Научная статья на тему 'Управление качеством кредитного портфеля в коммерческих банках в посткризисный период'

Управление качеством кредитного портфеля в коммерческих банках в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ / ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ССУДНЫХ АКТИВОВ / QUALITY / CREDIT PORTFOLIO / CREDIT PORTFOLIO MANAGEMENT / FINANCIAL-ECONOMIC CRISIS / EVALUATION OF THE QUALITY OF LOAN ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насреддинов Фарид Шухратович

Коммерческие банки, в силу того что кредитная деятельность, является для них основным, должны объективно оценивать качество кредитного портфеля. Однако, кризис продемонстрировал существенные недостатки в системе управления качеством кредитного портфеля. В статье изложены основные проблемы и методы их решения в системе управления качеством кредитного портфеля в посткризисный период в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT PORTFOLIO MANAGEMENT IN COMMERCIAL BANKS IN THE POST-CRISIS PERIOD

The commercial banks should evaluate objectively the quality of credit portfolio as the credit activity is essential for them. However, the crisis demonstrated significant drawbacks in the system of the credit portfolio management. The article describes main issues in the system of credit portfolio management after crisis in Russian Federation and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Управление качеством кредитного портфеля в коммерческих банках в посткризисный период»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

УДК 336.77

Фарид Шухратович Насреддинов

Аспирант МЭСИ Тел. +79251488248, Эл. почта:

Коммерческие банки, в силу того что кредитная деятельность, является для них основным, должны объективно оценивать качество кредитного портфеля. Однако, кризис продемонстрировал существенные недостатки в системе управления качеством кредитного портфеля. В статье изложены основные проблемы и методы их решения в системе управления качеством кредитного портфеля в посткризисный период в Российской Федерации.

Ключевые слова: качество, кредитный портфель, управление кредитным портфелем, финансово - экономический кризис, оценка качества ссудных активов.

Farid Sh. Nasreddínov,

Post-graduate student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: +79251488248, E-mail:

CREDIT PORTFOLIO MANAGEMENT IN COMMERCIAL BANKS IN THE POST-CRISIS PERIOD

The commercial banks should evaluate objectively the quality of credit portfolio as the credit activity is essential for them. However, the crisis demonstrated significant drawbacks in the system of the credit portfolio management. The article describes main issues in the system of credit portfolio management after crisis in Russian Federation and ways to solve them.

Keywords: quality, credit portfolio, credit portfolio management, financial-economic crisis, evaluation of the quality of loan assets.

1. Введение

Прошедший недавно глобальный финансово - экономический кризис выявил некоторые пробелы в банковских системах ведущих стран мира. К примерз', в кризисный период доля просроченной задолженности в кредитном портфеле в Российских банках увеличился с 2-3 % (докризисный период) до 10-12% (кризисный период). Во многом, это было вызвано плохим управлением качества банковских активов, в частности, ссудных активов (кредитного портфеля). В посткризисный период ситуация немного улучшилась: кредитные операции коммерческих банков увеличились, достигнув докризисную отметку, доля просроченной задолженности снизилась, резервы на возможные потери по ссудам уменьшились, а в некоторых банках даже расформировались. Однако, улучшение ситуации стала возможной по большей мере из-за улучшения финансового состояния экономических субъектов экономики, а не из-за улучшение систем управления качеством кредитного портфеля в коммерческих банках. В этой связи, чтобы избежать максимальных потерь в будущем из-за возможных финансовых кризисов, каждый коммерческий банк должен быть сам заинтересован в улучшении качества ссудных активов.

2. Понятие качества кредитного портфеля и его управления

Так, давайте, сначала проанализируем финансовую категорию, именуемую «качеством кредитного портфеля». Каждый покупатель хочет купить качественный товар, каждый клиент хочет, чтобы ему оказали качественную услуг}', но в банковской сфере понятие качество толкуется немного иначе. Для раскрытия содержания качества кредитного портфеля обратимся к толкованию термина «качества».

Качество - это:

1) Свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи[1];

2) Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явления от других и придающих ему определенность^];

3) То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего - либо.

Следовательно, качество явление должно показывать его отличие от других

явлений и определять его достоинство.

Известно, что ссудные операции и другие операции кредитного характера отличаются высоким риском. В то же время, они должны отвечать цели деятельности банка - получению прибыли при допустимом уровне ликвидности. Из этого вытекает, что под качеством кредитного портфеля можно понимать такое свойство его структуры, которое обладает способностью обеспечивать максимальный уровень доходности при допустимом уровне кредитного риска и ликвидности баланса[3].

Управление качеством кредитного портфеля, это в свою очередь, планы, мероприятия, управленческие решения и финансовые отношения, возникающие в обеспечении максимального уровня доходности кредитного портфеля в целом и каждого кредита по отдельности при допустимом уровне кредитного риска и ликвидности этих кредитов.

3. Проблемы в управлении качеством кредитного портфеля в коммерческих банках в посткризисный период

В период кризиса в кредитные организации Российской Федерации столкнулись с отсутствием адекватной оценки и управлением качества их ссудных активов. В качестве и стоимости ссудных активов сомневались практически все; контрагенты, регулятор, рейтинговые агентства, инвесторы, кредиторы и вкладчики. Методы оценки качества и стоимости активов у различных участников рынка сильно отличались, что приводило к разным результатам [4]. Это происходило в основном по двум причинам:

1) Субъективные причины. В положении Банка России №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» сказано, что оценка ссуды (оценка качества ссуды) и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения[5]. Из этого следует, что у каждого банка могут быть

Экономика, Статистика и Информатика 53 №3, 2012

^^^ Экономика

внутренние процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва. Известно, что формирование резерва производиться за счет чистой прибыли коммерческих банков. А ухудшение качества активов приводит к увеличению резерва, что значит уменьшение прибыли коммерческого банка. В этой связи можно заметить, что коммерческие банки в кризисное время часто сами были заинтересованы к уменьшению резерва на возможные потери по ссудам и к формальному (на бумагах) улучшению качества ссудных активов.

2) Объективные причины. Как показывает практика, наличие в банке кредитной политики, регламентов и процедур оценки качества активов, организации процесса кредитования не являются гарантией высокого уровня управления качеством кредитов. В целом действующие в банках системы управления качеством кредитного портфеля характеризуются следующими объективными недостатками:

- слабой проработкой банками принципов и механизмов управления качеством кредитного портфеля; консервативность анализа кредитного портфеля;

- бессистемностью формирования кредитного портфеля;

- ошибками руководства и работников, допускаемых в работе с кредитным портфелем и оценке качества кредитов;

- слабым развитием информационных систем управления; слабой проработкой методов управления кредитным портфелем;

- слабым осознанием работниками банка, участвующих в кредитном процессе, выработанной банком стратегии и целей кредитования;

- нечетким разграничением полномочий между кредитными работниками банка;

- недостатками в организации системы внутреннего контроля.

4. Анализ современной практики управления кредитным портфелем в России

После того как кризис миновал, нельзя однозначно сказать повысилось ли качество кредитного портфеля. Если учесть статистические данные банковского сектора за 2009-2011 годы, то можно заметить, что на момент 01.10.2011 доля просроченной задолженности несколько снизилась, достигнув докризисный период (5,44% и 5,19% соответственно на 01.10.2009 и 01.10.2011, таблица №1). Однако, по меркам банковс-

кого сектора развитых стран, этот показатель считается достаточно высоким. А если учесть, что сомнительные кредиты (Ш -V категории качества) составляют 25-30% от всего объема выданных кредитов коммерческих банков РФ, то ситуация представляется не в самом лучшем виде. Кроме этого, рост общей задолженности в 2011 году составил 121,7% по сравнению 2010 годом, тогда как в 2010 году этот показатель составил 104,9%.

Еще один примечательный факт. Россия в ежегодном рейтинге финансового развития, составляемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), заняла 39-е место - между Словакией и Перу. Из 7 возможных в этом рейтинге баллов Россия получила 3,18, следует из опубликованного отчета ВЭФ от 13.12.2011. Коэффициент финансовой устойчивости ВЭФ оценивает финансовые системы 60 стран по таким параметрам, как институциональная среда, деловой климат, финансовая стабильность, банковские и небанковские финансовые услуги, финансовый доступ и рынки. Среди этих параметров наилучшим результатом для России стало 9-е место в категории "Небанковские финансовые услуги", а худшим -57-е место как раз в "Банковских услугах", в том числе и в кредитных услу-гах[7].

Как видно по статистическим данным, банковская система в Российской Федерации в посткризисный период, хотя и развивается поэтапно, но все же далека от уровня банковских систем развитых стран. Чтобы достичь этого уровня банковская система в целом, и кредитные организации в частности,

должны делать упор на управление кредитного портфеля, так как эта деятельность является у них базовой. Все эти вышеуказанные доводы говорят о том, что управление кредитного портфеля и его качества является одним из важнейших составляющих банковских отношений.

5. Направление развития системы управление качеством кредитного портфеля в коммерческих банках в пост-кризисный период

Как было сказано выше, управление качеством кредитного портфеля является инструментом управления кредитным риском, доходностью и ликвидностью коммерческого банка. В этой связи, каждый коммерческие банки должны учитывать вышесказанные недостатки (субъективные и объективные) при формировании оптимального кредитного портфеля. Кредитным организациям в целях построения эффективной системы управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий, в частности:

- формирования кредитного портфеля в соответствии с выбранной стратегией кредитования, периодически корректируемой на рыночную ситуацию, а также удовлетворяющего оптимальным показателям кредитного риска, ликвидности и рентабельности;

- проведения подбора квалифицированного персонала, который будет выполнять свои функции под руководством опытных менеджеров при наличии четкой мотивации труда;

- разработки четкого механизма по исследованию рынка, управлению продаж, подготовке персонала, идентифи-

Таолнца 1. Информация о кредитах, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям [6]

01.10.2009 Изменение за год, в процентах 01.10.2010 Изменение за год, в процентах 01.10.2011 Изменение за год, в процентах

Задолженность

Всего 12 613 365 100,00% 13232246 104,91% 16101237 121,68%

в рублях 9 225 599 100,00% 10008508 108,49% 12691675 126,81%

в иностранной валюте и драгоценных металлах 3 387 766 100,00% 3223738 95,16% 3409562 105,76%

В том числе н просроченная 01.10.2009 Просроченная зад-ть в процентах 01.10.2010 Просроченная зад-ть в процентах 01.10.2011 Просроченная зад-ть в процентах

Всего 686 141,60 5,44% 804360 6,08% 835084 5,19%

в рублях 549 154 5,95% 685363 6,85% 740361 5,83%

в иностранной валюте и драгоценных металлах 136 987,60 4,04% 118997 3,69% 94723 2,78%

кадии потенциальных клиентов и анализа перспектив их кредитования;

- проведения постоянного мониторинга кредитных активов, учитывая относительную нестабильность кредитного портфеля, в первую очередь, на предмет выявления ухудшающихся кредитов и отказа от них (вызывающий опасение кредит нужно выявить до его перехода к разряд}' проблемного - чтобы своевременно принять решение о сохранении или прекращении кредитных отношений);

- достижения устойчивой рентабельности за счет регулирования концентрации кредитов и определения целевых показателей кредитования таких, например, как максимальный уровень объема проблемных кредитов от общего объема текущих кредитов; максимальный объем кредитов с просрочкой по платежам (в разбивке по срокам просрочки); максимальный объем кредитов, проценты по которым не выплачиваются; максимальный объем убытков от списания проблемных кредитов;

- регулярного проведения анализа ретроспективного и текущего состояния кредитного портфеля для своевременного информирования руководства банка об отступлениях от стратегии кредитования и формирования объектив-

ной управленческой информации.

По мнению автора, все эти мероприятия помогут коммерческим банкам построить эффективную систем)' управления кредитным портфелем и его качества, в нелегкий, посткризисный период экономики Российской Федерации. Автор считает, что уверенность в качестве активов Банка России, должна быть безусловной, поскольку возможное снижение качества оказывает негативное влияние не только на банковскую систему РФ, но и несет риски в целом для страны и для всех субъектов экономики, прежде всего с точки зрения возможного снижения рейтингов как Российской Федерации в целом, так и корпоративного сектора в частности.

Литература

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1981, с. 99.

2. Ожегов С.Н., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН. Российский фонд культуры, 3-еизд. М.: АЗЪ, 1995, с. 265.

3. Банковские риски; учебное пособие/кол. авторов; под ред. О.И.Лавру-шинаиН.И.Валенцовой.-М.: КНОРУС, 2007.-232 с.

4. Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред.

О.И. Лавру шина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.

5. Положение Банка России №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г.

6. wmv.cbr.ru

7. www.rbc.ru

References

1. Dal Dictionary' of the Russian Language. ML: 1981, p. 99.

2. Burns, SN, N. Shvedov Dictionary of Russian / Russian Academy of Sciences. Russian Foundation for Culture, 3rded. M. Az, 1995, p. 265.

3. Banking risks: tutorial / group of Authors, ed. O.I.Lavrushin and N.I.Valenlseva. -M. KNORUS, 2007. -232.

4. Banking. Express-course: tutorial/ group of Authors, ed. O.I.Lavrushin. - 3rd ed., Revised, and add. - M.: KNORUS, 2009.-352.

5. The Law of Bank of Russia № 254-P "On the order form by credit institutions of reserves for possible losses on loans, loan and similar debt" from March26,2004.

6. www.cbr.ru

7. wwwrbc.ru

Экономика, Статистика и Информатика

55

№3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.