Экономические аспекты конкурентоспособности предприятий строительной отрасли с учётом инновационного потенциала
Хавин Дмитрий Валерьевич
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Организации и экономики строительства», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», [email protected]
Горбунов Сергей Владимирович
д.э.н., профессор, кафедра «Организации и экономики строительства», ФГБОУ вО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», [email protected]
Беккер Павел Райнгольдович
старший преподаватель, кафедра «Организации и экономики строительства», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», [email protected]
Экономический потенциал страны определяется уровнем развития промышленности, инфраструктуры и качественным развитием строительной отрасли. Повышение уровня иннова-ционности в строительной сфере приносит экономический и социальный эффекты. В статье проведён анализ понятия конкурентоспособности предприятия, дано авторское определение понятия, рассмотрены внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий строительной отрасли, раскрыты особенности их функционирования в сложившейся экономической ситуации. Авторами проанализировано текущее значение роли строительной отрасли в экономике страны на основе статистических данных. Новым научным результатом, полученным лично авторами, является проведённый анализ и обобщение основных проблем и задач, требующих решения для повышения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли, и интеграции в современных экономических тенденциях. Авторы дают предложения по оценке инновационной составляющей для дальнейшего внедрения в деятельность строительного предприятия, основные направления из которых: синтез технологий, экологичность, ресурсосбережение, повышение комфорта, применение новых идей в дизайне, поиск новых рынков и направлений для реализации выпускаемой продукции. Анализ, проведённый в работе, позволил идентифицировать основные показатели для оценки инновационности строительства. Также обоснована необходимость и раскрыты особенности производства конкурентоспособной строительной продукции с инновационной составляющей, адекватной современному этапу развитии отрасли, экономики страны. В целях повышения уровня инновационной активности строительных организаций предложен комплекс мероприятий для оценки текущего уровня инноваций и их внедрения, реализация которого обеспечит возможность для вывода на рынок конкурентоспособной строительной продукции. Результаты, приведенные в статье, основывается на трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Ключевые слова: экономика строительство; инновации; технологии; инфраструктура; недвижимость; конкурентоспособность строительных предприятий.
В научной литературе существует множество понятий конкурентоспособности предприятий:
1. Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары [7].
2. Конкурентоспособность - это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности [10].
3. Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке [16].
4. Конкурентоспособность организации - это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации [2].
5. Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка [15].
6. Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово- экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала [13].
На основании обзора сложившегося в литературе понимания конкурентоспособности, можно сделать вывод, что конкурентоспособность обладает целым рядом характеристик. Во-первых, конкурентоспособность предприятия относительна, так как предприятие на рынке всегда находится в состояние сопоставления своих конкурентных преимуществ и возможностей в сравнении с другими. Во-
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 7
М О
а>
о
см
I-«. О!
О Ш
т
X
3
<
т о х
X
вторых, конкурентоспособность находится в зависимости от множества факторов, как внутренних, так и внешних. Таким образом, конкурентоспособность сильно изменчивая и переменная экономическая категория. В-третьих, конкурентоспособность предприятия неразрывно связана с эффективностью управления имеющимися ресурсами всех типов (интеллектуальные, производственные, финансовые, природные, временные, трудовые) и возможностью изыскания дополнительных факторов повышения конкурентоспособности. Таким образом, конкурентоспособность является синтетическим показателем, подразумевающим оценку всех сфер деятельности предприятия.
Классификация внутренних факторов конкурентоспособности предприятия от отрасли к отрасли имеет дифференциацию, но что касается внешних факторов, то основными из них можно считать следующие:
• Мировая глобализация; влияние международных соглашения на уровне транснациональных корпораций;
• Социокультурные и политико-экономические факторы регионов и стран;
• Состояние конкуренции конкретного рынка, доступность ресурсов всех видов и т.д..
Стоит отметить, что определяющими факторами роста современной экономики остаётся строительная отрасль. Если даже ориентироваться на факторы постиндустриального типа, то реальный сектор экономики, физическое производство, основные фонды, включающие, в том числе различные типы сооружений и недвижимости, остаются основополагающими.
Как показывают исследования, строительство играет важную роль в повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов большинства стран мира. Отрасль вносит от 2,1 до 10,7 % в формировании валовой добавленной стоимости экономики стран [19]. Среди стран БРИКС данный показатель составляет в среднем 8%. В настоящее время отрасль строительства является значимой не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения притяжения незанятого населения, а также малого бизнеса. Так, что касается численности занятых в строительной отрасли, то этот показатель близок к 7 % от общей численности занятого населения в среднем по странам.
Значение строительства в современной экономике определяется следующими важными факторами:
- во-первых, строительная продукция, как правило, представляет завершённые объекты (объекты инфраструктуры, жилая, коммерческая недвижимость и т.д.)
- во-вторых, строительству свойственна способность самовоспроизводства;
- в-третьих, удовлетворение потребностей человечества невозможно без строительства,
направленного на удовлетворение потребностей человека в продукция наивысшего уровня (жилья) [17];
- в-четвёртых, в силу своей трудоемкости данная отрасль поддерживает уровень занятости и высоких доходов населения и, соответственно спрос на строительные услуги [8];
- в-пятых, инвестиционно-инновационный потенциал строительной индустрии обеспечивает значительный приток капиталов в страны, занимающиеся производством и внедрением новых технологий для отрасли.
Практика показывает, что существующий производственно-технический потенциал строительной отрасли в целом не удовлетворяет потребностям современного производства из-за огромного процента изношенной техники, недостаточной типоразмерной структуры, низких эргономических и экологических характеристик существующего парка [3,9, 11,12,14].
Стоит также отметить, что существующие экономические условия подвергли строительные предприятия таким серьезным испытаниям, в связи с которыми данные субъекты хозяйствования, чтобы удержаться на плаву, а также обеспечить максимальную эффективность своей деятельности, должны обладать такими качественными и количественными преимуществами перед конкурентами, которые позволят динамично развиваться и наращивать объемы своего функционирования [5].
Рис. 1. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли (разработано авторами).
Внутренним факторам конкурентоспособности предприятий строительной отрасли (рис.1) посвящено множество исследований, однако в не-
достаточной мере разработан один из ключевых факторов нашего времени - инновационная составляющая.
Определение понятия «инновации» впервые в экономической литературе было введено австрийским экономистом Й.А. Шумпетер в начале 20 века, который под инновациями понимал не просто нововведения, а фактор производства [18]. В свою очередь инновации проявлялись через пять изменений в развитии:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта [1].
В настоящее время роль инноваций в экономике значительно возросла. Связано это с тем, что инновации в рыночной среде представляют собой главный фактор конкуренции, так как инновация ведёт к снижению издержек, цен на товары и услуги, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денежных средств, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и освоению новых рынков, как внешних, так и внутренних. Большая часть инноваций в строительстве находит применение в следующих основных направлениях [6]:
а) инновации в проектировании строительных объектов;
6) инновации в производстве стройматериалов;
в) инновации в производстве строительных конструкций;
г)инновации в механизации строительных работ;
д) инновации в организации, технологии и управлении строительством.
Целесообразность инноваций в первую очередь зависит от экономического результата, который достигается при их внедрении. Так внедрение новых отделочных и конструкционных материалов служит одной из причин снижения стоимости проектного решения, приводит к сокращению сроков строительства, увеличивает привлекательность решения для инвесторов и покупателей.
Так, в жилищном строительстве широкое распространение получили сборные конструкции с облегчёнными конструкциями, с новыми облицовочными и изоляционными материалами. Ресурсосберегающие технологии также получили широкое распространение, такие как, инновационные проекты монолитного каркасного строительства безригельного преднапряженного каркаса, представляющие собой ряд инновационных конструктивных схем возведения монолитного желе-
зобетонного каркаса зданий и сооружений на базе предварительно напряженных арматурных элементов [4]. Подобные решения позволяют снизить вес здания на 25-50% и удешевить строительство, что приводит к увеличению рентабельности, снижению издержек всего проекта.
Существующие и вновь внедряемые технологии в строительстве позволяют решать различные задачи в области синтеза технологий, экологии, ресурсосбережения, комфорта и дизайна:
• самовосстанавливающийся бетон - устранение микротрещин и обеспечение долговечности конструкции за счёт сочетания особого химического состава и микроорганизмов;
• черепица из ударопрочного стекла, которая совмещает в себе кроме традиционного назначения функцию солнечных батарей за счёт встроенных фотоэлементов, позволяя накапливать солнечную энергию, которая впоследствии используется для бытовых нужд;
• изоляционные плиты из льна, сочетающие в себе традиционные преимущества (влагоустой-чивость, огнеустойчивость, низкая гигроскопичность) и актуальные направления наших дней, такие как экологичность и долговечность теплоизоляции, которая выше существующих аналогов в 1,5-3 раза;
• отделочные материалы способные менять цвета при изменении температуры внутри помещения, такие как обои, облицовочные панели, плитка и др., что в свою очередь позволяет создать уникальный и неповторимый дизайн недоступный для применения раньше.
Инновационные технологии повышают рентабельность проектов для застройщика, инвесторов, позволяют достичь сокращения стоимости квадратного метра объекта и, как результат, увеличивается заинтересованная аудитория конкретного проекта.
х
X
о
го А с.
X
го т
о
Рис. 2. Факторы для принятия решений о внедрении инноваций (разработано авторами)
ю 7
М О
а>
о
см
I-«. О!
О Ш
т
X
3
<
т о х
X
Конкурентоспособность предприятия строительной отрасли неразрывно связана с продукцией, таким образом, выбор конкретного пути по внедрению инноваций будет зависеть от целой системы факторов и показателей представленных на рис. 2.
В результате комплексного анализа системы показателей руководством предприятия принимается решения исходя из конкретных предложений по внедрению и текущего спроса рынка. В результате реализации предлагаемых мероприятий достигается сокращение сроков строительства, повышение качества строительства, снижение стоимости строительства, что в свою очередь определяет уровень инновационности строительства (рис. 3).
Рис. 3. Основные показатели инновационности строительства (разработано авторами)
В заключение следует отметить, что в основе каждой новации лежит спрос рынка, будь то внедрение энергосберегающих технологий или повышение качества продукции. А важнейшим экономическим признаком инновационной деятельности в строительстве является техническое обновление процессов строительства, ремонта и реконструкции, выпуска строительной продукции, повышение качества выпускаемой продукции, применение новых материалов и технологий, вовлекаемых в следствии рыночных ограничений в хозяйственный оборот.
Роль строительной индустрии в развитии экономики как стран, так и отдельных хозяйствующих субъектов, довольно велика. Развитие строительной индустрии даёт толчок для развития смежных отраслей экономики (машиностроение, обрабатывающая промышленность, связь, транспорт, сфера услуг). Кроме того, активно развивающаяся строительная отрасль позволяет опережающими темпами решать возникающие социальные проблемы (перенаселённость, нехватка доступного жилья, формирование комфортной и доступной городской среды).
На основе проведённого анализа, отметим, что к основным мероприятиям, позволяющим повысить конкурентоспособность предприятий строительной отрасли, продукции можно отнести:
инновационные внедрения в области совершенствования конструктивно-проектных решений зданий и сооружений, применение новых материалов, позволяющих повысить прочность и улучшить качество конструкций, при этом снизив стоимость строительства; повышение уровня механизации и автоматизации процессов производства и выполнения строительно-монтажных работ; внедрение полного комплекса технологии информационного моделирования в строительстве, включающая в себя процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания (В1М).
Литература
1. Балабанов, И.Т.Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов - СПб: Издательство «Питер» - 2000. - 208 с.
2. Гараев // БкКесИ - онлайновый научно-технический журнал, - 2004. -№15, режим доступа: http://www.kampi.ru/scitech/base/nomer15/
3. Каменецкий М.И., Костецкий М.Ф. Инвентаризация и переоценка производственных фондов на основе модернизации строительства // Экономика строительства. - 2010. № 4.
4. Клековкин Л.И. Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. N 17.
5. Костюченко В.В. Побегайлов О.А. К вопросу о конкурентоспособности строительного предприятия в условиях экономического кризиса // Инженерный вестник Дона. - 2016. № 1.
6. Левицкий Т.Ю., Эсетова А.М. Инновационный потенциал как определяющий фактор роста конкурентных преимуществ строительной продукции. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. -2014; №34(3).
7. Мейсон, Р. Конкурентоспособность продукции/ Р. Мейсон. - Киев: Знание, 2000.
8. Панкратов Е.П., Панкратов О.Е. Основные фонды строительства: воспроизводство и обновление. М. : Экономика, 2014. 351 с.
9. Панкратов Е.П., Панкратов О.Е. Проблемы повышения производственного потенциала предприятий строительного комплекса // Экономика строительства. - 2015 ; №3.
10. Петров, В. Конкурентоспособность / В.Петров.// Риск. - 1999. - №4.
11. Репин С.В., Савельев А.В. Механизация строительных работ и проблемы, связанные с использованием строительной техники // Строительная техника. - 2006. № 4. С. 31-35.
12. Рикошинский А. Коммерческий транспорт и дорожно-строительная техника в современных условиях // Основные средства. - 2009. № 1.
13. Самодуров Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на ос-
нове комплексной оценки его потенциала: авто-реф. дисс.... канд.экон.наук / Д.О.Самодуров. -Спб., 2000.
14. Тускаева З.Р. Проблемы и перспективы управления техническим потенциалом в сфере строительства // Устойчивое развитие горных территорий. - 2011. № 1 (7).
15. Фасхиев Х.А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг. / Фасхиев Х.А. Камская государственная инженерно-экономическая академия. - 2011 г.
16. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - М.: Маркетинг, 2002.
17. Черняк B. Экономика и управление на предприятии (строительство): учебник для вузов / В. З. Черняк. - М. : Кнорус, 2007.
18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М. : Прогресс,1982.
19. Россия и страны мира - 2014. Статистический сборник. - М. : Росстат, 2014.
Economic aspects of the competitiveness of the construction
industry, taking into account the innovative potential Havin D.V., Gorbunov S.V., Bekker P.R.
Nizhny Novgorod state university of architecture and civil engineering
The economic potential of the country is determined by the level of development of industry, infrastructure and quality development of the construction industry. Increasing the level of innovation in the construction sector of the economy brings economic and social effects. The article analyzes the concept of competitiveness of the enterprise, the author's definition of the concept, considers internal and external factors affecting the competitiveness of enterprises of the construction industry, reveals the features of their functioning in the current economic situation. The authors analyzed the current importance of the role of the construction industry in the country's economy on the basis of statistical data. The new scientific result obtained personally by the authors is the analysis and generalization of the main problems and tasks that need to be solved to improve the competitiveness of enterprises in the construction industry, and integration in modern economic trends. The authors give proposals for the evaluation of the innovative component for further implementation in the activities of the construction company, the main directions of which are: the synthesis of technologies, environmental friendliness, resource saving, improving comfort, the use of new ideas in design, the search for new markets and directions for the implementation of products. The analysis carried out in the work made it possible to identify the main indicators for assessing the innovativeness of construction, justified the need and disclosed features of the production of competitive construction products with an innovative component at the present stage of development of the industry, the economy of the country. In order to increase the level of innovative activity of construction companies proposed a set of measures to assess the current level of innovation and implementation, the implementation of which will provide an opportunity to enter the market of competitive construction products. The results given in the article are based on the works of both domestic and foreign scientists. Keywords: Economy construction; innovation; technology; infrastructure; real estate; competitiveness of construction companies.
References
1. Balabanov, I.T. Innovation management / I.T. Balabanov - St.
Petersburg: Publishing House "Peter" - 2000. - 208 p.
2. Garaev // Skitech - an online scientific and technical journal, -
2004. -№15, access mode:
http://www.kampi.ru/scitech/base/nomer15/
3. Kamenetsky M.I., Kostetsky M.F. Inventory and revaluation of
production assets based on the modernization of construction // Construction Economics. - 2010. No. 4.
4. Klekovkin L.I. A systematic approach to understanding competitiveness as a factor in the sustainable development of the economy // Nat. interests: priorities and security. - 2010. N 17.
5. Kostyuchenko VV Pobegailov O.A. To the question of the competitiveness of a construction company in an economic crisis // Engineering Bulletin of the Don. - 2016. No. 1.
6. Levitsky T.Yu., Esetova A.M. Innovation potential as a determining factor in the growth of competitive advantages of construction products. Bulletin of the Dagestan State Technical University. Technical science. - 2014; No. 34 (3).
7. Mason, R. Product Competitiveness / R. Mason. - Kiev: Knowledge, 2000.
8. Pankratov EP, Pankratov O.E. Fixed assets of construction:
reproduction and updating. M.: Economics, 2014.351 s.
9. Pankratov EP, Pankratov O.E. Problems of increasing the production potential of enterprises of the construction complex // Construction Economics. - 2015; Number 3.
10. Petrov, V. Competitiveness / V. Petrov. // Risk. - 1999. - No. 4.
11. Repin S.V., Savelyev A.V. The mechanization of construction work and problems associated with the use of construction equipment // Construction equipment. - 2006. No. 4. P. 31-35.
12. Rikoshinsky A. Commercial transport and road-building equipment in modern conditions // Fixed assets. - 2009. No. 1.
13. Samodurov D.O. Strategic management of enterprise competitiveness on the basis of a comprehensive assessment of its potential: abstract. Thesis ... Candidate of Economic Sciences / D.O. Samodurov. - St. Petersburg, 2000.
14. Tuskayeva Z.R. Problems and prospects of managing technical potential in the construction industry // Sustainable development of mountainous territories. - 2011. No. 1 (7).
15. Faskhiev H.A. Analysis of the state of the problem of managing the competitiveness of the service industry organization / Faskhiev H.A. Kama State Academy of Engineering and Economics. - 2011
16. Fathutdinov R.A. Organization competitiveness in a crisis: economics, marketing, management / R.A. Fathutdinov - M .: Marketing, 2002.
17. Chernyak B. Economics and enterprise management (construction): a textbook for universities / V. Z. Chernyak. -M.: Knorus, 2007.
18. Schumpeter J. Theory of economic development. - M.: Progress, 1982.
19. Russia and the countries of the world - 2014. Statistical collection. - M.: Rosstat, 2014.
X X О го А С.
X
го m
о
ю 7
М О
to