Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 37:21 ББК 4481,6(2)2,0 К85
Е. С. Крыжановская Иркутск, Россия
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ПОДХОДАМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ ПО ИКАТИДС)
Статья посвящена управлению качеством в среднем профессиональном образовании (СПО). Рассмотрена система комплексного управления качеством на примере одного из современных колледжей Иркутской области. В статье выделяются результирующие характеристики качества, концептуальная основа, принципы и т. д. управления качеством образования. Автор описывает уровни управления качеством: управление по целям, управление по процессу, управление по конечному результату.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; СПО; управление; качество образования; теория; оценка качества; принципы; уровни; управление по целям; управление по процессу; управление по конечному результату.
E. S. Kryzhanovskaya Irkutsk, Russia
EDUCATION QUALITY CONTROL WITHIN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: FROM THEORY TO PRACTICE (BY WORK EXPERIENCE OF GBPOU IO IKATIDS)
The article looks at quality control within secondary vocational education (SVE). It considers the system of total quality control with the example of a modern college of the Irkutsk Region. The article elaborates the final quality characteristics,
© Крыжановская E. C., 2015
conceptual basis, principles, and so on of quality management in education. The author describes the different levels of quality control: Management by targets, process, and final result.
Key words: secondary vocational education; SVE; management; education quality; theory; quality assessment; principles; management by targets; management by process; management by results.
Современное среднее профессиональное образование (СПО) занимает важное место в образовательной составляющей регионального социума. СПО обеспечивает необходимый уровень передачи знаний, передовых достижений науки и профессиональных качеств представителям «нового» поколения, воздействуя на удовлетворение потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики региона, на дифференцированный отбор молодых людей, потенциально пригодных к усвоению профессиональных компетенций.
Качественное профессиональное образование - это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Не случайно в последнее время (в период сложных изменений, происходящих в социальной и экономической сферах общества) серьезно поднимается вопрос о совершенствовании деятельности по улучшению качества образовательных, научных, методических, информационных и других услуг. Эти услуги и есть тот товар (продукт), который СПО предъявляет на национальном и региональном рынках. Выпускник СПО тоже является неким «образовательным продуктом» и должен обладать таким уровнем «качества образования», который обеспечит его готовность к успешному включению в процесс развития региона. Этот подход, на наш взгляд, должен быть основополагающим в стратегии управления образовательной организацией СПО.
Очевидно, что на современном этапе развития системы СПО повышение качества образования необходимо для того, чтобы выполнялась основная цель среднего профессионального образования. Эта цель может быть обозначена так
- подготовка высококвалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе в команде по специальности, готового к постоянному профессиональному росту и непрерывному профессиональному перестраиванию себя.
Поэтому особое внимание в деятельности образовательной организации СПО сегодня должно уделяться созданию системы управления качеством образования, без которой невозможно будет не только пройти государственную аккредитацию, но и обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования и дальнейшее развитие образовательной организации.
Следует подчеркнуть, что результаты образования в организациях СПО многообразны, они - итог деятельности по обучению, воспитанию студентов, научно-методической работе, самореализации участников (субъектов) образовательного процесса, по совершенствованию многостороннего взаимодействия профессиональной образовательной организации с её социальным окружением. Результатирующими характеристиками качества являются: уровень компетентности выпускников и преподавателей; результаты совершенствования образовательной системы профессиональной образовательной организации, её образовательного процесса; достижения организации, уровень её влияния на общество и другие образовательные системы; выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, полнота реализации целевых и долгосрочных программ; социальная эффективность деятельности образовательной организации СПО.
Концептуальную основу управления качеством образования в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» (ГБПОУ ИО ИКАТиДС) составляют:
- ведущие положения философского учения о качестве; системный подход, позволяющий рассматривать образование как открытую, динамическую, эволюционирующую систему и определять источники ее развития;
- личностно-деятельностный подход, ориентированный на реализацию целей образования, исходя из приоритета личностного развития обучающихся;
- аксиологический подход, определяющий условия согласования внешних и внутренних целей развития системы образования и деятельности по управлению ее качеством;
- технологический подход, обеспечивающий универсальный характер концептуальных подходов к управлению качеством образования.
Разработанная в ГБПОУ ИО ИКАТиДС система управления качеством образования выстраивается на таких принципах:
1. Ориентация на текущие и будущие нужды заказчика (общество, образовательные учреждения региона, личность и др.).
2. Ведущая роль руководства (определение единства целей, направлений и внутренней среды колледжа, создание атмосферы, максимально способствующей раскрытию творческих возможностей субъектов образовательного процесса и обеспечивающей высокий уровень качества образования).
Реализуя управление колледжем через управление качеством, администрация ГБПОУ ИО ИКАТиДС осуществляет свою деятельность на основе базового набора элементов: должностного распределения прав и ответственности; наличия коллективно выработанной политики, целей и стратегии развития колледжа; планирование и контроль финансовых потоков через систему взаимосвязанных бюджетов подразделений колледжа в целом; наличие развитой и общедоступной системы информирования о состоянии и итогах деятельности; наличие системы материального и морального поощрения за итоги деятельности; экономическую оценку всех значимых управленческих решений и др.
3. Вовлечение преподавателей в управление качеством образования. К действенным способам вовлечения преподавателей в деятельность по управлению качеством относятся:
- обеспечение преподавателя комплексом технологий и средств контроля, диагностики, коррекции, оценки, управления качеством обучения;
- организация возможностей их оперативного инструктивно-методического консультирования и информационно-аналитического сопровождения деятельности по управлению качеством, в том числе с использованием новых информационных технологий, для обеспечения возможности соотнесения собственных достижений с нормой (средними, лучшими и др. результатами), а также изучения и освоения эффективных приемов своих коллег в плане преподавания и контроля качества образовательных достижений;
- разработка требований к содержанию деятельности преподавателя, к планируемым результатам, к критериям и способам контроля соблюдения и оценки достижения.
4. Процессо-ориентированный (алгоритмический, технологический) подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:
- входы и результаты четко определяются и измеряются;
- определяются потребители, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;
- устанавливается взаимодействие различных процессов в колледже;
- устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессами.
5. Системный подход к управлению. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов, субъектов гармонизированной управленческой деятельности. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.
6. Постоянное улучшение систем менеджмента качества.
К данному принципу относятся:
- успешное функционирование колледжа через внедрение системы менеджмента качества;
- удовлетворение запросов потребителей;
- использование статистических методов для определения изменчивости процессов и анализа их результатов;
- своевременное обеспечение необходимыми ресурсами.
7. Принятие решений, основанных на анализе реальных данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками потребителей образовательных услуг и продуктов - организация четких, открытых связей и отношений, обмена информацией и планов на будущее, совместной работы по изучению потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения образовательных услуг, продуктов и процессов.
Управление качеством образования в колледже осуществляется на трех уровнях: управление по целям, управление по процессу, управление по конечному результату.
Определяя основную цель своей деятельности как обеспечение качества образования, колледж выполняет заказ трех потребителей: личности, получающей образование; образовательных организаций, для которых готовятся квалифицированные специалисты; общества в целом. Идеология колледжа выстраивается нами по отношению к ведущим категориям, структурирующим его деятельность: личность (студент), образование, социум. По отношению к студенту -это позиция служения личности. Современный колледж должен помочь в обретении своей идентичности, помочь заглянуть внутрь себя и из познания себя вывести набор ценностей; научить делать произвольный выбор, произвольное решение, самостоятельно действовать, экспериментировать. Философско-аксиологической основой идеологии является представление о личности студента, который сам выбирает свой жизненный и профессиональный путь, а в дальнейшем будет способен к осознанному выстраиванию индивидуальной мо-
дели профессиональной деятельности в многовариантном образовательном пространстве (см. об этом подробнее [Крыжановская, 2003, 2015].
В основу управления по целям в ГБПОУ ИО ИКАТиДС положена модель специалиста по специальностям: 051001 «Профессиональное обучение (по отраслям)», 120714 «Земельно-имущественные отношения», 190629.01 «Машинист дорожных и строительных машин», 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 19025 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики», 270831 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Модель специалиста дает возможность получить наглядное и адекватное представление о будущей профессиональной деятельности студента и помочь в проектировании эффективной технологии. Она представлена условно шестью блоками:
I блок - мотивационный;
II блок - личностные качества;
III блок - оценочный;
IV блок - самообразование;
V блок - информационный;
VI блок - исполнительский.
Комплекс перечисленных блоков отражает представление о структуре личности как неоднородном, многоуровневом и вместе с тем целостном образовании.
В модели специалиста для всех специальностей центральным является «Мотивационный блок». Именно он определяет целостность личности, придает смысл и направленность поведению и профессиональной деятельности. Блок «Личностные качества» указывает на наличие определенных психологических качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности педагога, способствующих раскрытию и реализации возможностей человека. Личностные качества специалиста в сочетании с устойчивой системой нравственных ценностей служат, на наш взгляд, основой формирования остальных компонентов. Не случайно в образовательной среде ГБПОУ ИО ИКАТиДС, в плос-
кости изучения и развития, оказываются в первую очередь ценности человека, его личностные смыслы, жизнетворчество, мотивация деятельности и поведения, социально-профессиональная мобильность, экзистенциональная рефлексия, взаимодействие с людьми и др. [Крыжановская, 2015].
Включение «Оценочного блока» в модель основывается на том положении, что наличие личностных качеств является недостаточным для достижения профессиональной успешности без высокого уровня рефлексии, способности к адекватной оценке себя и своей профессиональной деятельности. Блок «Самообразование» обусловлен важнейшими функциями педагога - развитием у обучающегося способностей к актуализации его личностных ресурсов. Реализация этих функций педагогом невозможна, если он сам не обладает этой способностью, не осознает необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира.
«Информационный блок» предполагает не только наличие у выпускника интегрированной системы научных знаний, необходимых для успешности профессиональной деятельности, но и наличие способности на базе имеющихся знаний выработать собственный взгляд и свое суждение. «Исполнительский блок» составляет органическое единство с информационным и предполагает наличие у выпускника необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.
Управление по процессу осуществляется в ГБПОУ ИО ИКАТиДС согласно положениям международных стандартов качества ISO серии 9000:2000, регламентирующим механизм и порядок проектирования и внедрения систем качества. Они выстраиваются в систему взаимопроникающего управления качеством образования субъектами как внешней, так и внутренних систем. На примере деятельности ГБПОУ ИО ИКАТиДС они выглядят следующим образом (табл. 1).
Качество образования как результата определяется качеством образовательного процесса. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания
условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям или стандартам.
Таблица 1
Интерпретация элементов системы качества образования в условиях ГБПОУ ИО ИКАТиДС
Элементы системы качества Элементы системы управления качеством образования в ГБПОУ ИО ИКАТиДС
Организационные структуры Администрация ГБПОУ ИО ИКАТиДС: педагогический совет, совет колледжа, директор, административный совет (заместители директора, заведующие отделений, главный бухгалтер), научно-методический совет колледжа (творческая лаборатория, экспериментальная площадка, кафедры, советы образовательных программ (СОП), научное студенческое общество (НСО), организационно-методический совет, психологическая служба, методический совет по практике, совет кураторов, ОМК, студсовет, старо-стат, валеологический центр, культурно-эстетический центр
Ресурсы Нормативное финансирование, внебюджетные источники финансирования, библиотечный фонд, ресурсный методический центр, компьютерные классы, потенциал педагогических кадров, научно-методический потенциал: учебно-методические комплексы, методические разработки и обобщение опыта, программы итоговой аттестации по специальностям, программы промежуточной аттестации по дисциплинам и циклам дисциплин, модифицированные программы
Процессы Культуросообразная среда колледжа (учебный процесс, воспитательный процесс, процесс регламентации деятельности субъектов образовательного процесса); процесс принятия управленческих решений, управление документацией и информационными данными; научно-исследовательская и научно-методическая работа; УИРС; экспериментальная деятельность; изучение и распространение передового педагогического опыта; процесс разработки программ по учебным дисциплинам
Процедуры
(методики)
Процедура определения эффективности системы качества колледжа и ее отдельных элементов (внутренний педагогический аудит колледжа). Квалиметрические методики и процедуры в системе управления качеством образовательного процесса колледжа (мониторинг). Процедуры промежуточной и итоговой аттестации студентов. Процедуры кадровой и методической работы (аттестация, повышение квалификации и др.). Экспертиза экспериментальных проектов, программ, технологий, учебно-методических материалов. Процедуры разработки и принятия новых учебных программ_
Управление по конечному результату реализуется за счет создания информационной системы оценки качества образования Control system, включающей мониторинг качества образования. Данная система является базовой системой управления и основана на интегрированном поле информации, содержащем фактические данные, а также механизмы их обработки.
В качестве основных критериев оценки качества полученного профессионального образования выделены:
- присвоенная студентами информация, необходимая для решения профессиональных задач (учебных, практических, реально-событийных);
- приобретенный опыт, необходимый для решения профессиональных задач и проблем;
- освоенные навыки использования исследовательских методов в разработке проектов решения профессиональных задач.
Модель информационной системы оценки качества образования Control system содержит следующую информацию об образовательных достижениях студента: оценку по разным видам аттестаций (промежуточной, итоговой) -степень теоретической подготовленности; оценку умений практического решения задач - уровень подготовленности к профессиональной деятельности; оценку индивидуально-психологических особенностей личности и их соответствия требованиям предстоящей профессиональной деятельности. Виды оценок устанавливаются дифференцированно для отдельных специальностей, изучаемых дисциплин, видов профессиональной деятельности, осуществляемых при
прохождении учебных и производственных практик, выполнении рефератов, курсовых, дипломных работ и др.
Информационная система оценки качества образования Control system действует как открытая система, имеющая свободный доступ на всех уровнях управления качеством и всех субъектов образовательного процесса.
Таким образом, система качества образования в современной профессиональной образовательной организации интегрирует усилия многочисленных участников управленческого процесса, создает своеобразное поле формирования качества образования во всех его аспектах (качество процессов, результатов, текущего функционирования образовательной системы, развития и т. д.).
Библиографический список
1. Крыжановская Е. С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Крыжановская. Иркутск, 2003. 21 с.
2. Крыжановская Е. С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Крыжановская. Иркутск, 2003. 178 с.
3. Крыжановская Е. С. Вопросы жизнетворчества личности студентов в образовательной среде колледжа // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015, № 1. С. 136-145.