2013. № 4. С. 25-27.
3. Оливейн В.Структура и реализация современной технологии MPLS. М: Вильямс, 2004.480 с.
4. http: //vestnikprib .ru/catalog/icec/insec/670. html - Анализ угроз информационной безопасности виртуальных частных сетей VPLS на базе сети MPLS
Пенцева О.А.
Ставропольский университет Россия, г. Ставрополь
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
В статье рассматриваются проблемы жилищного строительства в России, причины низкого качества строительной продукции, причины низкого качества строительной продукции, рейтинг стран по легкости оформления разрешений на строительство, предложены меры по улучшению управления качеством в сфере жилищного строительства.
Ключевые слова: управление качеством, строительная отрасль, проблемы управления качеством, контроль качества.
This article discusses the problems of housing construction in Russia, the reasons for the poor quality of construction products, the reasons for the poor quality of construction products, ranking countries on the ease of issuing permits for the construction, proposed measures to improve the quality of management in the sphere of housing constructionю
Keywords: quality management, construction industry, quality control problems, quality control.
На сегодняшний день строительными организациями уделяется все больше внимания повышению эффективности производственной деятельности, и, как следствие, конкурентоспособности продукции. Проблема качества в сфере жилищного строительства в настоящее время стоит наиболее остро, т.к. развитие экономики страны в целом повлекло за собой развитие отрасли строительства. Одной из важнейших задач современного строительства является модернизация производства и системное обеспечение появления на отечественном рынке новейших технологий, материалов и оборудования.
Одной из важнейших проблем жилищного строительства продолжает оставаться низкое качество строительной продукции. За этим стоит три причины:
1. Проблема монополизации рынка жилищного строительства. Большая часть строительных работ выполняется небольшим числом строительных организаций, что означает принадлежность одному холдингу всего - от заводов по производству строительных материалов до организаций по управлению недвижимостью.
2. Проблема деятельности саморегулируемых организаций, у которых отсутствует слаженный механизм по контролю качества строительной продукции. Изначально саморегулируемые организации создавались в качестве инструмента повышения качества строительства, но сегодня они отвечают только за безопасность строительства по отдельным видам работ.
3. Проблема коммерциализации. Она предполагает выдачу допуска на ведение строительно-монтажных работ за деньги. В строительстве эта проблема может повлечь за собой опасные для жизни и здоровья людей последствия. Именно поэтому данная проблема является ключевой в менеджменте качества.
Одной из мер улучшения управления качеством в сфере жилищного строительства должно стать принятие нового закона, согласно которому контроль качества будет проводиться на всех стадиях - от планирования до эксплуатации, тогда как сейчас контролируется только цена, и совершенно отсутствует контроль качества закупаемой строительной продукции.
Кроме вышеперечисленного в сфере строительства существует проблема внедрения информационных технологий. На сегодняшний день строительство стало невозможным без использования информационных технологий - слишком уж много регулирующих требований нужно выполнить, при этом обеспечив координацию работы множества сторон: инвесторов, архитекторов, заказчиков, ген- и субподрядчиков, органов власти и т. д. Но в настоящее время в сфере строительства происходит существенное отставание в уровне проникновения информационных технологий - он характеризуется преобладанием лоскутной автоматизации и использованием таблиц Excel. А между тем, мировыми и отечественными разработчиками ERP-систем предлагаются решения для сферы строительства - SAP, Microsoft, 1С и другие. Но препятствием широкому применению комплексных ИТ-решений в строительстве является даже не их высокая стоимость, а скорее незрелость самих организаций-заказчиков.
Процесс контроля качества схож с отладкой программ: в местах кода, которые вызывают сомнения, необходимо расставить точки остановки (breakpoints), чтобы проверить в ходе исполнения программы значения переменных, распределение памяти, правильность переходов и т. д. Аналогично и в строительстве: необходимо проверить значения переменных при инициализации программы, т. е. проконтролировать качество материалов, а потом в критических точках осуществить контрольные процедуры, проверяя соответствие параметров допустимым значениям.
При этом каждому программисту известно, что работа в режиме отладки значительно тормозит исполнение непосредственно программы, поэтому избыточное количество точек остановки может привести к снижению скорости разработки приложения. То же самое может произойти и в сфере строительства: если чрезмерно увлекаться тотальным контролем, это обязательно скажется на общей продуктивности работы. Но вместе с тем
и недостаточный контроль может увеличить риски настолько, что внедрение системы управления качеством вообще станет бессмысленным. Поэтому для осуществления таких проектов необходимо привлечение консультантов, компетентных в области управления качеством именно в строительной индустрии.
Все мероприятия по управлению качеством в сфере строительства сводятся к формальной цели - обеспечить приемку объекта заказчиком. Кстати, участие заказчика в контроле качества на всех этапах производственного процесса - отличительная черта организации этого процесса в строительстве. При массовом производстве люди полагаются на службу контроля качества производителя. Отчасти это справедливо и для жилищного строительства - каждый будущий собственник квартиры не может контролировать весь ход стройки.
Оперативное реагирование на выявленные отклонения, их своевременное устранение, а также сообщение об этом заказчику способствуют росту его удовлетворенности, что является ключевым показателем эффективности системы контроля качества. При работе «в ручном режиме» запаздывание информации неизбежно, к тому же возможно её искажение на каждом уровне менеджмента. В результате временной лаг может достигать месяца и более, что абсолютно неприемлемо.
Таким образом, процесс управления качеством в сфере строительства имеет множество нерешенных проблем, среди которых наиболее значимые проблемы монополизации, деятельности саморегулирующих организаций, коммерциализации, внедрения информационных технологий. Кроме того, анализируя ситуацию с информатизацией в строительстве, можно сказать следующее: во-первых, регулирующие требования со стороны государства явно избыточны и создают большую нагрузку на строителей, загружая их непродуктивным документооборотом, а во-вторых, продолжается тенденция, направленная на консолидацию строительной индустрии: в рейтинге «Эксперт-400» сегодня присутствует 17 строительных компаний. По всей видимости это объективный процесс, связанный с ростом зрелости бизнеса, ростом конкуренции и влиянием кризиса. Следствием этого станет также рост масштабов ИТ-проектов в строительстве, что повысит уровень их реализации и профессионализм консультантов.
Использованные источники:
1. Гончаров, А.А. Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.А. Гончаров, В.Д. Копылов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
2. Медведева, В.Н. О строительном комплексе Ставропольского края / В.Н. Медведева, А.Н. Алтухов // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей. - Ставрополь, 2015.
3. Попов, Ю.Л. Управление качеством в строительстве: учебное пособие. -Волгоград: ВолгГАСУ, 2013. - 256 с.
4. Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: управление качеством (в строительстве) / Т.Ю. Шемякина, М.Ю. Селивохин. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.
5. Шипунова, В.Н. Становление и развитие предпринимательской деятельности на рынке жилищного строительства (на материалах муниципального образования г. Ставрополя): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. - Ставрополь, 2011.
Пенцева О.А.
Ставропольский университет Россия, г. Ставрополь ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы строительного бизнеса в России, выявлены факторы, сдерживающие строительную деятельность в России, приведена статистика строительной отрасли, определены проблемы развития малоэтажного строительства.
Ключевые слова: жилищное строительство, бизнес, инвестиции, строительство.
This article discussed the problems of the construction business in Russia, identified factors constraining construction activities in Russia, the statistics of the construction industry, defined the problem of low-rise construction.
Keywords: housing construction, business, investment, construction.
Строительный бизнес является неотъемлемой и важнейшей составляющей национальной экономики, образующей до 10% ВВП. Именно поэтому большое значение имеет состояние всей строительной отрасли и строительных предприятий в отдельности. Основные участники строительства: инвесторы, проектные организации, заказчики-застройщики, строительно-монтажные предприятия, транспортные организации, предприятия строительной индустрии. На сегодняшний день, в изменившихся условиях хозяйствования, разделение функций стало отличаться от привычного: инвестор - заказчик - застройщик -генподрядчик - субподрядчики. Теперь все чаще происходит совмещение функций, когда инвестор одновременно является заказчиком-застройщиком, либо генподрядчик является инвестором и заказчиком-застройщиком.
Долгое время после распада СССР для строительства в России был характерен дефицит инвестиционных средств. Ситуация резко изменилась в начале 2000-х, и руководством страны поддерживается положительная тенденция по сей день. Но о серьезных иностранных капиталовложениях в отрасль говорить на данный момент нельзя: их притоку пока еще препятствует бюрократия, осложненная масштабными коррупционными процессами.
Наиболее важной проблемой в строительной сфере остается коррупция