Научная статья на тему 'Управление качеством подготовки менеджеров в системе дополнительного образования'

Управление качеством подготовки менеджеров в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковенко Александр Максимович, Яковенко Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством подготовки менеджеров в системе дополнительного образования»

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ

А.М. Яковенко, Т.П. Яковенко УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В классическом понимании управление качеством представляет собой меры оперативного характера для устранения определенных отклонений в выполнении заранее установленных требований к качеству. Применительно к дополнительному образованию это целенаправленный процесс воздействия на создание и использование образовательного продукта, обеспечение необходимого уровня его качества по заранее установленным критериям.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что образовательный процесс является частью механизма управления экономикой и сопровождает изменения, которые происходят в экономических процессах. В этом случае критерии качества образования определяются критериями функционирования экономической системы в целом.

Для разработки критериев оценки качества образовательного продукта нами осуществлена функционально-целевая структуризация экономической системы методом кластерного анализа.

Кластерный анализ представляет собой метод классификации признаков, характеризующих экономическую систему как функциональную среду, в которой образовательный продукт является фактором, определяющим экономическое поведение людей.

Методом дивизионного алгоритма декомпозиции системы можно выделить следующие кластеры однородных групп признаков в близких по целевым критериям: механизм экономики; механизм организации; механизм управления; механизм управленческого образования.

Механизм экономики характеризуется структурными элементами, обеспечивающими осуществление процесса производства конкурентоспособного товара.

Механизмы управления представляют собой процессы изменений структурных элементов механизмов экономики и организации.

Механизм управленческого образования формирует образовательный продукт, использование которого позволяет менять содержание структурных элементов механизмов экономики, организации и управления.

Таким образом, формируется многоуровневая система, подчиняющаяся единой причинно-следственной связи, в которой может быть поставлена научная гипотеза о влиянии факторов образовательного продукта на результативные признаки конкурентной способности экономической системы.

В такой постановке могут быть решены принципиально новые научнопрактические задачи.

Во-первых, это оценка адекватности качества подготовки менеджера путем расчета вновь созданной стоимости в структуре товара экономической системы при совершенствовании образовательного продукта:

АС = ± ДСпЦ-ДСзчЛ

* У

где ДСпу - сокращение экономических потерь в 1-й функции >го процесса экономической системы;

АС ■■ - дополнительные затраты на изменения и обеспечение функционирования 1-й функции ]-го уровня.

Во-вторых, это влияние структурных элементов образовательного учреждения на качественные признаки образовательного товара. В этом случае связь результативных и факторных признаков определяется методами парной корреляции и путем решения уравнения множественной регрессии.

Однако значительная часть признаков в данном случае являются «мягкими», т.е. не поддаются прямому измерению. Для применения методов количественного анализа необходим перевод «мягких» характеристик в жесткие, обеспечивающие единство измерений различных по природе признаков в каждом кластере экономической системы. Для этого может быть использована методика шкалирования, которая задает как начало отсчета, так и единый масштаб в измерении разнородных признаков.

В качестве метода испытания при проверке качества менеджеров нами используется учебно-тренировочный комплекс в режиме имитационно-исследовательской игры и межпредметной интеграции.

Список использованной литературы

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

2. Управление организацией: Энцикл. слов. М., 2001.

3. Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л., 1982.

4. Яковенко А.М., Яковенко Т.П. Успешное управление организацией: Учеб. пособие. Челябинск, 2001.

Е.Г. Усольцев, Ю.А. Ильиных МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Менеджмент есть прикладное искусство, где успех определяется одаренностью и эрудицией менеджера. Естественно, что менеджмент, как и всякое прикладное искусство, например, архитектура, опирается на достижения фундаментальных и прикладных наук.

Однако сам менеджмент не есть наука; со времен Тейлора менеджмент пребывает в окружении многочисленных учений, находящихся под диктатом реализма [4], когда теоретические постулаты основываются на произвольно интерпретируемых прецедентах хозяйственной жизни. Современные учения о менеджменте, вторгаясь в предметные области многих наук (психологии, кибернетики, теории систем и т.д.), неуклюже пытаются проникнуть в тайны творчества и при этом часто грешат профанацией, цитируя идеи фундаментальных и прикладных наук. В таких условиях профессиональное обучение менеджера способно не только развить природный талант, но и погубить его. В образовательном процессе важно показать и разъяснить те эффективные технические приемы управленческой деятельности, которые сложились в ходе развития общественного производства.

Нами предпринята попытка выделить в многоликом менеджменте его имманентную составляющую, отвечающую следующему определению: искусная деятельность, направленная на управление наемным трудом свободных людей, вхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.