ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МОЛОКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Н.С. КОКОВ,
доцент кафедры информатики и моделирования экономических процессов, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия», 360000, КБР, г. Нальчик,
ул. Л. Толстого, 185;
Ф.И. НОГЕРОВА,
соискатель
кафедры информатики и моделирования экономических процессов, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,
360000, КБР, г. Нальчик, ул. Л. Толстого, 185
В статье рассмотрены проблемы повышения качества продукции, выявлены характер и объем потребностей, планирование уровня качества, создание продукции, дана оценка фактического уровня качества.
Ключевые слова: управление, качества, планирование, конкурентоспособность.
Коды классификатора ^БЬ: Q12, Q55.
Под повышением качества продукции понимается постоянный планомерный, целенаправленный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие улучшение потребительских свойств продукта и создание продукции оптимального, с народнохозяйственной точки зрения, уровня и полноценное использование этой продукции. Процесс повышения качества включает выявление характера и объема потребностей, планирование уровня качества, создание продукции, оценку фактического уровня качества. В случае нежелательной разницы между фактическим и прогнозным уровнем разрабатываются и проводятся мероприятия по обеспечению прогнозного уровня качества.
По мнению некоторых ученых [1, 2, 3], понятие системы управления качеством продукции характеризует, в конечном счете, действующую систему управления производством, в большей степени ориентированную на конкретные условия потребления и, стало быть, предполагающую изучение взаимосвязей между качеством производимой продукции и результатами ее потребления, то есть потенциальным (производственным) и реальным (потребительским) качеством продукции. Систему управления качеством он определяет как совокупность взаимоувязанных социально-экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение требуемого качества продукции и объединенных в устойчивую систему на основе прямой и обратной связи между параметрами произведенной продукции и результатами ее потребления. Основная функция управления качеством продукции, по его мнению, изучение и обоснование конкретных общественных потребностей в определенной продукции в конкретных условиях ее потребления. Важнейшей же предпосылкой нормального и эффективного функционирования системы является соответствующая информация о результатах потребления данной продукции сельского хозяйства.
Практически все ученые свидетельствуют о том, что управление качеством продукции является неотъемлемой функцией любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся.
В период реформирования АПК и развития рыночных отношений управление качеством продукции практически не приемлемо и не актуально. Оно должно наполниться новым содержанием, применительно к новым условиям хозяйствования и представлять целостный механизм. Однако суть остается прежней — повышение и поддержание качества продукции. Настоящий период работ по улучшению качества сельскохозяйственной продукции должен характеризоваться системнокомплексным подходом. Необходимость такого подхода продиктована тем, что на нынешнем этапе развития производства в условиях развития рыночных отношений, с его сложной техникой и технологией производства устойчивый рост качества нельзя обеспечить отдельными, даже крупными мероприятиями. Его сущность заключается в одновременном использовании и систематизации всех факторов и условий улучшения качества — технических, организационных, экономических, психологических. Широкое применение системно-комплексного подхода имеет место как в отечественной, так и в мировой практике.
Заинтересованность многих стран в повышении качества производимой ими продукции привела к созданию в 1957 году Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), которая в настоящее время является одной из ведущих неправительственных организаций в республики качества.
Законодателями и пионерами системного регулирования качеством продукции являются научные работники и предприятия США и Японии.
В Японии опыт по крупицам постоянно накапливается, сохраняется и широко распространяется. Идет процесс восходящего развития управления качеством. Японский метод предусматривает, прежде всего, всеобщее участие в повышении качества. Особое внимание уделяется специальному обучению персонала вопросом качества. Важную роль играют кружки качества.
В США качество является центральным вопросом управления. Главная забота — прибыль на инвестируемый капитал решается через комплексную систему управления качеством продукции (КСУКП). Эта концепция возникла в середине 50-х годов. В каждой фирме разрабатывается своя КСУКП, но методика разработки, как правило, единая. Управление качеством проводится в четыре этапа: разработка стандартов; оценка соответствия; принятие необходимых мер; планирования мер по совершенствованию разрабатываемых стандартов.
Изучая зарубежный опыт по повышению качества продукции, следует выделить твердое убеждение, что комплексная система обеспечивает не только высокое качество продукции, но и экономическую жизнестойкость предприятия.
Анализ развития форм и методов обеспечения качества продукции в передовых зарубежных странах показывает перспективность, а, скорее всего, даже неизбежность в современных условиях развития производства который опирался на экономические методы повышения качества, действующие в рамках целостного механизма.
В России проблема коренного улучшения качества продукции остро встала в начале 60-х годов в связи с особенностями этого этапа развития экономики страны, важнейшей из которых является небывалый рост масштабов производства, переход на интенсивные методы хозяйствования. С 1967 года в стране была введена государственная аттестация качества продукции, цель которой — стимулирование производства высококачественных товаров.
В середине 70-х годов была разработана комплексная система управления качеством продукции (называемая Саратовской). Она органически впитала все элементы ранее разработанных систем. Это первая система управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты, что позволило всю работу по улучшению качества поднять на новую ступень. Улучшилась согласованность действия как отдельных исполнителей, так и целых подразделений и служб предприятий. Стандарты предприятия, являясь органической частью Государственной системы стандартизации, позволили устанавливать необходимые связи процессов управления качеством для предприятий с управлением на уровне отрасли и на межотраслевом уровне.
В настоящее время механизм повышения качества ориентирован в направлении усиления экономических рычагов, которые заменяют командно-распорядительные элементы, система освобождается от бюрократических, бумажных наслоений. Осваиваются методы экономических оценок повышения качества. В условиях рынка все в большей степени начинает изменяться характер систем регулирования качества, их функции, задачи, все более подчиняя их интересам потребителя.
Главное преимущество комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) — комплексный, системный подход к совершенствованию управления производством, учет важнейших условий и факторов, позволяющих систематически повышать и поддерживать высокий уровень качества продукции сельского хозяйства на всех этапах его формирования.
Работа над созданием механизма повышения качества в сельскохозяйственных предприятиях — это проникновение в процессы управления в организации производством, в сущность качества той продукции, которая имеет внутрихозяйственное значение. Объектами изучения являются также критерии оценки качества труда, продукции и прочее. Поэтому ее следует рассматривать как неотъемлемую органическую составную часть регулирования производства в хозяйстве.
Наиболее отчетливо определенную идентичность процесса повышения качества продукции с общей системой управления производством специалисты видят по цели комплексной системы и средств ее достижения. Так, в соответствии с существующими рекомендациями механизм регулирования качества продуктов труда предназначен для совершенствования организации производства с целью достижения постоянных высоких темпов улучшения их потребительских свойств. Это необходимо для повышения эффективности всего общественного производства.
Существовавшая система управления качеством продукции являлась одной из подсистем Единой системы государственного управления качеством продукции. Поэтому ее структуру, состав функций и задач, рассматривали в структуре обшей системы управления народным хозяйством[2].
Регулирование любого процесса, будь то производственная деятельность или повышение качества продукции, включает три обязательных этапа:
• планирование (прогнозирование) — постановка задачи, выбор методов и средств ее осуществления, определение прогнозируемого результата;
• реализация — осуществление намеченных планов;
• контроль — проверка соответствия получаемых результатов прогнозируемым данным.
Если во время контроля выявляется несоответствие получаемых результатов и прогнозируемых данных, то механизм регулирования как раз и должен скорректировать этапы производства, направленные на исправление получаемого несогласования.
Формирование качества продукции не даст требуемого эффекта, если ему не будут предшествовать анализ и прогнозирование конкретных потребностей, изучение требований потребителей.
Действительно, необходимы комплексное изучение и анализ потребительского спроса; конъюнктуры рынка; интенсификация сбыта, включая рекламу, планирование сбыта, предполагающее определение наиболее эффективных путей движения продукции, выбор места и способа ее реали-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)
136
Н.С. КОКОВ, Ф.И. НОГЕРОВА
зации; а также финансовое и материально-техническое обеспечение, анализ издержек и цен; мероприятия по продвижению продукции сельского хозяйства от производства к месту реализации, потребления, операция по сбыту, включая хранение, транспортировку, расфасовку, заключение и исполнение коммерческих сделок и соглашений; регулирование сбытовой деятельности.
Таким образом, механизм повышения качества продукции начинается с изучения потребностей, а завершается анализом движения продукции к потребителю и определения степени удовлетворения его выявленных потребностей.
Процесс формирования качества продукции находится в зависимости от различных факторов, которые функционируют в определенных условиях. Конкретные условия оказывают существенное влияние на количественные характеристики (показатели) этих факторов: информационные, организационные, технические, экономические, психофизиологические, правовые, социальные и другие условия, а также вырисовывают последовательную цепь воздействий:
условия ^ факторы (качество процессов) ^ качество продукции.
Динамика этого процесса обусловлена комплексом мероприятий, которые изменяют условия и факторы, а, следовательно, и качество продукции. В этом заключается механизм регулирования качества продукции.
При формировании механизма повышения качества сельскохозяйственной продукции предпринимается немало попыток со стороны научных и практических работников. Следует отметить, что в этом важном деле достигнут определенный успех. Настойчиво ведутся поиски оценочных критериев качества работ, определения взаимосвязи качества средств производства и конечной продукции, качества продукции и цены.
Однако некоторые вопросы повышения качества продукции здесь разработаны крайне недостаточно. В основном они рассматриваются с технологической точки зрения организации производства
Важным принципом механизма повышения качества является принцип органической связи его регулирования с общей эффективностью сельскохозяйственного производства. Процесс улучшения качества должен охватывать рассмотрение объекта не только в его горизонтальной плоскости, но и по вертикали. Проблема повышения качества рассматривается учеными не с позиции лишь одного уровня, а охватывает все уровни (государственный, отраслевой, объединений и предприятий, производственных подразделений и конкретных исполнителей). В роли центрального звена непосредственно реализующего цели и задачи механизма повышения качества выступают предприятия и подразделения[3].
К элементам механизма повышения качества продукции следует отнести планирование, стандартизацию, ценообразование, стимулирование за повышение качества продукции и ответственность за брак в работе, методы заготовок продукции и многое другое. Остановимся на некоторых из них.
Стандартизации принадлежит ведущая роль в решении проблемы качества. При разработке стандартов необходимо полнее использовать зарубежный опыт. Международной организацией по стандартизации утверждена серия международных стандартов ИСО 9000 — ИСО 9004, концентрирующая опыт разных стран, в том числе и нашей, по внедрению КСУКП.
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов и их регулирующую роль при выходе на международный рынок и образовании прямых хозяйственных связей. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 были приняты и в бывшем СССР для прямого использования в виде государственных стандартов — соответственно ГОСТ 40.9001-88. ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88.
Ряд положений в обеих системах совпадает, но имеются и существенные отличия. Например, международные стандарты строго ориентированы на потребителей, четко формируют ответственность руководства за проведение политики в республики улучшения качества. Наша же система стандартов практически этого не затрагивает.
Со стандартизацией тесную связь имеет аттестация продукции. При аттестации показателя качества продукта сопоставляются с лучшими отечественными и зарубежными образцами. На аттестованную продукцию разрабатываются ГОСТы с повышенными требованиями, которые становятся ориентирами для других предприятий. В результате аттестации продукция относится к одной из категорий качества и в зависимости от этого ей устанавливается цена, которая отряжает экономическую эффективность продукции и включает экономические стимулы. Зная возможный уровень цены, надбавок к ней или скидок за ту или иную категорию качества, сельскохозяйственные предприятия, безусловно, будут заинтересованы в производстве продукции высшей категории качества.
Новое качество, прежде всего, появляется в результате согласованной, целенаправленной деятельности, программно-целевого планирования или прогнозирования. Планирование как элемент механизма повышения качества продукции позволяет в определенное время и на определенных объектах сосредоточить необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, своевременно скоординировать деятельность смежных отраслей и территориальных органов по вопросам улучшения качества сельскохозяйственной продукции.
Нельзя не согласиться с точкой зрения многих авторов, что в прогнозировании особое место занимает изучение потребителя будущей продукции, его запросов, требований, экономических возможностей. Идет изучение внутреннего, международного рынков. Многие виды этих работ в последние годы зарубежная практика включает в состав маркетинга.
Повышение качества практически невозможно без выполнения необходимого объема и точности измерений свойств и параметров продукции. Измерительная информация используется при принятии всех решений в механизме формирования качества продукции, поэтому столь важна роль метрологического обеспечения.
В регулировании качества сельскохозяйственной продукции информационное обеспечение играет особую роль. Осуществить информационное обеспечение — значит, спроектировать и организовать массивы и потоки информации, сбора, хранения, переработки и передачи информации. Причем определение количественных и качественных характеристик информационных процессов, их организация должны начинаться тогда, когда устанавливаются в хозяйстве и регламентируются цели и задачи механизма повышения качества.
Информационное обеспечение играет ключевую роль в регулировании качества продукции, так как без информации не только снижается эффективность, но и прекращается вообще деятельность по улучшению качества. Без должной информации не может быть реализован механизм повышения качества. Информационное обеспечение пронизывает все уровни управления и охватывает все стадии жизненного цикла продукции.
В настоящее время при рассмотрении факторов, влияющих на улучшение потребительских свойств продукции сельскохозяйственного производства необходимо уделить внимание правовому обеспечению механизма повышения качества. Поскольку давний фактор проявляется в деятельности специалистов, руководителей, отдельных работников, характерной для рыночных условий хозяйствования и связан с подготовкой и использованием нормативно-технической документации, совокупности средств и форм юридического воздействия на общественные отношения, нацеленные на достижение и сохранение необходимого уровня качества продукции и выполняемых работ, с разработкой и принятием: нормативных актов, регулирующих экономические отношения на всех уровнях производства и реализации продукции.
Таким образом, из вышерассмотренного можно заключить, что повышение качества сельскохозяйственной продукции — это важнейшая проблема, связанная с планированием производства, спросом и предложением, моральным и материальным стимулированием предприятий и конкретных исполнителей (работников), ценообразованием, стандартизацией, организацией и осуществлением широкого круга мероприятий по контролю за уровнем качества. Однако часть этих взаимосвязанных мероприятий в сельском хозяйстве еще не до конца реализованы и не представляют целостного механизма повышения качества продуктов труда.
К тому же в условиях развития рыночных отношения меняются цели, ориентирующиеся на высший мировой уровень и конкурентоспособность на мировом рынке, меняются соответственно и показатели деятельности предприятия по качеству. Появляется возможность формирования, реализации и выполнения задач, которые теперь диктуются не сверху, а определяются объективными потребностями самого предприятия, в новых условиях развития аграрной экономики расширятся возможности использования экономического стимулирования труда и принятия эффективных методов механизма повышения качества продукции. А между тем его суть и содержание остаются прежними, поскольку они опираются на лучшие принципы, законы управления в развивающихся и изменяющихся социально-экономических системах.
Таким образом, наличие единого научного подхода к формированию механизма повышения качества продукции, опирающегося на современные достижения в республики системных исследований, теории управления, информатики, экономики, социологии и других дисциплин, аккумулирующие передовой отечественный и зарубежный опыт, является объективной необходимостью и исключительным требованием повседневной жизни.
Разработка единой системы функционирования сельского хозяйства включает в себя и механизм повышения качества молока, получаемого в одной из главных отраслей сельскохозяйственного производства — отрасли скотоводства, и имеющий свои особенности в повышении качества продукции.
В понятие качества молока включают его биологическую ценность, химический состав, санитарно-гигиеническое состояние, технологические свойства. В частности, при заготовках коровьего молока контролируются содержание жира, бактериальная обсемененность, кислотность, чистота, температура.
Повышение качества продукции молочного скотоводства подчиняется общим закономерностям, определяющим развитие народного хозяйства в целом. Вместе с тем в анализе, оценке и планировании мероприятий, в социально-экономическом механизме их реализации есть специфические особенности, учет которых необходим для полного и эффективного использования огромных потенциальных резервов качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России — XX век. М.: ФГУП ВО Минсельхоза России, 2002.
2. Сергеева И.А. Регулирование экономических отношений между отраслями и сферами АПК. М.: ФГУП ВО Минсельхоза России, 2004.
3. Энштейн Д.Б., Никифоров П.В. Механизм обеспечения паритета экономических отношений в рамках АПК. Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, НовГУ, 2005.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)