Научная статья на тему 'Управление изысканием, строительством и эксплуатацией Обь-Енисейского пути'

Управление изысканием, строительством и эксплуатацией Обь-Енисейского пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / OB-YENISEI WATERWAY / ADMINISTRATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агеев Илья Александрович

Исследуются вопросы, касающиеся организаций, обществ, комиссий, которые в разной степени были связаны с Объ-Енисейским соединительным путем. Они осуществляли обслуживание, руководство, контроль, финансирование водного пути. Административная система соединительного канала не была приоритетной в предыдущих исследованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying of the organizations, societies and commissions connected with the Ob-Yenisei waterway. These entities managed, controlled and financed the construction and maintenance of the waterway. The administrative system of the shipping canal has never been the priority area of studying.

Текст научной работы на тему «Управление изысканием, строительством и эксплуатацией Обь-Енисейского пути»

2010 История №2(10)

УДК 94(571.1)

И.А. Агеев

УПРАВЛЕНИЕ ИЗЫСКАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ОБЬ-ЕНИСЕЙСКОГО ПУТИ

Исследуются вопросы, касающиеся организаций, обществ, комиссий, которые в разной степени были связаны с Обь-Енисейским соединительным путем. Они осуществляли обслуживание, руководство, контроль, финансирование водного пути. Административная система соединительного канала не была приоритетной в предыдущих исследованиях.

Ключевые слова: Обь-Енисейский водный путь, административное управление.

История уникального сооружения, каким является Обь-Енисейский водный путь, имеет достаточно обширную литературу, однако есть вопрос, совершенно обойденный исследователями истории канала, - его управление. Цель публикации - определить место управления процессом изысканий, строительства, эксплуатации Обь-Енисейского водного пути в системе хозяйственных ведомств России.

Предварительные изыскания на месте, предложенном Павлом Егоровичем Фунтусовым для строительства канала, производились специальной навигационно-описательной комиссией по указанию Министерства путей сообщения [1. Л. 5]. Эта комиссия снаряжала описательные партии на водораздел Оби и Енисея, а также к Ангаре, которые финансировались государством и частными лицами [1. Л. 2]. Полученные в результате изысканий сведения обсуждались на заседаниях Императорского Русского Географического Общества [1. Л. 2-2 об.]. Финансировали изыскательные проекты сибирские купцы Сибиряков [1. Л. 12] и Фунтусов [1. Л. 5]. Следует отметить, что первоначально, еще до строительства канала, рассматривался вопрос об источнике финансирования для строительства. Инженер Сиденснер пытался убедить министра путей сообщения генерал-адъютанта Посьета в необходимости учреждения частного общества для строительства пути [2. Л. 1-5]. Однако эта просьба не была удовлетворена [2. Л. 40]. Государство само взялось за финансирование проекта, причем в тех объемах, которые считало возможным, но эти объемы далеко не всегда совпадали с потребностями строительства.

Временное управление работами по устройству Обь-Енисейского сообщения было организовано Высочайшим указом от 27 июня 1882 г. [3. С. 8]. В качестве вариантов места для размещения управления рассматривались Енисейск и Красноярск [3. С. 8]. Окончательное решение должно было утверждаться генерал-губернатором Восточной Сибири [3. С. 9]. Управление предполагалось сформировать из «...инженеров путей сообщения, чинов Министерства финансов и управления Генерал-губернатора Восточной Сибири и представителя от местного купечества» [4]. Временное управление обладало высоким статусом и имело тот же объем прав и обязанностей, какой был у департамента и техническо-инспекторского комитета шоссейных

и водяных сообщений [3. С. 9]. К концу 1884 г. по представлению министра путей сообщения был утвержден «Техническо-строительный отдел по устройству Обь-Енисейского водяного сообщения» [5]. Выбор места для вышеуказанного учреждения пал на Томск, возможно из-за слабости рынка рабочей силы в Енисейске, и для найма рабочих начальнику работ неизбежно приходилось бы выезжать в Западную Сибирь. В «Сибирской газете» по этому поводу было написано следующее : «Командированный для производства работ по соединению Енисейской системы с Обской инженер Аминов прибыл в Томск, для наемки рабочих, т.к. в Енисейске чувствуется недостаток рабочих рук, но и здесь тоже не нашлось охотников принять его предложения, и г. Аминов отправился далее в Колывань» [6]. Управление по устройству канала, разместившееся в конце концов в Томске [7, 8. С. 5], включало «техническо-строительный отдел, вольнонаемную администрацию, больницу и т.д.» [9]. Таким образом, строительство Обь-Енисейского соединительного пути действительно рассматривалось как стратегическое государственное мероприятие, осуществляющееся под непосредственным руководством МПС. Кроме этого, следует обратить внимание и на то, что управление планировалось разместить в пределах Енисейской губернии по согласованию с генерал-губернатором Восточной Сибири. Последнее может свидетельствовать о том, что канал позиционировался как стимул к развитию именно Восточной Сибири.

Во главе строительства стоял инженер - начальник работ, одновременно выполнявший функции и руководителя строительства, и завхоза. Автор статьи из журнала «Инженер» отмечал: «Нужно согласиться с тем, что он (хозяйственный способ ведения работ. - И.А.) затруднителен и, пожалуй, довольно неприятен для всех инженеров вообще и для начальника работ в особенности» [10. C. 375]. Закупки и поставки строительных материалов, оборудования, а также припасов, корма для лошадей, наем рабочих, доставка их к месту работ, организация для них жилья и, кроме этого, составление ежегодных отчетов чрезвычайно обременяли инженеров, зачастую не имевших опыта коммерческой деятельности [10. C. 376].

Поставки продовольствия для рабочих канала в первые годы его существования осуществлялись купцами Колосовым и Ицковичем согласно заключенным контрактам [11. Л. 39 об; 12. Л. 34]. Доставка производилась за казенный счет на пароходах, принадлежащих управлению канала. Ежегодно на канал выезжал представитель от Томской контрольной палаты [13], который «производил фактический контроль работ» [13].

По завершении строительства новый путь был передан в пользование ведомства путей сообщения в лице Томского округа путей сообщения, созданного в 1895 г. [14]. Обь-Енисейский канал был выделен в отдельный Обь-Енисейский участок, к которому позднее присоединили реку Енисей. Со временем судоходство на Енисее развилось настолько, что распространялось на все протяжение реки, а по количеству пароходов Енисей мог конкурировать с Обью и Иртышом. Обь-Енисейский канал оказался в этой системе лишним, его доля в участке выражалась только в названии. Руководство округа постепенно сокращало штат служащих канала. В августе 1912 г. инже-

нера Жбиковского переводят на другую должность, как «остающегося без дела вследствие упразднения Обь-Енисейского канала». В 1913 г. встал вопрос об исключении Обь-Енисейского канала из участка и переименовании самого участка в Енисейский [15. Д. 150. Л. 8]. Об этом в докладе инспектора судоходства при управлении томского округа путей сообщения было сказано: «Фактически судоходство на соединительном пути практически отсутствует, зато существует далеко за пределами участка» [15. Д. 150. Л. 8 об.]. Вопрос был отложен до «сформирования на соединительном пути особого штата» [15. Д. 150. Л. 10].

Уже с момента увольнения с должности начальника участка инженера Жбиковского имущество канала находилось в ведении начальника Обь-Енисейского гидрометрического района - инженера Чернецова [1б. Д. 22. Л. 490-491], затем Гаккеля [17. Д. 12б. Л. 120]. Несмотря на свертывание работ на канале и кажущееся прекращение его обслуживания, в 1914 г. на шлюзах канала содержались сторожа с жалованьем 34-3б рублей [18. Д. 290. Л. 28-28 об.], а инженер Гаккель изыскивал средства на ремонт пути [18. Д. 290. Л. 78]. Гидрометрический район был включен летом 1918 г. в Обский участок [19. Д. бб7. Л. 138]. Однако передача канала в другой участок никоим образом не отразилась на его работе. В 1918 г. при попытке провода через систему парохода «Первый» рабочие столкнулись с огромными трудностями, и было признано, что Обь-Енисейский канал находится в полуразрушенном состоянии [20. Д. 701. Л. 20-21, 24-24 об.]. В годы Гражданской войны канал продолжал действовать, на его поддержание выделялись деньги, в частности на «...заготовку продуктов и материалов, необходимых для казенной лавки Обь-Енисейского водного пути в зиму 1919-1920 гг.» [21. Д. 702. Л. 1б1—1б3]. Каналом в этот период заведовал инженер И. Целевич. Инженер Гаккель с 18 июля 1918 г. был переведен с поста начальника Обь-Енисейского гидрометрического района на должность начальника Обского участка Томского округа путей сообщения [22. Д. б14. Л. 20]. С приходом советской власти канал не был сразу закрыт: при образовании районных управлений по водному транспорту (Рупводов) канал был влючен в Томский рупвод, в границы которого входили «. реки Томь, Обь от устья Томи до пристани Сары-Чумыш, Чая, Кеть, Парабель, Вас-юган, Тым и Вах, а также Обь-Енисейский канал» [23. Д. б2б. Л. 54].

Помимо хозяйственной деятельности, на канале с 1911 г. [24. Д. 302. Л. 482] производились изыскательные работы, которые проводила Обь-Енисейская партия [24. Д. 302. Л. 243 об. - 244], под руководством инженера Е.В. Близняка [24. Д. 302. Л. 42б]. Партия занималась изысканиями возможного перспективного направления Обь-Енисейского пути, по другим рекам и параллельно собирала сведения о возможной реконструкции существующего пути.

Таким образом, канал по мере снижения его значимости в планах транспортного освоения Сибири, терял и в административном статусе - от сооружения, учрежденного императорским указом в 1882 г., до второстепенного участка Томского районного управления водного транспорта в 1920-е гг.

Литература

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 174. Оп. 1. Д. 6082.

2. РГИА. Ф. 174. Оп. 1. Д. 1524.

3. Сооружение Обь-Енисейского канала // Восточное обозрение. 1883. 1 сент.

4. Сибирская газета. 1883. 9 окт. .

5. Хроника // Восточное обозрение. 1885. 7 февр.

6. Сибирская газета. 1883. 15 мая.

7. Восточное обозрение. 1891. 3 февр.

8. Сибирская газета. 1888. 4 февр.

9. Восточное обозрение. 1890. 7 янв.

10. Очерк работ на Обь-Енисейском соединительном пути // Инженер: приложение к журналу Министерства путей сообщения. 1886. Кн. 9-10. Отд. III. С. 372-379.

11.Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 220. Оп. 1. Д. 53.

12.ГАТО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 57.

13.Местная хроника // Сибирский вестник. 1890. 5 авг.

14. Об учреждении томского округа путей сообщения // Восточное обозрение. 1895. 27 авг.

15.ГАТО. Ф. 134. Оп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.