Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / РИСКИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Анна Валерьевна, Целуйкина Татьяна Геннадьевна

В статье проанализирована модель качества жизни, состоящая из высокой неопределенности, рисков, стратегий управления рисками, характеристик современной личности и принципов процесса управления. Неопределенность формируется на основе отношений, которые личность выстраивает со временем, а также из особенностей настоящего. Высокие риски анализируются с позиций процессного подхода и свойств этого процесса (открытости, нелинейности, непропорциональности). Стратегии управления высокими рисками находятся в диапазоне от шока, который испытывает личность, до адаптации. Личность наделяется характеристиками целостности и осознанности. Она способна эффективно разрешать конфликты. Вершиной модели является управление, опирающееся на пять основных принципов: классичности, неклассичности, системности, ситуативности и реактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE QUALITY OF LIFE OF A PERSON UNDER CONDITIONS OF HIGH UNCERTAINTY AND RISKS

The article analyzes the quality of life model, which consists of high uncertainty, risks, risk management strategies, characteristics of the modern personality and principles of the management process. Uncertainty is formed on the basis of relationships that a person builds over time, as well as from the characteristics of the present. High risks are analyzed from the standpoint of the process approach and the properties of this process (openness, non-linearity, disproportionateness). High risk management strategies range from personal shock to adaptation. The personality is endowed with the characteristics of integrity and awareness. She is able to effectively resolve conflicts. The pinnacle of the model is management based on five basic principles: classic, non-classical, systematic, situational and reactive.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ»

УДК 159.9.016+330.59

А. В. Федорова, Т. Г. Целуйкина

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ1

Проблематика качества жизни личности возникла в ХХ веке и является актуальной в современных условиях высоких и катастрофичных рисков и всё возрастающей неопределенности. Управление качеством жизни личности опирается на модель качества жизни, состоящую из неопределенности (неопределенность настоящего и отношения, выстраиваемые личностью со временем), рисков (открытого, нелинейного, непропорционального процесса), стратегий управления рисками, характеристик современной личности (осознанности, целостности, замотиви-рованности на достижение результата и процесса управления, орга-

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоялась 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).

низованного на основе пяти принципов (классичности, неклассичности, ситуативности, реактивности и системности). Важной задачей становится проявление этой модели, её анализ и интеграция в поле общественной жизни и культурное поле через концепты здорового образа жизни и здоровья общества.

Высокий уровень неопределенности и рисков является важным элементом современной ситуации с позиций реализации системного подхода к ней. Концепт «современная ситуация» отличается сложностью. Современная ситуация — это совокупность источников, причин, условий и факторов, оказывающих влияние на личность в настоящем — «здесь и сейчас» (с психологической точки зрения). Настоящее конституирует событийный ряд, свидетелями которого личность является. Определить сущностные характеристики настоящего как временного модуса не просто. Аристотель называл настоящее точкой перехода из прошлого в будущее.

В рамках этой интерпретации настоящее — это мимолетное, транзитное состояние личности. Зафиксировать его можно, благо-

даря осознанности, полноценному проживанию на ментальном, духовном и физическом планах личности. Ментальный, духовный и физический планы разворачиваются не только в модусе настоящего, но и во внутреннем плане личности, в векторе её целостности [1]. Таким образом, мы видим, что настоящее обладает свойствами мимолетности, текучести и тран-зитности. Транзитное состояние проявляет себя в переходе от прошлого к будущему, при котором личность находится в «межмирье» (уже не в прошлом и еще не в будущем). Для проживания транзитного состояния личность должна быть осознанной и целостной. Настоящее, способствующее центрированию личности в актуализированном развороте внутреннего плана.

С технологической точки зрения современной личности важно находить ответы на следующие вопросы:

• О чем я сейчас думаю?

• Что я сейчас чувствую?

• Какие смыслы я несу миру?

Эти вопросы помогают выстроить внутреннюю вертикаль личности в моменте и согласовать ее со структурными характеристиками личности (целями, задачами, интересами, мотивами, ценностями и потребностями). Одновременно эти структуры являются структурами настоящего [2]. Если разворачивать их в формате технологии, трансформирующей личность, то они в значительной степени повышают качество жизни, снижают

неопределенность и риски настоящего, вносят ясность и четкость в осуществляемые действия, помогают выйти в рефлексивный план.

Неопределенность — источник качества жизни (наиболее общая причина для обеспечения и изменения качества жизни). Неопределенность может быть связана не только с настоящим, но и с различными моделями времени. Нерефлексивная позиция личности проявляется в заявлениях «у меня нет времени», «как всё успеть», «когда же я всё успею» и «я ничего не успеваю». Это первый этап в отношениях со временем, которые выстраивает современная личность. Осознанность, понимание и принятие в настоящем вербализованных установок позволяет перейти ко второму этапу — поиску новых моделей личностной темпораль-ности, а также более эффективных и конструктивных технологий по управлению временем. На втором этапе рефлексивного выхода личность может осознать такие явления, как субъективное, социальное и объективное время, внутреннее и внешнее время, временные карманы и временные спирали [3]. Время становится гетерогенным для личности. Личность начинает анализировать соотношения различных типов времени.

Например, для обеспечения высокого качества жизни личности необходимо встраивать субъективное время в социальное, внутреннее — во внешнее, чтобы исключить аритмию. Аритмия — сложное явление, проявляющееся не толь-

ко в рассогласованности различных видов времени, но и в тревогах, страхах, суетливости и беспокойстве. В основе этого феномена лежит конфликт между творческим началом личности и технологическим развитием нашего общества: «Творческое начало, изобретательность, чуткость и пластичность человека сталкиваются с предсказуемостью, отсутствием фантазии и нечувствительностью к изменениям, которые присущи технике» [4, с. 9]. Разрешение этого конфликта, осуществление выхода из него, является важной задачей для современной личности. Решение этой задачи возможно с опорой на осознанность (понимание и признание особенностей этого конфликта). Сложность ситуации заключается не только в нахождении и реализации выхода из конфликта, но и в повышении уровня конфликтных взаимодействий. Если выход из конфликта завершен, а надлежащие компетенции сформированы, сложность новой проблемной ситуации для личности повышается. А личность вновь вовлекается в процесс простраивания новых компетенций. Процесс выстраивания отношений со временем становится непрерывным, системно усложняющимся, гибким, изменчивым, многовариативным.

Б. Йенссон [там же] считает отношения со временем осью современности. То есть отношения со временем — это ключевой фактор неопределенности, который преодолевает личность в процессе жизнедеятельности. Если эта пробле-

ма будет разрешена, то все остальные проблемы будут разрешены достаточно эффективно. К их числу можно отнести проблемы экономической сферы, экологические проблемы, проблемы, связанные с вопросами мирного сосуществования стран и народов.

И эта проблематика выводит исследователей на третий этап — пересмотр существующих закономерностей и выработку новых, в большей степени отвечающих требованиям современной ситуации и неопределенности. Это означает буквально, что современной личности важно задуматься над изменениями мышления, мыслить по-другому, когда мерой осуществляемых действий становится время. Показателен пример «путешествие на автомобиле», который приводит Б. Йенссон. Если стоимость часа становится единицей измерения, то этот подход способен привести к переструктурированию времени: «Вместо того, чтобы работать 8 часов и сидеть за рулем 1 час, я буду работать 5 часов и ехать на велосипеде 4 часа» [там же, с. 13]. При этом происходит изменение не только действий личности, но и ее ценностных оснований.

Отношения со временем в этом случае становятся ценностно наполненными для современной личности. Они определяют специфику разворота личности к себе, к другому и к миру. Новое мышление противоречит привычной суетливости и дефицитарной модели времени, согласно которой, чем больше мы делаем, тем в большей

степени не успеваем. В этом процессе нам не помогают даже вещи, приобретенные специально для экономии времени. Остается открытым вопрос — «что происходит с сэкономленным временем?» В де-фицитарной модели времени постоянно не хватает. Оно проходит слишком быстро для того, чтобы личность смогла реализовать даже наиболее важные планы и устремления. В этом сложном процессе по управлению временем не помогают даже самые эффективные практики планирования. Остается лишь верная расстановка приоритетов осуществляемой деятельности согласно ценностным основаниям личности. Преодолеть дефи-цитарность времени можно с помощью отказа от многочисленных мелких дел, занимающих все пространство современной личности. Верной будет аналогия с заполнением сосуда камнями. Если его наполнить крупными камнями, то мелкие камушки в большом количестве просочатся между ними. А промежутки между мелкими камушками можно заполнить песком. Но если сосуд заполнить мелкими камнями и песком, то крупные камни просто не найдут себе места. Если вовлечь в деятельность ценностные основания, то наиболее важные и значимые действия будут осуществлены при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Другой успешной стратегией может являться переключения с одного вида деятельности на другой: с умственной на физическую, со статической на ди-

намическую. В этом переключении мы можем столкнуться с рисками преодоления переходного времени, периода, когда личность настраивается на выполнение той или иной работы.

Личность стремится решить проблему нехватки времени с помощью полихромного режима функционирования. Вместе с тем полихромный режим, когда личность одновременно выполняет несколько дел, способен децен-трировать и дестабилизировать её. Монохромный режим управления временем эффективен с точки зрения сохранения целостности и однонаправленности современной личности, но не решает вопроса, связанного с временной экономией, поскольку предполагает последовательность осуществляемых действий. А это означает, что последующее действие может быть начато лишь после завершения предыдущего. Монохромный режим личности провоцирует возникновение проблемы несвоевременности, в случае проявления которой личность не соблюдает достигнутые договоренности и установленные дедлайны. Важно понимать, что полихромный и монохромный режимы управления временем конфликтуют друг с другом. Выходом из этого конфликта может стать переосмысление отношения к желаемому результату. Тогда результат осуществляемой деятельности трансформируется из целевого в ценностный. Он наполняется личностными смыслами и перестает быть для личности

«сужающейся воронкой» событий и принимаемых решений, в значительной степени снижающих качество жизни. Эти процессы происходят благодаря однообразию и однонаправленности личности и результата деятельности, который она прогнозирует, к которому она стремится.

Ценностные переживания желаемого результата напротив, приводят к разворачиванию воронки в другую сторону, к многообразию и гетерогенности явлений, структур и процессов личности. У современной личности в этом случае происходит многократное возрастание степеней свободы и ответственности. Личность управляет временем, событиями на основе процессов самоорганизации. Это качественно иное управление, осуществляемое без доминирующего влияния внешних факторов: «Как многие другие я с годами некое внутреннее ядро. Я не боюсь делать, чувствовать, пробовать, переживать. Это означает, что я расширяю свои границы не менее решительно, чем раньше. Как будто воронка повернута наоборот, как будто жизнь не сужается, а расширяется» [там же, с. 19].

Дефицитарная модель времени лишает личность мужества в ситуациях, когда необходимо сменить деятельность или остановится, сделать перерыв, чтобы после вновь начать мыслить. Возникает тревожность, актуализирующая страхи, существенно снижающие качество жизни и удаляющие личность от истинных целей и ценно-

стей. Нивелировать эти тенденции можно благодаря вниманию к динамическим характеристикам деятельности. Наиболее важными среди них являются: творческое начало, коммуникабельность и предприимчивость. М. Чиксентмихайи описывает креативность как способность личности изменять культурные контексты. При этом обращает внимание на черты креативной личности, подчеркивая, что однозначного набора креативных черт не существует: «Чтобы стать креативной, творческой личностью человек должен усвоить всю систему, благодаря которой креативность становится возможной.... Творческие люди примечательны своей способностью приспосабливаться практически к любой ситуации и использовать любые практически подручные средства для достижения своей цели» [5, с. 63]. Исследователь обращает внимание на системность творчества, а также на его включенность в систему большего масштаба.

Коммуникабельность личности проявляет себя через актуализацию ролевого спектра и функций, позиционирование и многочисленные манипуляции. Важно отслеживать в процессе коммуникативных действий соответствие той или иной ролевой направленности, соблюдение границ многочисленных ролей, которые динамично изменяются в зависимости от ситуации. Коммуникабельность предполагает умение личности успешно разрешать конфликтные ситуации с точки зрения содержания

конфликта, а не эмоциональной составляющей сторон конфликта.

Предприимчивость предполагает смелость действовать и реализо-вывать принятые решения на основе воли, принятой на себя ответственности без промедления и откладывания «на потом».

В качестве противоположной дефицитарной модели времени можно рассмотреть изобильную модель. В рамках этой модели времени у личности на порядок больше, чем необходимо для осуществления той или иной деятельности. Личность свободно распоряжается временем, обладает гибкостью, маневренностью, легко управляет многовариативностью разворачивающихся событий, готова к ней. Эта модель предполагает, что многие события и феномены представлены одномоментно. Она снимает дуальности. Реальность личности становится не столь контрастной. Изменяется задача личности. Например, становится важным для личности синхронизироваться с событиями социальной жизни. Способность к синхронизации становится ключевой характеристикой личности. Другая способность личности, осуществляющей деятельность в условиях модели изобилия времени заключается в отказе от стратегии конкуренции с собой, с другими в пользу многоаспектности, сложности и медленных практик, разворачивающихся в реальности. Отказ от навязанной личности конкуренции предполагает в том числе и ограничения, связанные с использова-

нием мобильных телефонов в процессах, требующих целостности. Возникает понятие «личного времени», которое необходимо охранять. Такое время может возникать во время работы, отдыха или нахождения в пути. Если личность достаточно рефлексивна, может различать личное и социальное время, ценит целостность и непрерывность в противовес дробности, то она будет стремиться оптимизировать процессы использования времени, что в значительной степени повышает ее качество жизни.

Неопределенность может снижать качество жизни и в случае эффективного управления повышать его. Аналогичным образом работают риски. В современной ситуации исчезла линейка рисков, ранжирование от низких до катастрофичных. Низкие риски личность отслеживала и анализировала; средние — мониторила и осуществляла управление ими, если они приближались к границам с высокими; высокие риски — трансформировала, а катастрофичные — принимала, распределяла, передавала. В случае невозможности реализации эффективных стратегий личность работала над последствиями катастрофичных рисков. Линейка рисков была ясной, четкой, понятной и открытой для личности с точки зрения реализации стратегий по управлению рисками.

В современных условиях риски приобретают статус высоких и катастрофичных, существенно снижая успешность практик по управлению ими. Главной причиной яв-

ляется внезапность наступления событий, связанных с высокими и катастрофичными рисками. Управление такими рисками должно быть осуществлено в режиме форсированного времени (очень быстро) с помощью высокой мобилизации всех ресурсов личности. Другой причиной является расфо-кусированность личности в процессах управления рисками. Чаще всего управлению подвергаются причины или последствия рисков, но не сами риски. Риски — это действия в условиях неопределенности, направленные на достижение успеха или предполагающие неудачи, возможный ущерб и потери. В рисках есть контингентность причин, действий и последствий и эсхатологическая составляющая (надежда спастись в последний момент). Риски формулируются следующим образом: субъект рисков отмечает, что сделал или не сделал с помощью (указываются выявленные факторы рисков) для. (фиксируется желаемый результат действий). Предварительно проводится аналитика рисков с помощью матрицы рисков, которая включает следующие элементы: источник и причины рисков, условия и факторы, субъект рисков, виды рисков, стратегии управления рисками.

Установки личности по отношению к рискам достаточно вульгарны и с научной, и с практической точки зрения. Современная личность стремится определять риски поверхностно, на вскидку, попадая на причины или послед-

ствия, выбирая стратегию по снижению рисков в большинстве возникающих обстоятельств. Эти установки и практики утратили свою актуальность. Большинство рисков невозможно снизить, поскольку они зависят не столько от личности и её действий, сколько от других людей или условий той или иной ситуации. Передача рисков в качестве стратегии работает в ограниченном спектре действий. Она ограничена страхованием и деятельностью страховых компаний. Распределение рисков также мало эффективно в силу высокой неопределенности среды и несфор-мированная субъектная позиция личности. Повышение рисков — единственная стратегия, позволяющая современной личности остаться субъектом действий и позиционировать себя в этом качестве.

Важно понимать, что риски могут анализироваться не только как действия личности в условиях неопределенности, но и в качестве событий, ситуаций, процесса. В рамках нашей культуры чаще всего риски рассматриваются с точки зрения ожидаемого проигрыша, крупной потери или ущерба. Важно помнить про амбивалентность рисков, в которой ущерб и успех проявляют себя одномоментно [6]. Наиболее системный подход к рискам проявляется в рассмотрении рисков в качестве процесса, разворачивающегося в условиях неопределенности действий и ожидаемых результатов. Он отличается нелинейностью, открытостью и непропорциональностью осущест-

вляемых действий и получаемых последствий.

Свойства открытости, нелинейности и непропорциональности берут своё начало в синергетиче-ском знании. Основатель синергетики Г. Хакен рассматривал свойства современных систем и выяснил, что их можно отнести к дис-сипативным, сложным системам, которые выстраивают собственную деятельность на основе процессов самоорганизации, активно используя состояния динамического хаоса. Хаос, согласно синер-гетической концепции приобрел положительный статус. Он стал выполнять конструктивную функцию, связанную с развитием и изменением систем. И напротив, состояния порядка трансформировалось в частный случай в динамике развития систем [7].

Идеи синергетики благодаря транспарентности границ между науками были перенесены в поле гуманитарного знания и распространены на деятельность живых и организационно-упр авленческих систем. Согласно свойству непропорциональности оказываемых воздействий и получаемых результатов малое воздействие, но осуществленное в нужный момент времени, может привести к колоссальным результатам. И напротив, серьезные усилия могут не вызвать столь же значимых результатов действий или последствий, на которые так рассчитывала личность. Свойство непропорциональности процесса риска напоминает нам, что реальность системна и сложно

организована [8—9]. Риски в этой реальности также представляют собой систему и одновременно являются элементом более крупной системы. Для осуществления малого воздействия и достижения масштабного эффекта необходимо мониторить состояние системы для нахождения её сенситивных состояний, периоды жизнедеятельности системы, в которые воздействия могут стать наиболее эффективными. Личность должна быть способна обнаружить сенситивные периоды в деятельности системы и суметь реализовать точечное и своевременное воздействие. Это требование к личности предполагает, что она должна обладать широким спектром компетенций, которые непрерывно развивает, дополняет и трансформирует. И личность должна быть духовно оснащенной, чтобы находить смыслы в собственных действиях по отношению к себе или другим системам. Она должна быть способной мыслить системно, то есть видеть и проявлять достаточное количество ключевых элементов реальности для выстраивания эффективных практик управления этой реальностью.

Для этого личности фактически нужно стать настоящим экспертом. Настоящий эксперт обладает веерным сознанием и познанием мира. Это означает, что эксперт широко мыслит и обладает широким кругозором. Воспринимает проблемные поля и вопросы окружающей реальности и как грани веера, постепенно раскрывает, рас-

правляет их. Благодаря этому эксперт видит те объекты и факторы, которые остаются незамеченными для других акторов социальных и организационно-управленческих взаимодействий. Эксперт способен работать на междисциплинарном уровне в системе транспа-рентных связей и отношений. Эта способность означает эффективное использование методов и технологий из различных полей знаний. Эксперт работает с фактологическим материалом, умело структурируя информацию в данные и выявляя среди них ключевые информационные блоки. И он осознает и способен работать с современными методологическими основаниями. К числу последних относятся «длинные методы», занимающие много времени и требующие сил и терпения от эксперта. Такими методами могут являться метод сборки Дж. Ло и управление неопределенностью с помощью акторно — сетевой теории Б. Латура [10, с. 42].

Важно отслеживать, в какой культуре работает эксперт или проявляет себя личность. Наиболее распространенными и привычными являются нормы культуры страха. Она опирается на жесткую регламентацию работ, отрицательное отношение к инновациям и боязнь совершить ошибку, так как за этим могут последовать санкции (наказания), на стратегии избегания ошибок и принятия дополнительной ответственности. Противоположной культурой по отношению к культуре страха является культура риска. Она опира-

ется на гибкость и многовариатив-ность, мягкость установленных норм и правил. В культуре риска инновации приветствуются. Личность рассматривает ошибки как открывающиеся возможности для обучения и развития. Она использует стратегии, направленные на достижение успеха и в случае необходимости принимает на себя дополнительную ответственность за осуществляемые действия.

На наш взгляд, культура страха существенно снижает качество жизни, а культура риска, напротив, повышает его. Становится важным осуществлять грамотное управление рисками. Оно включает знание и понимание сущностных оснований рисков как сложного и организационно-управленческого феномена и собственного отношения к ним. Личность должна обладать терпением для последовательного проживания высоких рисков. Терпение необходимо для того, чтобы прожить ситуацию, связанную с бессилием личности, которое может возникать не только в поле высоких, но и катастрофичных рисков. Кроме того личность дает базовое согласие на проживание страдания, что способно спровоцировать внутренний конфликт. Он связан с противоречием норм культуры потребления и внешними обстоятельствами жизни личности. Нормы культуры потребления конституируют личность и проявляются в непомерном потреблении товаров и услуг, многократно превышающие потребности современной личности. Личность культуры потребления цен-

трируется не только товарами и услугами, но и комфортом, расслабленностью, стремлением к стабильности, незыблемости устоявшихся рутин действий, наслаждению, успеху. Управление рисками определяется реальностью, отличающейся многовариативностью, сложностью, взаимосвязанностью между отдельными элементами, особым типом целостности. Поскольку важным принципом управления является соблюдение принципа рекурсивности (подобия), то можно свидетельствовать, что сам процесс управления становится также вариативным, сложным, выстраиваемым на вероятностных связях и отношениях.

Когда личность сталкивается с рисками или они для нее наступают, то они могут стать для нее шоком, для преодоления которого необходимы ресурсы. Риски могут превосходить способности современной личности адаптироваться к ним и эффективно действовать в рамках предложенных обстоятельств, находящихся вне зоны контроля, наступивших внезапно. Личность может испытывать онемение, выражающееся в отказе жить, чувствовать, испытывать эмоции, а также в растерянности по отношению к рискам и процессам по управлению рисками. В дальнейшем эти состояния могут трансформироваться в отрицание происходящего, в нивелирование рисков, а также в недооценке их уровня, статуса, степени.

Личность может испытывать эмоциональные всплески и перепады, которые необходимо транс-

формировать в эмоциональные установки и эмоциональный интеллект для эффективного управления эмоциональным планом. Поскольку эмоции, которые личность способна испытывать около трех секунд, можно лишь проживать, пропуская их через себя. Они мало подходят для выстраивания успешных управленческих практик. Эмоциональный интеллект, напротив, является вкладом личности в достижение желаемого результата. Его можно использовать наравне с рациональными практиками. Одним из признанных исследователей в области эмоционального интеллекта является D. Goleman [11].

Эмоциональные всплески могут выводить личность на злость и страх и проживание этих эмоциональных состояний. После столь длинного пути, начинающегося с шока и онемения и заканчивающегося злостью. Страхом и многочисленными тревогами, в некоторых случаях. Личность начинает осуществлять поиск выхода, она преодолевает высокие или катастрофичные риски и неопределенность. Это может показаться достаточно позитивным и конструктивным поведением, пока на смену ему не придут дезорганизация, паника, вина и глубокое чувство одиночества. За одиночеством последует изоляция от общества и социальных процессов, которая сменится депрессивными состояниями. После депрессий начинают проявлять себя проблемы, вязанные с возвращением к нормальной жизни. Эти проблемы обусловлены переоценкой ценностей лично-

сти, которая приводит к выработке и апробации новых отношений и новых способов жить. Конституируется вектор надежды и через переосмысление личность обнаруживает и начинает помогать другим. Помощь другим становится первым этапом адаптации современной личности к рискам и неопределенности.

Мы многократно писали про управление рисками и неопределенностью, предполагая, что они непосредственно влияют на качество жизни. Управление качеством жизни личности предусматривает, что качество жизни выступает в роли объекта управления. Предметом являются различные элементы модели качества жизни. К ним мы отнесли неопределенность, риски, стратегии управления рисками, факторы, оказывающие влияние на личность (практики по кон-фликторазрешению, осознанности, формированию и поддержанию целостности), ценностный, телеологичный и аффективные векторы существования и развития личности и управление (ситуативное, реактивное, системное, классическое и неклассическое). Элементы модели качества жизни взаимосвязаны между собой. Они оказывают влияние друг на друга и определяют динамику качества жизни современной личности.

Вместе с тем, управление может быть рассмотрено с точки зрения ситуативного принципа, тогда оно гибкое и лабильное. Формируется на основе основных факторов, конституирующих ту или иную

управленческую ситуацию. Такое управление способно максимально учесть специфику ситуации, индивидуальные особенности личности и ее проявления в тех или иных обстоятельствах. Слабой стороной ситуативного управления является напряженность, находящая себя в способности работать на контурах обратной связи, на петлях обратной связи и продвигаться по пути непрерывного усложнения практик управленца и личности. На основе ситуативного управления сложно прийти к каким-либо выводам, выявить те или закономерности. Они оказываются непереносимы на другие ситуации. Реактивное управление опирается на непрерывный мониторинг ситуации, её базовых характеристик и быстрым реакциям на изменения. В случае возникновения проблемных ситуаций, связанных с качеством жизни, они оперативно разрешаются. Системный принцип управления реализуется в том, что управление, опирается на коннотациях качества жизни как системного объекта, встроенного в систему большего масштаба, в качество жизни социальной группы или общества в целом. Классический принцип управления связано с выявлением объективных характеристик качества жизни и осуществление управления с помощью внимания к результатам, которые мы можем получить, повышая качество жизни или намеренно снижая его. Неклассический принцип управления рассматривает личность, её

потребности, ценности, цели и интересы. Современное управление качеством жизни личности выстраивается на основе реализации пяти принципов управления и представляет собой непрерывный процесс по улучшению элементов модели качества жизни.

Таким образом, управление качеством жизни личности в условиях неопределенности осуществляется на основе системной модели качества жизни. Основными элементами этой модели являются неопределенность настоящего и темпораль-

ная неопределенность, высокие и катастрофичные риски, а также практики управления ими, характеристики современной личности и процесс управления. Управление может быть выстроено как непрерывный процесс, целью которого является улучшение качества жизни личности. Он отличается осознанностью и ориентированностью на результат и опирается на пять основных принципов: классичности, неклассичности, системности, си-туативности и реактивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя. 2001. 304с.

2. Любинская Л. Н., Лепилин С. В. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция. 2002. 304 с.

3. Ярская В. Н., Яковлев Л. С., Печен-кин В. В., Ежов О. Н. Пространство и время социальных изменений. Саратов: Научная книга, 2004. 280 с.

4. Йенссон Б. Десять размышлений о времени. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 136.

5. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс. 2017. 528 с.

6. Федорова А. В. Риск-менеджмент. М.: КноРус. 2018. 220 с.

7. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и своё будущее. М.: Ком-Книга. 2006. 232 с.

8. Руднев В. Новая модель реальности. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2016. 224 с.

9. Бауман З., Донскис Л. Моральная слепота. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2019. 368 с.

10. Федорова А. В. Основы деловой и публичной коммуникации. М.: КНОРУС, 2021. 220 с.

11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем М.: Эксмо. 2021. 544 с.

REFERENCES

1. Abulkhanova K. A., Berezina T. N. Personal time and life time. St. Petersburg: Aletheia. 2001. 304 p. (In Russ.).

2. Lyubinskaya L. N., Lepilin S. V. The problem of time in the context of inter-

disciplinary research. M.: Progress-Tradition. 2002. 304 p. (In Russ.).

3. Yarskaya V. N., Yakovlev L. S., Pechenkin V. V., Ezhov O. N. Space and time of social changes. Saratov: Scientific

book. 2004. 280 p. (In Russ.).

4. Jensson B. Ten Reflections on Time. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2006. 136 p. (In Russ.).

5. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and psychology of discoveries and inventions. M.: Career Press. 2017. 528 p. (In Russ.).

6. Fedorova A. V. Risk management. M.: KnoRus. 2018. 220 p. (In Russ.).

7. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Fundamentals of synergy. A person who designs himself and his future. M.: Komkniga. 2006. 232 p. (In Russ.).

8. Rudnev V. A new model of reality. M.: Ed. House. Higher School of Economics, 2016. 224 p. (In Russ.).

9. Bauman Z., Donskis L. Moral blindness. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2019. 368 p. (In Russ.).

10. Fedorova A. V. Fundamentals of business and public communication. M.: KNORUS, 2021. 220 p. (In Russ.).

11. Goleman D. Emotional intelligence. Why it might matter more than IQ. M.: Eksmo. 2021. 544 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 19.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.