловлена той ролью, которую играют сотрудники полиции в обеспечении внутренней стабильности государства и защите его конституционных основ посредством противодействия преступности, обеспечения общественного порядка, пресечения угроз общественной безопасности.

Безусловно, эффективность выполнения перечисленных задач напрямую зависит от качества отбора, профессиональной подготовки сотрудников, организации воспитательной работы в подразделениях. От работы кадровых аппаратов напрямую зависит удовлетворение потребностей системы МВД России в специалистах, готовых по уровню образовательной подготовки, физическому развитию и морально-деловым качествам выполнять трудную и ответственную работу.

Реализация кадровой политики находится в тесной зависимости от множества факторов политического, социального, экономического, культурно-идеологического свойства. Не последнюю роль играет и правовое регулирование данной сферы.

В настоящее время МВД России испытывает тяжелый кадровый кризис. В материалах Решения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности от 1 июля 2024 г. № 3.3-12/1923 отмечается, что сложившийся некомплект и продолжающийся отток кадров в ОВД в среднесрочной перспективе способен привести к усугублению криминогенной обстановки, снижению уровня социальной стабильности и общественной безопасности.

В связи с этим актуализируется потребность реформирования существующей системы работы с личным составом ОВД, приведение ее в качественно новое состояние. Потребность в построении концептуально новой кадровой политики обусловливает потребность коренной переработки ее правовых основ, построения системы работы с кадрами, основанной на конституционных идеалах правового государства. С учетом этого получает целесообразность новое теоретическое осмысление конституционно-правовых основ кадровой политики в ОВД.

Различные социально-правовые аспекты кадровой работы с трудовыми коллективами (карьерного развития, ротации руководящих кадров, повышения квалификации персонала и т.д.) неоднократно рассматривались в исследовани-

ях В.А. Игнатенко, С.О. Каприной, Л.М. Колод-кина, В.С. Литвиновой, Х.Х. Лойта, Б.Т. Поно-маренко, Ю.А. Тихомирова, Г.Г. Фастович и других правоведов [6, с. 9—12; 7, с. 81—82]. В том числе внимание ученых было обращено и на проблемы правового регулирования кадровой политики в ОВД [1, с. 278—289; 2, с. 27—30].

Анализ научной литературы дает возможность составить обобщенное представление о теоретических подходах к содержательной характеристике исследуемого нами явления — «кадровая политика», а также принципах ее построения, сложившихся в современной отечественной доктрине.

Так, само понятие «кадровая политика» рассматривается учеными в широком и узком смысле.

В первом случае речь идет о сформулированной системе целей, задач, принципов, методов работы с персоналом организации. Ключевое значение здесь имеет эффективное применение метода планирования работы с кадрами, согласование всех кадровых решений с общей стратегией развития организации в долгосрочном периоде.

Во втором случае подразумевается решение конкретных кадровых задач в той или иной сфере работы с персоналом. Например, в узком смысле целью кадровой политики может быть комплектование трудового коллектива исключительно сотрудниками с высшим образованием или обеспечение подготовленного кадрового резерва для руководящих должностей и т.п.

Применительно к службе в государственных органах власти кадровая политика предполагает целенаправленную организационно-правовую деятельность государства по формулированию целей такой политики, прогнозированию потребностей государственного аппарата исходя из актуальных социально-политических, экономических и иных задач, разработке и принятию соответствующей нормативной правовой базы, формированию организационного механизма, последующему анализу эффективности реализуемых мероприятий.

Таким образом, кадровую политику в органах государственной власти следует рассматривать как элемент общей внутренней политики, направленный на обеспечение жизнедеятельности и должного уровня эффективности бюрократического аппарата. В этом смысле государственная кадровая политика является основополагающей частью стратегии общего развития государственного механизма, достижения стоящих перед ним задач.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

В научной литературе рассматриваются три группы принципов кадровой политики в сфере государственного управления: общие, специальные и частные.

Первые носят по своей природе конституционно-правовой характер, отражают основные идеи, заложенные в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ). По своему действию они распространяются на все сферы кадровой работы и государственной службы в целом. Среди таковых можно выделить принципы законности, демократизма, гуманизма, социальной справедливости, равенства прав вне зависимости от пола, национальности, религии, социального происхождения, наличия тех или иных внутренних убеждений, запрета любой дискриминации.

Отдельные принципы, относящиеся к рассматриваемой группе, не получили конституционного закрепления, однако справедливо считаются общими в силу того неоспоримого значения, который придается им в доктрине: научная обоснованность, системность и целостность кадровой политики.

Указанные выше принципы, часть из которых носит общеправовой характер, придают кадровой политике легитимность, инкорпорируют ее нормы в единую правовую систему государства, обеспечивают единую логику и целенаправленность данной деятельности.

Что касается второй группы — специальных принципов, то речь идет о базовых идеях и положениях, регламентирующих не всю сферу государственной службы, а лишь отдельные ее виды. В связи с этим говорят о принципах кадровой политики государственной гражданской, военной и государственной службы иных видов.

К частным принципам рассматриваемого нами вида государственной политики относятся базовые идеи, нормы и положения, связанные с отдельными аспектами кадровой работы. Так, можно вести речь о системе частных принципов отбора кадров на службу, о принципах профессиональной подготовки и обучения, принципах поддержания служебной дисциплины и законности, принципах воспитательной работы с личным составом и т.д. [4, с. 31—40].

В рамках нашего исследования особый интерес представляют конституционные основы, принципы кадровой политики в ОВД.

Государственная служба, согласно положению нормы ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, выступает формой участия граждан в государственном управлении, представляет собой политическое право.

Одним из базовых положений кадровой политики следует считать норму ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, которая закрепляет демократический и правовой характер государственности в нашей стране.

Обращение к нормам глав 1 и 2 Конституции РФ (ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 19 и др.) позволяет сделать вывод, что все кадровые процессы в ОВД (как и в целом государственной службы в России) должны строиться с учетом конституционных принципов законности, равенства перед законом, защиты личных данных, запрета какой-либо дискриминации, гарантий неотъемлемых прав и свобод личности. Среди последних можно отдельно выделить гарантии трудовых прав (ч. 2 ст. 7, ст. 37, ч. 5 ст. 75, ст. 75.1, п. «е.4» ч. 1 ст. 114).

Отдельная группа конституционных норм закрепляет основы руководства государственной кадровой политикой в России, определят ее в качестве предмета ведения высших органов государственной власти (статьи 71, 72).

Так, положения п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ закрепляют кадры правоохранительных органов в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Толкование данной нормы применительно к текущей по литико-правовой реальности может являться предметом дискуссии. Однако, бесспорно, что данное конституционное положение дает право региональным органам государственной власти участвовать в планировании и реализации кадровой политики в ОВД, в частности, стимулировать граждан дополнительными социально-экономическими гарантиями.

В качестве главных субъектов государственной кадровой политики Конституция страны закрепляет Федеральное Собрание Российской Федерации (статьи 102, 103), Президента Российской Федерации (ст. 83), Правительство Российской Федерации (статьи 111, 112, 117). Данная система норм построена на соблюдении принципа разделения властей, обеспечения баланса полномочий между ними.

Анализируя перечень конституционно закрепленных субъектов государственной кадровой политики в ОВД, следует отметить особую роль Президента Российской Федерации. В соответствии с действующими конституционными нормами данная фигура наделена широким объемом полномочий в вопросах назначения на высшие руководящие должности в органах власти, относящихся ко всем трем ее ветвям.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Действующее конституционное законодательство, как правило, предусматривает два механизма реализации президентских полномочий в кадровой сфере. В первом случае глава государства лично осуществляет назначение на руководящую должность, второй из предусмотренных механизмов наделяет Президента Российской Федерации правом представлять кандидатуру на утверждение Правительству Российской Федерации или Федеральному Собранию Российской Федерации.

Конституция РФ наделяет главу государства фактически исключительным правом формировать руководство силовым блоком страны, что обусловлено ролью Президента Российской Федерации как гаранта безопасности государства, обеспечения прав и свобод граждан. В том числе сказанное распространяется на МВД России.

Так, согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ глава государства определяет своим указом ее состав, а также порядок создания и реорганизации служб и подразделений.

Базовые правовые положения относительно государственной службы, закрепленные в Конституции РФ, находят свое развитие в нормах федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актах.

Подводя итоги анализа основ государственной кадровой политики в ОВД, отметим, что процесс совершенствования соответствующей нормативной правовой базы должен быть гармонизирован с реализуемой в нашей стране конституционной реформой, важными векторами которой выступают социализация государственной политики, укрепление демократических механизмов, создание гарантий законности и обеспечения прав граждан, гуманизация общественных отношений.

Изменения и дополнения, не так давно внесенные в текст Конституции страны, по мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина, предполагают последующую реформу целого ряда отраслей законодательства в целях формирования механизмов реализации новых прав и свобод граждан [3, с. 1, 9]. Очевидно, что данный процесс должен затронуть и систему государственной службы, в том числе ее кадровую политику.

Речь идет о процессе так называемой консти-туционализации отраслевого законодательства, который подразумевает процесс согласования норм законов и подзаконных актов с правовыми идеями, отраженными в Конституции РФ.

Применительно к сфере кадровой работы процесс конституционализации предполагает, по мнению ряда исследователей, особое внимание к реализации таких основополагающих норм и ценностей, как верховенство закона, правовое равенство и законность [5, с. 791—801].

Отметим, что такого рода процессы являются логичными для развития правовых систем, построенных на демократических принципах, и должны быть положены в основу реформирования кадровой политики в ОВД.

Процесс конституционализации нормативной правовой базы, регламентирующей кадровую работу в МВД России, на первом своем этапе должен включать переработку соответствующих федеральных законов. Полагаем, что соответствующее реформирование нормативной правовой основы кадровой политики в ОВД должно быть направлено на создание работающих механизмов реализации в данной сфере таких конституционных принципов, как законность, справедливость, гуманизм, запрет дискредитации, равенство перед законом, демократизм, а также гарантировать реализацию конституционно оформленных трудовых прав сотрудников.

В рамках второго этапа реформы должно начаться углубленное внедрение конституционных идей и положений, опосредованных через нормы федерального и регионального законодательства в ведомственное нормотворчество.

Таким образом, государственная кадровая политика в ОВД в контексте проводимой конституционно-правовой реформы должна включать создание реально работающих организационно-правовых механизмов реализации конституционных идей и положений в процессе отбора, профессиональной подготовки и обучения сотрудников, обеспечения социальных гарантий, достойной оплаты труда и уровня жизни.

Данный процесс предполагает коренную переработку действующего законодательства о государственной службе в сторону его гуманизации, социальной защищенности сотрудников, создания действенной системы стимулов для прохождения службы в ОВД при одновременно эффективно действующих антикоррупционных механизмах.

Список источников

1. Борисова Н.Г. Влияние кадровой политики на престиж службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Академическая публицистика. 2023. № 9-1.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

2. Брунер Р.А. Кадровая политика Министерства внутренних дел как инструмент управления сотрудниками полиции // Гос. служба и кадры. 2021. № 5.

3. Зорькин В.Д. Под знаком Основного закона // Рос. газета. 2021. № 247 (8598).

4. Кофтина Ю.Н. Управленческий аспект деятельности руководителя (начальника) органа внутренних дел по реализации кадровой политики МВД России // Тр. Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66).

5. Нагорных Р.В., Васильева Я.В., Мельникова Н.А. Проблемы модернизации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях становления доктрины административного конституционализма в современной России // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15. № 4 (56).

6. Пономаренко Б. Т., Каприна С. О. Государственная кадровая политика как фактор устойчивого социально-экономического развития // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 8 (170).

7. Фастович Г.Г., Литвинова В. С., Игнатен-ко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юрид. журнал. 2020. № 10 (149).

References

1. Borisova N.G. The influence of personnel policy on the prestige of service in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Academic journalism. 2023. № 9-1.

2. Bruner R.A. Personnel policy of the Ministry of Internal Affairs as a tool for managing police officers // Civil service and personnel. 2021. № 5.

3. Zorkin V.D. Under the sign of the Basic Law // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 247 (8598).

4. Koftina Yu.N. Managerial aspect of the activity of the head (chief) of the internal affairs body for the implementation of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 2 (66).

5. Nagornykh R. V., Vasilyeva Ya. V., Melnikova N.A. Problems of modernization of personnel support for the activities of the penal enforcement system in the context of the formation of the doctrine of administrative constitutionalism in modern Russia // Penitentiary Science. 2021. Vol. 15. № 4 (56).

6. Ponomarenko B.T., Kaprina S.O. State personnel policy as a factor of sustainable socioeconomic development // Ethnosocium and inte-rethnic culture. 2022. № 8 (170).

7. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Law Journal. 2020. № 10 (149).

Информация об авторах

Кофтина Ю.Н. — кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Глущенко С.Н. — слушатель

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the authors

Koftina Yu.N. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Glushchenko S.N. — listener

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.