Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / система менеджмента качества / диверсификация / процессный подход / цифровые инструменты на железнодорожном транспорте / railway transport / quality management system / diversification / process approach / digital tools in railway transport

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.В. Кашфуллина, Е.В. Кузнецова

Железнодорожный транспорт имеет особую актуальность в условиях современных трендов логистической трансформации. В статье приводится концепция управления качеством на железнодорожном транспорте. Рассматриваются элементы концепции с позиции стратегического менеджмента в ОАО «РЖД»: выбор эталонной стратегии диверсифицированного роста, описание системы менеджмента качества на основе функциональной стратегии управления качеством, реализация процессного подхода, использование цифровых инструментов в транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN RAILWAY TRANSPORT

Rail transport is of particular relevance in the context of modern trends in logistics transformation. The article presents the concept of quality management in railway transport. The elements of the concept are considered from the position of strategic management at JSC Russian Railways: the choice of a reference strategy for diversified growth, a description of the quality management system based on a functional quality management strategy, the implementation of a process approach, the use of digital tools in the transport industry.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

К.В. Кашфуллина, студент Е.В. Кузнецова, канд. социол. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-2-67- 70

Аннотация. Железнодорожный транспорт имеет особую актуальность в условиях современных трендов логистической трансформации. В статье приводится концепция управления качеством на железнодорожном транспорте. Рассматриваются элементы концепции с позиции стратегического менеджмента в ОАО «РЖД»: выбор эталонной стратегии диверсифицированного роста, описание системы менеджмента качества на основе функциональной стратегии управления качеством, реализация процессного подхода, использование цифровых инструментов в транспортной отрасли.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, система менеджмента качества, диверсификация, процессный подход, цифровые инструменты на железнодорожном транспорте.

Современные реалии, вызванные периодом пандемии, сложной геополитической ситуацией, высокими постоянно меняющимися требованиями потребителей, вынуждают компании, функционирующие в транспортной отрасли, трансформировать свои бизнес-процессы. Особенно это касается качества оказания транспортных услуг. «Коллапс» на морском рынке, связанный с контейнерными перевозками, дороговизна и новые маршруты авиаперевозчиков приводят к еще большей актуализации и востребованности железнодорожного транспорта [1]. Международная транспортная система видоизменилась в пользу железнодорожных перевозок. Например, контейнерный транзит через РФ между Китаем и Европой в первом квартале 2024 г. вырос на 44%. В теоретико-методическом плане данная тема исследования вызывает интерес у ряда ученых [2, 3].

Результаты исследования. Как известно, главным игроком на рынке железнодорожных перевозок в РФ является ОАО «РЖД». Компания совершенствует свой бизнес путем внедрения концепции управления качеством [4, 5]. Концепцию управления качеством целесообразно рассмотреть по следующим элементам.

1. Эталонная стратегия роста организации. ОАО «РЖД» использует эталонную

стратегию диверсифицированного роста, в которую встраивается концепция управления качеством. В последние годы большое внимание уделяется вопросам стратегического развития компании и повышению ее эффективности. ОАО «РЖД» является успешным примером, реализующим стратегию связанной (родственной) диверсификации. К видам диверсифицированных направлений транспортной компании, можно отнести следующие:

- разнообразие видов грузовых и пассажирских перевозок;

- разнообразие транзитных маршрутов;

- разнообразие экспортных перевозок;

- аренда железнодорожного подвижного состава;

- страхование грузов;

- развитие контейнерных перевозок и т. п.

Диверсификация помогает снизить риски, связанные с разделением капитала между различными видами деятельности в транспортном секторе, такими как (перевозки, ремонт и строительство).

2. Система менеджмента качества. Основные положения системы включают в себя информацию, документированную в соответствии с международным стандартом совершенствования системы менеджмента качества (СМК) ГОСТ Р ИСО 90012015 и ГОСТ РВ 0015-002-2020; информа-

цию, документированную компанией для эффективности системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества ОАО «РЖД» базируется на реализации функциональной стратегии управления качеством и направлена на достижение следующих целей: системное улучшение обеспечения безопасности движения; сни-

жение издержек компании; формирование источников инвестиций для новых, востребованных рынком транспортных услуг. Основным документом «стратегии управления качеством является «Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД»» [6].

Задачи системы управления качеством в ОАО «РЖД» представлены на рисунке 1.

ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

1

2

3

4

Создание методологий, технологических и программных комплексов для реализации мер по управлению обеспечению и контролю качества услуг на всех этапах жизненного цикла технологий

Развитие единого нормативного и методологического обеспечения деятельности по управлению, обеспечению и контролю качества предоставления услуг, реализации технологических и бизнес-процессов_ _

Обеспечение эффективного контроля качества поставляемой продукции для ОАО «РЖД» за счет расширения сферы действия стандарта IRIS среди поставщиков железнодорожной техники, непрерывное совершенствование и развитие СМК

Создание автоматизированной системы поддержки принятия решений по управлению обеспечению и контролю качества предоставления услуг в виде технологической среды реализации деятельности

Рис. 1. Задачи системы менеджмента качеством [7]

3. Процессный подход. Система управления качеством в ОАО «РЖД» главный упор делает на развитие процессного подхода. Для достижения необходимого уровня качества услуг операционная деятельность производится через систему связанных друг с другом процессов. Знание связанных друг с другом процессов способствует повышению результата и эффективности деятельности, успешному до-

стижению целей, удовлетворению интересов.

Для каждого процесса определяется набор ключевых показателей производительности, который используется для отслеживания и управления процессом. Связь процессов можно представить в виде фундаментального «дома качества» (рис. 2).

Непрерывное совершенствование системы знании о качестве

Рис. 2. Дом системы менеджмента качества [7]

4. Цифровые инструменты и инновационные промышленные проекты [8] на железнодорожном транспорте. Качество обслуживания клиентов ОАО «РЖД» повышает благодаря использованию цифровой инфраструктуры: Big Data (оптимизация графиков движения поездов, построение маршрутов, прогнозирование спроса на железнодорожные услуги), IoT (устройства, передающие информацию в режиме онлайн (датчики на рельсы и др.)), интеллектуальные системы управления бизнес-процессами на железной дороге на основе нейросетей и машинного обучения [9].

В заключение можно сделать вывод, что

в развитии организации. Правильная разработка и введение системы менеджмента качества в транспортной компании позволит улучшить построение рабочего процесса, усилить интерес персонала, внедрить «систему непрерывных улучшений» [10] и увеличить востребованность железнодорожных услуг. Интеграция диверсификации с процессным подходом, применяемая к управлению качеством, предполагает систему взаимосвязанных процессов в рамках железнодорожной отрасли или родственных отраслей для обеспечения устойчивости контроля качества на разных уровнях менеджмента организа-

управление качеством играет важную роль ции.

Библиографический список

1. Кузнецова Е. В. Логистические тренды в условиях трансформации экономики // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: Сборник научных трудов одной из площадок Уфимского гуманитарного научного форума. Под общей ред. И.В. Дегтяревой. -Уфа, 2022. - С. 126-130.

2. Кокшаров В. А., Пономарева М. С., Кушнарева Л. В. Системы менеджмента качества на железнодорожном транспорте. - Екатеринбург: УрГУПС, 2014. - 122 с.

3. Мезин И. Ю., Гун И. Г., Лимарев А. С., Ушаков М. Ю., Стеблянко В. Л., Федосеев С. А. Современные подходы к управлению качеством продукции для железнодорожной отрасли // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. - 2017. - Т. 15. - № 3. - С. 54-61.

4. Управление качеством: официальный сайт ОАО «РЖД». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9385 (дата обращения: 21.04.2024).

5. Дьячкова И. РЖД: на страже качества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/svoy-put/rzhd-na-strazhe-kachestva/ (дата обращения: 11.04.2024).

6. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=26039&ysclid=ltcz0k65pb360553272 (дата обращения: 23.04.2024).

7. Стратегия управления качеством в холдинге «Российские железные дороги». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mvrgups.ru/images/_2016.03.15.pdf (дата обращения: 11.04.2024).

8. Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Развитие инновационных промышленных проектов как стратегия импортозамещения // Бизнес. Образование. Право. - 2023. - №2 (63). - С. 50-54.

9. Революция на рельсах: как Россия строит современную железную дорогу. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/727830/ (дата обращения: 23.04.2024).

10. Карпова Д. С., Муллаянова Л. И., Кузнецова Е. В. «Система непрерывных улучшений» как метод управления предприятием // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Сборник научных трудов. - Уфа, 2022. - С. 115-118.

QUALITY MANAGEMENT IN RAILWAY TRANSPORT K.V. Kashfullina, Student

E.V. Kuznetsova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. Rail transport is of particular relevance in the context of modern trends in logistics transformation. The article presents the concept of quality management in railway transport. The elements of the concept are considered from the position of strategic management at JSC Russian Railways: the choice of a reference strategy for diversified growth, a description of the quality management system based on a functional quality management strategy, the implementation of a process approach, the use of digital tools in the transport industry.

Keywords: railway transport, quality management system, diversification, process approach, digital tools in railway transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.