Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ЦИКЛА ДЕМИНГА -ШУХАРТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ЦИКЛА ДЕМИНГА -ШУХАРТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЦИКЛ ДЕМИНГА - ШУХАРТА (PDCA) / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Безпалов Валерий Васильевич, Федорук Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены некоторые вопросы управления качеством на основе цикла Деминга - Шу-харта в современных условиях социально-экономических изменений. Кризис, вызванный COVID-19, показал, насколько важно быть гибким и адаптироваться под внешние изменяющиеся факторы. Показано, что цикл Деминга - Шухарта в управлении качеством необходим для выстраивания эффективных процессов, которые, в свою очередь, повышают качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Данный цикл необходим для внедрения в менеджмент организаций с целью эффективного функционирования бизнес-процессов для достижения высокого качества продукции и оказываемых услуг в условиях постпандемийного кризиса, когда гибкость и скорость стали ключевыми факторами успеха компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Безпалов Валерий Васильевич, Федорук Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT BASED ON THE DEMING-SHEWHART CYCLE IN THE FACE OF CHANGE

The article deals with some issues of quality management based on the Deming-Shewhart cycle in modern conditions of socio-economic changes. The COVID-19 crisis has shown how important it is to be flexible and adapt to changing external factors. It is shown that the Deming-Shewhart cycle in quality management is necessary to build effective processes, which, in turn, improve the quality of products and services provided. This cycle is necessary for implementation in the management of organizations in order to effectively operate business processes to achieve high quality products and services in the post-pandemic crisis, when flexibility and speed have become key success factors for companies.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ЦИКЛА ДЕМИНГА -ШУХАРТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_336 УДК 338.442

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ЦИКЛА ДЕМИНГА -ШУХАРТА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, Череповецкий государственный университет, г. Череповец Россия; профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Рамазанов Ибрагим Агаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга и рекламы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: iaramazanov@mail. ru

Безпалов Валерий Васильевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, Череповецкий государственный университет, г. Череповец Россия; профессор кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: valerib1@yandex.ru

Федорук Светлана Юрьевна,

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: s.u.fedoruk@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые вопросы управления качеством на основе цикла Деминга - Шу-харта в современных условиях социально-экономических изменений. Кризис, вызванный COVID-19, показал, насколько важно быть гибким и адаптироваться под внешние изменяющиеся факторы. Показано, что цикл Деминга - Шухарта в управлении качеством необходим для выстраивания эффективных процессов, которые, в свою очередь, повышают качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Данный цикл необходим для внедрения в менеджмент организаций с целью эффективного функционирования бизнес-процессов для достижения высокого качества продукции и оказываемых услуг в условиях постпандемийного кризиса, когда гибкость и скорость стали ключевыми факторами успеха компаний.

Ключевые слова: управление качеством; цикл Деминга - Шухарта (PDCA), приоритетные направления; социально-экономические изменения.

UDC 338.442

QUALITY MANAGEMENT BASED ON THE DEMING-SHEWHART

CYCLE IN THE FACE OF CHANGE

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Cherepovets State University, Cherepovets Russia; Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Ramazanov Ibragim Agaevich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Marketing and Advertising, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Bezpalov Valery Vasilievich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Cherepovets State University, Cherepovets Russia; Professor, Department of National and Regional Economics, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: valerib1@ yandex.ru

Fedoruk Svetlana Yurievna,

Russian State University Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: s.u.fedoruk@mail.ru

The article deals with some issues of quality management based on the Deming-Shewhart cycle in modern conditions of socio-economic changes. The COVID-19 crisis has shown how important it is to be flexible and adapt to changing external factors. It is shown that the Deming-Shewhart cycle in quality management is necessary to build effective processes, which, in turn, improve the quality of products and services provided. This cycle is necessary for implementation in the management of organizations in order to effectively operate business processes to achieve high quality products and services in the post-pandemic crisis, when flexibility and speed have become key success factors for companies.

Keywords: quality management; Deming-Shewhart cycle (PDCA), priority areas; social and economic changes.

Мир меняется и меняется быстро, конкуренция постоянно усиливается. Кризис, вызванный COVID-19, показал, насколько важно быть гибким и адаптироваться под внешние изменяющиеся факторы. Одной из самых известных цитат Уильяма Эд-вардса Деминга (американского ученого, статистика и консультанта по менеджменту) является: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью» [2]. Именно данная цитата наиболее ярко описывает актуальность выбранной темы. Поэтому либо мы меняемся вместе с миром,

Спецификация

либо выживание не является нашей обязанностью.

Цикл Шухарта - Деминга (Цикл PDCA) -известная модель непрерывного улучшения процессов, , применение которой в самых различных областях деятельности позволяет эффективно управлять этой деятельностью на системной основе. Родоначальником данного цикла принято считать Уолтера Шухарта. Уолтер Эндрю Шухарт - американский физик, инженер и статистик, почти на 10 лет старше Уильяма Эдвардса Деминга и является одним из его учителей [9].

Производство

Проверка

Рисунок 1 - Классическая линейная последовательность процесс управления качеством [2]

Данная модель некоторое время устраивала производителей, но потом потеряла свою актуальность, так как повысились требования к качеству продукции. Требования

к продукции стали более жесткими, именно поэтому Уолтер Шухарт предложил совершенно новую модель в виде кольцевой схемы (рис. 2).

Производство

Спецификация

Рисунок 2 - Новая последовательность процесса управления качеством в виде кольцевой схемы,

предложенная У. Шухартом [2]

Новая последовательность процесса управления качеством в виде кольцевой схемы, предложенная У. Шухартом, лежит в основе процессного управления, когда мы рассматриваем управление в организации. Важным моментом, который следует отметить, является то, что нужно заниматься про-

цессами, а не просто контролем результата [1].

Уильям Эдвардс Деминг предложил новый цикл на основе прежнего цикла У. Шухарта (разработай, сделай, попытайся продать) и дополнил его четвертым элементом (рис. 3).

Рисунок 3 - Новая концепция производства, предложенная У. Демингом [2]

Как уже было сказано, модель состоит из четырех этапов (PDCA), а именно: 1) план (plan) - на данном этапе необходимо спланировать и проанализировать проблемы, которые могут возникнуть при определенном решении, а также возможности вашего предприятия. Затем определить, какое из реше-

ний проверить; 2) действие (do) - на данном тестируется потенциальное решение, важно делать это в небольшом масштабе и проводить измерение результатов; 3) проверка (check) - изучение результата, измерение эффективности и определение, подтверждается ли ваш план; 4) внедрение (act) - если

решение успешно, производится его внедрение [3].

В ходе изучения темы была выдвинута гипотеза о том, что цикл PDCA необходим для внедрения в организацию с целью эффективного функционирования бизнес-процессов для достижения высокого качества продукции и оказываемых услуг в условиях постпандемийного кризиса, когда гибкость и скорость стали ключевыми факторами успеха компаний.

Для подтверждения или опровержения гипотезы рассмотрим три примера. К сожалению, опыт показывает, что данный цикл применяется не так часто, как хотелось бы. На одном из консалтинговых проектов, который касался мебельной отрасли, произошел брак продукции. И руководитель отдела технического контроля остановил процесс выпуска продукции, составил акт, в заключении которого было написано то, что причиной брака был человеческий фактор. Виновного сотрудника лишили премии. И ни один из инженеров не проверил место, где был допущен брак, никто не рассматривал ком-

форт рабочего места, систему обучения или переобучения специалиста, никто не думал о правильной настройке оборудования. В данном случае никакого цикла по изменению качества продукции не было, то есть был выявлен брак, и мы вернулись к той линейной последовательности, которую изначально использовали до У. Шухарта, что доказывает необходимость внедрения PDCA для избегания подобных ситуаций в будущем [10].

Изучая стандарт ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества», можно найти модель системы управления организацией, которая нацелена на обеспечение своих заказчиков качественной, то есть соответствующей их требованиям, продукцией или услугами. Рассмотрим систему менеджмента качества по ИСО 9001:2015 [7]. Здесь используется тот же цикл Деминга - Шухарта. Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рис. 4 иллюстрирует, как процессы могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.

Рисунок 4 - Цикл PDCA в стандарте ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества» [7]

Цикл PDCA часто сравнивают с гибкими ме- ную с описанием и внедрением данных гибких тодами Agile. Agile - это философия, которая методов (PDCA и Agile), следует отметить, что помогает предпринимателям делать работаю- авторы многих статей находят данные методы щий продукт. Рассматривая литературу, связан- эффективными, конкурентоспособными [4-6].

Например, в работе [8] был описан пример внедрения данных методов в ИТ-проект. Данный проект был реализован в 2020 г. совместно Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Целью проекта являлось создание информационно-аналитической системы, в которой отображается информация о действующих производствах на территории Москвы, получаемая из различных достоверных источников (в том числе Мосстат, ЕГРЮЛ и др.) на периодической основе, предусматривающей комплекс аналитических возможностей в целях принятия управленческих решений, в том числе в отношении применения мер государственной поддержки промышленных предприятий города.

Благодаря данным гибким технологиям управления коммуникативный процесс был выстроен достаточно эффективно, что позволило реализовать ИТ-проект в сроки, предусмотренные дорожной картой, и запустить его в опытную эксплуатацию уже в декабре 2020 г. Можно с уверенностью сказать, что в рассмотренном примере гибкость «победила» присущую государственному сектору неповоротливость и директивность в управлении.

Обобщая все аргументы, можно отметить, что цикл Деминга - Шухарта в управлении

качеством необходим для выстраивания эффективных процессов, которые, в свою очередь, повышают качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В первом жизненном примере мы могли заметить, к чему могут привести неправильно выстроенные процессы внутри организации. Это сказалось не только на качестве продукции, но и на человеческом ресурсе. Наличие стандарта ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества», который описывает процесс с точки зрения цикла Деминга - Шухарта, тоже подтверждает важность его использования для достижения качества выпускаемой продукции. Третий пример из аргументации является позитивным примером того, как при помощи гибких методов, таких как PDCA, можно эффективно и быстро реализовать комплексный проект. Данные аргументы подтверждают поставленную ранее гипотезу.

В заключение необходимо отметить, что научный потенциал данной темы достаточно велик. При использовании метода PDCA в реализации проектов следует внимательно относиться к человеческому капиталу как основному фактору успеха компании. Кроме того, тема повышения качества выпускаемой продукции является актуальной в условиях постпандемийного кризиса, когда гибкость и скорость стали ключевыми факторами успеха компаний.

Список литературы-

1. Аль-Явар А. А., Жариков Р. В., Безпалов В. В. Повышение качества продукции (услуг) коммерческих организаций как антикризисная мера // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона : материалы IV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 25-31.

2. Концепции Э. Деминга в управлении качеством. Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020.

3. Качество 4.0: стратегическое преимущество образовательных организаций в новых конкурентных условиях. Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2021.

4. Егоян Э. А., Логунова Н. Ю. Применение принципов Agile в автоматизации предприятий сервиса // Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции : сборник научных трудов по материалам круглого стола с международным участием. М., 2021. С. 51-55.

5. Кабанова А. В., Логунова Н. Ю. Автоматизация систем управления дистрибьюторов продуктов питания на основе принципов Agile // Сборник научных трудов международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгин-ского форума «Современные задачи инженерных наук». М., 2021. С. 54-58.

6. Ладонникова А. Д., Новикова А. А., Логунова Н. Ю. Применение принципов Agile в управлении проектами предприятий общепита // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 2. С. 31-36.

7. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 01.07.2022).

8. Фалькин Р. Ю., Филатов В. В., Логунова Н. Ю. Применение гибких технологий автоматизации проектного управлении в органах исполнительной власти города Москвы при реализации ИТ-проекта «Карта промышленности города Москвы» // Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции : сборник научных трудов по материалам круглого стола с международным участием. М., 2021. С. 109-117.

9. Филатов В. В., Горелова Т. П., Серебровская Т. Б., Литвина М. И. Внедрение принципов управления качеством Эдвардса Деминга и Масааки Имаи в производственный менеджмент ГУП "Мосгортранс" // Муниципальная академия. 2022. № 1. С. 88-95.

10. Проектирование информационных систем управления бизнес-процессами торговых предприятий мебельной и печатной продукцией. Курск, 2022.

References _

1. Al-Yavar A.A., Zharikov R.V., Bezpalov V.V. Improving the quality of products (services) of commercial organizations as an anti-crisis measure. In the collection: Statistical methods for the study of socio-economic and ecological systems of the region. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. 2020. Pp. 25-31.

2. Ayvazyan N.L., Bezpalov V.V., Bespalova E.S., Gaivoronskaya S.A., Zharikov R.V., etc. E. Deming's concepts in quality management. Publisher: Belgorod State National Research University, Belgorod, 2020.

3. Bezpalov V.V., Bubennikova A.I., Buryak Yu.Yu., Zharikov R.V., Krug E.A., Kucheryavenko S.A., etc. Quality 4.0: strategic advantage of educational organizations in new competitive conditions. Collective monograph, Publishing House: Belgorod State National Research University, Belgorod, 2021.

4. Egoyan E.A., Logunova N.Yu. Application of Agile principles in automatization of service enterprises. In the collection: Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products. Collection of scientific papers based on the materials of the Round Table with international participation. Moscow, 2021. Pp. 51-55.

5. Kabanova A.V., Logunova N.Yu. Automation of food distributors' management systems based on Agile principles. In the collection: Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium "Economic mechanisms of strategic management of industrial development" of the III International Kosygin Forum "Modern problems of engineering sciences". Moscow, 2021. Pp. 54-58.

6. Ladonnikova A.D., Novikova A.A., Logunova N.Yu. Application of Agile principles in project management of catering enterprises. Innovation economy: information, analytics, forecasts. 2022. No. 2. Pp. 31-36.

7. National Standard of the Russian Federation. Quality management systems. Electronic Fund of legal and regulatory and technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124394.

8. Falkin R.Yu., Filatov V.V., Logunova N.Yu. Application of flexible automation technologies of project management in the executive authorities of the city of Moscow in the implementation of the IT project "Map of the industry of the city of Moscow". In the collection: Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products. Collection of scientific works based on the materials of the Round Table with international participation. Moscow, 2021. Pp. 109-117.

9. Filatov V.V., Gorelova T.P., Serebrovskaya T.B., Litvina M.I. Introduction of the principles of quality management by Edwards Deming and Masaaki Imai into the production management of SUE Mosgortrans. Municipal Academy. 2022. No. 1. Pp. 88-95.

10. Filatov V.V., Sokolov A.P., Artemyev N.V., Bezpalov V.V., Vakulenko R.Ya., etc. Design of information systems for managing business processes of furniture and printed products trading enterprises. Kursk, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.