Научная статья на тему 'Управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности как педагогическая проблема'

Управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / QUALITY MANAGEMENT / PEDAGOGICAL PROBLEM / PROBLEM OF QUALITY OF EDUCATION / FEATURE OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION IN ESTABLISHMENT / AN ASSESSMENT OF QUALITY OF ACTIVITY / A CONTROL SYSTEM OF QUALITY OF EDUCATION IN ESTABLISHMENT OF AN ART AND ESTHETIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Л. Г.

В статье рассматривается педагогическая проблема управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности. Качество образования в современном обществе рассматривается сегодня как одно из самых эффективных средств удовлетворения потребностей человека в образовательных услугах. Данный вопрос в настоящее время становится все более актуальным и требует адресной работы по созданию и внедрению системы, разработке адекватной теории управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN ESTABLISHMENT OF THE ART AND AESTHETIC ORIENTATION AS PEDAGOGICAL PROBLEM

In article the pedagogical problem of quality management of education in establishment of an art and esthetic orientation is considered. Quality of education in modern society is considered today as one of the most effective remedies of satisfaction of needs of the person in educational services. The matter in the present becomes more and more actual, and demands address work on creation and system introduction, development of the adequate theory of quality management of education in establishment of an art and esthetic orientation.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности как педагогическая проблема»

дая роль требует выполнения определенного функционала (т.е. набора профессиональных функций). Выявление такого функционала позволит определить компетенции, которыми должен обладать современный преподаватель вуза. Иными словами, позволит определить профессионально-квалификационные характеристики, на основе которых возможно производить стимулирование и поощрение профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.

Библиографический список

В заключении отметим, что представленный перечень профессиональных ролей преподавателя вуза может быть дополнен с учетом меняющихся требований к профессорско-преподавательскому составу вуза. Кроме того, существует возможность адаптации предложенных групп профессиональных ролей к конкретному учебному заведению с учетом его статуса: институт, университет, национальный исследовательский университет и т.п.

1. Васильева, Е.Ю. Концепция системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.

2. Гребенев, И.В. Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета: на материале подготовки преподавателей физики: дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. - М., 2004.

4. Исаева, Т.Е. Структура педагогических способностей преподавателя высшей школы // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сб. тр.

V Междунар. научно-практич. интернет-конф. - Ростов-на-Дону, 2007. - Ч. 1.

5. Мелехина, Е.А. Преподаватель высшей школы в контексте реформы образования / Е.А. Мелехина, И.В. Барабашева // Сборник научных трудов НГТУ. - 2007. - № 4(50).

6. Подповетная, Ю.В. Теоретико-методологический анализ развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31).

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/online/ base/ ?req=doc; base=law;n=82134

8. Резанович, И.В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / И.В. Реза-нович, Г.А. Шкерина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4.

9. Харченко, Л.Н. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2010. - № 4(25).

Bibliography

1. Vasiljeva, E.Yu. Koncepciya sistemih ocenki kachestva deyateljnosti professorsko-prepodavateljskogo sostava v vuze: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2005.

2. Grebenev, I.V. Formirovanie pedagogicheskogo professionalizma prepodavateleyj v usloviyakh klassicheskogo universiteta: na materiale podgotovki prepodavateleyj fiziki: dis. ... d-ra ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2008.

3. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie. - M., 2004.

4. Isaeva, T.E. Struktura pedagogicheskikh sposobnosteyj prepodavatelya vihssheyj shkolih // Prepodavatelj vihssheyj shkolih v XXI veke: sb. tr.

V Mezhdunar. nauchno-praktich. internet-konf. - Rostov-na-Donu, 2007. - Ch. 1.

5. Melekhina, E.A. Prepodavatelj vihssheyj shkolih v kontekste reformih obrazovaniya / E.A. Melekhina, I.V. Barabasheva // Sbornik nauchnihkh trudov NGTU. - 2007. - № 4(50).

6. Podpovetnaya, Yu.V. Teoretiko-metodologicheskiyj analiz razvitiya nauchno-metodicheskoyj kuljturih prepodavatelya vihssheyj shkolih // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6 (31).

7. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i socialjnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii (Minzdravsocrazvitiya Rossii) ot 26 avgusta 2010 g. N 761n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnosteyj rukovoditeleyj, specialistov i sluzhathikh, razdel «Kvalifikacionnihe kharakteristiki dolzhnosteyj rabotnikov obrazovaniya» [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc; base=law;n=82134

8. Rezanovich, I.V. Konceptualizaciya pedagogicheskogo opihta v processe vnutriorganizacionnogo povihsheniya kvalifikacii / I.V. Rezanovich, G.A. Shkerina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 4.

9. Kharchenko, L.N. Innovacionnaya deyateljnostj prepodavatelya sovremennogo vuza: obosnovanie sistemnogo podkhoda / L.N. Kharchenko,

I.E. Panova // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2010. - № 4(25).

Статья поступила в редакцию 07.11.13

УДК 378.096: 371.26 (045) Karpova L.G. EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN ESTABLISHMENT OF THE ART AND AESTHETIC ORIENTATION AS PEDAGOGICAL PROBLEM. In article the pedagogical problem of quality management of education in establishment of an art and esthetic orientation is considered. Quality of education in modern society is considered today as one of the most effective remedies of satisfaction of needs of the person in educational services. The matter in the present becomes more and more actual, and demands address work on creation and system introduction, development of the adequate theory of quality management of education in establishment of an art and esthetic orientation.

Key words: quality management, pedagogical problem, problem of quality of education, feature of quality management of education in establishment, an assessment of quality of activity, a control system of quality of education in establishment of an art and esthetic orientation.

Л.Г. Карпова, зам. директора по УВР Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская школа искусств «Гармония», г. Пенза,

Е-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается педагогическая проблема управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности. Качество образования в современном обществе рассматривается

сегодня как одно из самых эффективных средств удовлетворения потребностей человека в образовательных услугах. Данный вопрос в настоящее время становится все более актуальным и требует адресной работы по созданию и внедрению системы, разработке адекватной теории управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.

Ключевые слова: управление качеством, педагогическая проблема, проблема качества образования, особенности управления качеством образования в учреждении, оценка качества деятельности, система управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.

В последние годы проблема управления качеством образования приобрела чрезвычайную актуальность. Это связано с тем, что реформирование системы образования предполагает работу преподавателя в новых условиях, направленную на освоение содержания образования, владение инновационными технологиями, внедрение актуальных моделей управления для реализации в современном образовательном процессе. И именно данная ситуация выдвигает в число значимых проблему управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности [1, с. 23].

Качество образования, в современном понимании - 1) соответствие знаний учащихся федеральным государственным требованиям, 2) успешное функционирование учебного заведения в целом, 3) деятельность каждого преподавателя и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Проблема качества образования (и управления им) относится к актуальным проблемам современного общества и требует существенных изменений в XXI веке. Реформы российского образования последних лет свидетельствуют о создании независимой системы оценки качества образования и приоритета государственного контроля качества образования.

Особое место в системе дополнительного образования детей занимает образование художественно-эстетической направленности, которое усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и помогает учащимся в профессиональном самоопределении.

В настоящее время во многих учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности проводится работа по созданию и внедрению системы управления качеством образования. Актуальность создания и эффективной работы системы управления качеством образования определяется направленностью на обеспечение такого уровня качества образования и образовательных услуг, которые могут полностью удовлетворять потребителей. Качество образования определяет конкурентоспособность образовательного учреждения художественно-эстетической направленности.

В целом, процесс управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности непрост. Среди особенностей управления необходимо выделить следующее: свобода преподавателя в выборе методик, исторически сложившаяся независимость деятельности педагогического персонала, потребность в высоком уровне специально обученного кадрового состава, большая культурная и социальная значимость результатов деятельности.

Можно назвать много других специфических характеристик, особенностей, которые порождают проблемы при создании и сопровождении управления качеством в учреждении дополнительного образования. Именно поэтому каждое образовательное учреждение дополнительного образования детей должно само создать и наладить такую систему управления качеством, которая, учитывая весь комплекс индивидуальных характеристик учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, будет эффективно работать, гарантировать потребителю получение высококачественных образовательных услуг, и сделает учреждение конкурентоспособным.

При реализации системы управления качеством образования учреждения художественно-эстетической направленности следует учитывать целый комплекс форм и методов управления. Рассматривая управление качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности как проблему дополнительного образования, мы говорим и о решении ряда управленческих задач:

1) умения добиваться поставленных целей,

2) использование творческого интеллекта преподавателей,

3) мотивация - как один из факторов обеспечения результативности управленческой деятельности.

Количество специализаций и отделений в учреждении дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности характеризует использование материальных и кадровых ресурсов образовательной организации; число учащихся свидетельствует о востребованности предоставляемых услуг населению; количество мероприятий, конкурсных участий отражает результативность деятельности образовательного учреждения художественно-эстетической направленности, дает представление о спектре услуг; полученные средства от иной, приносящей доход деятельности отражают уровень работы коллектива и спрос населения на услуги данного учреждения.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, исходя из своей специфики, органически сочетают разнообразные виды организации досуга учащихся (концерты, фестивали, олимпиады, спектакли, праздники, тематические посвящения) с различными формами дополнительной образовательной деятельности (конкурсы, форумы, интерактивные викторины, дискуссионные площадки, выезды по знаменитым местам, лекции-концерты, встречи с творческой интеллигенцией и т.д.) и, как следствие, расширяют возможности развития личности, увеличивают межкультурное общение в образовательном пространстве, решая проблему занятости детей.

Согласно статье 75 Федерального Закона, дополнительное образование нацелено на формирование и развитие творческих способностей детей, на удовлетворение их индивидуальных потребностей, а также обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Дополнительное образование трактуется как вид образования, всестороннее удовлетворяющий образовательные потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, профессиональном совершенствовании [2].

Образовательному учреждению дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности необходимо понимать спрос потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания. Специфика работы учреждений художественно-эстетической направленности заключается в том, что потребитель желает получить максимум знаний и информации, а учреждение помогает личности выйти на более высокий уровень художественно-эстетической культуры.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в образовательных учреждениях художественно-эстетической направленности реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Статья 83 данного закона регулирует особенности содержания, структуры и условий реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и впервые устанавливает к ним федеральные государственные требования. Дополнительные общеразвивающие программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Среди особенностей управления в сфере дополнительного образования можно отметить то, что обеспечение, управление и оценка качества образовательного процесса художественноэстетической направленности должны носить системный, комплексный характер, охватывать такие объекты управления качеством, как учебное учреждение, образовательный процесс и учащихся.

В настоящее время вопросам управления качества образования уделяется повышенное внимание, показана роль менеджмента в управлении качеством в учреждении дополнительного образования. Так, в исследованиях последних лет усилился интерес к изучению художественно-эстетических процессов в дополнительном образовании: выявлению особенностей художественно-эстетического воспитания, художественно-эстетического потенциала, многогранных аспектов работы учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Вместе с тем, действующая сегодня практика управления, на наш взгляд, не отвечает главной задаче образовательного учреждения художественно-эстетической направленности -удовлетворению запросов общества в получении качественного образования, реализации образовательного пространства, где ребенок может удовлетворить свое личностное право, выбрать цели и содержание художественно-эстетической деятельности.

Решение данного вопроса в значительной степени определяется способом понимания проблемы управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, изучения и выстраивания на этой основе педагогической модели управления качеством.

Рассматривая вопрос управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности (как педагогической проблемы), мы относим к числу актуальных задач необходимость: 1) рассмотрения запросов потребителей услуг художественно-эстетической направленности, а также возможностей образовательного учреждения художественно-эстетической направленности; 2) внедрения обновленных решений, направленных на демократический характер управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей; 3) разработки комплекса организационно-педагогических условий, направленных на эффективность управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.

Необходимо отметить, что наибольший интерес сегодня вызывают частные проблемы в управлении: проблемы деятельности отдельных учреждений дополнительного образования, муниципальной системы дополнительного образования, управления педагогическим коллективом или определенными аспектами личностного развития детей в дополнительном образовании и т.д. Целостных же исследований, посвященных проблеме управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности, рассмотрению его методологических и теоретических оснований на современном этапе нами не обнаружено.

Констатируя проблему, мы говорим о наличии противоречия между необходимостью адекватного развития самой системы дополнительного образования детей и не разработанностью соответствующей модели управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности.

Анализируя работу образовательных учреждений художественно-эстетической направленности важно отметить, что в настоящее время она предоставляет возможности вариативного обучения, разработки и реализации новых специальностей в процессе обучения. Учащийся, включенный в систему дополнительного образования художественно-эстетической направленности, становится более культурным, мобильным, ориентированным на свободный выбор творческой деятельности.

Наш практический опыт работы в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности, опыт изучения деятельности учреждений дополнительного образования детей Пензенской области, Республики Мордовия свидетельствуют о том, что в оценке качества деятельности и результатов деятельности образовательных учреждений художественно-эстетической направленности можно выделить следующие позиции оценивания:

- профессиональный рост коллектива всего учреждения, конкретного преподавателя (уровень организации учебно-воспитательного процесса, положительные тенденции деятельности учреждения художественно-эстетической направленности в целом, педагогическое мастерство коллектива, повышение творческого, методического и научно-исследовательского потенциала каждого преподавателя и т.д.);

- индивидуальные показатели личности ученика (общие показатели освоения программ художественно-эстетической направленности, творческая профессиональная направленность выпускников, общая мотивация и успешность социализации, изменение ценностных ориентиров учащегося);

- изменение отношений в обществе, семье (активизация родительской общественности, помощь в становлении коллектива, формирование личности каждого учащегося учреждения художественно-эстетической направленности).

Исходя из вышеизложенного, вопрос управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности как проблема системы дополнительного образования детей является в настоящее время одной из актуальных задач, решение которой должно затрагивать интересы не только тех, кто занимается управленческой деятельностью профессионально, но также методистов, преподавателей и других специалистов образовательных учреждений художественно-эстетической направленности.

Библиографический список

1. Кобозева, И.С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта, как средства обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - 2013. - № 3. - Т. II.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149753/

Bibliography

1. Kobozeva, I.S. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga-muzihkanta, kak sredstva obespecheniya kachestva neprerihvnogo obrazovaniya // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. Psikhologo-pedagogicheskie nauki: nauchnihyj zhurnal. - 2013. - № 3. - T. II.

2. Federaljnihyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149753/

Статья поступила в редакцию 11.11.13

УДК 378.096 : 371.26 (045)

Kobozeva I.S., Karpova L.G. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS, PROMOTING EFFECTIVE MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATION IN ESTABLISHMENT OF THE ART AND AESTHETIC ORIENTATION.

In article the organizational and pedagogical conditions promoting effective management of quality of education in establishment of an art and esthetic orientation that creates a basis for strong administrative ability, free information orientation at the solution of pedagogical tasks, optimization of search of their decision are considered, promotes improvement of process and has productive impact on education quality management in establishment of additional education.

Key words: conditions, pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, quality management, management efficiency, increase of management efficiency by quality of education in establishment of an art and esthetic orientation, a complex of organizational and pedagogical conditions.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Мордовский гос. педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]; Л.Г. Карпова, заместитель директора по УВР Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская школа искусств «Гармония», г. Пенза, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.