Научная статья на тему 'Возможности Интернет-технологий в формировании медиакомпетентности вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку в колледже'

Возможности Интернет-технологий в формировании медиакомпетентности вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA COMPETENCE / MEDIATIZED COMMUNICATION / MEDIATIZED SOCIETY / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / LANGUAGE PERSONALITY / SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАТИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕДИАТИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВТОРИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Любовь Владимировна

Проблема качества иноязычного образования в условиях экспоненциального развития цифрового медиапространства всегда была в центре внимания российской лингводидактики, теории и методики преподавания иностранных языков. Статья посвящена проблеме, касающейся иноязычного образования в СПО в эру глобализации, глобальной кооперации и конкуренции, технологизации, информационного общества, межкультурной коммуникации, а также экономических преобразований в России. Автор солидаризируется с точкой зрения, согласно которой, язык медиа сочетает в себе элементы сообщения и воздействия и рассматривается как одно из основных современных средств формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, способной полноценно функционировать в медиатизированном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TECHNOLOGY OPPORTUNITIES IN THE FORMATION OF MEDIA COMPETENCE OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT COLLEGE

The problem of the quality of foreign language education in the conditions of exponential development of digital media has always been the focus of Russian linguodidactics, theory and methods of teaching foreign languages. The article is devoted to the problem of foreign language education in secondary vocational education in the era of globalization, global cooperation and competition, technologization, information society, intercultural communication, as well as economic reforms in Russia. The author agrees with the point of view that the language of media combines elements of communication and impact and is considered as one of the main modern means of formation of media competence of the secondary linguistic personality capable to function fully in the mediatized society.

Текст научной работы на тему «Возможности Интернет-технологий в формировании медиакомпетентности вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку в колледже»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

УДК 377 ББК 74.5

Л.В. Ермакова Иркутск, Россия ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОЛЛЕДЖЕ Проблема качества иноязычного образования в условиях экспоненциального развития цифрового медиапространства всегда была в центре внимания российской лингводидактики, теории и методики преподавания иностранных языков. Статья посвящена проблеме, касающейся иноязычного образования в СПО в эру глобализации, глобальной кооперации и конкуренции, технологизации, информационного общества, межкультурной коммуникации, а также экономических преобразований в России. Автор солидаризируется с точкой зрения, согласно которой, язык медиа сочетает в себе элементы сообщения и воздействия и рассматривается как одно из основных современных средств формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, способной полноценно функционировать в медиатизированном обществе.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиатизированное общение, медиатизированное общество, иноязычное общение, иноязычное образование, межкультурная коммуникация, языковая личность, вторичная языковая личность.

L. V. Ermakova Irkutsk, Russia INTERNET TECHNOLOGY OPPORTUNITIES IN THE FORMATION OF MEDIA COMPETENCE OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT COLLEGE

The problem of the quality of foreign language education in the conditions of exponential development of digital media has always been the focus of Russian linguodidactics, theory and methods of teaching foreign languages. The article is devoted to the problem of foreign language education in secondary vocational education in the era of globalization, global cooperation and competition, technologization, information society, intercultural communication, as well as economic reforms in Russia. The author agrees with the point of view that the language of media combines elements of communication and impact and is considered as one of the main modern means of formation of media competence of the secondary linguistic personality capable to function fully in the mediatized society.

Key words: media competence, mediatized communication, mediatized society, foreign language communication, foreign language education, intercultural communication, language personality, secondary language personality.

Процессы глобализации, глобальной кооперации и конкуренции перестают быть уделом профессиональных дипломатов и уже сегодня затрагивают интересы миллионов людей самого широкого круга профессий и социальных статусов, в том числе и студенческую молодежь СПО. Все это требует от обучающихся профессиональных образовательных организаций, становящихся активными участниками международных процессов, не только знать иностранные языки, чтобы понимать иностранных партнеров, но и владеть широким кругом коммуникативных компетенций, позволяющих эффективно и плодотворно работать в инокультурной и иноязычной среде, а

также отстаивать свои интересы, добиваться своих целей, быть конкурентоспособными. Это ставит перед системой среднего профессионального образования в целом и перед педагогами английского языка ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» (ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС») в частности новые, никогда не стоявшие ранее задачи.

Одна из задач, обозначенаМинистерством образования и науки РФ, Министерством Просвещения РФ - это информационно-образовательная среда (ИОС) образовательной организации, основанная на использовании Интернет-технологий в том числе. В рамках решения этой задачи проводится реформа системыпрофессионального образования и среднего профессионального образования в частности. В то же время необходимо отметить, что единого понимания, единой модели необходимой системы образования с помощью Интернет-технологий пока не сформировано, дискуссия в профессиональном сообществе продолжается, и это нормально, поскольку сложность задачи не позволяет воспользоваться чьими-то готовыми решениями, или применить одну модель ко всем профессиональным образовательным организациям во всех регионах страны. Это побуждает педагогов ГБПОУ ИО ИКАТиДС самостоятельно анализировать ситуацию, пересматривать содержание рабочих программ по дисциплине «Английский язык».

Современная экономическая тенденция создает гигантский спрос на работников со средним профессиональным образованием, умеющих работать на глобальных рынках, в инокультурной и иноязычной среде, но Российская система среднего профессиональногообразования не может пока предложить конкурентоспособный продукт для удовлетворения этого спроса.

И это ставит перед педагогами английского языка нашего колледжа задачу формирования иноязычныхкомпетенций у будущих специалистов для сферы дорожного строительства и транспортной отрасли.

Современные стандарты качества владения иностранным языком выпускником СПО должны найти отражение в учебных программах СПО. В этой связи, значительно меняется отношение к занятиям английского языка. Таким образом, «...новые информационные условия жизни, возникновение многомерного информационного пространства, интенсивно развивающиеся процессы интеграции культур должны менять содержание, средства и методы педагогического процесса, в том числе и при обучении иностранному языку. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения иностранному языку» [Иванова, 2013]. Как отмечают эксперты в области современного иноязычного образования, в последние годы в сфере иностранного языка происходит перефокусировка с обучения элементам непосредственного общения «педагог - обучающийся», «педагог - студент» к медиатизированному опосредованному современными медиа, в том числе современными Интернет-технологиями [Иванова, 1999, 2013; Хлызова, 2011, 2012, 2015]. Концепция медиатизированного иноязычного общения, теория формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности существенно меняет представления об организации учебного процесса на занятиях английского языка в СПО, подтверждение чему мы находим в трудах Л.А. Ивановой, Н.Ю. Хлызовой [Иванова, 2013; Хлызова, 2011].

Мы проанализировали статью Л.А. Ивановой «Медиаобразование в обучении иностранным языкам - веление времени» [Иванова, 2013]. В статье поднимается «один из наиболее актуальных вопросов современного образования - формирование и развитие медиакомпетентности, а в области иностранного языка - соразвития иноязычной коммуникативной компетенции и медиакомпетентности на занятиях по иностранному языку» [Иванова, 2013].

Автор убедительно доказывает, что следует расширить образовательные задачи иностранного языка, как учебного предмета в эру информационного общества, новых условий глобализирующегося мира. Она

выделяет медиакомпетентность вторичной языковой личности, как особую социально-педагогическую реальность, которую можно целенаправленно формировать в процессе обучения иностранному языку как норму [Иванова, 2013].

Эту идею развивает Н.Ю. Хлызова [Хлызова, 2011, с. 70], которая «под медиакомпетентностью вторичной языковой личности

понимаетинтегративную характеристику личности, состоящую из совокупности специальных знаний, умений, отношений, которая позволяет личности функционировать в мировом информационном пространстве, осуществлять межкультурную коммуникацию как на межличностном, непосредственном уровне, так и на медиатизированном, опосредованном современными медиа, уровне» [Хлызова, 2011]. В данном диссертационном исследовании четко представлена позиция автора при формулировке собственного понимания вторичной языковой личности нового типа, чьи качества определяются потребностями информационного

компьютеризированного социума. Н.Ю. Хлызова исходит из понимания вторичной языковой личности как характеристики личности, которая формируется в целенаправленном педагогическом процессе с учетом открытого информационного пространства. Автором определена структура медиакомпетентности вторичной языковой личности. Разработаны показатели и уровни её сформированности. Выявлены и классифицированы педагогические условия, способствующие успешному формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности, образующие медиаобразовательную среду. Дана достаточно полная характеристика медиаобразовательной среды в учебном процессе.

Мы разделяем представленные выше точки зрения и глубоко убеждены в том, что Интернет-технологии обладают позитивными характеристиками использования в иноязычном образовании в колледже:

1. Обучение и работа в команде через участие в межрегиональных и международных образовательных проектах.

2. Интернет привлекает обучающихся богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативностью получения интересующих сведений.

3. Интернет обеспечивает свободный доступ к образовательным ресурсам (britishcouncil.com, http://lessons.study.ru, http://www.onestopenglish.com/, http://www.funology.com/, www.autoenglish.org,http://www.abc-english-grammar.com, http://www.lang.ru, http://www.fluent-english.ru, http://www.native-english.ru, http://www.schoolenglish.ru, http://www.englishclub.narod.ru, http://www.english.language.ru, http://lib.ru/ENGLISH/ и др.) независимо от места проживания.

4. Обучение и работа в глобальном информационном пространстве посредством медиатизированного (онлайн) общения.

5. Достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, формирование ОК и ПК.

6. Участие в виртуальных клубах общения - телеконференциях, обмен текстовыми сообщениями в режиме реального времени, включенностьобучающихся в мировое информационное пространство.

7. Достижение более ярких, значимых результатов в изучении иностранного языка, иноязычной культуры.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что все это разные на первый взгляд характеристики Интернет-технологий объединены единой целью обучения - формирование нового качества личности -медиакомпетентности вторичной языковой личности.

Таким образом, ГБПОУ ИО ИКАТиДС, как инновационной профессиональной образовательной организации необходимо концентрировать свои усилия на широком внедрении инновационных образовательных технологий и, в первую очередь, Интернет-технологий, направленных на формирование у студентов языковых, коммуникативных компетенций, в том числе медиакомпетентности вторичной языковой

личности.

Технология формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности содержит в себе шаг развития, позволяет задействовать новые, недоступные ранее ресурсы. Это амбициозный сценарий развития иноязычного образования в СПО, хотя и трудоемкий.

Изложенные в настоящей статье цели и задачи формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности отражают сегодняшнее понимание коллективом педагогов английского языка нашего колледжа стоящих перед СПО вызовов и своей роли в долгосрочном социально-экономическом развитии Иркутской области, Восточной Сибири.

Библиографический список

1. Иванова Л.А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 245 с.

2. Иванова Л.А. Дигитальный экран как эффективный ресурс овладения иностранной культурой, языком и медиа // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 12 (83). С 396-402.

3. Иванова Л.А. Медиаобразование в обучении иностранным языкам - веление времени // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit. 2013. № 2. С. 104-114.

4. Хлызова Н.Ю. Интегрированный подход в процессе формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 2 (20). С. 152-155.

5. Хлызова Н.Ю. Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 156-159.

6. Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности: дис. ... канд. пед. наук.

Москва, 2011. 210 с.

7. Ivanova L. A. Media education in foreign languages teaching - tribute to fashion or requirement of the time? / L. A. Ivanova, O. M. Verbitskaya // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013, т.6. № 3. С. 468-476.

References

1. Ivanova L. A. (1999). Formation of media-communicative education of school-teenagers by means of video (by the material of French lessons): dis. ... candidate of pedagogics. Irkutsk, 1999. 245 p. (in Russian)

2. Ivanova L. A. (2013). Media education in foreign languages teaching -tribute to fashion or requirement of the time? // L. A. Ivanova, O. M. Verbitskaya // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanitarian Sciences, 2013, vol.6. No. 3. 468-476 p. (in Russian)

3. Ivanova L. A. (2013). Media Education in teaching foreign languages-the time of the day // Scientific and pedagogical journal of Eastern Siberia MagisterDixit. 2013. No. 2. 104-114 p. (in Russian)

4. Ivanova L. A. (2013). The Digital screen as an effective resource of mastering a foreign culture, language and media // Vestnik of Irkutsk State Technical University. 2013. № 12 (83). 396-402 p. (in Russian)

5. Khlyzova N. Ju. (2011). Pedagogical conditions of formation of secondary language personality media competence: dis. ... candidate of pedagogics. Moscow, 2011. 210 p. (in Russian)

6. Khlyzova N. Ju. (2012). Pedagogical principles of formation of secondary language personality media competence // Bulletin of Tomsk State University. 2012. No. 362. 156-159 p. (in Russian)

7. Khlyzova N. Ju. (2015). Integrated approach in the process of formation of secondary language personality media competence // Problems of socio-economic development of Siberia. 2015. № 2 (20). 152-155 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.