Управление качеством жизни населения региональных подсистем
УДК 330.59
А. С. Михеев
ассистент кафедры Псковского государственного политехнического института
<
Необходимость управления качеством жизни населения и его повышения отражены в законодательстве России. Так, в ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашается, что РФ является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Правительство РФ ставит задачи повышения качества жизни населения на долгосрочную перспективу, чтобы все граждане страны имели возможность получать качественное образование, поддерживать здоровье, приобретать жилье, получать достойные доходы [1]. Повышение качества жизни населения — это основной целевой ориентир социально-экономического развития РФ и регионов страны. В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», основная нагрузка по социально-экономическому развитию территорий возлагается на региональные органы власти и управления.
Проведенный нами анализ показал, что вопросы управления качеством жизни населения нуждаются в дальнейших научных исследованиях. В частности, в научной литературе отсутствует единый подход к определению сущности, структуры и содержания таких понятий как «качество жизни», «управление качеством жизни населения» и ряда др. В большинстве посвященных данной проблеме научных работ основное внимание уделяется вопросам оценки качества жизни населения и изучению характеризующей его системы критериев и показателей.
Понятие «качество» изучается многими науками и дисциплинами. В зависимости от типа и вида изучаемого объекта понятие «качество» обладает специфическими особенностями. Философия, изучающая все объекты материального и духовного мира, определяет качество как категорию, выражающую существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Квалиметрия, как наука, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества, в основном применяется к объектам, качественные характеристики которых поддаются соответствующем измерению (товары, услуги, техника, труд, проекты и ряд других). Качество жизни человека, группы людей, общества в целом изучаются социологией, экономикой, менеджментом, наукой управления. Данные этих наук нуждаются в обобщении и разработке конкретных прикладных рекомендаций.
Анализ зарубежных и российских исследований в данной сфере позволил нам выделить два основных подхода к изучению качества жизни населения. Один из них основывается на оценке объективных условий жизни населения, а другой — на изучение степени удовлетворенности жизнью самим населением.
Представитель первого подхода, американский экономист У. Ростоу, рассматривал повышение качества жизни как закономерную стадию развития общества потребления [2]. По его мнению, экономический рост на основе научно-технического прогресса должен был неизбежно приводить к повышению жизненного стандарта, который, в свою очередь, являлся основой «нового качества жизни». У. Ростоу отмечал, что «новое качество жизни» характеризуется показателями в области здравоохранения, отдыха, уменьшения загрязнения окружающей среды, борьбы против бедности и неравенства. Таким образом, первый подход к определению категории «качество жизни» предполагает, по сути, необходимость развития ключевых отраслей социальной сферы, с целью повышения обеспечения населения товарами и услугами.
По мнению представителя второго подхода Р. Арона, качество жизни определялось степенью развития жизненного стандарта и выражалось как «возрастание индивидуального дохода и пропорциональное его расходование на предметы потребления, роскоши (или близкие к роскоши) и, в конце концов, даже на такие нематериальные вещи, как бытовые услуги, культуру, проведение свободного времени» [3]. Понятие качества жизни, по его мнению, должно было включать возможность удовлетворения не только «низших», физиологических потребностей, но и духовных, нематериальных потребностей человека. Управление качеством жизни должно изначально ориентироваться на оценку уровня удовлетворенности жизнью населения и создание соответствующих условий для повышения этого уровня удовлетворенности.
В отечественной литературе понятие «качество жизни» рассматривается различными авторами так же с двух позиций — как социологическое и экономическое понятие. Например, в Философском энциклопедическом словаре (1983 г.) качество жизни определяется как социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Социологическая оценка удовлетворенности осуществляется по таким ключевым сферам как качество питания; качество и модность одежды; комфорт жилища; качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды; структура досуга; степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде; уровень стрессовых ситуаций; структура расселения и т. д. Таким образом, социологический подход к качеству жизни, по сути, соответствует подходу, базирующемуся на оценке степени удовлетворенности людей жизнью.
Н. Денисов предлагает рассматривать категорию «качество жизни» как «совокупность характеристик существования и жизнедеятельности современного человека, включающую в себя как материальные, так и основные внешние условия его жизни, отраженные
в массовом сознании населения» [4]. Исходя из этого, можно говорить о том, что экономический подход к трактовке качества жизни соответствует первому подходу, основывающемуся на объективной оценке существующих условий и факторов жизнедеятельности людей.
Таким образом, в современной научной литературе сущность категории «качество жизни» определяется на основе объективного и субъективного подходов, на базе которых сформировался комплексный анализ и определение качества жизни населения, объединяющее в себе обе характеристики. В рамках комплексного подхода, выделяется определение, сформулированное Л. А. Беляевой, согласно которому: «качество жизни — это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе» [5]. К представителям комплексного подхода относятся и О. Грунина и Л. Ачба, по мнению которых, категория «качество жизни» более полно отражает состояние жизни людей если в ней учитывается уровень жизни и благосостояния. Рассматриваемая категория является наиболее синтетическим, интегральным показателем, включающим и степень удовлетворения различных потребностей людей (физических, духовных, социальных), и меру обеспеченности населения необходимыми для жизни благами (материальными и духовными) [6]. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что категорию «качество жизни населения региона» наиболее целесообразно определить с точки зрения комплексного подхода, учитывая при этом особенности регионального уровня управления.
Надо заметить, что категория «качество жизни населения» применима к различным уровням государственного управления (табл.1). Не вдаваясь в исчерпывающий анализ положения населения в различных уровнях административной иерархии, акцентируем наш анализ на регионе.
На наш взгляд, качество жизни населения региона следует определять как комплексную объективно-
субъективную характеристику, как показатель степени обеспеченности различных категорий населения ос- и новными товарами и услугами отраслей социальной 2 сферы региона, степени удовлетворения потребнос- ° тей населения региона в зависимости от принадлеж- ^ ности к той или иной социальной группе. ^
Категория «качество жизни населения региона» х отличается следующими особенностями: о
• она является показателем результативности реги- д ональной социально-экономической политики; ^
• характеризует уровень развития региона; ^
• измеряется органами государственной власти по ш набору объективных показателей; ¡Е
• оценивается человеком по его субъективной само- ^ оценке на основе удовлетворения индивидуальных ™ потребностей. ^ По мнению многих авторов «управление качест- о
вом жизни населения региона» в широком смысле ^ тождественно управлению социально-экономическим о развитием региона, поскольку целевой блок его раз- и вития является системой целей либо непосредст- 5 венно характеризующих желаемое качество жизни, ° либо направленных на обеспечение его требуемого ^ уровня. Показатель качества жизни населения региона может выступать и в качестве интегрального индикатора результативности региональной социально-экономической политики. Поскольку оценка результативности региональной социально-экономической политики является базой для проведения оценки ее эффективности (результаты сопоставляются с затратами), правомерным представляется вывод о том, что показатель качества жизни населения является базой для оценки эффективности проводимой в регионе социально-экономической политики. Это связано с тем, что региональная политика, как правило, разрабатывается с учетом интересов и потребностей населения. Отсюда, результаты реализации региональной политики должны отражать степень реализации интересов и потребностей населения региона. Представим уточненное определение категории «качество жизни населения региона» в схематическом виде (рис. 1).
Особенности категории «качество жизни населения региона» обусловлены тесными взаимосвязями экономики и социальной сферы региона, образующих
Таблица 1
Особенности управления качеством жизни на различных уровнях управления в РФ
Уровень управления Объект «качества жизни» Особенности
Федеральный Население страны в целом, независимо от территории проживания, в т. ч. основные социально-демографические группы населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры) Качество жизни поддерживается на одинаковом уровне за счет реализации минимальных социальных стандартов и государственных гарантий
Региональный Население субъекта РФ, в т. ч. социальные группы населения с различными интересами и потребностями Качество жизни существенно различается для разных социальных групп населения. Необходимость повышения качества жизни во всех муниципальных образованиях региона
Муниципальный Население муниципального образования, в т. ч. городское население и сельское население Качество жизни зависит от эффективности решения повседневных задач и проблем, успешной реализации вопросов местного значения
Организации и предприятия Коллектив организации, в т. ч. различные формальные и неформальные группы Качество жизни связано с уровнем удовлетворенности работой, возможностью самореализации в коллективе
Самоменеджмент Отдельный индивид как субъект и объект целенаправленной деятельности Качество жизни зависит от индивидуальных характеристик и потребностей, возможностей их реализации
единое пространство его социально-экономической и системы. Первичность экономики по отношению к £ социальной сфере определяется тем, что в реальной ° экономике создаются все материальные блага, това-^ ры, услуги, а в социальной сфере они расходуются и ^ потребляются. Вторичность экономики по отношению х к социальной сфере связана с тем, что в социальной о сфере создается потенциал, способный ускорить ин-^ новационное развитие экономики региона. Исходя из х этого, необходимо учитывать взаимное влияние эко-ш номики и социальной сферы в рамках региональной ш социально-экономической системы.
Рост региональной экономики и ее отраслей со-^ здает необходимую финансово-экономическую ос-
00 нову для развития социальной сферы и сохранения £ экологии региона, являющихся двумя важнейшими ^ составляющими качества жизни населения. С другой
1 стороны, более комфортные условия жизни населе-о ния и более высокое качество его жизни, создают ^ благоприятные предпосылки для развития экономики < региона. Таким образом, в любом случае качество о жизни населения нуждается в управлении, поскольку £ оно является основой развития региона в целом.
х Результаты проведенного нами исследования позволили вычленить подходы к определению понятия «управление качеством жизни». На наш взгляд, наиболее полным представляется определение представленное в коллективной монографии «Управление качеством жизни», согласно которому управление качеством жизни в регионе заключается «в целенаправленном воздействии региональных органов власти и управления совместно с другими субъектами влияния на параметры, характеризующие условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения людей в регионе, тем самым, обеспечивая их желаемый уровень» [7, с. 97].
По нашему мнению, управление качеством жизни населения региона представляет собой вид деятельности региональных органов власти по определению целей и направлений поддержания и повышения уровня обеспеченности населения региона необходимыми благами и уровня удовлетворенности его населения деятельностью органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, туризма, рекреации и многих др. Сюда же включается и определение методов и средств, необходимых для достижения поставленных целей. Такое определение позволяет рассматривать управление качеством жизни населения региона с позиций системного и процессного подходов, являющихся ключевыми в теории управления и в менеджменте.
Управление как система характеризуется воздействием субъекта управления на объект для достижения определенных целей. С системных позиций, управление качеством жизни — это совокупность управляющих воздействия различных региональных субъектов на качество жизни с целью его улучшения. Таким образом, базовыми элементами данного определения, раскрывающими сущность системного подхода, являются субъект и объект управления, как две основные подсистемы любой системы управления.
Заметим, что в силу специфики территориального управления России характер субъекта управления качеством жизни населения региона является комплексным. В его состав наряду с государственными органами власти и управления входят негосударственные субъекты-участники процесса управления качеством жизни населения региона (рис. 2).
Ключевую роль в управлении качеством жизни населения региона играют государственные и региональные субъекты различного уровня: федеральные органы власти, региональные органы власти и управления и органы местного самоуправления, не входящие в систему государственного управления, но действующие в рамках экономической политики конкретной территории. При этом нельзя забывать и о роли негосударственных субъектов как участников управления качеством жизни, поскольку чаще всего именно общественные организации, политические партии, профсоюзы являются выразителями интересов общества и его отдельных социальных групп.
В качестве объекта системы управления качеством жизни населения региона выступают основные параметры, характеризующие содержание категории «качества жизни населения». Однако вопрос содержания понятия «качество жизни населения» является в такой же мере дискуссионным, как и проблема его сущности. В связи с этим, авторы предлагают различные наборы показателей, характеризующих качество жизни населения региона. В большинстве случаев эти наборы основываются на одном из двух подходов: • Составление сводного перечня показателей качества жизни в соответствии со структурой потребностей и интересов населения. Так, например, по мнению авторов учебника «Социальная политика», в России основными социальными индикаторами качества жизни на федеральном и региональном уровнях являются: величина прожиточного минимума; доля населения, находящегося за порогом бедности; величина поляризации доходов (дециль-ный коэффициент); доля населения, получающего профессиональное образование; перечень и объем
I
Объективный подход
Характеризует уровень социально-экономического развития региона. Является показателем результативности региональной социально-экономической политики
Объективный подход
Измеряется региональными органами власти и управления по набору объективных показателей. Оценивается человеком по его субъективной самооценке на основе удовлетворения его индивидуальных потребностей
Категория «качество жизни населения региона»
Это комплексная характеристика, которая показывает степень обеспеченности различных категорий населения основными товарами и условиями, необходимыми для существования и развития, а также отражает степень удовлетворения потребностей населения региона в зависимости от принадлежности его представителей к той или иной социальной группе
Рис. 1. Сущность и особенности категории «качество жизни населения региона»
Субъекты управления качеством жизни населения региона
Государственные субъекты
1 Федеральные органы власти и управления
1 Региональные органы власти и управления
1 Органы местного самоуправления
Негосударственные субъекты
■ Коммерческие организации
■ Профсоюзные организации
■ Общественные организации и объединения
■ Политические партии
■ Другие
Рис. 2. Субъекты управления качеством жизни населения региона
медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных; средняя продолжительность жизни; детская смертность; рождаемость [8]. • Группировка показателей качества жизни по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим обобщением. Один из представителей этого подхода, П. С. Мстиславский, выделяет 10 сфер жизни, включающих в себя 98 различных показателей, формируя при этом индекс качества жизни на основе одиннадцати индикаторов [6]. Проведенный анализ позволил нам выделить 10 основных сфер жизнедеятельности людей: благосостояние населения; жилищные условия; рынок труда и занятость; здравоохранение; образование; личная безопасность; экология; свободное время и отдых; питание; инфраструктура (инженерная, транспортная). Они позволяют охарактеризовать жизнедеятельность людей в целом и предоставляют возможность акцентировать внимание на развитии той или иной составляющей в интересах различных социальных групп населения региона.
По нашему мнению сущность системного подхода в управлении качеством жизни населения региона заключается в воздействии государственных и негосударственных субъектов управления на основные сферы жизнедеятельности населения региона с целью удовлетворения его потребностей.
Управление как процесс предполагает выполнение ряда взаимосвязанных видов или направлений деятельности (функций управления) с целью развития объекта управления. С процессной точки зрения, под управлением качеством жизни населения региона понимается совокупность взаимосвязанных направлений или видов деятельности, осуществляемых государственными и негосударственными субъектами управления в сфере повышения уровня обеспеченности населения необходимыми благами и уровня удовлетворенности населения жизнью, и характеризующихся относительно обособленным комплексом задач, выполняемых заранее установленными способами в заранее установленные сроки.
Заметим, что управление качеством жизни населения региона, как и любой процесс управления, может быть раскрыт через набор составляющих данный процесс функций. В литературе имеется множество авторских вариантов классификации и состава функций управления. На наш взгляд, одним из наиболее обоснованных является подход, предложенный авторами учебника «Основы менеджмента», по мнению которых, любой процесс управления состоит из четырех общих или базовых функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Процесс реализации данных функций зависит от двух связующих процессов — процесса принятия и реализации управленческих решений и процесса коммуникаций [9].
< сг
<
Результаты проведенного нами исследования поз- ^
ш
воляют сделать вывод о том, что в научной литерату- о ре процесс управления качеством жизни населения ^ региона изучен недостаточно. В некоторых работах о дается лишь общее описание основных функций по и управлению качеством жизни населения: планиро- щ вания, организации, мотивации, контроля [7], в то время как процессный подход требует детализации отдельных функций, поскольку каждая из них также представляет собой процесс. Исходя из этого, нами была предпринята попытка в рамках выделенных функций управления сформировать основные этапы процесса управления качеством жизни населения региона (рис. 3). На наш взгляд, выделение отдельных подфункций позволит более четко определить систему органов, отвечающих за их выполнение, понять взаимосвязь между выполняемыми функциями в процессе управления качеством жизни населения региона.
Ключевой стадией любого процесса управления является планирование, поскольку постановка целей деятельности непосредственным образом влияет на проведение всех остальных этапов процесса управления. До определения целей управления качеством жизни населения в регионе органам власти и управления следует провести ряд предплановых работ, включая:
• анализ социальной структуры населения региона, который в дальнейшем позволит более четко определить основные группы потребностей населения;
• анализ существующего уровня обеспеченности населения основными благами и услугами, составляющими основу качества жизни населения (по сферам: здравоохранение, образование, жилищная сфера и т. д.);
• анализ удовлетворенности населения жизнью в целом и в разрезе составляющих качество жизни населения сфер;
• прогноз развития отраслей социальной сферы региона.
Цели управления качеством жизни населения в регионе должны вытекать из результатов проведенного анализа и составленного прогноза. После формирования системы целей необходимо разработать механизм их реализации (совокупность методов и обеспечивающих подсистем, направленных на достижение указанных целей).
К основным подсистемам, обеспечивающим процесс управления качеством жизни населения региона, относятся организационная, финансовая, информационная, кадровая и нормативно-правовая. Создание организационного механизма управления качеством жизни населения осуществляется на второй стадии процесса управления.
На стадии организации ключевыми моментами являются определение действующего состава и взаимосвязей между субъектами в сфере управления ка-
41
<
я
N
э
Я Я
э
№ Я
3
и
55 Я
э
Процесс управления качеством жизни населения региона
Рис. 3. Процесс управления качеством жизни населения региона
чеством жизни населения, а также анализ их функций и задач. После проведенного анализа необходимо определить недостающие звенья в системе управления и соответствующим образом перераспределить функции между действующими и вновь созданными субъектами управления качеством жизни.
Стадия мотивации характеризуется необходимостью проведения анализа существующей системы мотивации
участников процесса управления, оценки степени их удовлетворенности, выявления возможностей мотивации участников и создания более эффективной системы. На стадии мотивации отдельное внимание следует уделять разработке механизма активизации населения как субъекта управления качеством жизни.
Стадия контроля заключается в предотвращении возникновения возможных отклонений от запланиро-
ванных целей. Для этого могут осуществляться такие виды контроля как текущий, промежуточный и итоговый. Немаловажным является определение допустимых масштабов отклонений, т. е. рамок, в пределах которых изменение контролируемых параметров не будет считаться негативным. По результатам проведения контрольных мер принимаются соответствующие решения об отказе от вмешательства в процесс, устранении возникших отклонений или изменении стандартов контроля.
Качество жизни населения — целевой ориентир развития России и ее регионов. Оно является показателем результативности социально-экономической политики, характеризует уровень развития региона и эффективность деятельности органов власти, направленной на удовлетворение потребностей населения. Дальнейшее развитие данного направления исследований требует с разработки методических рекомендаций по выбору и применению различных методов управления на каждом из этапов процесса управления качеством жизни населения страны и региона.
Литература
1. О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента на расширенном заседании государственного совета. М.: Европа, 2008.
2. РостоуУ. У. Стадии экономического роста. Нью-Йорк, 1981.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.
4. Денисов Н. А. Качество жизни различных регионов России. М.: ВЦУЖ // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 2.
5. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. №1 (297).
6. Грунин О. А., Ачба Л. В. Качество жизни — показатель экономической безопасности государства // Экономика и управление. 2006. № 2 (23).
7. Управление качеством жизни / Под ред. члена-корр. РАН В. В. Окрепилова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.
8. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. 3-е изд., стереотип. М.: Экзамен, 2006.
9. Мескон М. Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
<
Основные требования и условия к оформлению рукописей научных статей, представляемых в РНЖ «Экономика и управление»
Журнал издается Санкт-Петербургской академией управления и экономики под научно-методическим руководством Отделения общественных наук Российской академии наук с 1995 года.
Российский научный журнал «Экономика и управление» входит в перечень изданий, публикации в которых учитываются экспертными советами по экономике, а также управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ при защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
В 2009 г. РНЖ «Экономика и управление» был удостоен высокого звания Лауреата Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России» в номинации «Лучшее специализированное информационно-аналитическое издание по инновационной тематике».
Для публикации в журнале «Экономика и управление» принимаются статьи на русском языке, содержащие описание актуальных фундаментальных технологий, результаты научных и научно-методических работ, посвященных проблемам социально-экономического развития, а также отражающие исследования в области экономики, управления, менеджмента и маркетинга.
Материал, предлагаемый в журнал, должен быть оригинальным, не публиковаться ранее в других печатных изданиях, тематически соответствовать профилю журнала. С аспирантов плата за публикацию не взимается.
Обязательные требования к содержанию статей, предназначенных к публикации в журнале «Экономика и управление»
Для того чтобы статья успешно прошла научное рецензирование и была принята к публикации в журнале, она в обязательном порядке должна иметь следующую структуру:
1. Актуальность проблемы, ее сущность и общественно-научная значимость.
2. Освещение данной проблемы и опыта ее решения в зарубежной и отечественной литературе, анализ законодательства и нормативно-правовой базы (если это лежит в русле авторского замысла).
3. Критический анализ имеющихся в литературе, экономической и управленческой практике подходов к решению проблемы.
4. Научно обоснованные предложения автора по решению проблемы (систематизированное изложение авторской идеи (идей): методов, концептуальных положений, моделей, методик и пр., направленных на разрешение проблемы. Эти взгляды должны в обязательном порядке быть аргументированы и обоснованы, по возможности подтверждены расчетами, фактами, статистикой и пр. При необходимости в качестве элементов обоснования приводятся формулы, таблицы, графики и др.).
5. Краткие выводы, резюмирующие проведенные исследования, отражающие основные их результаты.
6. Научная и практическая значимость материала статьи с изложением рекомендаций (как и где авторские предложения могут быть использованы и что для этого нужно сделать) и дальнейшего теоретического развития авторских идей.
Основные требования к сдаче в издательство рукописей, предназначенных к публикации в журнале «Экономика и управление»
К публикации принимаются только комплектные статьи:
• Сама статья объемом от 0,5 до 1,0 авторского листа (1 а. л. включает 40 000 знаков с пробелами).
• Аннотация.
• Ключевые слова.
• Сведения об авторе с указанием места работы, должности, ученой степени; адреса; рабочего, домашнего и мобильного телефонов; адреса электронной почты.
• Фотография автора с разрешением 300 dpi.
• Письмо-заявка.
• Рецензия на статью.
Для получения полной информации о требованиях к
публикации просьба обращаться в издательство по электронной почте:
[email protected], [email protected],
или по телефону:
+7(904)630-77-83.