ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ
А.М. Яковенко, Т.П. Яковенко УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В классическом понимании управление качеством представляет собой меры оперативного характера для устранения определенных отклонений в выполнении заранее установленных требований к качеству. Применительно к дополнительному образованию это целенаправленный процесс воздействия на создание и использование образовательного продукта, обеспечение необходимого уровня его качества по заранее установленным критериям.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что образовательный процесс является частью механизма управления экономикой и сопровождает изменения, которые происходят в экономических процессах. В этом случае критерии качества образования определяются критериями функционирования экономической системы в целом.
Для разработки критериев оценки качества образовательного продукта нами осуществлена функционально-целевая структуризация экономической системы методом кластерного анализа.
Кластерный анализ представляет собой метод классификации признаков, характеризующих экономическую систему как функциональную среду, в которой образовательный продукт является фактором, определяющим экономическое поведение людей.
Методом дивизионного алгоритма декомпозиции системы можно выделить следующие кластеры однородных групп признаков в близких по целевым критериям: механизм экономики; механизм организации; механизм управления; механизм управленческого образования.
Механизм экономики характеризуется структурными элементами, обеспечивающими осуществление процесса производства конкурентоспособного товара.
Механизмы управления представляют собой процессы изменений структурных элементов механизмов экономики и организации.
Механизм управленческого образования формирует образовательный продукт, использование которого позволяет менять содержание структурных элементов механизмов экономики, организации и управления.
Таким образом, формируется многоуровневая система, подчиняющаяся единой причинно-следственной связи, в которой может быть поставлена научная гипотеза о влиянии факторов образовательного продукта на результативные признаки конкурентной способности экономической системы.
В такой постановке могут быть решены принципиально новые научнопрактические задачи.
Во-первых, это оценка адекватности качества подготовки менеджера путем расчета вновь созданной стоимости в структуре товара экономической системы при совершенствовании образовательного продукта:
АС = ± ДСпЦ-ДСзчЛ
* У
где ДСпу - сокращение экономических потерь в 1-й функции >го процесса экономической системы;
АС ■■ - дополнительные затраты на изменения и обеспечение функционирования 1-й функции ]-го уровня.
Во-вторых, это влияние структурных элементов образовательного учреждения на качественные признаки образовательного товара. В этом случае связь результативных и факторных признаков определяется методами парной корреляции и путем решения уравнения множественной регрессии.
Однако значительная часть признаков в данном случае являются «мягкими», т.е. не поддаются прямому измерению. Для применения методов количественного анализа необходим перевод «мягких» характеристик в жесткие, обеспечивающие единство измерений различных по природе признаков в каждом кластере экономической системы. Для этого может быть использована методика шкалирования, которая задает как начало отсчета, так и единый масштаб в измерении разнородных признаков.
В качестве метода испытания при проверке качества менеджеров нами используется учебно-тренировочный комплекс в режиме имитационно-исследовательской игры и межпредметной интеграции.
Список использованной литературы
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
2. Управление организацией: Энцикл. слов. М., 2001.
3. Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л., 1982.
4. Яковенко А.М., Яковенко Т.П. Успешное управление организацией: Учеб. пособие. Челябинск, 2001.
Е.Г. Усольцев, Ю.А. Ильиных МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Менеджмент есть прикладное искусство, где успех определяется одаренностью и эрудицией менеджера. Естественно, что менеджмент, как и всякое прикладное искусство, например, архитектура, опирается на достижения фундаментальных и прикладных наук.
Однако сам менеджмент не есть наука; со времен Тейлора менеджмент пребывает в окружении многочисленных учений, находящихся под диктатом реализма [4], когда теоретические постулаты основываются на произвольно интерпретируемых прецедентах хозяйственной жизни. Современные учения о менеджменте, вторгаясь в предметные области многих наук (психологии, кибернетики, теории систем и т.д.), неуклюже пытаются проникнуть в тайны творчества и при этом часто грешат профанацией, цитируя идеи фундаментальных и прикладных наук. В таких условиях профессиональное обучение менеджера способно не только развить природный талант, но и погубить его. В образовательном процессе важно показать и разъяснить те эффективные технические приемы управленческой деятельности, которые сложились в ходе развития общественного производства.
Нами предпринята попытка выделить в многоликом менеджменте его имманентную составляющую, отвечающую следующему определению: искусная деятельность, направленная на управление наемным трудом свободных людей, вхо-