Научная статья на тему 'Управление качеством на этапе проектирования продукции'

Управление качеством на этапе проектирования продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1665
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством на этапе проектирования продукции»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ Вологжанина Екатерина Михайловна, магистр, аспирант Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Проектное управление получает все большее распространение в мире и становится привычным для многих организаций [1]. Выделяют следующие его основные этапы [2]:

1. формирование концепции;

2. разработка коммерческого предложения;

3. проектирование, включающий в себя следующие подэтапы:

3.1 концептуальное проектирование;

3.2 эскизное проектирование;

3.3 детальное проектирование;

4. изготовление;

5. сдача объекта и завершение проекта.

На этапе проектирования определяются главные элементы проекта, их взаимосвязи и вырабатываются наиболее эффективные способы выполнения проекта. Из-за возможных ошибок на этом этапе не только тратятся материальные средства, но увеличиваются сроки выпуска продукции и теряется репутация фирмы. Таким образом, проектирование является важнейшим процессов в организации, а улучшение в этом процессе способствует улучшению процессов в организации в целом.

Существует множество способов организации взаимодействия на различных этапах жизненного цикла продукции, однако до сих пор при эскизном и концептуальном проектировании отдельный специалист, как правило, действует, исходя из своего опыта (всегда ограниченного), или использует метод «проб и ошибок» [3]. Однако есть методы, направленные на планирование процессов эскизного и концептуального проектирования и развитие взаимодействия во время их осуществления. Одним из таких методов является структурирование функции качества (СФК) [4]. Он направлен на обеспечение баланса между требованиями потребителей и возможностями фирмы-изготовителя продукции [5,6].

Метод СФК заключается в построении «дома качества», представленного в табл. 1, каждая из частей которого характеризует выполнение отдельной стадии алгоритма СФК. В зависимости от области применения алгоритм СФК может дополняться или исключать из себя отдельные стадии. В целом, можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся из них [7]:

1. Выяснение и уточнение требований потребителей;

2. Выделение приоритетных потребительских требований;

3. Составление списка инженерных характеристик продукции;

4. Выявление тесноты связей между инженерными характеристиками и потребительскими требованиями к продукции;

5. Расчет средневзвешенных значений коэффициентов тесноты связи каждой инженерной характеристики со всеми потребительскими требованиями;

6. Установление тесноты связи между инженерными характеристиками продукта;

7. Построение профиля компании на рынке;

8. Выбор инженерных характеристик продукта в зависимости от технических и экономических возможностей компании;

9. Определение характеристик для технического задания на проектирование продукта.

Таблица 1. Общий вид «дома качества»

Теснота . связи между всеми ИнХ продукта (1^)

Потребительское требование Вес потребит. требования Инженерная характеристика 1 Инженерная характеристика 2 Инженерная характеристика 3 Инженерная характеристика М Профиль компании на рынке

Потребит. требование 1 VI Оценки тесноты связи г, между требованиями потребителей и ИнХ продукта (г,-,) ▲ о ■

Потребит. требование 2 У2 ▲ ■ о

Потребит. требование 3 Vз о ▲ ■

Потребит. требование N VN ▲ о ■

Средневзвешенное значение коэф. тесноты связи каждой инженерной хар-ки , со всеми потребит. требованиями (Ь,) Ь1 Ь2 Ьз Ьм 1 2 3 4 5

Размерность характеристики

Планируемое значение инженерной характеристики

Оценка технической реализуемости 111 12 113 Ьм

Экономическая оценка е1 е2 ез ем

Значения аналогичных характеристик продукции ближайшего сверху конкурента

Значения аналогичных характеристик продукции ближайшего снизу конкурента

Принятые значения характеристик продукта, намеченного к выпуску

Стадия 1. Выяснение и уточнение требований потребителей Для перевода абстрактных пожеланий в конкретные требования к изделию компания-производитель должна провести опрос. Сначала,

согласно [8], они делают выборку потенциальных заинтересованных сторон, с достаточной точностью представляющих все множество заинтересованных сторон. Затем производится их опрос. По результатам опроса составляют список потребительских требований к планируемой продукции. Данные требования записывают в первый столбец матрицы СФК, как показано в таблице 1.

Стадия 2. Выделение приоритетных потребительских требований Так как количество потребительских требований, выявленных на стадии 1, достаточно большое и зачастую они бывают противоречивы, то учесть их все практически невозможно. Поэтому «целесообразно выбрать наиболее важные и чаще других встречаемые пожелания потребителя» [7]. Для этого определяют вес каждого потребительского требования (у), проводя процедуру парных сравнений всех требований и, согласно [7], выбирают 85% наиболее важных потребительских требований. Их суммарный вес приравнивают к 1.

Стадия 3. Составление списка инженерных характеристик продукции В верхней строке матрицы СФК, как показано в табл. 1, коллектив проектировщиков, после проведения мозгового штурма помещает список из М инженерных характеристик, которые, по их мнению, оказывают влияние на требования потребителей: у =1, 2, ... М.

Стадия 4. Выявление тесноты связей между инженерными характеристиками и потребительскими требованиями к продукции

Теснота связи ггу между инженерными характеристиками и потребительскими требованиями к продукции зависит от того, насколько существенный вклад вносит та или иная характеристика продукции в удовлетворение конкретного пожелания потребителя. Строится матрица, элементами которой являются оценки тесноты связи ггу между N требований потребителя и М характеристик продукции, определяемые экспертным путем. При этом каждый столбец матрицы у соответствует отдельной инженерной характеристике продукции, каждая строка -отдельному потребительскому требованию I. Все коэффициенты записываются в матрицу СФК на соответствующие пересечения строк потребительских требований и столбцов инженерных характеристик, как это показано в табл. 1.

Для обозначения коэффициентов корреляции обычно используют 5 значений -1; -0,5; 0; 0,5; 1.

При высокой тесноте связи принимают коэффициент (по абсолютной величине) равным 1, а если теснота связи не очень велика, то — 0,5, а при отсутствии связи — 0. При этом, согласно [7], если степень удовлетворения потребительского требования увеличивается при уменьшении величины инженерной характеристики, то Гу <0; а если степень удовлетворения требования потребителя увеличивается при увеличении величины инженерной характеристики, то г у >0.

Стадия 5. Расчет средневзвешенных значений коэффициентов тесноты связи каждой инженерной характеристики со всеми потребительскими требованиями

Затем для каждой инженерной характеристики вычисляют

средневзвешенную характеристику Ьу ее влияния на все потребительские

требования. Для расчета значений Ь. используют формулу:

к

1.1

Величину Ь/ каждой инженерной характеристики заносят в нижнюю часть - «подвал дома качества», как это показано в табл. 1.

На основании значений Ьу инженерные характеристики ранжируют в порядке важности их влияний на потребительские требования. При этом инженерная характеристика с наибольшим по модулю значением Ьу имеет наибольшее влияние на потребительские требования, а знак этой величины показывает направление изменений. Если Ьу положителен, то значение инженерной характеристики рекомендуется максимизировать; если отрицателен - минимизировать.

Стадия 6. Установление тесноты связи между инженерными характеристиками продукта

В целях принятия более осмысленных решений при выборе конкретных значений инженерных характеристик, целесообразно выявить наличие зависимости между ними. Зависимость между характеристиками также определяется через примерные значения тесноты связи (1; 0,5; 0; -0,5; -1). Для этого экспертным путем строится матрица Т, элементы ^ которой показывают тесноту связи между всеми инженерными характеристиками продукта: ё = 1, 2,. М. Матрица тесноты связи между инженерными характеристиками симметрична относительно диагонали. Одна из ее симметричных частей помещается, как показано в табл. 1, над инженерными характеристиками, как бы являясь «крышей дома качества».

Стадия 7. Построение профиля компании на рынке

Для анализа продукции конкурентов обычно используются данные ближайших конкурентов, то есть тех, которые занимают «верхнюю» и «нижнюю» нишу рынка по доле продаж. Для оценки продукции конкурентов используется, согласно [7], пятибалльная шкала (чем выше бал, тем лучше выполнено потребительское требование), на которой оценки выпускающей компании и ее ближайшим конкурентам выставляют либо сами потребители, либо эксперты.

В профиле корреляции положение компаний отмечается заранее обусловленными знаками. Например, в табл. 1 знаком «о» обозначены оценки компании, проводящей анализ, а знаками «■» и «▲» - ближайшие конкуренты «сверху» и «снизу» соответственно.

Стадия 8. Выбор инженерных характеристик продукта в зависимости от технических и экономических возможностей компании

При заполнении матрицы СФК конечной целью является получение значения инженерных характеристик, которые в наибольшей степени

удовлетворяли бы требованиям потребителей. Однако, очевидно, что не все значения инженерных характеристик достижимы, по крайней мере, при данном уровне развития техники. И даже если эти значения и достижимы, то их реализация требует больших экономических вложений. Поэтому появляется задача выбора оптимального значения инженерной характеристики продукта, которая связана с двумя противоречивыми факторами - технической и экономической возможностями компании.

В ряде случаев целесообразно, согласно [7], решать эту задачу с помощью трех групп экспертов. Первая группа экспертов определяет величину инженерных характеристик, в наибольшей степени удовлетворяющих потребительские требования.

Вторая группа экспертов проводит оценку технической реализуемости выбранных первой группой характеристик Ь, по 10-балльной шкале.

Третья группа экспертов производит экономическую оценку е, выбранных первой группой инженерных характеристик также по 10-балльной системе. При этом, чем выше балл, тем дороже их реализация.

Планируемые значения инженерных характеристик, оценка их технической реализуемости и экономическая оценка заносятся в «подвал дома качества», как показано в табл. 1.

Стадия 9. Определение характеристик для технического задания на проектирование продукта

На следующем этапе построения матрицы СФК в «подвал» дома заносят строки, помогающие назначить значения инженерных. В зависимости от объекта разработки количество строк может меняться. По данным [7], обычно используют следующие строки: Размерность характеристики; Значения аналогичных характеристик продукции ближайшего сверху конкурента; Значения аналогичных характеристик продукции ближайшего снизу конкурента; Принятые значения характеристик продукта, намеченного к выпуску.

На основании данных «подвала дома качества», а также анализируя тесноту связи между инженерными характеристиками, на этой стадии в последней строке ответственный руководитель должен записать решение о значениях всех инженерных характеристик. При этом ценность для потребителей каждой инженерной характеристики измеряется важностью этой характеристики, т.е. величиной Ь,. Учет значений матрицы связей инженерных характеристик ведется экспертным путём, поскольку изменения отдельных инженерных характеристик, как правило, приводят к противоречивым результатам. Согласно [8], матрица СФК дает все необходимое для принятия решения, однако, даже после полного ее построения, это решение не принимается автоматически.

Применение метода СФК на этапе проектирования повышает шансы на успех новой разработки за счет получения обширной информации о ситуации на рынке и внутри компании. Заполнение матрицы СФК помогает исследовать возможности развития по каждому потребительскому требованию и помогает понять вклад каждой

характеристики продукта в общее удовлетворение потребительских требований.

Список литературы

1. Управление проектами : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур [и др.] ; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — 6-е изд., стер. — М. : Издательство «Омег-Л», 2010. — 960 с. : ил., табл. — (Современное бизнес-образование)

2. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инноваци-онными проектами. СПб.: БХВ-Петербург, 2011 - 396с.

3. Альтшуллер Г. С. Найти идею — Петрозаводск: Скандинавия, 2003 - 240с.

4. Хойзер Дж. Р., Клозинг Д. Дом качества // Курс на качество. - 1992. - N1 - с. 85102.

5. Плетнева Н.П. Уроки лояльности // Методы менеджмента качест-ва. - 2011. - № 5 - с. 37-39.

6. Розно М.И. QFD: анализируем требования потребителей // Методы менеджмента каче-ства. - 2011. - № 7 - с. 4-10.

7. Барт Т В. Управление качеством. - МИЭМП, 2010 - 256с.

8. Ьйр://,^^^еШагшт.ги/2009/04/29/ёот_касЬе8^а.Ь1;т1. Центр дистанционного образования ЕШапит. Разу М.Л. Дом качества: метод структурирования нужд и желаний потребителя Размещено 29.04.2009. Ознакомлена 17.04.2015.

9. Адлер Ю.П. Качество и рынок: или как организация настраивается на обеспечение требования потребителя // Методы менеджмента качества. — 1999. — N8—12.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ Горностаева Алла Николаевна, к.э.н., профессор Брянский государственный технический университет Горностаева Ирина Николаевна, к.п.н., доцент Брянский филиал Российского экономического университета им.

Г.В.Плеханова

В статье рассматриваются инвестиционные проблемы эффективности вложений в инновационные энерготехнологии. Автором проведена оценка эффективности инновационно-инвестиционного проекта компании по установке и последующему обслуживанию солнечных батарей, разработана инновационная стратегия по организации эффективной компании по установке и последующему обслуживанию солнечных батарей с учетом влияния на деятельность предприятия факторов внешней среды, разработан бизнес-план фирмы по установке и последующему обслуживанию солнечных батарей.

В современной жизни стоимость энергетических ресурсов не просто высока, а продолжает постоянно расти. Проблема заключается в истощении традиционных источников, запасы которых, по расчетам специалистов, рассчитаны на полстолетия. От результатов поиска новых источников зависит экономика многих стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.