Научная статья на тему 'Оценка качества строительной продукции'

Оценка качества строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / CONSTRUCTION INDUSTRY / THE COST OF QUALITY / QUALITYEVALUATION CRITERIA AND METHODOLOGY OF QUALITY ASSESSMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орт Александр Иванович

Дополнительные затраты на продукцию улучшенного качества окупаются в процессе эксплуатации. Оценить данный эффект можно качественными и количественными показателями. Качественной оценкой могут служить безопасность, долговечность, конструктивная прочность, эргономичность и экологичность объектов недвижимости. Количественная оценка может быть выражена стоимостными показателями экономии потребителя в процессе эксплуатации на затратах, связанных с устранением несоответствий (исправлением дефектов); с более эффективным энергосбережением, водопотреблением и др. Различие существующих методик по оценке качества строительной продукции обусловливает необходимость совершенствования теоретических и методических основ оценки качества с учетом основных требований рынка, продиктованных платежеспособным потребителем строительной продукции. Первоочередной задачей в этой сфере является поиск методов количественного выражения показателя качества проектно-сметной документации; выполняемых строительно-монтажных работ; завершенного строительством объекта в целом; экологичности объекта; энергоэффективности здания или сооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of quality of building production

Production of the improved quality pays back additional expenses while in service. To estimate the given effect it is possible qualitative and quantity indicators. As quality standard safety, durability, constructive durability, ergonomics and ecological compatibility of objects of real estate can serve. The quantitative estimation can be expressed cost indexes of economy of the consumer while in service on the expenses connected with elimination of discrepancies (correction of defects); with more effective power savings, water consumption and others. Distinction of techniques existing for today according to quality of building production is caused by necessity of perfection of theoretical and methodical bases of an estimation of quality which would consider the basic requirements of the market dictated, in turn, by the solvent consumer of building production. It causes necessity of perfection of methodological bases and methodical approaches to an estimation of quality of building production. Priorities in this sphere is search of methods of quantitative expression: a quality indicator: the design-budget documentation; carried out civil and erection works; the object finished by building as a whole; ecological compatibility of object; power efficiency of a building or a construction.

Текст научной работы на тему «Оценка качества строительной продукции»

А.И.Орт1

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Единственным способом выживания любого бизнеса в условиях конкуренции является предоставление высококачественных продуктов и услуг (см., например, [3, 5, 6, 12]). К строительству это относится в большей степени, чем к другим видам экономической деятельности, что обусловлено высокой степенью рисков, а следовательно, вероятностью потери качества при реализации инвестиционно-строительных проектов [4]. При этом вопросы гарантии качества касаются как сроков реализации проекта, так и его исполнения. Чтобы избежать недостатков в деятельности организации, которые могут привести к снижению качества продукции и поставляемых услуг, необходима встроенная система гарантии качества. Система качества продукции включает внутреннее и внешнее окружение [16]. Внутренняя система направлена на обеспечение качества продукции и услуг и является системой управления качеством. Ее успешное функционирование способствует улучшению качества продукта, совершенствованию мастерства и эффективности персонала, уменьшению убытков и увеличению прибыли организации. Внешняя система качества направлена на усиление уверенности в клиенте, т. е. в том, что он обеспечит необходимые продукт или услугу, которые удовлетворят требованиям к уровню качества, предъявляемому организацией. Данная система получила название системы гарантии качества. Эффективность встроенной системы гарантии качества определяется полнотой ответственности руководителя данного процесса за интерпретацию и выполнение программы гарантии качества.

Система управления качеством, применяемая в строительстве, основана на показателях серии ISO 9000. Первая версия данного стандарта вышла в 1987 г., а в 1994 г. стандарты были отредактированы с целью совершенствования требований и акцентирования предупредительной роли обеспечения качества. В 1999 г. были приняты «Рекомендации по созданию систем в строительно-монтажных организациях (на базе стандартов ИСО 9000)» (МДС 12-1.98). Эти рекомендации опирались на те стандарты, по которым строительные организации работали ранее: ГОСТ 18242-72 - «Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля»; ГОСТ 20736-75 - «Статистический приемочный контроль по количественному признаку. Планы контроля»; ГОСТ 23615-79 -«Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Статистический анализ точности» и ряд других. Ключевой особенностью стандарта серии ИСО 9000 является учет потребительских предпочтений и возможность создания интегрированной системы менеджмента качества, затрагивающей все подсистемы: кадры, финансы, технологии, маркетинг и др. Основные термины в области качества раскрываются в МС ИСО 8402-94, где под затратами, связанными с качеством, подразумеваются затраты, возникающие в процессе обеспечения и гарантирования удовлетворительного качества, а также связанные с потерями из-за недостижения удовлетворительного качества.

Оценить эффективность внедрения стандарта серии ИСО 9000 позволяют выводы, полученные шведской ассоциацией Сэндхолма (Sandholm), согласно которым увеличение капиталовложений в превентивные действия позволяет уменьшить потери от брака и сократить на 25 % суммарные затраты на качество [10]. Более того, в России наличие сертификата ИСО 9001 подтверждает деловую репутацию строительной организации и дает, при прочих равных условиях, преимущество на торгах и конкурсах для получения государственного или муниципального заказа [7, 11].

Ключевым моментом, способствующим реализации системы управления качеством, является методика оценки качества. Автор разделяет точку зрения специалистов, которые

1 Александр Иванович Орт, начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, канд. экон. наук, e-mail: gne@gov.spb.ru

классифицируют затраты на качество в зависимости от целей, поставленных организацией (табл. 1).

Таблица 1

Классификация затрат на качество [15]

№ п/п Признак классификации Классификационная группа затрат

1. Назначение На оценку качества На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством

2. Периодичность Текущие Единовременные

3. Целесообразность Производительные Непроизводительные

4. Способ включения в себестоимость Прямые Косвенные

5. Возможность учета Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать

6. Стадия жизненного цикла Проектирование Производство Реализация Эксплуатация

7. Характер структурирования По предприятию По производственной единице По видам продукции

8. Объем финансирования и учета Продукции Процесса Работы Услуги

Затраты на качество и стадия жизненного цикла продукта, по нашему мнению, имеют наибольшее значение для строительной отрасли. Характер составляющих затрат по назначению раскрыт в табл. 2.

Оценка качества представляет собой сопоставление количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукта или услуги с базовыми значениями. Проводя оценку качества, следует помнить, что показатели качества отражают процессы, происходящие со свойствами продукта, поэтому их не следует отождествлять с обеспечением свойств продукта. При подмене этих понятий решение проблемы управления качеством сводится к простому обеспечению правовых норм и стандартов.

Подходы к оценке качества в строительстве зависят от особенностей строительной продукции. В строительстве сложно создать опытные образцы, которые впоследствии можно улучшить; многие качественные характеристики носят прогнозный характер; сложнее устранить дефекты; строительная продукция в большей степени зависит от природно-климатических условий региона и др. Это определяет многообразие показателей оценки качества строительной продукции (табл. 3).

Таблица 2

Характер затрат на качество продукции по их назначению

№ п/п Виды затрат Характер затрат

1. Затраты на оценку качества - выбор номенклатуры показателей качества; - выбор базовых образцов и определение базовых показателей качества;

- выбор методов и определение значений показателей качества; - выбор и обоснование метода оценки уровня качества; - оценка уровня качества.

2. Затраты на обеспечение качества - правовое обеспечение в области качества; - информационное обеспечение в области качества; - обеспечение качества исходных материалов; - обеспечение качества при изготовлении продукции; - обучение и подготовка персонала; - поддержание связи с потребителями; - учет, оценка и анализ затрат на обеспечение качества.

3. Затраты на улучшение качества - маркетинговая деятельность по улучшению качества; - научно-исследовательская работа; - проектирование продукции улучшенного качества; - технологическая подготовка изготовления продукции улучшенного качества; - метрологическое обеспечение производства; - подготовка и организация технологического процесса производства продукции улучшенного качества; - подготовка и обучение персонала; - оценка затрат на улучшение качества продукции.

4. Затраты на управление качеством - планирование качества; - контроль качества; - регулирование качества.

Таблица 3

Показатели оценки качества строительной продукции

№ п/п Признак Показатели

1. Функциональная значимость Технические Экономические Управленческие

2. Способ выражения свойств объекта Натуральные Стоимостные Балльные Относительные

3. Свойства объекта Надежности Безопасности Экономичности Эргономичности Экологичности Эстетичности

4. Степень обобщения Общие Частные

5. Функциональная роль в управлении Прогнозные Плановые Нормативные Фактические

6. Количество характеризуемых свойств Единичные Комплексные Интегральные

7. Значимость в оценке Основные Дополнительные

Оценка качества рассматривается нами как один из основных элементов механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Продолжительность

жизненного цикла строительной продукции также тесно связана с затратами, поэтому ее изменение влияет на суммарные затраты. Так, уменьшение затрат на проектирование продукта часто приводит к тому, что вновь создаваемая продукция по своим качественным и эксплуатационным характеристикам уступает конкурирующим образцам, а отказ от одного из видов подготовки производства ведет к удорожанию продукта в процессе его изготовления и необходимости проведения корректирующих мероприятий. Как итог - ухудшение деловой репутации строительной организации. Поэтому учет затрат на качество должен носить комплексный характер, проводиться на всех стадиях жизненного цикла продукта.

По мнению специалистов [4, 15], комплексная система оценки качества строительной продукции проводится на стадиях:

• проектирования: оценка качества принятых в проекте решений, технологичности решений, исполнения проектной документации, а также качества самого проекта и работы проектной организации;

• изготовления: оценка системы управления процессом формирования качества продукции, существующего контроля качества, методики определения и анализа дефектности продукции, наличия расчетно-нормативной базы для оценки;

• реализации: оценка качества работ и услуг, связанных с приемкой, предпродажным хранением и реализацией;

• эксплуатации: разработка и реализация мероприятий, позволяющих сохранить достигнутый уровень качества строительных объектов при их эксплуатации в течение заданного периода в определенных условиях, которые включают обеспечение качества выполнения работ, связанных с теплоснабжением, электроснабжением и освещением, вентиляцией и кондиционированием, водоснабжением и водоотведением, уборкой и вывозом мусора, ремонтом и т. п.

Для определения всех затрат на объект за период его жизненного цикла необходимо соблюдение следующих условий:

• полнота учета затрат на всех стадиях жизненного цикла;

• включение всех ресурсов, потребляемых в процессе производства;

• использование единой методики определения этапов жизненного цикла и единой классификации состава и содержания затрат;

• использование методов расчета затрат, соответствующих стадиям жизненного цикла.

На стадии проектирования затраты исчисляются укрупненно по этапам работ. При

выполнении технического задания на разработку продукции точность определения суммарных затрат увеличивается: конкретизируются затраты на опытно-конструкторские разработки и на подготовку производства, а лимитные затраты в производстве дополняются расчетами удельных показателей трудоемкости и материалоемкости. На стадии производства точность определения затрат зависит от масштабов выпуска продукции: чем больше количество зданий и сооружений, тем точнее должны быть нормы и нормативы, используемые для определения затрат. Методика исчисления затрат на стадии реализации зависит от конструктивных особенностей строительной продукции. При этом независимо от характера продукции (работ, услуг) в затраты на реализацию включают расходы на маркетинг, которые зависят от рыночной стратегии предприятия. Степень детализации и точности норм и нормативов на стадии эксплуатации определяется сроком эксплуатации продукции.

Все методы расчета отдельных элементов затрат в зависимости от жизненного цикла продукции можно объединить в четыре группы [14]. Первую группу составляют эвристические методы, основанные на использовании мнения специалистов-экспертов: методы экспертных оценок (назначения весовых характеристик, последовательных сравнений, попарного взвешивания), моделирования, предпочтений, расстановки приоритетов и балльный. Во вторую группу входят математико-статистические методы, основу которых составляет моделирование одно- и многофакторных зависимостей между затратами и техническими (качественными и количественными) показателями на основе статистических данных о продукции и ее составных частях. Наиболее распространенными являются методы корреляционного моделирования, удельных показателей, корректирующих коэффициентов, оценки подетальных производственных затрат, сокращенного

калькулирования. Третья группа включает системные методы, моделирующие зависимости затратных и технико-экономических показателей на основе итерационного приближения проектируемых показателей к нормативно-расчетным, установленным для типовых или подобных продуктов (процессов). К ним можно отнести многофакторные модели, которые учитывают влияние факторов, не находящихся в тесной взаимосвязи, а также методы имитационного моделирования, размерных коэффициентов и др. Четвертую группу составляют методы технического нормирования, расчетно-аналитические и калькулирования. Они основаны на расчете подетальных (пооперационных) норм и нормативов (нормативных соотношений) расхода сырья и материалов, покупных комплектующих деталей, полуфабрикатов и прочих составных материальных элементов продукции; норм и нормативов трудоемкости, энергоемкости, а также других видов затрат.

В зависимости от стадии жизненного цикла зданий или сооружений область использования тех или иных методов расчета затрат ограничена достигаемой степенью точности. Так, на стадии проектирования применяются методы первой и второй групп. На стадии производства, где к точности расчетов предъявляются более строгие требования, и она зависит от типа производства, используются методы третьей и четвертой групп. Стадия эксплуатации отличается большой неопределенностью показателей надежности, ремонтопригодности, сохраняемости; кроме того, на этой стадии затруднено исчисление прямых эксплуатационных затрат, поэтому учет затрат производится укрупненным расчетом с использованием методов четвертой группы. Для этого применяются нормативно-справочные материалы по нормам потребления энергии в единицу времени, укрупненные нормативы затрат на выполнение работ и оказание услуг по поддержанию и восстановлению эксплуатационных характеристик продукции, нормативы затрат на ремонт. На стадии реализации расчет затрат также ведется укрупненно, для чего используются методы второй и третьей групп.

Независимо от вида продукции и ее назначения различают общие и частные показатели качества продукции. К общим показателям относят удельный вес объектов высшей категории качества; соотношение объектов, имеющих и не имеющих сертификаты качества; удельный вес строительной продукции, соответствующей международным стандартам качества; удельный вес затрат на устранение дефектов, выявленных в ходе строительства, и т. д. Частные (единичные) показатели характеризуют одно из свойств продукции: полезность; надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, которая характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); эстетические и эргономические качества.

На сегодняшний день в России, как отмечает А. Х. Байбурин [2], не существует единой отраслевой методики оценки качества как строительно-монтажных работ, так и изготовленной продукции, а оценка качества объектов, их приемка и контроль производятся по соответствию всей совокупности требований норм и проекта. На практике из-за технологической изменчивости параметров, погрешностей и ошибок не удается достичь полного соответствия готового объекта установленным требованиям, и приемка завершенных строительством зданий, сооружений, комплексов работ производится часто с рядом «недоделок». Поэтому требуется разработка методики объективной оценки качества строительной продукции по ряду показателей.

Одним из основных критериев качества строительной продукции является ее надежность. По мнению А. А. Гусакова [9], под организационно-технологической надежностью в строительстве следует понимать способность организационных, технологических и экономических решений сохранять в заданных пределах запроектированные качества.

В литературе представлен ряд единичных и общих показателей, позволяющих оценить надежность строительной продукции. Интересна предлагаемая А. Х. Байбуриным [2] методика оценки надежности технологической системы строительно-монтажных работ (СМР) с помощью комплексного показателя, учитывающего как технологический, так и организационный аспекты управления качеством:

Ксмр = Каскх(К,К,) х(КхК.)сх(КгКр)' (1)

где Ксмр - комплексный показатель надежности СМР (варьирует в диапазоне 0...1); Кс к -уровень системы обеспечения качества строительства; Kd Kt - показатели бездефектности и точности технологических процессов СМР; Kx K - показатели стабильности процессов по отношению к систематическим и случайным погрешностям; K, Kp - показатели снижения несущей способности и надежности конструкций из-за дефектов; a, b, c, d - коэффициенты весомости (a = 0,19; b = 0,12; c = 0,025; d = 0,26).

Оценить уровень системы обеспечения качества строительства предлагается по формуле

Кск = k (K^xKg) (2)

где k - коэффициент, учитывающий полноту разработки и эффективность применения нормативно-правовой базы, системы технического регулирования и надзора; Кп, Ки, K -

оценки системы менеджмента качества проектно-изыскательской организации, изготовителя строительных материалов, изделий и строительной организации; z, m, g - коэффициенты весомости (z= 0,15; m = 0,20; g= 0,65).

Являясь разнопорядковыми, технологический и организационный аспекты системы управления качеством предусматривают наличие соответствия техническим и технологическим параметрам, а также формирование функций, упорядочивающих процесс достижения качественных показателей. Данная методика позволяет учесть эти моменты.

Стоимостной оценкой потребительских свойств товара является его цена. Определить влияние показателя надежности при формировании цены на строительную продукцию позволяет зависимость, выявленная И. Г. Лукмановой [8]:

АС (Т, Н) = [C (Н)-С (Н2)] + [C (Н)-С (Н2)] + [Сгэ(Н)-Си(Н2)] (3)

где С (Т, Н) - полная стоимость проектирования, строительства и эксплуатации объекта в течение Т лет; С^ (Н1), С^ (Н2) - стоимость проектирования объекта с надежностью Н1 и Н2; Сстр(Н1), Сстр (Н2) - стоимость строительства объекта с надежностью Н1 и Н2; Сг э (Н1), Сг э (Н2) - стоимость годовой эксплуатации объекта с надежностью Н1 и Н2.

Вместе с тем ни одна из перечисленных методик не отражает характер спроса на строительную продукцию, который является основной категорией в рыночной экономике. По нашему мнению, оценить эффективность функционирования системы менеджмента качества (СМК) можно с помощью как абсолютных, так и относительных показателей. Стоимостным показателем может служить экономия затрат при внедрении СМК:

Эк3 =2Зж (4)

где Зс м к - затраты организации на обеспечение качества после внедрения системы менеджмента качества, включая затраты на сертификацию системы; Зо к - затраты на обеспечение качества, включая затраты на ликвидацию несоответствий до внедрения системы менеджмента качества.

Положительное значение показателя экономии затрат в формуле (4) свидетельствует о наличии экономии, отрицательное - об отсутствии, а следовательно, о неэффективности СМК. Для сопоставления затрат на обеспечение качества и результатов производственной деятельности целесообразно использовать коэффициент соотношения потерь и затрат на обеспечение качества К , предложенный И. Г. Лукмановой [8]:

= ¥=тпг <5)

окп пб кип

где Пб - потери от ликвидации несоответствий (брака); Зо к п - затраты на обеспечение качества продукции; Зп б - затраты на предупреждение брака; Зк и п - затраты на контроль и испытания качества.

Н. А. Савельева [13] предлагает определять эффективность затрат на обеспечение качества Эз к по формуле

Э = Здп + Здо (6)

зк З + З

ок пд

где Зд п - затраты, вызванные устранением дефектов при производстве строительной продукции; Зд о - затраты, вызванные дефектами, обнаруженными после сдачи объекта; Зо к -затраты на оценку качества; Зп д - затраты на предупреждение дефектов.

На наш взгляд, целесообразно дополнить данную методику оценки эффективности показателем оценки эффективности СМК:

Q1 = р 100% (7)

ю

Этот показатель позволит определить отдачу на каждый рубль, затраченный на функционирование СМК, включая затраты, связанные с ее сертификацией.

Представленные показатели отражают эффективность затрат на обеспечение качества продукции, однако не учитывают потребительскую оценку продукта улучшенного качества. Данного недостатка лишен интегральный показатель конкурентоспособности продукта, включающий как потребительские критерии, так и экономические. Для его оценки вначале сравнивают отдельные показатели конкурентоспособности с эталонными или показателями продуктов-конкурентов:

Q = р 100% (8)

где QI - показатель конкурентоспособности по У-му параметру; Р. - величина 1-го параметра продукта; Р.о - величина 1-го параметра продукта-конкурента (эталона).

Далее рассчитывают интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности) Ки п к:

Кик = ¿^1 (9)

1=1

где п - число оцениваемых параметров; а1 - вес 1-го параметра.

Если Ки п к больше единицы, это свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукта по сравнению с базовым образцом, при Ки п к меньше единицы продукт уступает эталонному.

Качество - это категория, носящая «заявительный» характер. При этом платежеспособный спрос - это плата за ожидаемое качество объектов недвижимости, которое определяется соответствием тем целям, для достижения которых этот объект построен. Строительство объектов улучшенного качества всегда сопряжено с увеличением затрат, а

следовательно, и возрастанием цены объекта. Оценить влияние затрат на обеспечение качества строительной продукции на платежеспособный спрос населения можно по формуле

Э(10) ДСск ' '

где Э - показатель эластичности спроса на объекты недвижимости улучшенного качества. А ВР - процентное изменение выручки от реализации объектов улучшенного качества; А Сс к - процентное изменение затрат на обеспечение качества.

Если показатель эластичности меньше 1, потребитель слабо реагирует на предложение объектов улучшенного качества, если больше 1, степень чувствительности достаточно высокая.

Дополнительные затраты на продукцию улучшенного качества окупаются в процессе эксплуатации. Оценить данный эффект можно качественными и количественными показателями. Качественной оценкой могут служить безопасность, долговечность, конструктивная прочность, эргономичность и экологичность объектов недвижимости. Количественная оценка может быть выражена стоимостными показателями экономии потребителя в процессе эксплуатации на затратах, связанных с устранением дефектов; с более эффективным энергосбережением, водопотреблением и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различие существующих методик оценки качества строительной продукции обусловливает необходимость совершенствования теоретических и методических основ оценки качества с учетом требований рынка, продиктованных платежеспособным потребителем строительной продукции.

Первоочередными задачами в этой сфере является поиск методов количественного выражения:

• показателя качества проектно-сметной документации и выполняемых строительно-монтажных работ;

• завершенного строительством объекта в целом;

• экологичности объекта;

• энергоэффективности здания или сооружения.

Над решением этих задач автор работает в настоящее время.

Список литературы

1. Акопян, А. Н. Организационная структура система оценки качества продукции / А. Н. Акопян, Ф. Ю. Керимов, А. Н. Кузнецов // Жилищное строительство. - 2005. - № 3. - С. 11-12.

2. Байбурин, А. Х. Обеспечение надежности строительно-монтажных работ по параметрам качества продукции [электронный ресурс] / А. Х. Байбурин. URL: http://www.pamag.ru/pressa/onsmr (дата обращения 10.06.2011).

3. Беляев, М. К Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности / М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №1(19). - С. 38-50.

4. Заренков, В. А. Управление проектами - необходимый фактор обеспечения конкурентного преимущества отечественных компаний / В. А. Заренков // Экономическое возрождение России. -2010. - № 4(26). - С. 47-54.

5. Иванов, С. В. Применение логистического подхода в системах управления качеством продукции и услуг в условиях плановой и рыночной экономики России / С. В. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 67-75.

6. Иванов, С. В. Многокомпонентная модель повышения качества транспортных услуг / С. В. Иванов, С. И. Никитин // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 78-92.

7. Кощеев, В. А. Принципы и методы формирования и реализации государственного строительного заказа / В. А. Кощеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 43-49.

8. Лукманова, И. Г. Зависимость цены строительной продукции от ее качества / И. Г. Лукманова // Экономика строительства. - 2001. - № 2. - С. 32-36.

9. Организационно-технологическая надежность строительства / А. А. Гусаков [и др.]. - М.: SvR-Арсус, 1994.

10. Основы управления качеством / С. К. Фомичев, А. А. Старостина, Н. И. Скрябина. - К.: МАУП, 2002.

11. Панибратов, Ю. П. Повышение эффективности проведения подрядных торгов в строительстве / Ю. П. Панибратов, Н. И. Барановская, И. Б. Бородина // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 4(26). - С. 113-121.

12. Рыбкин, Е. В. Модель оценки качества услуг объектов дорожного сервиса / Е. В. Рыбкин // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 2(28). -С. 85-90.

13. Савельева, Н. А. Оценка строительной продукции в системе менеджмента качества / Н. А. Савельева, А. Н. Чернышев // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 3. - С. 312-318.

14. Управление затратами в строительстве: учеб. пособие / А. Н. Асаул, М. К. Старовойтов, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 392 с.

15. Управление затратами на предприятии: учебник. /В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев, А. Н. Асаул, Т. А. Фомина, С. В. Сапунов; под общ. ред. Г. А. Краюхина. - СПб.: Бизнес-пресса, 2008.

16. Bubshait, A. A. ISO 9000 Quality standards in construction/ A. A. Bubshait, T. H. Al-Atig // Journal of management in engineering. - 1999. - Vol. 15.- № 6. - P. 42-46.

The list of the literature

1. Akopyan, A. N. The organizational structure of quality assessment of the output / A. N. Akopian, F. Yu. Kerimov, A.N. Kuznetsov / / Residential construction Excellency. - 2005. - № 3. - P. 11-12.

2. Bayburín, A. K Securing of construction works on the parameters of product quality [electronic resource] / A. K. Baiburin. URL: http://www.pamag.ru/pressa/onsmr (date accessed 10/06/2011).

3. Belyaev, M. K Methodology of adaptive control of the quality of educational activities / M. K. Belyaev, M. V. Markova / / Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 38-50.

4. Zarenkov, V. A. Project Management - an essential factor ensure competitive advantage of domestic firms / V. A. Zarenkov / / Russia's economic recovery. - 2010. - № 4 (26). - P. 47-54.

5. Ivanov, S. V. Using logistic approach in systems management of product quality and service in a planned and market economy in Russia / S. V. Ivanov / / Russia's economic recovery. - 2010. - № 1 (23). -P. 67-75.

6. Ivanov, S. V. Multicomponent model to improve the quality of transport services / S. V. Ivanov, S. I. Nikitin / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 78-92.

7. Koshcheev, V. A. Principles and methods of formulation and implementation of state-governmental construction order / V. A. Koshcheev / / Russia's economic recovery. - 2008. - № 2 (16). - P. 43-49.

8. Lukmanova, I. G. Dependence of the price of its building products in the quality / I. G. Lukmanova / / Construction Economics. - 2001. - № 2. - P. 32-36.

9. Organizatsionno and technological reliability of construction / A. A. Husak [and others]. - M.: SvR-Arsus, 1994.

10. Osnovy quality management / S. K. Fomichev, A. A. Starostin, N. I. Scriabin. - K.: AIDP, 2002.

11. Panibratov, Ju. P. Enhancing the effectiveness of contract bidding in construction / Ju. P. Panibratov, N. I. Baranowskaja, I. B. Borodin // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 113121.

12. Rybkin, E. V. Model assessing the quality of road services to mid-Visa / E. V. Rybkin // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 85-90.

13. Saveleva, N. A. Assessment of construction products in the manage-ment of quality / N. A. Savelyev, A. N. Chernyshev / / Audit and financial analysis. - 2008. - № 3. - P. 312-318.

14. Upravlenie costs in construction: Textbook. Manual / A. N. Asaul, M. K. Starovoitov, R. A. Faltinsky. - SPb.: «IPEV», 2009. - 392 р.

15. Upravlenie costs in the enterprise: A Textbook / V. G. Lebedev, T. G. Drozdov, V. P. Kustarev, A. N. Asaul, T. A. Fomin, S. V. Venting, under gen. Edited by G. A. Krayukhin. - SPb.: Business Press, 2008.

16. Bubshait, A. A. ISO 9000 Quality standards in construction/ A. A. Bubshait, T. H. Al-Atig // Journal of management in engineering. - 1999. - Vol. 15.- № 6. - P. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.