Научная статья на тему 'Школьное самоуправление в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением'

Школьное самоуправление в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATION / SCHOOL SELF-MANAGEMENT / MODERN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Растегаева Д. А., Сорокопуд Ю. В.

В статье рассматривается проблема вовлечения молодых граждан страны к управлению образовательным учреждением. Предполагается, что формирование сознательного гражданина является прерогативой системы образования. Проектирование школьного сообщества как демократического государства предполагает вовлечение учащихся в формирование правового пространства школы, создание и принятие норм внутришкольной жизни; выборы школьного самоуправления и организацию его эффективного функционирования. Автор приходит к выводу, что школьное самоуправление инициирует востребованность гражданских качеств и умений школьников, возникновение ситуаций необходимости проявления гражданской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL SELF-MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF STATE-PUBLIC MANAGEMENT EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers the problem of involving young pupils into the management of the educational institution. The author proves that the formation of a conscious citizen is a prerogative of the educational system. The design of the school community as a democratic state is supposed to involve students in the development of the legal space of the school, the creation and adoption of standards within the school of life, the management executed by students and the organization of its effective functioning. The author comes to the conclusion that students'' management initiates the demand for civil qualities and skills of the students, the situations necessary for manifestation of civic engagement.

Текст научной работы на тему «Школьное самоуправление в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением»

Библиографический список

1. Вучева, В.В. Формирование физической культуры личности в воспитательной системе вуза / В.В. Вучева, Н.Н. Уварова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2012. - Вып. 78 (1).

2. Соловьев, Г.М. Наука и образование в контексте физической культуры и здоровьесберегающего пространства вуза / Г.М. Соловьев, Е.Н. Козюра, С.Н. Кашин // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №5 (48)..

3. Соловьев, Г.М. Технологический подход в обеспечении качества образования учащихся высшей школы в области физической культуры / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46).

4. Сорокопуд, Ю.В. Концептуальная модель ведущих метаобразований преподавателя факультета физической культуры в контексте модернизации системы профессионального образования / Ю.В. Сорокопуд, Э.Н. Набат // Теория и практика физической культуры. -2007. - № 6.

5. Уварова, Н.Н. Особенности системы высшего образования в России И США / Н.Н. Уварова, А.А. Пальцева // Экономика и социум. -2013. - № 4-3 (9).

Bibliography

1. Vucheva, V.V. Formirovanie fizicheskoyj kuljturih lichnosti v vospitateljnoyj sisteme vuza / V.V. Vucheva, N.N. Uvarova // Vestnik Stavropoljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - Vihp. 78 (1).

2. Solovjev, G.M. Nauka i obrazovanie v kontekste fizicheskoyj kuljturih i zdorovjesberegayuthego prostranstva vuza / G.M. Solovjev, E.N. Kozyura, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №5 (48)..

3. Solovjev, G.M. Tekhnologicheskiyj podkhod v obespechenii kachestva obrazovaniya uchathikhsya vihssheyj shkolih v oblasti fizicheskoyj kuljturih / G.M. Solovjev, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №3 (46).

4. Sorokopud, Yu.V. Konceptualjnaya modelj veduthikh metaobrazovaniyj prepodavatelya fakuljteta fizicheskoyj kuljturih v kontekste modernizacii sistemih professionaljnogo obrazovaniya / Yu.V. Sorokopud, Eh.N. Nabat // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2007. - № 6.

5. Uvarova, N.N. Osobennosti sistemih vihsshego obrazovaniya v Rossii I SShA / N.N. Uvarova, A.A. Paljceva // Ehkonomika i socium. - 2013. - № 4-3 (9).

Статья поступила в редакцию 11.11.14

УДК 378.

Rastegaevs D.A. THE SCHOOL SELF-MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF STATE-PUBLIC MANAGEMENT EDUCATIONAL INSTITUTION. The article considers the problem of involving young pupils into the management of the educational institution. The author proves that the formation of a conscious citizen is a prerogative of the educational system. The design of the school community as a democratic state is supposed to involve students in the development of the legal space of the school, the creation and adoption of standards within the school of life, the management executed by students and the organization of its effective functioning. The author comes to the conclusion that students' management initiates the demand for civil qualities and skills of the students, the situations necessary for manifestation of civic engagement.

Keywords: state and public management of education, school self-management, modern school.

Д.А. Растегаева, магистр 2 курса по направлению «Педагогическое образование» Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: Dasha.K90@yandex.ru; науч. руководитель: Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, зав. каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права, г. Ставрополь, E-mail: Dasha.K90@yandex.ru

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В статье рассматривается проблема вовлечения молодых граждан страны к управлению образовательным учреждением. Предполагается, что формирование сознательного гражданина является прерогативой системы образования. Проектирование школьного сообщества как демократического государства предполагает вовлечение учащихся в формирование правового пространства школы, создание и принятие норм внутришкольной жизни; выборы школьного самоуправления и организацию его эффективного функционирования. Автор приходит к выводу, что школьное самоуправление инициирует востребованность гражданских качеств и умений школьников, возникновение ситуаций необходимости проявления гражданской активности.

Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, школьное самоуправление, современная школа.

Сегодня развитие института государственно-общественного управления является общемировой тенденцией и в различных странах находится в состоянии динамичного развития. Современная общеобразовательная школа превращается в открытую систему, которая создается обществом для выполнения социально задаваемых функций и не может существовать независимо от общества.

Управление образовательным учреждением основано на сочетании принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада [1].

В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «школьное самоуправление». Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива. В свою очередь, школьное самоуправление - это система, позволяющая ученикам принимать

участие в управлении школой [2]. Такая система становится типом представительной демократии, которая развивается до непосредственной демократии через такие формы, как общешкольные и классные ученические собрания. Управляющий Совет школы уже становится органом общественного управления, переводя школу с государственного управления на государственно-общественное управление.

Ученическое самоуправление - это составная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов. Отношения педагогов и учащихся в процессе реализации развития самоуправления строятся на основе принятых как педагогом, так и учащимися определенных правил, управленческих отношений, создание обстановки взаимоответственности и взаимного доверия.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание ра-

ботоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение каждого школьника к организации своей жизни и деятельности.

Смысл ученического самоуправления заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Задачи школьного самоуправления, как элемента единого воспитательного пространства, состоят в создании системы, способной обеспечить социализацию каждого ребенка; вовлечь школьника в общественно - целостные отношения по средствам организованного общения; развитии детской организации как основы для межвозрастного общения, творческого развития каждого ученика, вовлечение их в познавательную деятельность; приобретении у каждого члена ученического самоуправления навыков организации жизнедеятельности в коллекти-

Школа должна эффективно содействовать успешной социализации молодёжи в обществе. Самоуправление в школе - это переход к открытым, доверительным, поддерживающим формам сотворчества администрации, педагогического, родительского и ученического коллективов. Важно отметить, что самоуправление - это участие школьников в управлении собственными делами (не делами администрации, педагогов, родителей), которые входят в компетенцию учащихся.

В идеале самоуправление должно исходить не от администрации и педагогического коллектива, а «выращиваться» самими детьми. Инициативность учащихся, самостоятельность, творческий подход к делу позволяют реально оценивать свои силы, правильно составлять необходимые положения о самоуправлении совместно с администрацией и педагогическим коллективом. Но необходимо учитывать, что общение происходит в режиме диалога, учитель в общеобразовательном учреждении -старший товарищ, наставник, друг. Самоуправление продиктовано потребностью учащихся, заинтересованностью родителей и педагогов.

Библиографический список

1. Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы: методические материалы / авт.-сост.: И.М. Гриневич. - Ставрополь, 2012.

2. Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона. - Тверь, 2002.

Bibliography

1. Gosudarstvenno-obthestvennoe upravlenie kak strategicheskoe napravlenie razvitiya sovremennoyj shkolih: metodicheskie materialih / avt.-sost.: I.M. Grinevich. - Stavropolj, 2012.

2. Shkoljnoe samoupravlenie. Opiht Tverskogo regiona. - Tverj, 2002.

Статья поступила в редакцию 24.11.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.