Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

510
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / конкурентоспособность / строительство / строительная продукция / управление. / quality / competitiveness / construction / construction products / management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Асет Джамалдиновна

В статье рассматривается сущность понятия качество строительства, выделяются основные задачи управления качеством строительно-монтажных работ, приводятся факторы повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции и обозначается роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности строительной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY AND COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF CONSTRUCTION PRODUCTS

The article examines the essence of the concept of construction quality, highlights the main tasks of managing the quality of construction and installation works, provides factors for improving the quality and competitiveness of construction products, and outlines the role of the quality management system in increasing the competitiveness of a construction company.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 332.83

Султанова Асет Джамалдиновна Sultanova Aset Dzhamaldinovna

преподаватель

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова Grozny state oil technical university of the academician M.D. Millionshchikov

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

QUALITY AND COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF CONSTRUCTION PRODUCTS

Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия качество строительства, выделяются основные задачи управления качеством строительно-монтажных работ, приводятся факторы повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции и обозначается роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности строительной компании.

Abstract: The article examines the essence of the concept of construction quality, highlights the main tasks of managing the quality of construction and installation works, provides factors for improving the quality and competitiveness of construction products, and outlines the role of the quality management system in increasing the competitiveness of a construction company.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, строительство, строительная продукция, управление.

Key words: quality, competitiveness, construction, construction products, management.

Повышение конкурентоспособности строительной продукции является одним из наиболее актуальных вопросов для современной России, поскольку ключевым фактором, характеризующим конкурентоспособность продукции, выступает ее качество, а качество строительной продукции - это как удовлетворение потребностей потребителей, так и их безопасность.

Качество строительной продукции выступает ключевым фактором, влияющим на стоимость строительства, экономичность и долговечность

VМеждународная научно-практическая конференция объектов. Для обеспечения качества строительства необходимо разработать и выполнить комплекс взаимосвязанных мероприятий.

Качество строительства создается на всех сферах его формирования: предпроизводственной (планирование, проектирование, производство и доставка на площадку строительных материалов и изделий), производственной (СМР) и послепроизводственной (приемка в эксплуатацию, эксплуатация). В связи с чем достижение требуемого уровня качества выступает комплексной проблемой, которая зависит от всех участников: проектных организаций, заказчика, строительно-монтажных предприятий, транспортных организаций.

Принято выделять два вида качества: потребительское - степень соответствия конечной продукции (дома, квартиры) требованиям потребителя; производственное - соответствие продукции нормативным требованиям, которое связано с проектированием, изготовлением строительных материалов и производством СМР.

Под управлением качества понимают установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества строительной продукции при ее проектировании, производстве и эксплуатации, осуществляемого посредством систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, воздействующие на качество.

Управление качеством строительно-монтажных работ предполагает выполнение следующих задач:

- планирование качества, то есть установление плановых уровней качества;

- обеспечение готовности подразделений строительного предприятия к выполнению СМР на установленном уровне качества;

- обеспечение материально-техническими ресурсами, отвечающими проектам, требованиям госстандартов и других технических нормативов;

- метрологическое и геодезическое обеспечение точности и достоверности соответствующих параметров проекту и нормативно-технической документации;

- обеспечение персоналом и повышение его квалификации;

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

- моральное и материальное стимулирование качества4

- контроль информационного инструментария и оценка качества [1].

Современные исследователи строительного рынка отмечают, что высокая конкурентоспособность строительной компании возможна при повышенном качестве продукции и прямой ориентации на потребности потенциальных покупателей.

Одним из важнейших инструментов стимулирования качества продукции выступает цена, которая зависит от себестоимости, потребительских свойств, соотношения спроса и предложения. Конкурентоспособность строительной продукции прямо пропорциональна ее качеству, но обратно пропорциональна цене. Управление конкурентоспособностью возможно при обеспечении оптимального соотношения качества и цены. Обеспечить относительно низкую себестоимость продукции можно только снижая издержки производства, управляя затратами, но не снижая характеристики качества объектов строительства [2].

Наличие в строительной компании сертифицированной в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000 системы менеджмента качества - это современный инструментарий обеспечения качественного выполнения СМР, исключающий всевозможные угрозы безопасности эксплуатации возведенных объектов. Чтобы внедрить систему менеджмента качества (СМК) строительной компании необходимо разрабатывать, документировать, внедрять, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность СМК, определять процессы, требуемые для нее, последовательность и взаимодействие этих процессов, обозначать критерии и методы для эффективной работы и контроля.

Система менеджмента качества предоставляет конкурентные преимущества строительной компании, она обеспечивает:

- преимущество компании перед конкурентами при участии в тендерах;

VМеждународная научно-практическая конференция

- положительный имидж компании в своем регионе, отрасли и на международном рынке;

- снижение непроизводительных затрат за счет более грамотного использования ресурсов;

- гарантию обеспечения качества продукции и услуг;

- повышение дисциплины и ответственности персонала [3].

Ключевые положения по проектированию, внедрению, сертификации, проверке и совершенствованию системы менеджмента качества изложены в международных стандартах ISO 9000, которые приняты в России в качестве национальных. На сегодняшний день стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000 являются руководящими при обеспечении качества строительства в нашей стране и при разработке отечественной нормативной базы управления качеством.

Законодательно закрепленного указания разрабатывать и внедрять систему менеджмента качества на предприятии не имеется. Разработка, внедрение и сертификация СМК происходит по желанию руководителя предприятия. Однако следует отметить, что наличие сертификата ИСО серии 9000 повышает деловую репутацию и конкурентоспособность строительной компании, создает возможность для ее участия в тендерах на государственном и международных уровнях [4].

Следует выделить следующие факторы повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции:

- внедрение новейшей технологии производства и строгое соблюдение производственной дисциплины;

- совершенствование применяемых стандартов и технических условий;

- внедрение современных методов и форм организации и управления производством;

- совершенствование методов контроля и развитие массового самоконтроля на всех этапах производства продукции;

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

- использование согласованной системы прогнозирования и планирования необходимого уровня качества изделий;

- установление приемлемых для потребителей цен на отдельные виды продукции [5].

Основными элементами системы управления конкурентоспособностью строительной продукции должны быть: оценка фактического уровня конкурентоспособности продукции в сравнении с ключевыми конкурентами на рынке; установление инструментария повышения конкурентоспособности продукции и оценка результативности управления ее конкурентоспособностью.

Необходимо отметить, что специфика управления

конкурентоспособностью строительной продукции заключается в том, что качество реализации функции планирования, в том числе объективный комплексный анализ строительной продукции, оценка уровня ее конкурентоспособности по отношению к конкурентам в максимальной степени влияет на эффективность управления. Оценка конкурентоспособности продукции, которая следует за комплексным анализом рыночной ситуации, необходима для принятия оптимальных управленческих решений при оценке перспектив строительной компании в реализации своей продукции, а также формировании и корректировке цен на строительную продукцию, контроле качества и подготовке рекламной информации [6].

Повышение конкурентоспособности строительной продукции невозможно без использования современных технологий. Рост городов и численности населения, а также рост благосостояния людей и экономик активизировало строительную сферу на более динамичную интеграцию инноваций и технологичных решений. В связи с чем новейшие технологии в строительстве в мире активно продвигаются и используются. Кроме того, сама скорость развития технологий ведет к масштабной оцифровке строительной сферы. А вопрос использования ^-технологий - это вопрос конкурентоспособности предприятия. Инновации в строительстве трансформируют стройплощадку, увеличивают прибыль и помогают выигрывать тендеры. Так как именно

VМеждународная научно-практическая конференция инновации приносят экономическую выгоду и увеличивают конкурентоспособность строительного предприятия, а также в конечном счете реализуют запрос потребителя с максимальной эффективностью.

Среди новейших технологий, используемых в строительстве, стоит выделить:

- Технологии В1М-моделирования, которые предполагают не только виртуальное моделирование здания, но и комплексное представление в цифровом виде физических и функциональных характеристик объекта. Виртуальная модель объекта позволяет специалистам увидеть все проблемы и нестыковки, вносить корректировки, контролировать процесс работ и упреждать риски будущей конструкции. В1М-технологии способствуют сокращению материальных затрат, ошибок в проектах и сроков выполнения;

- Новые строительные технологии не обходятся без машинного обучения и искусственного интеллекта. Так, программы с искусственным интеллектом используются для предиктивной аналитики, при прогнозировании угрозы безопасности, базируясь на прошлых данных.

- Виртуальную и дополненную реальности. Среди новейших технологий в архитектуре и строительстве необходимо выделить виртуальную реальность. Она создает реальный мир в цифровой среде, придает целостности и глобальности виртуальному объекту. Посредством данной технологии проверяют жизнеспособные новые конструкции и выявляют проблемы на ранних стадиях стройки [7].

Подводя итоги вышесказанному, стоит подчеркнуть, что на современном этапе развития строительного рынка, для повышения конкурентоспособности строительной продукции необходимо внедрять современные цифровые решения и технологии, наладить на предприятии систему менеджмента качества, а также осуществлять учет запросов рынка в целом и потребителей в отдельности.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Библиографический список:

1. Кунгуров Ю. Я. Управление качеством в строительстве: Учебное пособие. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. - 32с. http ://bek. sibadi.org/ fulltext/ed504.pdf

2. Мебадури З. А., Учаева Т. Д., Бурлаков Д. А. Управление качеством продукции как основной фактор конкурентоспособности строительной организации. https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-produktsii-kak-osnovnoy-faktor-konkurentosposobnosti-stroitelnoy-organizatsii/viewer

3. Система менеджмента качества в строительстве - для чего она нужна? https://www.iksystems.ru/a447/

4. Боброва Н. Е., Волкова Л. В. Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве. https://moluch.ru/archive/284/63994/

5. Макарова Л. В., Тарасов Р. В., Резевич К. С. Оценка конкурентоспособности строительной продукции. Журнал Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1 (часть 1) https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17215

6. Руденок О. В., Руднева Л. Н. Управление конкурентоспособностью продукции строительных организаций. Журнал Фундаментальные исследования. - 2014. - №6 (часть 3) - С. 573-576 https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34204

7. Новые технологии в строительстве 2020. https://www.planradar.com/ru/novye-tekhnologii-v-stroitelstve/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.